Конспект урока по русскому языку 3 класс Школа России Л.М. Зеленина на тему "Твердая и мягкая основа существительных женского рода"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Попова Екатерина Петровна

Предварительный просмотр:

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг.момент

Словесный: слово учителя.

1 мин

Встали ровненько, красиво.

Посмотрю-ка, я на вас!

Молодцы, все встали прямо.

Ах, какой хороший класс!

Здесь затеи и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаю вам удачи

За работу, в добрый час!

-А сейчас тихо сядут девочки, а ещё тише мальчики.

Приветствовать учителя.

К: продуктивное взаимодействие и сотрудничество  со сверстниками и взрослыми;

Мотивационный

Практич.: минутка чистописания

5 мин

Запишите слова и предложение.

Ночь очарование

Как очаровательны белые ночи!

– Какое по цели высказывания  это предложение? (Восклицательное.)

– Найдите главные члены предложения, укажите, какой частью речи они являются.

– Определите род существительных, записанных во второй строке. (ночь-ж.р.)

Определите тему урока. (Основа имен существительных женского рода.)

Записывать.

Определять тему.

К: участвовать в учебном диалоге, формулировать ответы и выводы;

Решение частных задач

Практич.: списывание упр.

Практич.: делать вывод

Практич.: упражнение

Практич.: выполнение физминутки

Практич.: определение рода

35 мин

Упражнение 61.

-Прочитайте слова.

Лисица, земля, метель, степь, лань, заря, нора.

-Определите род существительных и укажите, в какой форме они даны.

-Спишите существительные. Отделите окончание от основы. Отметьте мягкую и твердую основы.

-По цепочке.

Упражнение 62.

Вывод: -Существительные женского рода могут быть с мягкой и твердой основами.

Упражнение 63.

Прочитайте стихотворение.

Найдите существительные.

Ночь, метель, березка, ель, тучка ,тень.

Поставьте существительные женского рода в начальную форму. Запишите их. Разберите по составу. Отметьте мягкую и твердую основу.

Вывод: Существительные мужского, женского и среднего рода могут быть с твердой и мягкой основами.

Упражнение 64.

Подберите к словам печной, мощный, молодежный, сухой однокоренные существительные женского рода в начальной форме с нулевым окончанием.(печь, мощь, молодежь, сушь.)

Произнеси эти существительные. Какой звук слышится в конце основы каждого слова?

Вспомните особенность этих звуков.

Нужно ли обозначать их мягкость на письме.

Физминутка

- Ну а сейчас пришло время отдохнуть.

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
(хлопки над головой)
Мы топаем ногами, топ, топ
(высоко поднимаем колени)
Качаем головой
(головой вперед назад подвигать)
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
(руки поднять, опустить)
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
(присесть и подпрыгнуть)
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем- в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся.

Упражнение 65

-Прочитайте слова. Определите род существительных.

Лучи, врачи, камыши, чижи.

Произнесите эти существительные в начальной форме. Какой звук слышится в конце основы каждого слова?

Луч, врач, камыш, чиж.

Запишите данные слова и запомните, как они пишутся.

Упражнение 66.

-Попробуйте самостоятельно сделать вывод: когда у существительных с основой на ж, ч, ш, щ с нулевым окончанием пишется мягкий знак (ь), когда не пишется.

В конце существительных женского рода в начальной форме с нулевым окончанием после ж, ч, ш, щ мягкий знак (ь). У этих существительных мягкий знак указывает на женский род.

В конце существительных мужского рода в начальной форме с нулевым окончанием после ж, ч, ш, щ мягкий знак (ь) не пишется.

Упражнение 68.

-Прочитайте слова на какой звук оканчивается основа каждого слова?

-Плющи, вещи, роща, баржи, стрижи, речи, камыши, лучи, товарищи.

Поставьте каждое существительное в начальную форму и запишите по образцу. Разберите эти существительные по составу. Объясните, почему в одних существительных с нулевым окончанием нужно писать (Ь), а в других нет.

Посмотрите на образец.

По цепочке выходим и записываем.

Упражнение 69.

-Прочитайте слова.

Пустоши, ландыши, чертежи, малыши, мыши, гаражи, шалаши, (много) молодежи, ужи.

Поставьте каждое существительное в начальную форму и определите род. Запишите сначала существительные мужского рода, затем – женского рода.

Ландыш- м.р.

Чертеж- м.р.

Малыш – м.р.

Гараж-м.р.

Шалаш- м.р.

Молодежь-ж.р.

Пустошь-ж.р.

Мышь-ж.р

Уж-м.р.

Выполнять упражнение.

Списывать.

Выделять основу.

Делать вывод.

Читать стих.

Называть существительные женского рода.

Отмечать основу.

Делать вывод.

Подбирать однокоренные существительные.

Выполнять физ.упр.

Определять род.

Запоминать как пишутся слова.

Самостоятельно делать вывод.

Читать вывод в учебнике.

Отвечать на вопросы.

Ставить существительное в начальную форму.

Читать слова.

Ставить существительное в начальную форму.

Записывать и указывать род.

П: сравнивать предметы находить общее и различие;

П: осуществляют необходимы поиск информации.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. К волевому усилию и преодолению препятствий;

П: анализировать объекты с целью выделения существенных признаков;

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;

Р: Осуществлять итоговый контроль

Рефлексия

Итог урока

Словесный: ответы на вопросы

3 мин

– Как изменяются существительные?

– Как определить род существительного?

– Определите число у существительных, род.

З а п и с ь  н а  д о с к е: щипцы, сани, ножницы, очки.

В ы в о д:  у существительных, употребляющихся только во множественном числе, род определить нельзя.

Подводить итог.

Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;

Р: Осуществлять итоговый контроль

Домашнее задание

1 мин

Откройте дневники запишите упражнение 71.

Предмет: Русский язык

Класс: 3 «А»

Тема урока: Твердая и мягкая основа существительных женского рода.

Цели урока: формировать представления о том, что у существительных женского рода с нулевым окончанием и основами на ж, ч, ш, щ в начальной форме ь указывает на род существительных; отрабатывать навык правописания существительных женского рода и мужского рода с нулевым окончанием.

Планируемые результаты:

  • Предметные: учащиеся научатся определять основу женского рода в начальной форме.

  • Личностные: ценностные отношения к умению выполнять деление с остатком и проверку, к совместной познавательной деятельности, к полученным результатам.

Тип урока: изучение нового

                   закрепление

Оборудование: Русский язык: 3 класс, 2 часть, Л.М. Зеленина. Школа России. «Просвещение» 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку УМК Школа России, проведённого в 3 классе на тему : Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

Планируемые результаты: ученики научаться находить в словах орфограммы, подбирать проверочные слова; объяснять написание слов с орфограммами; группировать слова по типу орфограмм; работать с орфографи...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Проверка знаний по теме глагол

Цели деятельности учителя: закрепление знаний по теме «Глагол».Планируемые  результаты:Предметные:знать, что частица НЕ с глаголами пишется раздельно;уметь видеть глаголы в тексте;уме...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Имя прилагательное

Цели деятельности учителя:  формирование представлений  об имени прилагательном как части речи;Способствовать ознакомлению с основными признаками имен прилагательных.Планируемые  ...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Связь имени прил. с именем сущ.

Цели деятельности учителя: формирование представлений со смысловым значением имен прилагательных; установление связи имени прилагательного с именем существительным.Планируемые  результаты:Предмет...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Прил. близкие и противоположные по значению

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представления о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.Планируемые  результаты:Предметные:знать правила прав...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: текст-рассуждение( урок рефлексии)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о тексте-рассуждении, его отличительных признаках.Планируемые результатыПредметные:- знать: отличительные признаки текста рассуждения;- уметь: определять ...