Главные вкладки

    Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса
    олимпиадные задания по русскому языку (2 класс) на тему

    Развивающие задания по русскому языку позволяют подготовить детей к олимпиадам.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

    2 КЛАСС

    1. Напиши слово, которое состоит из 3 слогов, а указывает на 33 буквы.

           ________________________________________________________________________

    1. Одинаковы ли эти предложения?  Обведи правильный ответ.

               Костя вёл брата за руку.

               Костю вёл брат за руку.                                                      да     нет

    1. Выбери слово, в котором есть только мягкие звуки:

               а) Лебедушка                                         в) Водитель

               б) Сирень                                                г) Житель

           

    1. Догадайся, какой корень пропущен в словах, и допиши эти слова.

                    ____________ение, ___________ить, _____________еник,      

                    ____________итель, ____________еница, ____________ительница,

                    ____________енический, ______________ительская.

    1. Подчеркни лишнее слово в каждой строке:

                  пара, парный, паровой

                  носильщик, носатый, поднос

                  лето, лететь, летний.

    1. Вставь, где это необходимо, разделительный ь.

              Пол покрыт пыл…ю, а я мету и не пыл…ю.

    1. Напиши, как большой дом превратить в маленький?

    _______________________________________________________________________

       

    1. Подчеркни строчку, в которой все имена существительные – одушевлённые.

                Бабочка, девочка, машина

                Кукла, лётчик, теремок

                Корова, кенгуру, слоник

    1. Вставь, где надо, пропущенные буквы в слова:

                      Маш…на, ч…чело, ж…вотное, ч…йник, щ…тка, девоч…ка, ноч…ник.

    1. Подчеркни слова, которые неправильно перенесены:

               Зме-я, гай-ка, ча-йка, субб-ота, групп-па, О-ля, ма-ши-на.

    1. Угадай слово и напиши его: смор1а.

    ______________________________________________________________.

                   

     



    Предварительный просмотр:

    ОЛИМПИАДА ПОЛ РУССКОМУ ЯЗЫКУ (2 КЛАСС)

    1. Как вы понимаете словосочетания:

    О двух головах.

    Палка о двух концах.

    Рука об руку.

    2 балла

    Ключ к выполнению задания:

    О двух головах – о неосмотрительно смелом человеке, рискующем жизнью.

    Палка о двух концах – о том, что может кончиться и хорошо и плохо.

    Рука об руку – вместе, дружно.

    2. Напишите отгадки:

    Он на вокзале есть всегда,                Загадка эта нелегка:

    К нему приходят поезда.                        Пишусь всегда через два К:

    Двойное Р содержит он                        И мяч, и шайбу клюшкой бей,

    И называется ……                        А называюсь я …..

    Во мне два К, не забывайте,         На большие расстояния

    Таким, как я, всегда бывайте:        Мчится он без опоздания,

    Я точный, чистый и опрятный,        Пишется в конце два С,

    Иным же словом ….                        Называется …

    4 балла

    Ключ к выполнению задания:

    Перрон, аккуратный, хоккей, экспресс.

    3. Как вы объясните такую пару антонимов: новатор – рутинер.

    2 балла

    Ключ к выполнению задания:

    Новатор – тот, кто вносит и осуществляет новые идеи, принципы в какой-либо области.

    Рутинер – человек, лишенный чувства нового, противник прогресса, отсталый, не интересующийся новым.

    4. Образуйте слова, где первой частью будут:

    Теле-

    Кино-

    4 балла

    Ключ к выполнению задания:

    Телеведущий, телепрограмма и т. д.

    Кинорежиссер, кинопрокат и т. д.

    5. Из каждого слова каждой строчки возьмите по одному слогу  (подчеркните его), образуйте и запишите новое слово:

    Пластинка, картинка, павлин.

    Сапоги, парашют, фантазия.

    Косари, заморозки, летчик.

    2 балла

    Ключ к выполнению задания:

    Пластилин, сарафан, самолет и т. д. (вариантов много).

    6. Определите род имен существительных:

    Рояль, мозоль, газель, табель, вуаль.

    2 балла

    Ключ к выполнению задания:

    Рояль – м. р., мозоль – ж. р., газель – ж. р., табель – м. р., вуаль – ж. р.

    7. Раскройте скобки и заключенное в них слово поставьте в нужной форме:

    Купить несколько (простыня).

    В углу стояло несколько (кочерга).

    5 баллов

    Ключ к выполнению задания:

    Купить несколько простынь и (можно простыней).

    В углу стояло несколько кочерег.

    8. Вставьте пропущенные буквы.

    Ч..рный ч..ртенок по берегу ш..л,

    Ч..рный ч..ртенок ч..рнила наш..л.

    Ж..лтенький ш..лковый  бантик испачкал.

    Вот вам с ч..ртенком такая задачка:

    Вставьте все буквы для гласного звука,

    Ч..рному ч..ртику будет наука.

    5 баллов

    Ключ к выполнению задания:

    Чёрный чертенок по берегу шёл,

    Чёрный чертенок чернила нашёл.

    Жёлтенький шёлковый бантик испачкал…

    Вот вам с чертенком такая задачка:

    Вставьте все буквы для гласного звука,

    Чёрному чертику будет наука.

    ЗАНЯТИЕ 19

    1. Закончите пословицы:

    У кого что болит, тот о том и…

    Где много слов, там…

    Долго спать – с долгом…

    Ехал бы воевать, да…

    За все берется, да…

    3 балла

    Ключ к выполнению задания:

    У кого что болит, тот о том и говорит.

    Где много слов, там мало дела.

    Долго спать – с долгом вставать.

    Ехал бы воевать, да ленив вставать.

    За все берется, да не все удается.

    2. Отгадайте загадки:

    1) Кто над нами вверх ногами?

    2) Круглая, с хвостиком, а не мышь.

    3) Лежит на земле: не закрасить, ни соскоблить, ни завалить.

    4) Что растет без коренья?

    5) Не живое, а на всех языках говорит.

    3 балла

    Ключ к выполнению задания:

    1. Муха. 2. Репа. 3. Тень. 4. Камень. 5. Эхо.

    3. Что такое омонимы. Приведите примеры омонимов.

    2 балла

    Ключ к выполнению задания:

    Произошло от греческого. Омонимы – слова, имеющие одинаковое звучание, но различное значение: например: три (число) и три! (повелительное наклонение от слова тереть).

    4. Какие слова в словосочетаниях употреблены в переносном значении: бить тревогу; мобилизовать усилия школьников; фронт уборочных работ; в авангарде борьбы за мир; начать атаку на бесхозяйственность; ставить на новые рельсы; сцементировать коллектив; вирус недоверия?

    5 баллов

    Ключ к выполнению задания:

    Бить тревогу; мобилизовать; фронт; в авангарде; атаку; рельсы; сцементировать; вирус.

    5. Переставьте буквы в словах так, чтобы получились новые слова.

    2 балла

    Ключ к выполнению задания:

    Теплица, подвода.

    6. Подберите синонимы к данным  именам существительным:

    Учитель –

    Ученик –

    Машина –

    2 балла

    Ключ к выполнению задания:

    Преподаватель, школьник, автомобиль.

    7. К каждому из данных слов добавьте по два прилагательных: одно в прямом, другое в переносном значении:

    Руки, голова, язык, ночь, день, зима.

    5 баллов

    Ключ к выполнению задания:

    Образец: Руки чистые, руки золотые.

    8. А как правильно: идти по воду; идти по грибы?

    3 балла

    Ключ к выполнению задания:

    Идти по воду; идти по грибы – присущи просторечию; литературное: идти за водой; идти за грибами.

    9. Составьте из четырех слов предложение, в котором каждое слово начинается с указанной буквы. Последовательность букв менять нельзя.

    2 балла

    Ключ к выполнению задания:

    Образец: Солнце сéло за селó.

    Варианты могут быть разные.

    ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ (2 КЛАСС)

    1. Найди среди четверостиший загадки:

      Усатенько,                                Плачет киска в коридоре,

      Мохнатенько,                            У неё большое горе:

      Лапки мягоньки,                        Злые люди бедной киске

      А коготки востры.                        Не дают украсть сосиски.

     

      Кошенька, коток,                   В новой стене

      Котя, серенький хвосток!                 В круглом окне

      Приди, котик, ночевать,                 Днём стекло разбито,

      Нашу деточку качать.                 За ночь вставлено.

    2. Вспомни, к какому жанру относится каждое из записанных произведений, и запиши их названия на соответствующую строку:

    С. А. Есенин «Задремали звёзды золотые».

    Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

    И. А. Крылов «Слон и Моська».

    «Русалочка».

    «Илья Муромец и Святогор».

    Сказка   ____________________________________________

    Былина  ____________________________________________

    Рассказ  ____________________________________________

    Басня  ______________________________________________

    Стихотворение______________________________________

    3. Ответь на вопросы:

    а) Какой известный в быту предмет заменял героям русских сказок и карту, и компас?_______________________________________________

    б) Каким обитателям сказочного мира мотыльки служат лошадками? _____________________________________________________________

    в) Поляки называют её Едзина, чехи Езинка, словаки Енси Баба, а как называем её мы?____________________________________________

    4. Зашифрованное послание.

    Цифра в углу каждой клетки указывает, какую букву из этого слова нужно взять.

    Расположите нужные буквы по порядку, и вы сможете прочитать известное выражение.

    1. сова

    2. дом

    1. бабочка

    3. бра

    5. замок

    4. роза

    3. лодка

    3. герб

    2. лук

    1. год

    3. печка

    2. венок

    3. яблоко

    2. зонт

    4. конверт

    3. звезда

    5. гамак

    5. пчела

    5. Соавторы. Найди наиболее подходящее в данном контексте слово и подчеркни его. За каждое совпадение с авторским текстом получаете очко.

    Чужой мальчик (пошёл, побрёл, побежал) прочь, (стряхивая, счищая, вытирая) с костюмчика пыль, всхлипывая, (хлюпая, сопя, шмыгая) носом, время от времени оборачиваясь, качая головой и грозя жестоко разделаться с Томом в следующий раз, когда поймает его. Том отвечал (шутками, анекдотами, насмешками) и направился к дому, (счастливый, гордый) своей победой.

    Но только он повернулся спиной к незнакомцу, тот запустил в него камнем и (попал, угодил) между лопаток, а сам (кинулся, бросился, заторопился) бежать, как антилопа. Том (мчал, гнался, нёсся) за изменником до самого дома и таким образом узнал, где живёт враг. Он постоял немного у калитки, вызывая врага на бой, но враг только строил ему (гримасы, рожи) в окне, а выйти не (захотел, пожелал, торопился). Наконец  появилась мать врага, обозвала Тома гадким, испорченным, грубым мальчишкой и велела (уходить, убираться, исчезнуть) прочь. Он ушёл, но, уходя сказал, что будет (бродить, гулять, находиться) поблизости и подстерегать того мальчика.

                                    Марк Твен («Приключения Тома Сойера»)

    6. Строки стихотворения Николая Рубцова записаны вразброс.

    «Собери» стихотворение, записав строки по порядку.

    Коза

    Ей навстречу попался народ.  _________________________

    И коза опустила глаза. _______________________________

    Побежала коза в огород ______________________________

    Побежала опять в огород. ____________________________

    – Как не стыдно тебе, егоза? _________________________

    А когда разошёлся народ,  _____________________________ 

    7. Закончи пословицу:

    Семь раз отмерь – __________________________________.

    С миру по нитке –  __________________________________.

    Волков бояться – ___________________________________.

    Ученье – свет, а ____________________________________.

    Один в поле ________________________________________.

    8. Найди пару, вспомнив полное имя, фамилию или прозвище литературного героя.

    Марья        разбойник

    Рики-Тики        Лукойе

    Огневушка        Крузо

    Мэри        искусница

    Карлик        Тави  

    Жар         Баба

    Робинзон        поскакушка

    Оле        Поппинс

    Али        Нос

    Соловей         птица

    II ВАРИАНТ

    1. Спиши, соединяя части «крылатого выражения»:

    Льёт, как зеницу ока.

    Беречь, как ножом отрезать.

    Дрожать, как осенний лист.

    Сказать, как из ведра.

    Торопиться, как своих ушей.

    Не видать, как на пожар.

    2. Подбери синонимы к словам:

    Красивый ______________________

    Вежливый _____________________

    Шалун ________________________

    Маленький _____________________

    3. Подбери антонимы к словам:

    Смеяться – ______________________

    Помогать – ______________________

    Богач – __________________________

    Голодный – ______________________

    Спасти – ________________________

    4. Ответь на вопросы:

    а) Назови средство передвижения Бабы-Яги?

    ___________________________________________________

    б) Чем может стать карета после полуночи?

    ___________________________________________________

    5. Пробуем сочинять стихи. Вставь подходящие по смыслу слова так, чтобы получилось стихотворение.

    Ледоход: лёд________________________.

    Вышел на берег народ,

    _____________, как река______________.

    Лёд в кусочки _______________________.

    Слова для справок: разбивает, идёт, играет, смотрит.

    6. Найди пару, вспомнив полное имя или прозвище литературного героя, название сказочных предметов.

    Сивка  

    Алёша

    Ковёр  

    Лягушка

    Винни

    Конёк  

    Ванька

    Муми

    Иван

    Сорока

    Встанька  

    Горбунок

    самолёт  

    царевич

    тролль    

    Попович

    бурка

    путешественница  

    Пух  

    белобока

    7. Прочитай. Определи, каким жанрам художественных произведений соответствуют данные признаки.

    а) Небольшой объём;

    стихотворная форма;                        басня

    изображение чувств и переживаний.

    б) Небольшой объём;

    герои-животные или

    растения; о животных

    говорится, как о людях;                                сказка

    часто – стихотворная форма;

    поучительность      

    (обычно выделяется мораль).

    в) Наличие вымысла;

    постоянные помощники;                                стихотворение  

    добро побеждает зло.  

    8. Прочитай тексты.

    Определи, какому жанру Устного народного творчества соответствует каждый из них:

    а) Спи, Алёнушка моя,

    Спи, голубушка моя.                         дразнилка

    Баю, баюшки, баю.

    б) Стоит ствол,

    На стволе кол,

    На колу дворец,                        считалочка

    Во дворце певец.

    в) Антошка-картошка,

    Соломенная ножка,

    Сам с ноготок,                        колыбельная

    Голова с лоток.

    г) Тучи, тучи, тучи, тучи,

    Скачет конь большой, могучий.

    Через тучи скачет он,

    Кто не верит – выйди вон.                         загадка

    ОЛИМПИАДА ПО МАТЕМАТИКЕ (2 КЛАСС)

    1. Машенька рисовала котиков и раскрашивала их разными цветными карандашами: сначала голубым, потом красным, потом черным, потом желтым и так далее. Какого цвета будет семнадцатый котик?

    3 балла

    2. Логическое упражнение.

    Подберите нужное слово:

    Слагаемое – сумма

    Уменьшаемое – …

    Вычитаемое – …

    Вычитание – …

    Произведение – …

    Разность – …

    5 баллов

    3. На заседании совета университета присутствуют 29 академиков, 12 из них имеют бороду, а 18 – усы. У трех академиков нет ни бороды, ни усов. Сколько академиков имеют и бороду, и усы?

    Реши и изобрази графически решение.

    4 балла

    4. Петиного отца зовут Павел Иванович, а дедушку – Николай Семенович. Каково отчество Петиной мамы?

    3 балла

    5. Назовите самое маленькое целое число, которое делится на 2, 3 и 4.

    2 балла

    КАРТОЧКА 41

    1. Настя села поиграть в компьютерную игру в 9 часов 30 минут утра, заигравшись, вспомнила, что не делала еще уроки. На часах было 3 часа 15 минут. А брат ухитрился просидеть за компьютером на 1 час 50 минут дольше, чем просидела Настя. Сколько времени просидел у компьютера брат Насти?

    3 балла

    2. Брусок собран из трех деталей. Каждая  деталь состоит из четырех кубиков и окрашена в свой цвет. Как выглядит белая деталь?

    4 балла

    3. Внимательно прочитай ряд чисел и на два свободных места напиши такие два числа, которые продолжат данный числовой ряд:

    8        7        6        5        4        3         ___        ___

    9        9        7        7        5        5        ___        ___

    8        2        6        2        4        2        ___        ___

    5        9        13        17        21        25        ___        ___

    22        19        17        14        12        9        ___        ___

    4        5        7        10        14        19        ___        ___

    12        14        13        15        14        16        ___        ___

    24        23        21        20        18        17        ___        ___

    18        14        17        13        16        12        ___        ___

    2        5        10        17        26        37        ___        ___

    21        18        16        15        12        10        ___        ___

    3        6        8        16        18        36        ___        ___

    5 баллов

    4. В одном ряду 8 камешков на расстоянии 2 см один от другого. В другом ряду 15 камешков на расстоянии 1 см один от другого. Какой ряд длиннее?

    1 балл

    5. На книжной ярмарке продали в первый день 8700 книг. Это на 1800 книг больше, чем во второй день. Всего за три дня продали 24500 книг. Сколько книг продали в третий день?

    4 балла

    КАРТОЧКА 42

    1. Родительский комитет купил на покраску пола в классе  4 банки краски, по 3 кг в каждой, длина класса 8 м и ширина 6 м. Хватит ли краски, если на 1 кв. м идет 250 г ?

    4 балла

    2. В кинотеатре «Россия» 2 зала вместимостью по 947 человек. А в кинотеатре «Авангард» 3 зала вместимостью по 625 человек. В каком кинотеатре больше собирается зрителей и на сколько, если, конечно, в зале аншлаг?

    5 баллов

    3. В каждом ряду попытайся найти пропущенные числа.

    3,  9,  7,  13,  11,  17,  15, ___,  19;

    1,  2,  4,  __,  16,  32;

    1,  2,  5,  10,  11,  14,  __,  20,  23;

    8,  2,  7,  3,  6,  __,  5,  5,  4  ;

    1,  2,  3,  6,  7,  14,  15,  30,  __,  6;

    9,  18,  10,  20,  12,  24,  __,  32,  2;

    3,  10,  5,  12,  __,  14,  9,  16;

    7,  14,  6,  12,  4,  8,  __,  6;

    24,  32,  16,  24, 12,  __,  10,  18;

    2,  5,  4,  10,  6,  15,  __,  20,  10,  25;

    15,  8,  16,  __,  18,  11,  22,  15;

    4,  9,  16,  __,  36,  49;

    28,  __,  29,  35,  30,  34,  31,  33;

    73,  1,  64,  2,  55,  4,  __,  8;

    39,  7,  34,  10,  __,  13,  24,  16.

    4 балла

    4. Для спортивного выступления параллель учащихся первых классов построилась в 4 ряда так, что в первом ряду стояло 2 человека, а в каждом следующем на 2 человека больше, чем в предыдущем. Сколько детей стояло в 4 ряду?

    5 баллов

    5. На уроке математики ученики 2 класса решали пример:

    70 : ( 7 + 7).

    Катя сначала сложила числа в скобках и задумалась при вычислении частного чисел: 70 : 14. Валя давно справилась с заданием и, скучая, заглядывала  в Катину тетрадь.

    – А я долго не думала. Посмотри, как я решила этот пример.

    Катя посмотрела в её тетрадь и увидела следующую запись:

    70 : ( 7 + 7) = 70 : 7 + 70 : 7 = 10 + 10 = 20.

    Катя сообразила, что ответ у Вали неправильный. Какую ошибку при решении примера допустила Валя?

    6 баллов

    КАРТОЧКА 43

    1. Четыре ученика собирали вместе макулатуру.

    Один ученик собрал 120 кг.

    Второй – на 1/4 меньше от количества собранного первым.

    Третий ученик собрал на 1/4 больше от количества собранного первым.

    А четвертый ученик заявил:

    – По моему учету, все мы собрали вместе вчетверо больше, чем первый.

    – А ты сколько собрал? – спросили у четвертого ученика.

    После того, что сказано о количестве собранной макулатуры, вы легко подсчитаете, сколько собрал четвертый мальчик.

    4 балла

    2. Кирилл, получив пятерку в школе, домой бежал, прыгая через две ступеньки, он считал: «Один, два, три, четыре…» Когда ему нужно было сказать пять, то оказалось, что осталась одна ступенька. Сколько всех ступенек на лестнице?

    3 балла

    3. Начерти квадрат со стороной 5 см. Закрась 1/5 площади данного квадрата. Сколько квадратных сантиметров ты закрасил?

    2 балла

    4. Год основания Москвы 1147-й. Сколько лет исполнилось Москве в 2004 году?

    1 балл

    5. Запиши при помощи цифр 2, 4, 6, 7 все четырехзначные числа, не повторяя этих цифр.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса.

    В данный материал включены задания повышенной трудности по разделам "Звуки и буквы", "Слово", "Предложения", "Текст"....

    олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса

    Задания разного уровня сложности для проведения олимпиады в классе или в параллели....

    Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса

    Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса....

    Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса

    Задания олимпиады направлены на развитие интереса учащихся к изучению русского языка, активизацию творческих способностей....

    Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса

    Олимпиадные  задания предназначены для учащихся 2 класса, изучающих русский язык по программе "Школа России"....

    Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса

    Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса...

    Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса

    Для успешной подготовки к олимпиаде по русскому языку, рекомендую ознакомиться и попробовать ответить на реальные варианты олимпиадных заданий по русскому языку....