Приёмы проведения словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.
статья по русскому языку по теме

Разнообразные приёмы работы со словарными словами на уроках русского языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы проведения словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.

          В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данными в специальных списках для каждого класса. Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе. Первоклассники знакомятся с правописанием таких слов, как воробей, ворона, сорока…

Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников.

Одним из средств реализации данной проблемы является орфографическое чтение.

Орфографическое чтение можно использовать на любом уроке: при подготовке и проведении зрительных диктантов, при выполнении самых разнообразных заданий, устных диктантов. Для достижения максимального эффекта необходимо использовать орфографическое чтение на всех уроках. Особенно широкие возможности открываются на уроках природоведения и чтения, где подобные задания являются занимательными моментами. Всегда можно найти возможность предложить детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить это словосочетание в предложении, связном тексте. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, кроссворды, стихотворения, отрывки из художественных произведений.

 

Игра - подсказка

_ о _ о _ _ _  (воробей)

_ е _ _ _         (петух)

 

Загадки

1.      Забор стоит, а за забором огурцы и помидоры. (Огород)

2.      Кто шагает с сумкой книг утром в школу? (Ученик)

3.      Если б не было его - не сказал бы ничего. (Язык)

 

Пословицы и поговорки

1.      Огород - для семьи доход.

2.      Мир, что огород - в нем все растет.

 

Шутливые стихи детских поэтов

Ваня, Ваня - простота

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперед

И поехал в огород.

 

Русская народная песня

Зайчишка- трусишка

По полю бежал,

Морковку сорвал,

Капусту нашел -

Сидит и грызет.

Ай, кто-то идет.

 

Фразеологизмы

Бросать камешки в огород - намекать на кого-либо в разговоре, отзываясь о нем неодобрительно, насмешливо, иронически.

  

Огород

К нам пришли на огород

Помидор, морковь, горох.

Прибежали огурцы,

Озорные молодцы.

                        Овощи пустились в путь.

                        С "О" писать их не забудь!

Огород

Помидор

Морковь

Горох

Огурцы

Овощи

Озорной

озорник

В кроссворд нужно вписать пять наречий и два существительных, одно из которых с двойной согласной.

 

Д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

 

 

 

 

 

 

(Ответы: вдруг, хорошо, быстро, скоро, весело, пальто, класс)

 

Мышление учащихся начальных классов носит наглядно- образный характер, т. е. оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них преобладает и образный тип памяти. Поэтому применяется метод, когда для запоминания слова предлагается выполнить рисунок на буквах, которые вызывают трудность при написании.

 

Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании. Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова.

При работе над словарными словами необходимо продумать схему повторения. Например:

1.      Прочитайте "по цепочке".

2.      Прочитайте слова хором.

3.      Прочитайте каждое второе (третье, четвертое) слово.

4.      Прочитайте слова, состоящие из двух (трех) слогов.

5.      Из указанного столбика назовите слова с безударной гласной О (А, Е).

6.      Прочитайте слова, в которых вторая буква гласная.

7.      Прочитайте слова, ударение в которых падает на первый (второй, третий) слог.

Кроме успешного запоминания словарных слов, используемые приемы способствуют развитию у младших школьников орфографической зоркости.

Используемая литература:

  1. Гафитулин М., Попова Т. Слово о словарном слове. – Начальная школа, № 1, 1997.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед нами, является задач...

Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах.

Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах....

Доклад "Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах"

О разных видах словарной работы на уроках русского языка в начальных классах....

Доклад "Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах"

О разных видах словарной работы на уроках русского языка в начальных классах....

Раздаточный материал для учителя и обучающихся при проведении словарной работы на уроках русского языка во 2 классе. Программа начального общего обучения. Система Л. В. Занкова.

Все словарные слова, написание которых предстоит усвоить второклассникам, для более успешного запоминания, сгруппированы по темам. Всего выделено 19 тем. Раздаточный материал распечатывается на каждог...

Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах

Bспользование разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения в работе над трудными словами активизируется деятельность детей, повышается интерес к овладению богатствами родного языка, воспиты...

Квалификационная работа по обобщению собственного педагогического опыта Тема: Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах

Квалификационная работа           по обобщению собственного                педагогического опыта...