Конспект урока по русскому языку 3 класс Школа России Л.М. Зеленина на тему "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Попова Екатерина Петровна

Предварительный просмотр:

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг.момент

Словесный: слово учителя

1 мин

Встали ровненько, красиво.

Посмотрю-ка, я на вас!

Молодцы, все встали прямо.

Ах, какой хороший класс!

Здесь затеи и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаю вам удачи

За работу, в добрый час!

-А сейчас тихо сядут девочки, а ещё тише мальчики.

Слушать вступительное слово.

Личностные  воспринимать нашу речь   непосредственно обращенную к учащемуся. Воспринимать новую информацию.

Мотивационный

Практич.: минутка чистописания

10 мин

Словарная работа

Берёза, ветер, ворона, карандаш, лягушка, лопата, обезьяна, корова, самолёт, заяц, ученик, рисунок.

-Какие слова мы записали?(словарные слова)

-Что вы можете сказать о этих словах?(Имена сущ)

-Что мы знаем об этой части речи?

-На какие группы вы бы их разделили?

Самоопределение к деятельности

(Работа в парах.)

—  Прочитайте слова.

Собака, туман, город, соловей, рыба, пенал.

—  Разделите их на две группы. Допишите в каждую группу по два своих примера.

—  По какому признаку вы разделили слова? (Слова, которые отвечают на вопрос кто?, и слова, которые отвечают на вопрос что?)

—  Как называются слова, отвечающие на вопрос кто?(Одушевлённые имена существительные.)

—  Как называются слова, отвечающие на вопрос что?(Неодушевлённые имена существительные.)

—  Сформулируйте тему урока. (Имена

Узнаем, как называются имена существительные, которые в начальной форме отвечают на вопрос кто? , как называются имена существительные, которые в начальной форме отвечают на вопрос что?, на какие вопросы могут отвечать эти существительные в предложении.

Записывать словарные слова.

Определять тему и цели урока.

Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Решение частных задач

Практический: выполнение упражнения.

Практический: упражнение.

Словесный: ответы на вопросы

30 мин

Упражнение 90.

-Прочитайте предложения из сказки Александра Пушкина. Составьте словосочетания с существительным рыбка, используя вопросы с кем? кто? кого? с кого? к кому?

(Пришел (с кем?) с рыбкой, взмолится (кто?) рыбка, отпустил (кого?) рыбку, взять (с кого?)  рыбки, воротись (к кому?) к рыбке.)

-Прочитайте сведения о языке, все вместе 3-4.

Существительные, которые обозначают людей и животных, называются одушевленными существительными. В начальной форме эти существительные отвечают на вопрос кто? В других формах они отвечают на вопросы кого? кому? кем? о ком?

Все остальные существительные называются неодушевленными. В начальной форме они отвечают на вопрос что? В других формах они отвечают на вопросы чего? чему? чем? о чём?

Упражнение 91.

Прочитайте предложение из стихотворения С.Михайлкова.

Хорошо, что есть на свете

Клещи, гвозди, молоток.

-Скажите, изменяется ли существительное клещи по числам? (Нет, не изменяется оно стоит во мн.ч.)

-Какой частью речи являются выделенные слова? (Имя существительное.)

-Одушевленные или неодушевленные эти существительные? (Неодушевленные.)

-Почему? (Т.к. отвечают на вопросы неодушевленных предметов.)

Запишите существительное молоток в ед.ч  и во мн.ч., изменяя по вопросам.

Упражнение 92 (устно)

В начальной форме существительное отвечает на вопрос кто? (да.) Одушевленное оно или неодушевленное? (Одушевленное.)

Назовите другие вопросы, на которые может отвечать это существительное. (кого? кому? кем? о ком?)

Упражнение 94.

Определите по каким вопросам будут изменяться существительные петух и огурец.

Существительное петух будет изменяться по одушевленным вопросам.

Существительное огурец будет изменяться во неодушевленным вопросам.

Запишите разные формы этих существительных. Выделите окончание.

Читать предложения.

Составлять словосочетания.

Списывать упражнение.

Читать сведения о языке.

Отвечать на вопросы.

Записывать существительное.

Отвечать на вопросы.

Определять существительное одушевленное или неодушевленное.

Записывать существительное.

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят реч. высказывания.

Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

-  моделировать информацию;

Регулятивные: - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

Рефлексия

Итог урока

Словесный: ответы на вопросы

3 мин

-Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?

-Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос что?

В других формах они отвечают на какие вопросы?

Оценивать свои достижения

Регулятивные – анализировать собственную и нашу работу.

Домашнее задание

1 мин

Откройте дневники запишите домашнее задание, упр.95.

Предмет: Русский язык

Класс: 3 «А»

Тема урока: Одушевленные и неодушевленные существительные

Цели урока: учить распознавать одушевленные и неодушевленные существительные; совершенствовать каллиграфические навыки;

Планируемые результаты:

  • Предметные: учащиеся научатся распознавать одушевленные и неодушевленные существительные; совершенствовать каллиграфические навыки;

  • Личностные: развивать память, внимание, мышление, орфографическую зоркость;
  • воспитывать любовь к Родине, к русскому языку.

Тип урока: изучение нового

Оборудование: Русский язык: 3 класс, 2 часть, Л.М.Зеленина. Школа России. «Просвещение» 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку УМК Школа России, проведённого в 3 классе на тему : Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

Планируемые результаты: ученики научаться находить в словах орфограммы, подбирать проверочные слова; объяснять написание слов с орфограммами; группировать слова по типу орфограмм; работать с орфографи...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Проверка знаний по теме глагол

Цели деятельности учителя: закрепление знаний по теме «Глагол».Планируемые  результаты:Предметные:знать, что частица НЕ с глаголами пишется раздельно;уметь видеть глаголы в тексте;уме...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Имя прилагательное

Цели деятельности учителя:  формирование представлений  об имени прилагательном как части речи;Способствовать ознакомлению с основными признаками имен прилагательных.Планируемые  ...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Связь имени прил. с именем сущ.

Цели деятельности учителя: формирование представлений со смысловым значением имен прилагательных; установление связи имени прилагательного с именем существительным.Планируемые  результаты:Предмет...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Прил. близкие и противоположные по значению

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.Планируемые  результаты:Предметные:знать правила прав...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: текст-рассуждение( урок рефлексии)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о тексте-рассуждении, его отличительных признаках.Планируемые результатыПредметные:- знать: отличительные признаки текста рассуждения;- уметь: определять ...