Адаптированная программа учебного предмета «Письмо и развитие речи» для обучающейся 4 класса (VIII вид)
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Яркова Лилия Федоровна

Представлена адаптированная рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для обучения учащихся 4 класса 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo_i_razvitie_rechi_bunkova_olga_yarkova_lf.rar51.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский

Адаптированная программа учебного предмета

«Письмо и развитие речи»

для обучающейся 4 «д» класса (VIII вид)

2014 - 2015 учебный год

Учитель: Яркова Лилия Федоровна

Квалификационная категория: первая

Программа составлена в соответствии с Программами Специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида/под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2013.

Количество  часов по учебному плану на 2014-2015 учебный год: 136 часов

Рассмотрено на заседании школьного методического совета

Протокол № 1 от «28»  августа   2014г.

г. Советский

2014г.

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с Программами Специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида/под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2013.

Учебник: А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова, «Русский язык» 4 класс. - М.: Просвещение, 2002.  Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Программа построена по концентрическому принципу, особенность которого состоит в расчленении сложных грамматических понятий и умений на их составляющие элементы. Данный принцип позволяет постепенно увеличивать количество связей, лежащих в основе понятия, расширять языковую и речевую базу для отработки умений и навыков, создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.

Цель программы обучения:

  • расширение речевой базы учащихся, восполнение пробелов речевого развития;
  • подготовка к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом в старших классах.

Задачи программы обучения:

  • обучение правильному построению и употреблению в речи простых предложений.
  • целенаправленное обучение учащихся связной устной речи и первоначальным навыкам связной письменной речи;
  • формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;
  • совершенствование произносительной стороны речи;
  • формирование первоначальных языковых обобщений и познавательного интереса к языку;
  • уточнение, расширение и активизация словарного запаса.

Бунькова Ольга, обучающаяся 4 «д» класса, решением районной ПМПК выведена на обучение по адаптированной основной образовательной программе VIII вида для детей с умственной отсталостью.

Индивидуальные особенности обучающейся: низкий уровень наглядно-образного мышления, низкий уровень развития памяти, испытывает затруднения при запоминании, решении задач, не сформированы навыки счета.

У детей с умственной отсталостью отмечается замедленный темп восприятия. Умственно отсталым детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картинку, текст и т. п.). Умственно отсталые дети с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п. Отличительной чертой мышления умственно отсталых детей является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. У умственно отсталых детей более чем у их нормальных сверстников, выражены недостатки внимания:

  • малая устойчивость,
  • трудности распределения внимания,
  • замедленная переключаемость.

Исходя из особенностей обучающейся, обозначены следующие направления коррекционной работы на уроках:

– формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;

– уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;

– развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи);

– формирование интереса к родному языку, навыков учебной работы;

усвоение приемов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка).

Общая характеристики учебного предмета

Обучение предмету «Письмо и развитие речи» в 4 классе носит элементарно-практический характер. В процессе обучения у учащихся последовательно формируется умение анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал, давать простейшие объяснения. Обучающиеся приобретают начальные сведения о фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам,  ударных и безударных гласных, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких и т. д. Обучающиеся получают понятие о предложении, узнают, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Формируется умение составлять и различать предложения по интонации; учащиеся овладевают пунктуационными навыками постановки точки, знака вопроса, восклицательного знака. Понятие о предложении обучающиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составлении предложения из слов. Задача учителя дать понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основных грамматических тем в 5 классе. Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний. Совершенствуются графические навыки. В начальных классах звукобуквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу. В процессе практических упражнений изучаются различные разряды слов — названий предметов, действий, признаков.

В начальных классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и т. д. Задача учителя формировать навыки связных устных и письменных высказываний.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (контрольные работы и диктанты) и устный опрос.

Место учебного предмета в учебном плане

          В соответствии с учебным планом общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ на 2014-2015 уч. год (приказ ДОиМП ХМАО-Югры от 27.08.2014 г. № 1138) на изучение предмета «Письмо и развитие речи» в 4 классе отводится 4 часа в неделю, то есть 136 часов в год.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Предметные результаты освоения учебного предмета

Базовый

Минимальный

Учащиеся должны уметь:

- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;

-анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки,

-устанавливать последовательность звуков в слове);

-списывать рукописный и печатный текст целыми и словосочетаниями;

-писать под диктовку предложения и тексы (30-35 слов)

Учащиеся должны знать:

-алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

Учащиеся должны уметь:

-составлять нераспространенные предложения;

-устанавливать связи между словами по вопросам с помощью учителя;

-ставить знаки препинания в конце предложения после многократного

интонационного повторения, и используя карточку-подсказку;

-анализировать слова по звуковому составу (гласные, согласные, ударные,

безударные, количество букв);

-списывать рукописный и печатный текст целыми и словосочетаниями;

-писать под диктовку предложения и тексты (30-35 слов) после предварительной

словарной работы;

-ориентироваться в алфавите; находить

слова в алфавитном порядке в словаре

Содержание программы учебного предмета

Разделы

Кол-во часов

Краткое содержание раздела

Коррекционно-развивающая направленность

Повторение

(предложение)

8

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. Связь слов в предложении. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме.

Выражение в предложении законченной мысли.

Развитие умения концентрировать и удерживать внимание через чередование словесных, наглядных, практических методов обучения.

Развитие мышления на основе упражнений в обобщении

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении.

Звуки и буквы.

62

Алфавит. Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё,ю,я,и.   Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча,ща,чу,щу.   Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов.    

Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный).

Развитие мышления на основе упражнений в обобщении

Формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.

Уточнение и обогащение словарного запаса.

Развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи).

Слово.

42

Различение основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.    Имена собственные. Расширение круга имен собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.
Предлоги
до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими словами.      Разделительный ъ.
Родственные слова. Общая часть родственных слов (корень).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

Формирование умения планировать и контролировать свою деятельность через работу с планом, алгоритмом,  опорной схемой.

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

Усвоение приемов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка).

Предложение.

24

Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о  ком  или о чем  говорится, что говорится.
Упражнения в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам.
Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

Развитие мышления на основе упражнений в обобщении

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении.

Развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи).

Учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса

Литература

  1. Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе»; М.,2006.
  2. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Дидактические игры на уроках русского языка в

     1 – 4 классах вспомогательной школы ». – М., 2008.

  1. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Сборник диктантов для вспомогательной школы». – М., 2005.
  2. Волина В. «Занимательное азбуковедение». – Москва, «Знание», 2004г.;
  3. Воронкова В.В. «Обучение грамоте и правописанию в  1 – 4 классах вспомогательной школы». – М., 2008.
  4. Карпова Е.В. «Дидактические игры в начальный период обучения». – Ярославль, 2009.
  5. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. «Методика обучения русскому языку в начальных классах» - М., 2009.
  6. «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы»./ Под ред. В.Г. Петровой; М., 2007.
  7. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка»

Технические средства

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. 
2. Магнитная доска. 
3. Персональный компьютер с принтером. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету "Письмо и развитие речи". 2 класс. Школа VIII вида.

Программа включает три раздела:1. Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место предмета в учебном плане, цели изучения.2. Основное содержание с распределением учебных часов по отдельным ...

Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс

Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс, для учащихся коррекционной школы, 8 вида...

Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс

Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс, для учащихся коррекционной школы, 8 вида...

Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс

Рабочая программа учебного предмета: "Письмо и развитие речи", 4 класс...

Адаптированная программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» 4 класс (VIII вид)

Представлена адаптированная рабочая программа и календарно-тематическое планирование учебного предмета "Чтение и развитие речи" для обучения детей 4 класс 8 вида....

Адаптированная образовательная программа по предмету «Письмо и развитие речи» 4 класс, VIII вид

Адаптированная образовательная программа по предмету «Письмо и развитие речи» в 4 классе составлена в соответствии с основной адаптированной общеобразовательной программой на 2015 – 2016 учебный год и...

Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....