Конспект урока по русскому языку "Время глагола", 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Баширова Тамара Васильевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Урок русского языка.

Класс: 4, «Школа России»

Тема: «Изменение глаголов по временам».

Цели: - познакомить учащихся с грамматическим признаком глагола - время;

с изменением глаголов по временам;

- учить учащихся определять время глагола;

- закреплять ранее изученный материал;

- обогащать словарный запас, развивать речь;

- повышать мотивацию к урокам русского языка.

Ход урока:

1. Орг.момент:

---Какой сейчас урок?  - (дети отвечают)

----Учитель----«Учите русский – годы кряду, с душой, с усердием, с умом. Вас ждёт великая награда, и та награда в нём самом». С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Без языка не возможно развитие ни науки, ни техники, ни ремесел. Поэтому, мы и изучаем с вами свой родной русский язык. С какой частью речи мы с вами работаем? Уже многое мы узнали о глаголе, но есть у глагола ещё нераскрытые тайны, которые нам с вами предстоит раскрыть. Начинаем работать.

2. Минутка чистописания.

Дети записывают число и группу слов  с доски (руководит, управляет, контролирует, принимает, увольняет, ругает, поощряет(награждает).

3. Словарная работа:

- По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Можем ли мы в своей речи обходиться без глаголов? Я сейчас назову только одни глаголы, а вы попробуйте отгадать, о каком предмете я буду говорить.

  • Открывает (ответы детей), заливает, (ответы детей),   заводит, (ответы детей),   прогревает, (ответы детей),  перевозит, (ответы детей),  исправляет, (ответы детей),  не нарушает, (ответы детей),  соблюдает, (ответы детей),  тормозит. Кто это? Что вам помогло отгадать слово?(ответ: действие или глагол))
  • Теперь попробуйте вы загадать предмет(профессию) с помощью глаголов.(готовит, лечит, учит, строит, шьет и.т.д)
  • Еще одно слово, посложнее: руководит, управляет, контролирует, принимает, увольняет, ругает, поощряет(награждает). Это слово – директор. Произнесите слово, посмотрите как пишется, записываем в словарь.

-Сколько в слове слогов; поставьте ударение.

- Как вы понимаете это слово, что оно обозначает? Чем мы можем воспользоваться? (толковый словарь)

- К истокам слова: по латыни это слово означает «управляющий», диригерэ – «управлять»

- Давайте подберём однокоренные слова: директорский, директорствовать, дирекция (руководящий орган какого-нибудь предприятия), директорша. Корень – ….

- Теперь рассмотрим сочетаемость слов: слово «директор»- это какая часть речи?

Директор (какой?) – хороший, прекрасный, плохой, новый, старый, опытный, требовательный. С какой частью речи сочетается?(прил)

Директор (что делает?) – руководит, управляет, распоряжается, подписывает, вызывает. С какой частью речи сочетается? (глагол).

- Составьте предложение с этим словом: ( учитель может сделать подсказку)

_Директор школы поздравил нас с праздником. (разбор предложения) (ученик выходит к доске)

4. Повторение теории.

- Мы сегодня часто на уроке употребляем слово «глагол», а теперь давайте повторим правила связанные с этой частью речи. Что нам поможет в повторении правил? («Аллея Звезд») будем повторять и убирать пробелы в наших знаниях. Работа с карточками (На «звездах» записаны теоретические вопросы. Ученики «срывают» по 1 звезде и отвечают на вопрос, записанный на данной карточке.)

5. Новый материал.

а)постановка проблемы

- Как изменяются глаголы? Гуляет –гуляют (по числам). Как ещё могут изменяться, вы скоро узнаете.

б) поиск решения

- Я хочу вам прочитать необычный рассказ глагола о себе. Этот рассказ напечатан на карточке (у каждого ученика), поэтому во время моего чтения, вы сможете его видеть. Это нам пригодиться для дальнейшей работы.

«Однажды у Глагола спросили: «Что вы делаете?». Вот что ответил Глагол:

- Я что делаю? С тобой разговариваю. Ещё дышу носом, моргаю глазами и улыбаюсь ртом. Или, может быть, ты хочешь знать, что делал я, пока ты спал? Я рубил дрова, носил воду, поливал цветы, окучивал грядки, вырывал сорняки и посыпал песком дорожки. А теперь угадай,что буду делать я дальше? Я буду расспрашивать тебя.»

- Какие вопросы вы увидели в тексте?

Что делал?

Что делаю? (карточки на доске)

Что буду делать?

- Ответьте на вопрос, называя глаголы (разговариваю, …, рубил, …, буду расспрашивать). Есть ли разница в вопросах и глаголах, которые мы называли?

- Когда эти действия происходят, в какое время? Значит действия, которые обозначает глагол, происходили в разное время.

- В русском языке у глаголов 3 времени: настоящее время, прошедшее время и будущее время. Как вы думаете, на какой вопрос будут отвечать глаголы в настоящем времени? В прошедшем времени? В будущем времени?

Что делал? Прошедшее время

Что делаю? Настоящее время

Что буду делать? Будущее время

«Прошедшее время-

То, что прошло:

«Вчера мы писали»,

«Солнце ушло».

Настоящее время

Приходит теперь:

«Мы пишем имя»,

«Бегает зверь»,

Будущее время

Ещё не пришло:

«После уроков

Пойдём мы в кино» (В.Волина.)

6. Физминутка

в)Игра «день-ночь»

- Сейчас мы поиграем в игру «День – ночь». Эта игра поможет нам выяснить ещё одну особенность глаголов. А какую, вы скажете сами.

Сверкать – сверкаю – что изменилось? На какой вопрос отвечает? Какое это время? (н.в.)

Сверкать – сверкал – что изменилось? На какой вопрос отвечает? Какое это время? (п.в.)

Сверкать – сверкнёт (будет сверкать) что изменилось? На какой вопрос отвечает? Какое это время? (б.в.)

Что делал? Прошедшее время сверкал

Что делаю? Настоящее время сверкаю

Что буду делать? Будущее время будет сверкать (сверкнёт)

- Что мы сейчас делали с глаголом – сверкать? – изменяли по временам.

Вывод: глаголы изменяются по временам! (Правило в учебнике).будем  учиться применять свои новые знания.

7. Закрепление.

Самостоятельная работа.(с учебником)

Самопроверка. Оценка.

8. Итог.

- Что нового мы узнали о глаголе? Работали хорошо, молодцы! Оценки…

Приложение ( можно добавить наводящие вопросы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема «Неопределённая форма – начальная форма глагола.Правописание глаголов с -тся и –ться. Написание не с глаголами.»

Цели: 1. Закрепить представление о неопределённой форме как начальной форме глагола; развивать умение соотносить начальной форму и личную форму глагола; закрепить правило правописания глаголов с...

План конспект урока по русскому языку 4 класс программа "Гармония" по теме "Спряжение глаголов" групповая форма работы + презентация к уроку.

Урок по теме "Спряжение глаголов" - урок открытия новых знаний в теме второй..Дети узнают, что у глаголов бывает два спряжения и делают первые пробы  в  определении спряжения глаголов. К уро...

Конспект урока по русскому языку, 3 класс. Тема: «Времена глаголов. 2-е лицо глаголов». УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: ознакомление с написанием глаголов в форме 2-го лица; закрепление умений определятьвремена глаголов.Планируемые результаты:Предметные:знать: как изменяются глаголы по времен...

Конспект урока по русскому языку "Глаголы как часть речи. Написание –ться и –тся в глаголах" (4 класс, УМК "ПНШ")

Цели деятельности учителя: совершенствование навыка правописания глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; актуализация знаний о глаголе.Планируемые результатыПредметные:...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: "Времена глаголов. 2-е лицо глаголов" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с написанием глаголов в форме 2-го лица единственного числа; формирование умения распознавать глаголы в прошедшем времени по суффиксу -л-; развитие навыка определ...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: "Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.Планируемые результатыПредметные:Знать что такое глагол-синоним, глагол-антоним;Уметь подб...

Конспект урока по русскому языку «Глаголы – синонимы и глаголы - антонимы». (3 класс УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Глаголы – синонимы и глаголы - антонимы». Цели деятельности учителя: развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу г...