Внеклассное занятие по русскому языку «Ох уж эти фразеологизмы». Защита проектов.
проект по русскому языку (4 класс) на тему

Черепнина Ольга Викторовна

Внеклассное занятие по русскому языку  «Ох уж эти фразеологизмы».

1. Защита проектов.

Первой будет защищать свой проект группа «Фразесы»                                                       

Промежуточный вывод:

- что же такое фразеологизмы?

Вторая группа «Крылатые слова» покажет как они поработали над проектом                  

Промежуточный вывод:

- в каком значении чаще всего употребляются фразеологизмы?

Третья группа «Фразеологи» расскажет о своих наблюдениях и выводах                         

Промежуточный вывод:

- с какой целью употребляются фразеологизмы в речи?

И четвертыми отчитаются о проделанной работе и покажут свой проект "Неделимые сочетания"

2. Презентация

3. Технологическая карта

4. Оценочный лист

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Ох уж эти фразеологизмы» Внеклассное занятие по русскому языку В 3 классе (Защита проектов)

Слайд 2

« И мы сохраним тебя, Русская речь, Великое русское слово» А.Ахматова

Слайд 3

Цели проекта: - узнать как можно больше о фразеологических оборотах - научиться употреблять фразеологизмы в своей речи Задачи: - Создать группы - провести социологический опрос и исследования - собрать воедино информацию о фразеологизмах - выяснить источники происхождения крылатых выражений - познакомиться с фразеологическими словарями - создать свой картинный словарь фразеологизмов - подобрать стихотворения, сценки, сказки, частушки с фразеологическими оборотами - оформить проект

Слайд 4

Эксперимент Фразеологизмы часто можно заменить одним словом На краю света (земли) Намылить шею Пешком ходит под стол Зуб на зуб не попадает Зарубить на носу Как в воду глядеть Далеко Проучить, наказать Маленький Замёрз Запомнить Предвидеть

Слайд 5

- свой парень; - с пылу с жару; - сущая правда; - без начала, без конца; - в ус не дуй; - зги не видно; - парень хоть куда; - падать духом; - невесть что; - в кромешной тьме; смертный час; - встречный-поперечный ; - не верь глазам своим; - шут с тобой; - смех и грех; - черт с ней; - себе дороже; - еле, еле душа в теле; - не ко двору. Фразеологизмы из поэмы А.Твардовского «Василий Тёркин»:

Слайд 6

У фразеологизмов практически невозможно заменить одно слово другим. Эксперимент Капля в … (море, океане, озере) … наплакал (кот, котенок, щенок) Держать за … печатями ( семью, восемью, тремя) Проще пареной … (тыквы, репы, брюквы)

Слайд 7

- покатится кубарем; - бежать во всю прыть; - всем будет крышка; - шиворот-навыворот; - бежать без оглядки; - какая муха тебя укусила; -бить баклуши; - дым столбом; - держи карман шире; - пальчики оближешь; - пиши пропало; - броситься наутёк; - в два счёта; - в трёх соснах заблудились ; Фразеологизмы из произведений Н.Н. Носова: - взять на буксир; - вывести на чистую воду; - глядеть во все глаза; - засучив рукава; - и дело с концом; - как в воду глядел; - как в воду опущенные; - как с луны свалился; - калачом не заманишь; - накостылять по шее; - во всю Ивановскую; - не видать, как своих ушей; - ни жив ни мёртв; - пойти на край света; - с ног валиться; - сидел как на иголках.

Слайд 8

1 класс Русская народная сказка с использованием фразеологизмов

Слайд 9

1 класс

Слайд 11

1 класс

Слайд 13

1 класс

Слайд 14

1 класс

Слайд 15

1 класс

Слайд 16

1 класс

Слайд 17

1 класс

Слайд 18

1 класс

Слайд 19

1 класс

Слайд 20

1 класс

Слайд 21

1 класс

Слайд 22

1 класс

Слайд 23

1 класс

Слайд 24

1 класс

Слайд 27

1 класс

Слайд 28

1 класс

Слайд 29

1 класс

Слайд 30

1 класс

Слайд 31

- « Осёл и Соловей»: на тысячу ладов, за тридевять земель; избави, Бог, и нас от этаких судей; - «Волк и Ягнёнок»: с волками не делать мировой, снявши шкуру с них долой; - «Тришкин кафтан»: Тришкин кафтан; - «Две собаки»: ходить на задних лапах; - «Обезьяна»: мартышкин труд; - «Кот и повар»: а Васька слушает да ест; - «Демьянова уха»: Демьянова уха, сыт по горло. - «Белка»: как белка в колесе; - «Ларчик»: а ларчик просто открывался; - «Волк на псарне»: и волчью вашу я давно натуру знаю; - «Лебедь, рак и щука»: а воз и ныне там; - «Волк и Журавль»: костей не соберешь; - «Лисица и сурок»: рыльце у тебя в пуху; - «Две бочки»: пыль столбом; - «Слон на воеводстве»: в семье не без урода; - «Любопытный»: слона то я и не приметил; - «Попрыгунья-стрекоза»: попрыгунья стрекоза. Фразеологизмы из басен И.А. Крылова :

Слайд 32

– поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что; – скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; – ни в сказке сказать, ни пером описать; – и я там был, мёд-пиво пил; – избушка на курьих ножках; – Кащей бессмертный; – Лиса Патрикеевна; – при царе Горохе; – сказано – сделано; – сказка – ложь, да в ней намёк; – сказка про белого бычка; – три дня и три ночи; – это всё присказка, сказка будет впереди. Фразеологизмы из русских народных сказок:

Слайд 33

Буслаев Ф.И. Даль В.И.

Слайд 34

Ушаков Д.Н.

Слайд 35

Тихонов А.Н.

Слайд 36

Во время работы над проектом мы научились: - работать с различными источниками информации; - делать выводы на уровне полученной информации; - использовать Интернет в учебных целях; - создавать презентации; - оценивать и анализировать свою работу и работу своих партнёров. Рефлексия:

Слайд 37

Спасибо за урок! Дарю эти фразеологизмы вам! Голова на плечах Семи пядей во лбу Светлая голова Ума палата



Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеклассного занятия по русскому языку

 «Ох уж эти фразеологизмы». Защита проектов.

Организационный момент:                                                                 (слайд 1)

Речевая культура современных школьников очень низка. Это, прежде всего, связано с тем, что молодые люди отдают предпочтение информационным технологиям, нежели чтению художественной литературы. Речь детей скудна, в ней часто отсутствуют фразеологизмы, как средства выразительности языка. Чтобы восполнить этот пробел мы решили обратиться к теме «Фразеология». А самым деятельным методом в современной педагогике является исследовательская проектная деятельность.

План работы над проектом:

  1. Создать группы.
  2. Провести социологический опрос: на сколько распространены фразеологические обороты в речи окружающих тебя людей.
  3. Исследовать литературные произведения на частоту применения авторами фразеологизмов.
  4. Изучить данные науки о фразеологизмах.
  5. Узнать историю появления в языке некоторых оборотов.
  6. Познакомиться со словарями.
  7. Учиться употреблять крылатые слова в своей речи на примере русских народных сказок, басен и произведений русских писателей.

Вопросы, направляющие проект:

Основополагающий вопрос

В чем богатство нашей речи?

Проблемные вопросы

Каковы источники появления фразеологизмов?

В чем отличие фразеологизмов от свободных сочетаний слов?

Каковы синтаксические особенности фразеологизмов?

Почему речь становится богаче и выразительнее, если в ней используются фразеологизмы?

Учебные вопросы

Что изучает фразеология?

Что такое фразеологизм?

Значение каких фразеологизмов вам известно?

Есть ли среди фразеологизмов синонимы, антонимы?

Какие фразеологизмы используются в различных социальных группах, профессиях?

В каких произведениях литературы вы встречали фразеологизмы?

Как бы вы проиллюстрировали фразеологизмы?

 «Для тех кто интересуется культурой, историей своего народа, - фразеология – одна из самых увлекательных сфер языка» - так говорил Николай Максимович Шанский (русский ученый, филолог). Поэтому мы решили узнать о фразеологизмах всё и включить их в свою проектную деятельность.

                                                                                                         (слайд 2)

Цели проекта:                                                                                (слайд 3)

- узнать как можно больше о фразеологических оборотах

- научиться употреблять фразеологизмы в своей речи

Задачи:

- провести социологический опрос и исследования

- собрать воедино информацию о фразеологизмах

- выяснить источники происхождения крылатых выражений

- познакомиться с фразеологическими словарями

- создать свой картинный словарь фразеологизмов

- подобрать стихотворения, сценки, сказки, частушки с фразеологическими оборотами

- оформить проект

Первой будет защищать свой проект группа «Фразесы»                                        (слайд 4,5)

Промежуточный вывод:

- что же такое фразеологизмы?

Вторая группа «Крылатые слова» покажет как они поработали над проектом                (слайд 6-32)

Промежуточный вывод:

- в каком значении чаще всего употребляются фразеологизмы?

Третья группа «Фразеологи» расскажет о своих наблюдениях и выводах                         (слайд 33)

Промежуточный вывод:

- с какой целью употребляются фразеологизмы в речи?

И последними отчитаются о проделанной работе и покажут свой проект «Неделимые сочетания»                                                                                                                 (слайд 34)

Промежуточный вывод:

- можно ли заменить слово в фразеологизме или поменять слова местами?

Во время работы над проектом мы узнали, что существует фразеологические словари, в которых представлены источники происхождения фразеологизмов и их значения. В нашей школьной библиотеке я взяла на сегодняшнее занятие некоторые из них:

  1. Один из самых знаменитых словарей русского языка - словарь В.И. Даля, которому уже более 200 лет. Создатель его не был языковедом по специальности и о себе и о своём словаре он говорил… стр.1                                                                                 (слайд 35)
  2. С.И. Ожегов создал словарь, доступный современным людям. Он же был соавтором большого толкового словаря современного русского языка под руководством Ушакова Д.Н.         Словарь пережил своего автора уже на 50 лет.                                                        (слайд 36)
  3. Самый популярный словарь для школьников – это школьный фразеологический словарь

 В.П. Жукова и А.В. Жуковой.

Теперь я проверю на сколько вы усвоили фразеологические обороты и умеете их употреблять в речи, а также определять их значение.

1 задание:

Объясни значение -

- кожа да кости

- дырявая память

- на всех парусах

- хоть кровь из носа

- сбить с толку

- как рыба в воде

- попасть пальцем в небо

- много воды утекло

2 задание:

Замените фразеологизмом слово -

- метко

- неожиданно

- тесно

- темно

- опытный

- молчать

- исчезать

- обманывать

3 задание:

Почему так говорят?

- очертя голову

- бобы разводить

- чудеса в решете

- после дождичка в четверг

- перемывать косточки

- в трех соснах заблудиться

- бзык напал

Рефлексия: 

Во время работы мы научились:                                                         (слайд 38)

- работать с различными источниками информации;
- делать выводы на уровне полученной информации;
- использовать Интернет в учебных целях;
- создавать презентации;
- оценивать и анализировать свою работу и работу своих партнёров.

Подведение итогов:

  1. Выступление членов жюри
  2. Учитель – молодцы, сегодня вы не сидели сложа руки, работали засучив рукава и в поте лица, поэтому я дарю вам такие фразеологизмы…                                                 (слайд 39)

Планируемые результаты обучения

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

Личностные:

  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к русскому языку, культуре;
  • интерес к изучению языка.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели работы;
  • самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
  • самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;
  • оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями

Предметные:

Знать предмет изучения фразеологии, определение фразеологии как раздела науки о языке; основные признаки фразеологизмов, источники появления , назначение фразеологизмов в языке, их роль в обогащении речи.

Понимать различия между свободными словосочетаниями и фразеологизмами.

Уметь опознавать фразеологизмы и объяснять их значение путем подбора синонимов, определять лексическое значение фразеологизма в контексте, пользоваться словарем фразеологизмов, с помощью толкования употреблять фразеологизмы в речи.



Предварительный просмотр:

Оценочный лист проекта

п/п

Параметры оценивания 

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

1.

 Актуальность выбранной темы

 

 

 

2.

 Глубина раскрытия темы

 

 

 

3.

 Практическая ценность проекта

 

 

 

4.

 Обоснованность выводов

 

 

 

5.

 Правильность и грамотность оформления

 

 

 

6.

 Аккуратность и дизайн оформления

 

 

 

7.

Самостоятельность при выполнении работы

 

 

 

8.

Использование собственных (авторских) материалов

 

 

 

9.

Источники и полнота их использования

 

 

 

10.

Сценарий защиты (логика изложения)

 

 

 

11.

Грамотное построение доклада

 

 

 

12.

Умение изложить самое интересное и ценное

 

 

 

13.

Владение материалом

 

 

 

14.

Умение отвечать на вопросы

 

 

 

15.

Умение защищать свою точку зрения

 

 

 

16.

Владение аудиторией при защите

 

 

 

17.

Итоговая оценка

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по русскому языку по теме "В мире русского языка"

занятие способствует закреплению полученных знаний, расширяет кругозор учащихся, развивает память, внимание, стремлние узнавать новое....

Внеклассное занятие по русскому языку «Фразеологизмы».

Обогащение словарного запаса учащихся.Развитие речи учащихся.                           3.   Воспитание интереса к...

Внеклассное мероприятие по русскому языку КВН " Его величество Фразеологизм"

Цель внеклассного мероприятия продолжить знакомство с фразеологизмами, наблюдать за особенностями значения фразеологических оборотов, понимать их значение, правильно употреблять в речи....

Внеклассное занятие по русскому языку "Веселые фразеологизмы"

-Сегодня мы с вами  отправляемся в Страну Слов. Впереди нас ждёт очень интересное увлекательное  путешествие. Попробуйте заменить это слово другим словом (странствие, дорога, путь, поход, по...

Внеклассное занятие по русскому языку "Веселые фразеологизмы"

-Сегодня мы с вами  отправляемся в Страну Слов. Впереди нас ждёт очень интересное увлекательное  путешествие. Попробуйте заменить это слово другим словом (странствие, дорога, путь, поход, по...

Внеклассное занятие по русскому языку в 4 классе Устойчивые сочетания слов - фразеологизмы

Цель:        1. Подробное ознакомление с фразеологизмами.                   2. К...

Внеклассное занятие по русскому языку «Устный журнал «Что такое фразеологизмы?»

Внеклассное занятие по русскому языку «Устный журнал «Что такое фразеологизмы?»...