Синонимы Антонимы закрепление 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Чувьюрова Татьяна Васильевна

Данный урок подходит для закрепления тем Синонимы и антонимы во 2 классе. Также разработана презентация к уроку. Программа Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinonimy_antonimy_zakreplenie_2_klass.docx29.9 КБ
Файл otk.pptx840.26 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

«Антонимы. Синонимы»

Цель урока: учить подбирать синонимы, антонимы.

Планируемые результаты:

Предметные: -  создать условия для развития у учащихся умения:

                         -  использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в  

                         ходе монолога, диалога;

                         - находить слова-синонимы, слова-антонимы в тексте;

                         - работать со словарем;

                         - осуществлять самоконтроль при списывании посредством  

                         орфографического чтения.

Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной  

                         деятельности.

Коммуникативные Универс Уч Действ: - Уметь оформлять свои мысли в устной форме, составлять  

                                               вопросы по теме урока;

                                             - слушать и понимать речь других;

                                             - совместно договариваться о правилах работы в группе.

                                             - Уметь анализировать объекты

                                             - Выделять общие признаки

                                             - Формулировать понятие

                                             - Сравнивать объекты (находить общее и отличия)

                                               - Обобщать

                                               - Искать  информацию в словаре синонимов.

                                               - Контролировать и оценивать процесс и результаты

                                                деятельности

Регулятивные УУД: -  Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью

                                         учителя; проговаривать последовательность действий на            

                                         уроке;  работать по коллективно составленному плану;

                                        - оценивать правильность выполнения действия на уровне    

                                         адекватной ретроспективной оценки;

                                       - планировать свои действия в соответствии с поставленной  

                                         задачей;

                                        - вносить необходимые коррективы в действие после его

                                         завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных

                                         ошибок; высказывать своё предположение. 

Ход урока:

  1. Организационный момент

    Прозвенел звонок для нас.
    Мы тихонько вошли в класс.
    Поздоровались учтиво.
    За парты сели прямо и красиво.

Всем добрый день! Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними! Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения.

 Сегодня я приглашаю вас в удивительный, необыкновенный, волшебный, загадочный мир слов. И урок сегодня будет необычным. Мы будем юными исследователями. А исследователи это кто? (Люди, которые исследуют что-то..)

- Сегодня мы будем работать в группе. Группа – это когда несколько человек решают одну задачу или проблему. Для этого мы уже сели по группам. Это будет у нас команда. А в команде кто должен быть главным, отвечающим за своих друзей, членов команды (Командир). Итак, выбираем командира и вперёд!

2. Вот я написала на доске 3 слова: надо, хотим, можем. Предлагаю вам высказать свои мнения о том, что нам надо делать на сегодняшнем уроке, что мы хотим делать на уроке и что мы можем делать.

(Учитель выслушивает мнения, высказывания детей).

На доске:

надо

хотим

можем

хорошо

учиться

записать

думать

победить

вычислять

стремиться

узнать

отгадывать

отлично

 

отвечать

активно

 

запоминать

 

 

работать в группе

 

 

дружить

- Эти слова мы написали не просто, это будет нашим договором сегодняшнего урока.

- А прежде чем мы будем что-то исследовать, открываем тетради, пишем сегодняшнее число, классная работа. Нам нужно размять пальцы, и провести мин. Чистописания.

С с А а Са Ас собака

2. Чтобы узнать тему сегодняшнего нашего урока, вам нужно разгадать кроссворд, который у вас на столе.

Я читаю вам пословицы, вы должны ее закончить.

-    Кто хочет много знать, тому надо мало ::.(СПАТЬ)

    Как аукнется, так и ::(ОТКЛИКНЕТСЯ)

    Правда в огне не горит и в воде не ::.(ТОНЕТ)

    Корень учения горек, да плод его ::.(СЛАДОК)

    Один за всех и все за ::. (ОДНОГО)

    Нет друга - ищи, а нашёл - ::.. (БЕРЕГИ)

    Родная сторона - мать, а чужая - :::(МАЧЕХА)

    Худой мир лучше доброй :::(ССОРЫ)

- Прочитайте, какое слово у вас получилось по вертикали.

(СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ). Сформулируйте тему нашего урока.

- Сегодня тема нашего урока "СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ- закрепление"

Задание для 1 команды

с

п

а

т

ь

о

т

к

л

и

к

н

е

т

с

я

        

т

о

н

е

т

с

л

а

д

о

к

        

о

д

н

о

г

о

б

е

р

е

г

и

м

а

ч

е

х

а

с

с

о

р

ы

 

Задание для 2 команды

        

с

п

а

т

ь

о    т

к

л

и

к

н

е

т

с

я

        

        

т

о

н

е

т

с

л

а

д

о

к

о

д

н

о

г

о

б

е

р

е

г

и

м

а

ч

е

х

а

с

с

о

р

ы

 

Что же такое синонимы? Что такое антонимы?

Постановка проблемы.

- У меня для вас маленький подарок. Сегодня я принесла рассказ о стране лилипутов. Вы знаете кто такие лилипуты? (Это маленькие человечки).

- В стране лилипутов было всё маленькое: маленькие дома, маленькие улицы, маленькие деревья, маленькие животные, маленькие машинки...(небольшая пауза) (слайд 1)

- Нравиться ли вам мой рассказ? А можно я дальше продолжу: маленькие магазинчики... (нет, много раз повторяете слово “маленькие”).

- Как можно сделать так, чтобы он понравился вам? (изменить).

- А можно ли рассказ как то изменить, чтобы вам или другим понравился? (Да, поменять слово “маленькие” на другое слово).

3. Актуализация знаний.

- Итак, юные исследователи, давайте ставим цель нашей работы (учитель пишет на доске – Цель:   сделать новый рассказ).

- Для того чтобы достичь цели, нам необходимо определить план нашей исследовательской деятельности. Для этого я вам даю такие карточки со словами: искать, наблюдать, думать, экспериментировать, контролировать, наблюдать.

- Для того чтобы достичь цели, нам необходимо определить план нашей исследовательской деятельности. Для этого я вам даю такие карточки со словами: искать, наблюдать, думать, экспериментировать, контролировать, наблюдать.

http://festival.1september.ru/articles/634807/img1.gif

- Эти слова не простые. Это то, что нужно для нашей исследовательской деятельности. Вы должны ставить их в том порядке, каком должен идти наша исследовательская деятельность.

(ученики по группам упорядочивают карточки со словами).

В идеале это должно выглядеть так:

1. Думать

2. Искать

3. Экспериментировать

4. Наблюдать

5. Контролировать

6. Оценивать.

После того, как слова будут стоять в определенном порядке, учитель показывает слайд 2.

- А теперь мы будем выяснять что мы будем думать, искать, экспериментировать, наблюдать, контролировать и оценивать. То есть будем уточнить наши действия.

(учитель сразу печатает на слайде ответы детей, т.е. ответы которые наиболее подходят по смыслу).

Слайд 3

1.Думать

О рассказе.

2.Искать

Подбираем слова, чтобы заменить слова “маленькие”.

3.Экспериментировать

Составляем новый рассказ.

4.Наблюдать

За рассказом.

5.Контролировать

Правильно ли составили рассказ.

6.Оценивать.

Нашу работу.

4. Разрыв между знанием и незнанием.

- Итак, так как мы думаем уже о рассказе, наша задача уже искать и экспериментировать.

(Работа в группах. Каждой группе дается лист А4, цветной карандаш, фломастеры).

- Сейчас вы будете искать слова для замены, чтобы получился свой рассказ. А также будете делать пиктограмму. Что такое пиктограмма вы уже знаете (Изображение в виде рисунка или символа). 1группа ищет слова синонимы, а 2 группа – слова антонимы.

- Командиры распределяем роли: кто будет писать, а кто рисовать, что удачнее получился проект.

Слайд 4.

5. Контроль.

- Итак, группы закончили свой проект рассказа. Выбираем выступающего и выходим по одному, чтобы защитить свой проект рассказа “страна лилипутов”. А остальные наблюдаем за рассказами, контролируем: правильно ли составлен рассказ.

Образец работы:

В стране лилипутов всё было маленькое: крохотные дома, малюсенькие улице, низенькие деревья, миниатюрные животные...

(группы по одному защищают свой проект).

- Чей рассказ понравился? Давайте, наблюдаем – всё ли маленькое?

(если подобраны другие по смыслу слова уточняются).

    Слушаем вторую команду. У вас получился рассказ «страна великанов»

В стране великанов все было большое: огромные дома, громадные улицы, …                                   

6. Поиск ответа на поставленный вопрос.

- Подведем итог. У нас какая проблема была?

(Заменить слово “маленькие”  словами-синонимами, и словами-антонимами).

- Что получили?

(Нашли разные слова, которые заменили одно слово “маленькие”).

- То, что мы сказали, будем писать.

(Учитель пишет на доске, ученики в тетрадях).

Маленькие –

А в русском языке это явление будет называться синонимами.

Синонимы – это когда несколько слов имеют одно понятие.

Маленькие – великий, огромный, громадный, огромный.

Это слова антонимы.

Интеграция на коми язык.

Мы с вами уже второй год изучаем коми язык, и знаем уже много слов.

Сейчас ваша задача, этот рассказ, который у вас получился. Перевести на коми язык. Я вам дам начало рассказа, а вы продолжите.

Ичот карын волi ставыс ичот: и керкаяс, и уличаяяс, и пуяс, и пемосъяс.

Ыджыд карын волi ставыс ыджыд:

9. Подведение итога работы.

- О чём сегодня говорили? (О синониме и антониме).

- Какую работу выполняют синонимы? (Они позволяют нам не повторяться, нашу речь делаю богаче).

-А какую работу выполняют антонимы?

- Принимаем ли исправленные работы, то есть ваши проекты рассказа? (Да).

- Делаем вывод: синонимы и антонимы нужные вещи.

- Мы соблюдали ли наш договор?

- Вы удовлетворены своей работой, своим проектом рассказа?

(Рефлексия учащихся).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Звенит звонок, начинается урок 1

Слайд 2

Страна лилипутов

Слайд 3

1.Думать 2.Искать 3.Экспериментировать 4.Наблюдать 5.Контролировать 6.Оценивать.

Слайд 4

1.Думать О рассказе. 2.Искать Подбираем слова, чтобы заменить слова «маленькие». 3.Экспериментировать Составляем новый рассказ. 4.Наблюдать За рассказом. 5.Контролировать Правильно ли составили рассказ. 6.Оценивать. Нашу работу.

Слайд 5

В стране лилипутов всё было маленькое: __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________

Слайд 6

В стране великанов всё было большим: __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________

Слайд 7

Ичӧт карын ставыс вӧл i ичӧт: _ичӧт _керкаяс______________________ _ичӧт _уличаяс___________________ _ ичӧт _пуяс_______________________ _ ичӧт __пемӧсъяс_______________________ _ ичӧт _машинаяс_______________________

Слайд 8

Ыджыд карын ставыс вӧл i ыджыд : _ыджыд керкаяс________ _ыджыд уличаяс____________ _ыджыд пуяс________________ _ыджыд пемӧсъяс____________ _ыджыд машинаяс____________

Слайд 9

мне было интересно … я научился … особенно понравилось …. оказалось неожиданным… Сегодня на уроке

Слайд 10

Молодцы! Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Синонимы и антонимы" 3 класс

"Русский язык" 3 класс Рамзаева Т.Г....

тест "Значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы." Русский язык. 2 класс

Тест можео использовать на уроках русского языка для контроля освоения тем, связанных с лексикой....

Роль имен существительных в предложении и в речи.Многозначные слова.Синонимы.Антонимы. 4 класс.Программа "Школа 2100"

Роль имен существительных в предложениях и в речи.Многозначные слова.Синонимы.Антонимы. Программа "Школа 2100" 4 класс....

Проект урока русского языка с учётом требований системно-деятельностного подхода к обучению во 2 классе по программе «Школа России» Тема: "Синонимы, антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов",

Урок разработан в соответствии требований стандартов второго поколения. Содержит исследовательско- поисковую деятельность учащихся, игровые творческие задания, разноуровневый подход к  выполнению...

урок «Закрепление значения русского слова: многозначность, переносное значение, синонимы, антонимы».

Данный урок  в разделе  «Какими бывают лексические значения» третий по счету. Урок был насыщен разными занимательным заданиями, расширяющие кругозор детей, разнообразными видами деятель...

Открытый урок по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" тема "Слова близкие и противоположные по смыслу (синонимы,антонимы).Закрепление"

Урок по русскому языку во 2-м классеТема урока:«Слова близкие и противоположные по смыслу (синонимы,антонимы).Закрепление»Закрепление знании по теме «Синонимы, антонимы», ...

Контрольная работа по русскому языку по теме " Значение слова.Синонимы.Антонимы" 2 класс

Контрольная работа  по русскому языку по теме " Значение слова.Синонимы.Антонимы" 2 класс.Состоит из 7 заданий....