Рабочая программа по предмету "Письмо" 4 класс 8 вид
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Ахматдинова Ильсияр Раисовна

Отличительной особенностью рабочей программы по сравнению с примерной программой  является коррекционная и практическая направленность, индивидуализация  обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pismo_8_vid_4_kl.doc242 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Пионерский

             

Рассмотрено на заседании кафедры                                           «Согласовано»                                                      Утверждено                                                           начального образования                                                            Зам. директора по УВР                                          приказом №_____    

Протокол №_______                                                                 ________/                        ../                                      «      »_________     2014 г.

Руководитель кафедры:                                                             «____»_________2014г.

_________/                                     /                

«     »  __________ 2014г.

                                                                                         

Рабочая программа

по письму для обучающегося 4 класса

индивидуального обучения (8 вида)

                                                                                                                                   

                                                                                                                                                        Составитель:

                                                                                                                                                                                        Ахматдинова Ильсияр Раисовна                                                                                                    

                                                                                                                                                                               учитель начальных классов                                                                                          

                                                                                                                                                                                      1 квалификационной категории

                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

2014 год

1.  Пояснительная  записка

На основании программы обучения глубоко умственно отсталых детей , Москва, 1983 г., составлена рабочая программа по письму  для 4  класса – 8 вид У.О., авторской программы Воронковой В.В.  М.:«Просвещение», 2011год, 8 вид.

Цели и задачи курса.

Цель курса: создать условия для овладения учащимися элементарными знаниями по грамматике.

Задачи:

  • вырабатывать элементарные навыки грамотного письма;
  • учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, развивать у учащихся устную и письменную речь,
  • формировать практически значимые орфографические и пунктуационные навыки;
  • воспитывать интерес к родному языку.

2. Общая характеристика учебного предмета

Отличительной особенностью рабочей программы по сравнению с примерной программой  является коррекционная и практическая направленность, индивидуализация  обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций

           В процессе практических грамматических упражнений изучаются различные разряды слов – названия предметов, действий, признаков, родственные слова. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обозначение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания.

         Особенности занятий по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки, так и умения в изображении отдельных элементов букв.

         При обучению письму следует учитывать неоднородность состава класса (группы) и осуществлять дифференцированный подход к учащимся. Обучение письму глубоко умственно отсталых детей носит сугубо практическую направленность, не требующую от ученика усвоения правил.

       Конечная цель обучения грамоте заключается в том, чтобы научить более способных детей писать самостоятельно на слух, по памяти короткие предложения из 2-4 слов, уметь писать своё имя, фамилию, адрес, поздравительную открытку. Учащиеся должны уметь прочесть несложный текст, ответить на заданные вопросы.

3. Место учебного предмета  в учебном плане

          В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Письмо» изучается в 4 классе- 68 часов ( 2 часа в неделю, 34 учебных недель)

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения грамоте является осмысление (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка;

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека;

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека.

            Для умственно отсталого школьника эти занятия являются важными еще и потому, что у него наблюдается не только отставание развития моторики руки от речевой моторики, как и у детей с нормальным интеллектуальным развитием, но и нарушение моторики, которое требует специальной коррекции. Следует помнить, что длинные мышцы руки развиваются раньше мелких мышц, поэтому упражнения следует строить в такой последовательности, чтобы в начале были задействованы именно длинные мышцы, т. е. задания даются на больших листах бумаги, более крупные и в тетради с большой клеткой и строкой.

            Перед каждым занятием проводятся специальные упражнения для укрепления и развития мелкой моторики руки. Упражнения проводятся на вытянутых и на согнутых перед собой руках: ладони вверх или вниз, одновременно или попеременно; сгибание или разгибание пальцев рук, противопоставление пальцев одной руки пальцам другой; сжимание и разжимание  в кулачок. Специальные упражнения для держания карандаша, правильное держание карандаша или ручки.

Упражнения для подготовки руки к письму:

- обведение по шаблону или трафарету предметов, знакомых детям, их раскрашивание;

- рисование знакомых предметов и их раскрашивание;

- обводка, раскрашивание и штриховка геометрических фигур круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала;

- рисование геометрических фигур  и похожих на них предметов и раскрашивание;

- рисование геометрических фигур по клеткам ( по ориентировочным точкам, по тонким линиям – обводка);

- рисование геометрических фигур по линейке (по ориентировочным линиям и точкам);

- обведение клеток по образцу, по точкам, самостоятельно;

- составление из обведенных клеток орнаментов, раскрашивание их одним цветом, разными цветами;

- рисование по точкам линий, палочек: прямые, наклонные по ориентирам;

- соединение палочек в разных сочетаниях;

- орнамент из геометрических фигур.

Подготовка к написанию букв (элементы букв):

- наклонные палочки короткие и длинные;

- палочки с закруглением внизу и вверху (крючки);

- овалы: о;

- полуовалы;

- петелька вверху и внизу;

- элементы буквы: Е;

- палочки с закруглением вверху и внизу: Г и др..

 Предполагается написание каждого элемента в отдельности, соединения из одного и того же элемента, соединения из разных элементов, напоминающие образы букв: а, у, в, т, п:

- печатание букв по трафарету, раскрашивание;

- обводка шаблонов и их раскрашивание.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения   учебного предмета.

Личностные результаты:

Формировать навыки аккуратного письма с учетом индивидуальных требование;

Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»;

Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;

Освоить роль ученика;

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо  и хорошо);

Знакомить с профессией учитель.

Формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки;  охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, физ. минутка)

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Организовывать себе рабочее место под руководством учителя;

Определить план выполнения заданий на уроках письма под руководством учителя;

Использовать в своей деятельности простейшие  инструменты: буквы, счётные палочки, круги синего, красного, зелёного цвета;

Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;

Познавательные УУД:

Ориентироваться в учебнике под руководством учителя;

Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;

Назвать, характеризовать буквы по их основным признакам, находить общее и различие с помощью учителя;

Группировать буквы на основе существенных признаков (одного-двух) с помощью учителя;

Использовать знако-символические средства с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;

Оформлять свои мысли в устной речи;

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;

Слушать и понимать речь других;

Предметные результаты:

Учащийся должен уметь: 

- различать звуки на слух и в произношении;

- анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;

- плавно читать по слогам слово;

- отвечать на вопросы  по иллюстрациям к тексту;

- слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;

- отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;

- писать строчные и прописные буквы;

- списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.

6. Содержание учебного предмета «Письмо»

68ч (по 2 часа в неделю)

Повторение пройденных звуков и букв. Буквы сходные по начертанию, отличающиеся добавочными элементами (и-ш, о- а), пространственным расположением элементов (б-д). а так же трудные по начертанию (з-к).

Звуки и буквы

Соотнесение звука и буквы, их различие. Звуки гласные и согласные. Согласные звонкие и глухие, сходные по артикуляции, их различие.

Слово

Слог как часть слова. Перенос части слова при письме ( с помощью учителя). Слова со стичением двух согласных, деление данных слов на слоги.практические упражнения со словами, отвечающими на вопросы кто это? что это? что делает? Большая буква в именах людей и кличках животных.

Предложение

   Построение простого предложения:

  1. составление предложений по вопросу, картинке, на тему предложенную учителем (запись с помощью учителя);
  2. списывание предложений, вставка пропущенных слов в соответствии с данными картинками;
  3. написание большой буквы в начале предложения и точка в конце предложения;
  4. упражнения в списывании рукописного и печатного текста.

Настоящая рабочая программа учитывает особенности ученика. Формы обучения: практические занятия, использование яркого доступного наглядного материала. Методы обучения: рассказ, беседа, работа с книгой, наблюдение, исследования, просмотр экранных пособий, практическая работа, дидактические игры.

7.Учебно- тематическое планирование и основные виды деятельности учащегося

№п.п.

Название раздела программы

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности в контексте ФГОС

1.

ПОВТОРЕНИЕ. Предложение

7

Усвоение понятий рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.

 Знакомство с гигиеническими правилами письма.

Подготовка руки к письму.

 Выполнение разных типов штриховки. Обводка предметов по контуру, штриховка.

2

ЗВУКИ И БУКВЫ

26

Сравнивать строчную и заглавную букву. Писать и распознавать изучаемую букву. Воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине, углу наклона.

3

СЛОВО

20

Слог как часть слова. Перенос части слова при письме ( с помощью учителя). Слова со стичением двух согласных, деление данных слов на слоги, практические упражнения со словами, отвечающими на вопросы кто это? что это? что делает?

Большая буква в именах людей и кличках животных.

4

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

12

Составление предложений по вопросу, картинке, на тему предложенную учителем (запись с помощью учителя);

Списывание предложений, вставка пропущенных слов в соответствии с данными картинками;

Написание большой буквы в начале предложения и точка в конце предложения;

Упражнения в списывании рукописного и печатного текста.

5

ПОВТОРЕНИЕ

3

Всего

68

8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

  1. УМК Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для подготовительного и 1-4 классов. Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2012. – 191с.
  2. Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2013.

Наглядные пособия 

1.Касса печатных букв для демонстрации.

2.Разрезная азбука для учащихся.

3.Фишки для обозначения звуков - красные, синие, зеленые квадраты, кружки.

4.Полоски для обозначения слов, предложений.

5.Набор цветных карандашей.

6.Предметные картинки.

 7.Сюжетные картинки (для составления предложений).

8.Магнитная доска.

9.Мягкие игрушки.

10.Раздаточный материал по темам: «Одежда»,  «Обувь», «Деревья, цветы, грибы, растения», «Инструменты, спортинвентарь», «Игрушки, предметы», «Люди, профессии», «Транспорт», «Насекомые, птицы».

11.Кубики «Сказки в картинках».

9. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Базовый

Минимальный

Обучающиеся должны уметь:

- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;

-анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки,

-устанавливать последовательность звуков в слове);

-списывать рукописный и печатный текст целыми и словосочетаниями;

-писать под диктовку предложения и тексы (30-35 слов)

Обучающиеся должны знать:

-алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.

Обучащиеся должны уметь:

-составлять нераспространенные предложения;

-устанавливать связи между словами по вопросам с помощью учителя;

-ставить знаки препинания в конце предложения после многократного

интонационного повторения, и используя карточку-подсказку;

-анализировать слова по звуковому составу (гласные, согласные, ударные,

безударные, количество букв);

-списывать рукописный и печатный текст целыми и словосочетаниями;

-писать под диктовку предложения и тексты  после предварительной

словарной работы;

-ориентироваться в алфавите; находить слова в алфавитном порядке в словаре

Система оценки достижения планируемых результатов предполагает оценку достижений личностных результатов, метапредметных результатов и предметных результатов. - система оценивания предметных результатов включает в себя: текущий контроль.

                                     

                                   

10.  Календарно-тематическое планирование учебного материала по письму на 2014-2015 учебный год

по 2 ч в неделю  - 68 ч

урока

Изучаемая тема

Тема урока

Количество часов

Дата проведения (планируемая)

Дата проведения (фактическая)

1

ПОВТОРЕНИЕ

Предложение

( 7ч)

1

Практическое построение простого предложения.

1

2

2

Выделение предложений из текста.

1

3

3

Окончание как часть слова.

1

4

4

Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах

1

5

5

Составление предложений из слов, данных в начальной форме.

1

6

6

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

1

7

7

Деление текста на предложения.

1

8

ЗВУКИ И БУКВЫ

( 26ч)

1

Алфавит.

1

9

2

Расположение слов в алфавитном порядке.

1

10

3

Гласные и согласные буквы.

Мягкий знак на конце и в середине слова.

Мягкий знак на конце  слова.

1

11

4

Мягкий знак  в середине слова.

1

12

5

Мягкий знак на конце и в середине слова.

1

13

6

Разделительный мягкий знак.

Разделительный мягкий знак  перед буквами е, ё, ю, я, и.

1

14

7

Дифференциация слов с мягким знаком и разделительным ь.

1

15

8

Правила переноса слов с разделительным мягким знаком.

1

16

9

 Правописание слов с разделительным мягким знаком.

1

17

10

Составление и запись рассказа по серии картинок и подробному вопроснику.

1

18

11

Контрольный диктант по теме «Разделительный мягкий знак. Мягкий знак на конце и в середине слова».

1

19

12

Работа над ошибками.

1

20

13

Гласные после шипящих

Сочетание гласных с шипящими.

1

21

14

Закрепление. Гласные после шипящих.

1

22

15

Составление рассказа по плану и данным предложениям.

1

23

16

Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. Парные звонкие и глухие согласные, их произношение и написание на конце слова.

1

24

17

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

1

25

18

Звонкие и глухие согласные в середине слова.

1

26

19

Способы проверки написания звонких и глухих согласных в середине слова.

1

27

20

Объяснение написания слов со звонким и глухим согласным.

28

21

Упражнение в подборе проверочных слов путем изменения формы слова.

29

22

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.

30

23

Написание письма и адреса.

31

24

Закрепление. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными.

32

25

Контрольный диктант (за II четверть) по теме «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные»

33

26

Работа над ошибками.

34

СЛОВО

(20 ч0

1

Названия предметов, действий и признаков.

Слова, обозначающие названия предметов. Дифференциация слов по вопросам кто? что?

35

2

Дифференциация слов, обозначающих один или много предметов.

36

3

Изменение слов, обозначающих предмет, по вопросам.

37

4

Работа со словами синонимами.

38

5

Название действий. Изменение слов по вопросам.

39

6

Работа со словами антонимами.

40

7

Выделение в тексте слов, обозначающих название предметов и их действий. Правильное их согласование.

41

8

Название предметов и действий. Правильное их согласование.

42

9

Составление и запись небольшого рассказа по теме: «Моя квартира».

43

10

СЛОВО

Названия предметов, действий и признаков.

Слова, обозначающие названия предметов. Дифференциация слов по вопросам кто? что?

44

11

Дифференциация слов, обозначающих один или много предметов.

45

12

Изменение слов, обозначающих предмет, по вопросам.

46

13

Работа со словами синонимами.

47

14

Название действий. Изменение слов по вопросам.

48

15

Название предметов и действий. Правильное их согласование.

49

16

Составление и запись небольшого рассказа по теме: «Моя квартира».

50

17

Название признаков. Изменение слов по вопросам.

51

18

Согласование названий признаков предметов с названиями предметов

52

19

Контрольный диктант (за III четверть) по теме «Единообразное написание корня». Работа над ошибками.

53

20

Работа над ошибками.

54

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

(12 ч)

1

Практическое построение простого предложения.  

55

2

Составление и запись небольшого рассказа по сюжетной  картинке и вопросам.

56

3

Выделение предложений из текста.

   57

4

Упражнения в составлении предложений

   58

5

Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

   59

6

Дополнение предложений из слов, данных в начальной форме.

   60

7

Составление рассказа по картинке, вопросам и данным словам.

   61

8

Постановка вопроса к выделенным словам и запись предложений с вопросительным знаком.

   62

9

Восклицательные предложения. Восклицательный знак в конце предложения.

   63

10

Предложения различные по интонации. Умение правильно ставить знак препинания в конце предложения.

   64

11

Контрольная работа по теме «Виды предложений по интонации».

   65

12

Работа над ошибками.

   66

ПОВТОРЕНИЕ

(3ч)

1

Алфавит.

   67

2

Родственные слова.

   68

3

Безударные гласные

Контрольные параметры оценки достижений  

I четверть

Контрольная работа №1

Зрительный диктант  «В лесу»

У Севы дедушка лесник. Дед и внук пошли в лес. Вот ель. Вот сосна.

На ветках шишки.

Задание. Подчеркнуть буквы: е, и.

Контрольная работа №2

Контрольное списывание  «Мой отец»

Мой отец работает в кузнице. Он кузнец. Отец любит машины. Машины работают на полях. Мой отец работает хорошо. Он молодец.

Задания. 1).Подчеркнуть буквы: ц, з.

2).Выписать слова, в которых есть буква ю.

II четверть

Контрольная работа №3

Зрительный диктант  «Урок»

Мы в школе. У нас урок математики. Мы читаем по учебнику. Мы считаем. Мы решаем примеры и задачи. Мы пишем в тетради.

Задания. 1).Подчеркнуть букву: ч.

2). Выписать слова, состоящие из 4-х букв.

III четверть

Контрольная работа №4

Контрольное списывание  «Кто это?»

Кто это?

Это папа.

Это мама.

Это Ира.

Это Жучка.

Задания. 1).Подчеркнуть букву: э.

2). Выписать слова, в которых есть буква ю.

IV четверть

Итоговая контрольная работа №5

Контрольное списывание

На берегу.

Стоит жара. Глеб и Олег бегут на пляж. По волнам плывёт парус. Ребята сняли одежду. Они зашли в воду. (19 слов)

Задание.

  1. Выписать имена мальчиков.