мнемоника
статья по русскому языку (3 класс) на тему

Плисюк Ирина Николаевна

Приемы работы, способствующие запоминанию учебного материала младшими школьниками на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnemonika.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы работы,  способствующие запоминанию учебного материала младшими школьниками на уроках русского языка

Цель. Обобщить приемы работы, способствующие легкому и качественному запоминанию учебного материала младшими школьниками.

Задачи.

1.Описать использование мнемотехнических приемов запоминания в работе с младшими школьниками.

2.Экспериментальным путем проверить эффективность использования мнемотехнических приемов запоминания при изучении слов с непроверяемыми орфограммами.

 Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей,  как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учеником целый ряд задач, несвязанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Успешность обучения в школе определяется в основном тем уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. По данным Иркутского областного центра медицинской профилактики,  в настоящее время  здоровыми начинают обучение всего лишь 1/4 часть детей (20-25 процентов). Тревожная статистика заставляет задуматься, как же сохранить здоровье школьников за время учёбы. В потоке современной жизни на каждого человека обрушивается лавина информации, и нам приходится что-то запоминать, а что-то “отбрасывать”. Но информации становится все больше и больше, что служит причиной возникновения острых проблем (например, перегрузка учащихся). Если взрослый человек испытывает затруднения в запоминании большого объема информации, то младшему школьнику, у которого память находится на очередной стадии развития, запомнить объемную по содержанию информацию еще сложнее.

  Однажды шел по лесу мудрец. Он увидел лесоруба, пилившего огромное

дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже давно, сильно

устал, а результат был очень невелик. “Что ты делаешь?” – спросил мудрец.  

«Не видишь, я работаю!” – сердито ответил лесоруб. “ Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее”, - посоветовал мудрец. “ Не мешай, мне некогда, мне работать надо”, - ответил упрямый лесоруб. Ситуация, представленная в данной притче хорошо знакома всем, кто работает в школе учителем. Зачастую, проводя до тысячи уроков за один только учебный год, сталкиваемся с проблемой лесоруба. Как разрешить её? Как научить ребенка запомнить объемный учебный материал не навредив его здоровью? Один из возможных путей представлен в данной работе.

Обучение в начальной школе имеет свою специфику. Мы работаем с маленькими детьми, которые быстро устают от однообразия ежедневной работы. Единственный выход из создавшейся ситуации - хорошее владение  приемами запоминания и тренировка памяти.

Приемами запоминания люди интересовались с древних времен. Еще до начала нашей эры в древней Греции существовала особая наука — мнемоника. Она представляла собой собрание различных приемов запоминания посредством таблиц, ранее усвоенных слов и фраз, условных знаков, стихов, с которыми связывался запоминаемый материал. Этот метод так же можно  использовать на уроках по разным предметам, например, на уроке математики для заучивания таблицы, путем создания  рисунков и рассказов, иллюстрирующих примеры на умножение. Я подробно  расскажу о приемах запоминания,  используемые мною на уроках русского языка. Начиная  с 2003 года,  я начала подбирать и  систематизировать рабочий  материал по теме.   А с 2006 года - практически использовать его в своей работе.  

  Каждый учитель начальных классов знает: набирая первый класс, его ждут

неизбежные детские слёзы над “Прописями”, огорчения из-за кривых букв,

залезающих за строчки.  Приходит время учиться писать буквы. А тут столько новых элементов, соединений. Как же всё запомнить? Сегодня писали, тренировались, а завтра вдруг забыли: как писать эту букву? И начинаем повторять, тренироваться снова. А между тем бессмысленное повторение и упражнение не только нецелесообразно, но и тормозит формирование навыка.  Учителя прекрасно знают, что чем больше способов мы найдём, способствующих узнаванию и запоминанию материала, тем лучше для ребёнка. Ведь наши ученики такие разные: одному достаточно увидеть и запомнить, другому нужно услышать, а третьему - потрогать. Вот потому так важно на уроках письма использовать приёмы, помогающие узнать, запомнить каждому ученику: и визуалу, и аудиалу, и кинестетику.
  Закрепить и проверить умение писать буквы можно разными способами. Моим ученикам нравятся такие:

  • письмо пальчиком по букве, вырезанной из бархатной или наждачной бумаги
  • письмо мокрым пальчиком на доске;
  • письмо пальчиком на ладошке (глаза закрыты);
  • письмо пальчиком на спинке товарища, а он должен узнать, какую букву “написал” его товарищ.

  Чтобы образ буквы остался в памяти детей надолго, на уроке мы не только водим пальчиком по карточке, но и слушаем забавные истории. Ребенок слушает сказку, а её сюжет построен так, что все действия, совершаемые ребёнком, проговариваются, т.е. имеют сюжетный рисунок, он учится писать букву, запоминая трудные элементы буквы. На фоне сказки снижается психологическая нагрузка, ребёнку просто интересно играть с буквой, а между тем незаметно для ребёнка идёт обучение. В результате нет страха перед написанием новой буквы. В книге Е. Н. Потаповой «Радость познания»  описываются  такие мнемонические приемы запоминания. Предлагаю некоторые сказки, которые помогли моим ученикам запомнить написание букв.

Письмо буквы “б

Отгадайте загадку:

На ветке не птичка.
Зверёк невеличка.
Мех тёплый, как грелка.
Кто же это?.....
(белка)

        Жили в лесу Мама-белка и её сынок. Мама ушла собирать грибы, а сынку велела сидеть в дупле и ждать её. Ждал, ждал её сынок, но вот надоело маленькому бельчонку сидеть в дупле. Захотелось ему посмотреть вокруг. Мама-белка не велела ему высовываться из дупла, но её сейчас нет дома, и бельчонок выглянул из дупла. Смотрит вокруг: “Нет ли мамы?” (обводим пальчиком овал). А затем по стволу побежал вверх и сел на веточку. (Ведём пальчиком вверх и в сторону).
Написали букву “б”
- Ай да, шалунишка!

Письмо буквы “Б”.

 Вчера мы говорили о бельчонке-непоседе. Он не слушал Маму-белку.
- Как вы думаете, что могло с ним произойти?
(высказывания детей)
- Какой совет дадите бельчонку?
(Маму надо слушать). Вы знаете, что осенью белки собирают грибы, шишки и делают запасы на зиму. Вот Мама-белка сорвала шишку и стала спускаться по стволу дерева вниз (ведём пальчиком по прямой линии вниз). Но, вдруг, она увидала у самых корней красивый грибок. Спустилась до самой земли, сорвала грибок и по обратной стороне ствола дерева побежала прятать в дупло (обводим пальчиком петлю и полуовал).
Молодец, белочка! Можно и отдохнуть. Прыгнула Мама-белка на самую высокую ветку
(ведём пальчиком по прямой линии с закруглением).
Написали букву “Б”.

Письмо буквы В

Ворона и воронёнок.

Скороговорка: ворона воронёнка выучила верёвки вить.

 Воронёнок мечтал стать моряком. А моряку надо уметь вязать морские узлы. Стал он просить маму научить его вязать морские узлы. Но Мама-ворона умела только верёвки вить и вышивать. Вот и научила своего воронёнка верёвки вить. Смотрите, как красиво получилось у воронёнка! Хотите и вы так научиться? Давайте будем учиться (ведём пальчиком, обводя элементы буквы “В” и “в”).

Сказка про дятла.

Письмо буквы “д”.

Чистоговорка:

Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил как долотом.
День долбил, два долбил -
Дырку в дубе продолбил.

  Дятел Данила большой мастер в строительстве домиков. Но сначала он чертит чертёж: само дупло (обводим пальчиком овал), ствол дерева (прямая линия) и отходящая от него ветка для отдыха (петля). Вот так дятел Данила будет строить домик.

Колокольчик и котик.

Котик проснулся рано. Лежит и сладко потягивается: одну лапку тянет сверху вниз (прямая линия вниз), другую лапку протянул вверх и в сторону (линия верхи закругление), задние лапки согнул в коленочках, а носочки – вверх (прямая линия с закруглением вверху и внизу). Написали букву “к”.
Хорошо потянулся котик. Пошёл он в сад. Видит, колокольчики в саду выросли. Подошёл поближе. Какой красивый цветок: из земли к солнышку тянется тонкий стебелёк, от стебелька в сторону наклонилась веточка, на ней скоро расцветёт цветок, а от него вниз изогнулся листок
(обводим пальчиком букву). Долго любовался котик цветами.

Сказка про муравьишку.

-Сегодня на уроке мы будем учиться писать новую букву. А поможет нам маленький лесной житель. Как его зовут? (муравей) Однажды маленький глупый муравьишка заблудился среди травинок. Смотрит он, а солнышко уже низко, скоро ночь. Страшно стало ему. - Поможем ему найти дорогу домой?
Приготовили пальчик и по травинкам “побежали” с муравьишкой домой в муравейник. Опустился муравьишка с пенёчка, а затем пополз по травинке вверх, смотрит: “Где же дом?”
(обводим пальчиком первый элемент буквы).
- Нет, не видать! Спустился вниз и опять пополз вверх по травинке.
(обводим пальчиком следующий элемент буквы). Добрался до самого верха: “ Вон и

домик родной”. Скатился по травинке вниз: “ Вот и дом!” Скорее забежал в

домик. Написали букву “М.м.”

Письмо буквы “р”.

“Буква “р” - на мачте флаг
Вдаль плывёт, качаясь так”.
Наш маленький кораблик ждёт большое путешествие. Мы с вами тоже отправимся в путешествие.
- Поднять флаг!
Пишем ручку для флага
(ведём пальчиком по прямой линии вниз). А теперь покажем, как флаг качается на ветру (обводим пальчиком второй элемент).

Письмо буквы “Р”.

- Когда идёт дождик, то нам помогает зонтик. А вот у сказочного героя Оле - Лукойе было несколько зонтиков. Один был цветной, нарядный, а другой – серый, однотонный. Когда он разворачивал разноцветный зонтик, ребятам снились хорошие добрые сны, а когда разворачивал простой зонтик – спали дети и не видели ни каких снов. Посмотрите, буква “Р” тоже похожа на зонтик. Будем писать аккуратно и красиво, Оле – Лукойе развернёт над нами разноцветный зонтик. (обводим пальчиком элементы буквы “Р”).

Сказка о Дюймовочке

Письмо буквы Д

- Кто знает эту героиню сказки?   - А почему её так назвали?  Однажды Дюймовочка осталась одна, и ей пришлось ночевать в лесу. Ночью бывает холодно и страшно в лесу. Взяла девочка листочек и накинула его на голову, как капюшон. Не видно стало Дюймовочки и только туфелька выглядывает из под листочка – накидки. Покажите, как Дюймовочка укрылась листочком  (обводим пальчиком элементы буквы “Д”).

В дальнейшем,  опираясь на данный опыт, я тоже стала сочинять рассказы, сказки, помогающие быстрому запоминанию букв. Вот некоторые  из них.

Письмо буквы З з

 Первоклассница Зоя в воскресенье ходила в зоопарк.  Она с интересом наблюдала за животными.  И вдруг она увидела в клетке огромного быка. Зою поразили его рога, большие, сильные. Вот один (пальчиком обводим верхний полуовал), вот другой (пишем нижний полуовал). Это был зубр – дикий свирепый бык. Зубр – значит рогатый. Рядом в клетке  находилось еще одно животное с красивыми толстыми рогами.  Это был снежный баран. Один рог у него был обломан,  вот такой ( пишем верхний полуовал). Рога у снежного барана растут постоянно, закручиваясь на концах. Поэтому другой рог был вот такой длинный  и закручивался петелькой (пишем нижний элемент). В борьбе обычно побеждает  баран с наиболее длинными рогами. Вот так и написали буквы Зз.

Буквы Ш ш

     Посмотрите, какие красивые и полезные животные населяют нашу планету. Это змеи. Змеи приносят большую пользу работникам сельского хозяйства, так как истребляют грызунов. Наша змейка Ш-Ш отправилась на охоту. У нее очень плохое зрение, и добычу она отыскивает по запаху, Посмотрите, как она приподнялась над землей (обводим первый элемент), старается уловить запах добычи. Змейка Ш-Ш очень торопится, при движении ее туловище изгибается волнами, вот так (обводим последние элементы, 2 палочки с закруглением внизу).  На какую букву похожа  змейка Ш-Ш?

Сказка про гномика Геру

         Гномик Гера часто болел. Как вы думаете, почему? Правильно, он не занимался спортом, не закалялся, а только лежал и смотрел хоккей по телевизору в своем лесном домике. Однажды в одной из передач он посмотрел, как много  лет назад вместо клюшки и шайбы палками гоняли по льду пустую консервную банку. Так родился хоккей. Гере стало очень стыдно. Ведь в их лесном магазине  продается настоящий спортивный инвентарь. Назавтра папа купил гномику и его брату 2 клюшки. Вот какие. (обводим пальчиком элементы буквы Г) С тех пор Гера стал лучшим  спортсменом  леса и никогда не болел. Ай да молодец!

    Результаты работы:

  • большая самостоятельность детей;
  • отсутствие страха перед новой буквой;
  • нет забывания уже изученных букв, т.к. достаточно иногда одного слова (пример: белочка) и образ буквы (б) всплывёт в памяти ребёнка;
  • легко читают как печатный, так и письменный текст.

По мере изучения букв, описанным выше способом проводились проверочные работы на усвоение написания букв:

  1. Письмо букв под диктовку
  2. Восстановление буквы по заданным элементам.
  3. «Полубуковка»

Были получены такие результаты:

2 четверть – 85% усвоения; 3 четверть -  95%; 4 четверть – 100%.

Начиная с 1 класса  словарно-орфографическую работу строю с опорой на ассоциативную память ребёнка, учу детей пользоваться различными видами ассоциаций для запоминания правил, написания слов, не проверяемых в современном языке.

 Вначале  были тренировки по  установлению ассоциаций.

Задание 1. Выпишите только те пары, в которых слова легко «подружить» между собой.

оса — крылья        машина — гудок

липа — лист        облако — лев

ворона — рябина        кот — ведро

дом — краска        круг — шина

песок — игра        песня — звук

Проверка. Учащиеся должны рассказать, как они устанавливали «контакт» между словами каждой пары. Например: оса и крылья (крылья есть у каждой осы), машина и гудок (машина издает гудок), липа и лист (липа осенью и последний лист), песня и звук (поешь песню — получаются звуки).

Задание 2. Придумайте, как «подружить» остальные пары слов. Примерные ответы: Ворона может сидеть на рябине; дом решили покрасить, в песочнице можно играть; облако похоже на льва; кот залез в ведро; круг

напоминает колесо, у которого есть шина.

Задание 3. Прослушайте 10 пар слов, подружите слова между собой и запомните, кто с кем «дружит». Сложность в том, что вам придется потом вспоминать «друга» того или иного слова и именно его записывать в тетрадь. Например, учитель произносит нога, а вы пишете обувь, слышите слово лицо, а пишете его пару — нос и т. д.

Требования к ассоциативному образу:

а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Ассоциативная связь может быть по цвету, форме, действию, материалу, количеству,…

б) Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове. Но  нельзя навязывать ученику свои ассоциации, так как ценность данного приёма в "наличии у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма"

Приведу некоторые приемы, способствующие запоминанию учебного материала, которые я применяю на своих уроках.

1. Первый из них приём образования смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.

Кто не помнит,  как легко можно выучить последовательность цветов радуги?

«Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Название цвета начинается на ту же букву, что и слова в предложении.

 «Иван Родил Девчонку, Велел Тащит Пелёнку!» — и здесь

последовательность букв помогает установить порядок следования: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.                                                                                

2.  Еще один приём – Ритмизация, то есть перевод информации в стихи, песни, рифмованные или ритмизованные строки.

Если после корня – а,                        

 В корне будет и всегда!                    
Вот пример запоминай:
“Ноги вытер? Вытирай!”

Стихотворные строки, вида:

Трудные учить слова

Помогает нам игра.

Петуха назвали "Петя" -

Петь он любит на рассвете.

А медведь, наоборот,

Петь не любит, любит мёд.

 Если буква гласная вызвала   сомнения,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Ты ее немедленно ставь под ударение!  

3. Приём «Выстраивание сюжетной линии»

Например, надо запомнить набор слов:

Рябина, глаза, лев, ведро, краска, гудок, игра, лист, шина, звук. Путем придумывания всевозможных сказок, рассказов, шуток, небылиц увязываем слова  в  одно целое. Сочинения могут получаться не очень содержательными, а то и вовсе лишенными смысла – это неважно. Главная цель такой работы – запомнить ряд слов. Например, это может быть такая несуразица: Лев взял ведро с краской и покрасил листья рябины. Вдруг он услышал  звук гудка,  Подняв глаза, он увидел шину, которая летела на него . Это была такая игра!

Таких композиций можно насочинять сколько угодно.

4.  Метод Цицерона.

Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую необходимо запомнить, расставляете мысленно по ходу движения. Вспомнить её вы сможете вновь, представив ту же комнату, —

где всё будет на тех же местах, пройдёте по маршруту и соберёте всё, что

 «оставили» в прошлый раз.

 В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. Сделать процесс усвоения слов с непроверяемыми написаниями более эффективным - задача сложная и трудоёмкая, требующая от современного учителя большой творческой работы.

 С особым  успехом использую в своей работе прием «усиления» орфограммы. «Усилить» орфограмму— значит сделать более ярким, или «уярчить», то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается. «Усиление» требует большой творческой активности учащихся.

Этапы работы по «усилению»

  1. Выделение трудной орфограммы.

Постановка перед учащимися проблемы:  как «уярчить» орфограмму? Как лучше запомнить именно эту букву? Как помочь своей памяти?

  1. Самостоятельный  поиск  учащимися  способов усиления».

3)Коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов.

4) Выбор   каждым   учащимся   индивидуального приема запоминания.

Чтобы достичь желаемого результата запоминания, ребенок должен не просто ставить себе целью запомнить что-либо, а, зная особенности своей памяти, уметь выбрать такое индивидуальное средство, которое приведет к успеху.

Существует немало способов, чтобы «уярчить» орфограмму,  привлечь   к   ней   особое   внимание.  Орфограмму можно нарисовать, пропеть, протанцевать, «одушевить», на нее можно обидеться, рассердиться или гордиться ею, ее можно считать «другом» (если написание орфограммы совпадает с произношением) и, наоборот, «неприятелем (если она пишется не так, как слышится), ей можно задавать вопросы и заставить ее отвечать. Выбор способа «усиления» зависит от характера орфограммы: чем труднее буква запоминается, тем большего внимания она к себе требует, тем большим количеством ассоциативных связей она должна «обрасти» и тем больше видов памяти (образной, эмоциональной, двигательной и т. д.) на нее должно «поработать».

  Поговорим подробнее о некоторых эффективных способах «усиления» орфограммы:

1) Написание в слове запоминаемой буквы по аналогии с внешним видом самого предмета; Например, в словах одуванчик, ромашка, пуговица, копейка, монета, ремень, кофта непроверяемые орфограммы о, е, ф напоминают своим очертанием внешний вид самого предмета: одуванчик, ромашка, пуговица, монета, копейка сами круглы, как буква о, которую в них надо запомнить; ремень опоясывается вокруг талии в виде буквы е; кофта (если она с рукавами-фонариками) фасоном напоминает ф.

Запоминание будет эффективно, если эти слова ребята запишут в свои словарики необычно — на месте запоминаемой орфограммы нарисуют сам предмет.

2) Подбор ассоциативных рядов, например: Автобус – авАрия, адрЕс – конвЕрт, кОнцерт – нОта и т.д.

3)Составление ребусов;

«Уярчение»  путем составления ребусов

4) Заучивание обобщенным способом  

 Психологи называют этот прием «вешалкой»: знаю написание одного слова -  «вешаю» на него другие слова, которые пишутся с той же орфограммой.

 В кАстрюлю положим – кАпусту,  кАртофель,  кАртошку.

В кОрзину – гОрох, кОлбасу , сОсиску и мОрковку.

5)Возвращение в забытую этимологию слова.

 «Усиление» орфограммы путем возвращения в забытую этимологию слова. Для этимологического экскурса отбираются слова только тогда, когда обращение к истории слова помогает найти самого нужного «родственника» — проверочное слово для орфограммы, которая без него считалась непроверяемой. Оказывается, например, что ныне непроверяемая е в слове береза может быть проверена словом белый, так как этимологический словарь гласит, что дерево это названо так за цвет ствола; а непроверяемая о в богатый — словом Бог, потому что эти слова были когда-то однокоренными.

  При возвращении к истокам слова происходит понимание детьми сущности современных слов, обогащение словарного запаса. Поэтому при «уярчении» подобным образом учителю следует делать установку на запоминание не только правописания слов, но и их происхождения.

БАЛКОН -   от слова балка (из Италии) — помост, устроенный  на заложенных в стену балках.

БОГАТЫЙ -  слово связано со словом   Бог. Прежнее значение слова было таково: «наделенный свыше всякими благами счастливец».

БОТИНОК -  от слова боты. В  переводе с французского «ботт» — сапог.

ДЕЖУРНЫЙ -  по-французски «де жур» означает « на тот день».

ДНЕВНИК -   в переводе с французского «ежедневный» и т.д.

Для закрепления ассоциативных связей между современными словами и их «предками»  провожу двойные или взаимообратные диктанты.

Вариант 1. Записать слова под диктовку учителя, а рядом с ними, уже по памяти, приписать их далеких «родственников». Например, к диктуемому слову дневник ученики приписывают слово ежедневник.

Вариант 2. По проверочному слову или по рассказанной учителем ситуации, связанной с происхождением слова, учащиеся должны вспомнить соответствующее слово в современном русском языке и записать его. Например,  говорю: «Это слово произошло от латинского слова «пена». Ученики записывают слово пенал.

6)Деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв

Комната - спрятано    имя    девочки — «Ната»,   но почему написано с маленькой буквы?

Метро -   пишется как «метр».

Мимоза -   жизнь проходит «мимо» того человека,  который ленив, изнежен, не готов к труду.

Овраг -   «о» «враг»!

 Пирог -   с пирогом можно закатить  «пир» на весь мир!

Вот пример «усиления» некоторых словарных слов, которые придумали  дети моего класса.

Билет – купил американец Бил

Вагон – вАу! Красивый

Барсук -  зверек зашел отдохнуть в бар, что поделаешь – современные дети!

Велосипед –  на  «велике»  катятся  лоси

Вокруг  -   буква похожа на круг,  игра «круг, кружочек  маленький флажочек

Деревня – дома из дерева

Диван – дивный, красивый

Заяц – ласково – заЯ

Магазин – маг, газ

Машина – Машина машина , а не моя

Ромашка – гадаем, любит, не любит Рома

Редиска – взошла очень редко, мало

Сахар – вспоминаем пустыню Сахару

Стакан – так! так! так!

  Готов -   – готы, и об этом они знают, особенно у кого есть старшие братья и сестры      

 Проанализировав всю работу, я убедилась в том, что использование  в

системе мнемонических приемов запоминания способствуют повышению качества знаний. Умение пользоваться разными видами ассоциаций при работе со словами с непроверяемыми орфограммами дало положительные результаты. Мною была  отобрана экспериментальная группа слов, при работе с  которыми использовались мнемонические приемы запоминания. В контрольную группу - входили слова, изучаемые традиционным способом: выделение орфограммы красным карандашом с установкой – запомни. Результат усвоения экспериментальной группы был намного выше.

       Экспериментальная группа

Контрольная группа

% качества

% качества

1четверть

75

1четверть

45

2четверть

80

2 четверть

50

3 четверть

90

3 четверть

55

Эти изменения и есть то, к чему я  стремилась. Система сработала на увеличение грамотности учащихся.

Дальнейшие перспективы:

  • создание системы работы по запоминанию при изучении других предметов
  • повышение уровня описанной системы
  • обобщение  и передача опыта

Создавать систему – крайне увлекательное и полезное дело для учителя. Эта работа сродни работе зодчего, строящего храм.

Путешественник увидел трёх рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил у каждого, что он делает.

Первый ответил: “ Толкаю эту тяжёлую тачку, будь она проклята”.

Второй сказал: “ Зарабатываю на хлеб для своей семьи”.

А третий гордо произнёс: “ Я СТРОЮ ПРЕКРАСНЫЙ ХРАМ”.

Список используемой литературы

  1. Голубева  «Индивидуальные особенности памяти человека»  М., 1980
  2. Шадриков В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемонические способности: Развитие и диагностика. - М: Педагогика, 1990. 176 с.
  3. В. Волина «Откуда пришли слова» М., 1996
  4. .П. Канакина « Работа над трудными словами в начальных классах»,
  5. Н.В. Невижина, Т.И. Охотина «Словарно-орфографическая работа в начальных классах» Иркутск, 2005

МОУ «Начальная школа - детский сад №16»

Приемы работы,  способствующие запоминанию учебного материала младшими школьниками

                                                                    Плисюк Ирина Николаевна

Байкальск 2011 год