Заглавная буква в именах собственных
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Белякова Светлана Викторовна

Конспект урока по русскому языку во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaglavnaya_bukva_v_imenah_sobstvennyh.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

Предмет: русский язык

Тема: Заглавная буква в именах собственных.

Провела во 2г классе

учитель-логопед Белякова С.В.

19.02.2016г.

Тема: Заглавная буква в собственных именах существительных.

Предмет: русский язык.

Тип: урок усвоения новых знаний.

Цель: создать условия для формирования  представлений о написании собственных имён существительных (географических названиях).

Задачи:

  1. формировать умение обнаруживать орфограмму и писать с заглавной буквы собственные имена существительные (фамилии, имена, отчества, клички животных, географические названия);
  2. совершенствовать умение составлять и оформлять на письме предложения;
  3. формировать умение осуществлять орфографический самоконтроль;

4) формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли  в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

5) воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Оборудование: презентация «Заглавная буква в именах собственных», карточки для работы в парах, тексты , деформированные тексты, памятка "Имена собственные", контурные карты, выставка  рисунков "Нет краше родного края!"

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Организационный момент.  

Приветствие детей, настрой на работу.

Подготовка класса к работе.

Л:самоопределение; Р:целеполагание

2.Речевая разминка

Скороговорка.

Купила бабуся бусы Марусе.

На рынке споткнулась бабуся об гуся.

Все бусы склевали по бусинке гуси.

Остались без бус бабуся с Марусей.

Проговаривание шёпотом.

Выполняют упражнение по заданию учителя

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

3.Актуализация опорных знаний

4.Постановка проблемы 

5.Сообщение темы и целей  урока. 

6.Основная часть.

а)словарная работа

б)первичное закрепление

Физминутка(по времени)

в)самоконтроль усвоения знаний

г)закрепление

Давайте вспомним, что мы уже знаем об имени существительном.

-Что такое имя существительное?

-Что могут обозначать имена существительные?

-На какие вопросы отвечают имена существительные?

-На какие группы делятся имена существительные? На какие вопросы отвечают?

-Ещё на какие группы делятся имена существительные? Что относится к именам собственным? (памятка "Имена собственные")

-Какое правило написания имён собственных и нарицательных вы знаете?

-Давайте проверим, как хорошо вы усвоили предыдущую тему. (Работа в парах.)

Задание. Раскрыть скобки, правильно выбрать букву, распределить слова по группам и записать,подчеркнуть орфограмму.

   (Б,б)арбос, (И,и)лья, (М,м)аршак, (Т,т)аня, (Н,н)иколаевич,(П,п)етровна, (Р,р)оссия, (Б,б)арто, (М,м)осква, (Б,б)арсик.

                   Проверка  по цепочке.

Имена

Отчества

Фамилии

Клички

?

-Какие группы получились? Какие слова не вошли ни в какую группу? Почему? С какой буквы их нужно писать?

-Да, это словарные слова, а ещё и географические названия. Мы привыкли к географическим названиям и порой их не замечаем, но сталкиваемся с ними  на каждом шагу.

- Для чего они нужны?

-Да, чтобы ориентироваться в мире, в своей стране, городе. Без них невозможно путешествовать, написать письмо.

С какой буквы пишутся географические названия? Обратимся к учебнику.

(добавить в памятку "Имена собственные")

- Тема урока? Чему мы будем учиться на уроке?

-Будем учиться распознавать и грамотно писать эти имена существительные; узнаем много интересного  о своей стране.

Запись числа в тетрадях.

- Составьте предложение со словом Москва. Запишите его.

-Составьте предложение со словом Россия.

Запишите его.

-Что вы знаете о России? Прочитайте текст. Найдите имена собственные-географические названия.

    Границы России проходят по суше и воде. Протяжённость территории России с запада на восток приближается к   10 000 км,  с севера на юг     превышает 4 000 км.

     Россию омывают  Тихий и Северный Ледовитый океаны, а также Балтийское, Чёрное, Азовское и Каспийское  моря.

       Уральские горы делят страну на две части. А самые высокие горы- это Кавказ.

       Величайшие реки России - Волга, Енисей, Амур, Лена, Обь, Дон.

-Что нового вы узнали?

-Давайте посмотрим на карте их местоположение.

- Выпишите имена собственные названия гор, морей, рек.

 -А названия океанов мы запишем  на контурных картах.

- Проверим, как усвоили новые знания.

Задания на карточках в 2 вариантах.

1.Списать предложения, найти имена собственные и подчеркнуть в них  заглавную букву.

      Красив город Орёл! Высоко в небе летит орёл. Дружно растут молодые дубки. В селе Дубки построили школу.

2.Списать предложения, раскрывая скобки, найти имена собственные и подчеркнуть в них  заглавную букву.

    Красив город (О,о)рёл! Высоко в небе летит (О,о)рёл. Дружно растут молодые (Д,д)убки. В селе (Д,д)убки построили школу.

- О каком городе говорится в первом предложении? А в каком городе живём мы?

Волжский - город-спутник Волгограда. Он был основан на месте поселка Безродное, получившего свое название от беглых "безродных" крестьян. В 1954 году поселение получило статус города и новое имя - "Волжский".

-Давайте попробуем написать небольшое письмо  о нашем городе, используя географические названия.

     Я  живу в ______________ области в городе________на   улице _____________.

Моя школа расположена на улице ____________.Рядом с городом протекает  река __________, которая впадает в реку ____________.Я очень  люблю свой город!

- А в том, что вы любите свой город, можно убедиться, посмотрев на выставку рисунков "Нет краше родного края!"

Дети отвечают на вопросы

Дети отвечают, опираясь на памятку

Дети записывают ответ

Дети отвечают на вопросы

стр.60 правило, чтение

Дети добавляют в памятку"географические названия"

Выполняют задание.

Дети отвечают на вопросы

Дети рассуждают, делают выводы,выполняют задание

Дети выполняют задание, проверка по эталону.

Дети выполняют задание коллективно

Р:целеполагание; К: постановка вопросов; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 

П: общеучебные-самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; Р:планирование,прогнозирование; контроль, оценка, коррекция; 

Л:самоопределение

Р : планирование,прогнозирование; контроль, оценка, коррекция; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, саморегуляция

П:общеучебные-умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание,логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений,доказательство, поиск и выделение необходимой информации;самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

К:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации ; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

6.Итог урока.Рефлексия Выставление отметок

     -Над какой темой работали? Чему учились?Что узнали нового?

       На географических картах рельеф Земли окрашивают в зависимости от высоты  суши и глубины морей и океанов в разные цвета. Вам предлагается цветовая шкала высот и глубин. Она позволит вам определить, на какой высоте вы находитесь, после изучения сегодняшнего материала урока.

Цветовая шкала высот и глубин:

-горы (отличное знание) – коричневый цвет

- равнины (хорошее знание) – зеленый цвет

- моря, океаны (не все было понятно) – синий цвет

Выставление отметок.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Л: самоопределение; нравственно-этическая ориентация; адекватное понимание причин
успеха / неуспеха в учебной дея
тельности