Урок по русск.яз. 3класс Изменение имен прилагательных по родам в ед.ч
методическая разработка по русскому языку ( класс) на тему

Тарханова Марина Алексеевна

конспект урока с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл instruktsiya_3sht.docx14.39 КБ
Файл konspekt_uroka.docx22.93 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.84 МБ

Предварительный просмотр:

Инструкция:

1. Прочитайте словосочетание;
2. Определите род имён существительных, надпишите.

3. Задайте вопрос к именам прилагательным;

4. По роду имён существительных определите род имён прилагательных, надпишите.

5. Выделите у имён прилагательных окончания.

6. Составьте схему-правило по вашему роду (впишите нужные слова).

Алгоритм рассуждения:

1. Мы работали со словосочетанием…

2. По … роду имени существительного определили род имён прилагательных. Это …. род.

3. Мы узнали, что в …. роде имена прилагательные отвечают на вопрос ______________ и имеют окончания__________________.



Предварительный просмотр:

Тема: ИЗМЕНЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ (В ЕД.ЧИСЛЕ) 3 класс

Педагогическая цель: содействовать формированию навыков определять род имен прилагательных, классифицировать имена прилагательные по родам, наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы и рода имени существительного.

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий; решение учебной задачи.

Планируемые результаты (предметные): проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

Личностные результаты: имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народы, культур и религий; проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности, имеют представление о причинах успеха в учебе, осознают роль языка в речи и жизни людей.

УУД (метапредметные): Познавательные – осуществляют поиск необходимой информации в учебном тексте;  Логические  -  осуществляют сравнение, делают выводы.

Регулятивные  - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Коммуникативные – проявляют готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Основное содержание темы, понятия, термины: Имя прилагательное, Изменение имен прилагательных по родам (мужской, женский, средний), Ударные и безударные окончания имен прилагательных, Словосочетание.

Образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» В.П.Канакина , таблица «Изменение имен прилагательных по родам».

ХОД УРОКА.

I. Орг.момент (Пальчиковая гимнастика, запись числа, кл.работа)

Вводная беседа:

-  В природе наступила чудесная пора. А какая, вы назовете сами:

ТАЕТ СНЕЖОК, ОЖИЛ ЛУЖОК.

ДЕНЬ ПРИБЫВАЕТ. КОГДА ЭТО БЫВАЕТ? (ВЕСНОЙ)

Правильно, это весна, замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает от зимнего сна. И я надеюсь, что сегодня на уроке весна вам прибавит легкости, уверенности в том, что у вас все получится.

II. Актуализация знаний.

- Прочитайте слоги (на доске): ПОД, ПЕЛЬ, КА, СНЕЖ, СОЛ, НИК, ТЁП, НЦЕ, ЛОЕ.

- Какие слова можно составить из данных слогов:

КАПЕЛЬ, ПОДСНЕЖНИК, СОЛНЦЕ, ТЁПЛОЕ.

- Запишите эти слова в тетрадь.

- Эти слова являются признаками какого времени года? (Весны)

- Объясните лексическое значение слова «ПОДСНЕЖНИК» (Это первый весенний цветок)

- Правильно. Существует древняя легенда об этих цветах: Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег и Еве было очень холодно. Тогда несколько снежинок, желая утешить ее, превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у нее появилась надежда на лучшие времена. Поэтому подснежник – символ надежды.

А сейчас давайте вернемся к русскому языку и разберем слово  ПОДСНЕЖНИК  по составу. (ученик у доски, остальные – в тетради)

- Назовите лишнее слово (ТЕПЛОЕ). Почему? (это имя прилагательное , а остальные слова – имена существительные).

- Определите род и число данных имен существительных. (КАПЕЛЬ –Ж.Р., ПОДСНЕЖНИК – М.Р., СОЛНЦЕ – СР.Р. ЕД.Ч.)

- Как изменяются имена существительные? (по родам и числам)

III. Постановка проблемной ситуации.

- А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали лишним. (ТЕПЛОЕ)

- Определите род этого слова. (Не можем)

- Почему возникло затруднение? (другая часть речи – имя прилагательное)

- А могут ли изменяться имена прилагательные по родам? Предположите какова тема сегодняшнего урока? (ИЗМЕНЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ) (вывешиваю тему на доску)

- Ребята, определите свои знания  по этой теме на ЛЕСЕНКЕ ДОСТИЖЕНИЙ  с помощью человечков. (выходят, прикрепляют в начало)

- Что бы вы хотели узнать по этой теме? (НАУЧИТЬСЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ РОД ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ)

- Сегодня мы и попытаемся достигнуть этой цели.

IV. Гимнастика для глаз.

V. «Открытие» нового знания.

- Какой частью речи является слово «ТЕПЛЫЙ»? (Именем прилагательным)

- Что вы уже знаете об имени прилагательном? (Часть речи, обозначает признак предмета, отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? Связаны с именем существительном, украшают нашу речь, выделяют волнистой линией, может изменяться по числам)

- А вот могут ли изменяться имена прилагательные по родам, вам сейчас предстоит  это выяснить в группах. Давайте вспомним основные правила работы в группах (работаем дружно, не ссоримся, выслушиваем мнения  каждого участника группы, не перебиваем друг друга).

 У каждой группы есть пошаговая инструкция по выполнению задания, само задание и алгоритм рассуждения выступающего.

Выбираем следящего за временем и выступающего от вашей группы. Начинайте работу. (7 минут)

(По мере выступления открывается таблица изменения имен прилагательных по родам).

- Какой признак взяли имена прилагательные у имен существительных? (РОД)

- Могут ли имена прилагательные изменяться по родам? (ДА)

-  Всегда ли у имен прилагательных одинаковые окончания? (НЕТ)

- От чего это зависит? (От рода, в котором находится это имя прилагательное)

Давайте вернемся к прилагательному «ТЕПЛОЕ». Можете ли вы сейчас определить род этого слова? (ДА, надо задать вопрос (какое?) и по окончанию  -ое узнать, что это средний род)

- Укажите в тетрадях род этого слова.

VI. Первичное закрепление.

1) с.72,73 правило, таблица.

2) Игра «Найди пару»

У каждого из вас слово, определите его часть речи. Поднимите у кого, имена существительные, имена прилагательные.

Сначала называем существительное, а к нему подбираем имя прилагательное.

3) Работа по учебнику: с.73 упр.126. (по цепочке с места, запись в тетрадях)

VII. Рефлексия.

- Какая тема урока?

- Достигли целей урока?

- Самоанализ учеников.

- Определите с помощью своих человечков уровень достигнутых вами знаний на сегодняшнем уроке.

Дом.задание. Выставление оценок.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Весна

Слайд 2

ПОД, ПЕЛЬ, КА, СНЕЖ, СОЛ, НИК, ТЁП, НЦЕ, ЛОЕ КАПЕЛЬ, ПОДСНЕЖНИК, СОЛНЦЕ, ТЁПЛОЕ .

Слайд 4

КАПЕЛЬ, ПОДСНЕЖНИК, СОЛНЦЕ, ТЁПЛОЕ .

Слайд 5

ТЁПЛЫЙ

Слайд 7

Изменение имён прилагательных по родам мужской род как ой ? как ая ? как ое ? женский род средний род - ОЕ, -ЕЕ - АЯ, -ЯЯ - ОЙ, -ИЙ, -ЫЙ

Слайд 8

ТЁПЛЫЙ

Слайд 9

Домашнее задание : с.72-73 повторить правило, р.т . с.47 упр.103 или упр.104 (на выбор)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Изменение имен прилагательных по родам".

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по системе Л.В.Занкова по теме "Изменение имен прилагательных по родам"....

Конспект урока русского языка "Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежа" (обобщающий урок).

Урок русского языка "Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежа" (обобщающий урок). 3 класс. УМК «Перспектива»Цель: систематизировать полученные знания об имени...

Технологическая карта урока русского языка. Тема:"Изменение имен прилагательных по родам"(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: “открытие” нового знания. Цель урока: формирование представлений об  изменении имен прилагательных по родам; Задачи урокаДидактические:Познакомить с изменением им...