Первое и второе спряжение глаголов.
план-конспект урока по русскому языку на тему

Абраменко Надежда Викторовна

Первое и второе спряжение глаголов.

Цель: провести первоначальное ознакомление с 1спр. и 2 спр. глаголов.

Задачи:

·        обучающие: дать представление о 1 и 2 спр. глаголов, познакомить с окончанием глаголов 1 и 2 спр. глаголов, сформулировать алгоритм для определения спряжения глаголов.

·        развивающие: развивать умение спрягать глаголы, развивать связную речь при устных ответах, развивать мышление и память.

·        воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи, эмоциональную культуру учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus._yaz._1_i_2_spr.docx30.4 КБ

Предварительный просмотр:

                  Первое и второе спряжение глаголов.

Цель: провести первоначальное ознакомление с 1спр. и 2 спр. глаголов.

Задачи:

  • обучающие: дать представление о 1 и 2 спр. глаголов, познакомить с окончанием глаголов 1 и 2 спр. глаголов, сформулировать алгоритм для определения спряжения глаголов.
  • развивающие: развивать умение спрягать глаголы, развивать связную речь при устных ответах, развивать мышление и память.
  • воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи, эмоциональную культуру учащихся.

                                               Ход урока.

1. Орг. момент.

 - Ровно встали, подтянулись

   И друг другу улыбнулись.

2. Работа над каллиграфией.

- Открываем тетради и записываем число. Проговариваем орфографически.

 

 На доске: сидиш_ , читаеш_ , висиш_ , замечаеш_ , кричиш_ .

- Прочитайте данные слова. По какому признаку они объединились? (глаголы ед.ч.,2л., с ь знаком на конце)

- На какие 2 группы можно разделить эти глаголы? (1группа – ешь, 2 группа – ишь)

- Напишите чередуя: - ешь , - ишь.

3. Новая тема.

1) Подготовительный этап.

- Послушайте отрывок из стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета «Весенний дождь».

                 Две капли брызнули в окно,

                 От лип душистым мёдом пахнет.

                 И что-то к саду подошло,

                 По свежим листьям барабанит.

                  (Открыть отрывок на доске)

- Выпишите из этого четверостишия в столбик глаголы настоящего времени.

- Определите у них все грамматические признаки. (3 л., ед.ч., наст.вр.)

- Посмотрите на глаголы внимательно. Что заметили? (лицо, число, время одинаковые, а окончания разные)

- Как видите глаголы в одном и том же лице могут иметь разные окончания. Почему?

- Как существительные в зависимости от склонения делятся на группы, так и глаголы делятся на группы в зависимости от спряжения.

- А какие это группы мы постараемся сегодня разобраться.

- Давайте сначала вспомним, что такое спряжение глаголов?

2) Спряжение глаголов на доске.

- Давайте проспрягаем глаголы в настоящем времени.

                   петь                           говорить

(По желанию ученики спрягают на доске.)

- Что вы заметили в написании личных окончаний глаголов?

(1ст.- е           3л.- ют)

 2ст.- и           3л.- ят

-Легко было писать окончания? Почему? (ударные окончания)

- Когда в окончании работает гласная -е (-ё)- 1спр. (на доске)

                                                                 - и – 2спр.

(Написать 1 и 2спр. над словами в столбиках.)

3) Игра «Узнай спряжение».

- А теперь поиграем. Я называю слова, а вы определяете спряжение. Если 1 спряжение, хлопаете 1 раз, 2 спряжение- 2 раза.

Несёшь, идёшь, говоришь, стоишь, плывёт, везём, растёт.

                       (Физминутка.)

4) Безударные окончания глаголов.

- Помогите мне просклонять глагол колоть. (помогают с места)

я колю

ты кол (е/и)шь  - ?

-Почему трудно выбрать окончание? (безударное, мы этого ещё не знаем)

- Мы ещё не умеем писать безударные окончания глаголов. Как же быть?

 (Нужно узнать. Будем учиться.)

 - А поможет нам сказка. Все мы превращаемся в жителей сказочной страны. А как вас зовут вы прочитаете на карточке, которая лежит у вас на столе. (у каждого карточка с глаголом)

5) Сценка «В стране Глаголии».

Автор.

- Начинаем рассказывать сказку.

- Давным-давно в сказочной стране Глаголии жил царь Глагол (выходит царь и садится на трон) со своим глагольным людом. (показать на класс) Было у него 2 сына. Звали их 1 спряжение и 2 спряжение. (выходят и встают с одной стороны от царя) Вот и говорит однажды царь своим сыновьям.

Царь.

- Стар я стал, дети мои. Трудно управлять государством. Даю я вам задание, чтобы вы решили, как царствовать будете. ( 1 и 2 спр. шепчутся)

Автор.

- Думали они, думали и решили.

Второй сын (2спр.)

- Я царь- батюшка буду управлять теми глаголами, которые в неопределённой форме оканчиваются на -ить.

Первый сын (1спр.)  

- А я всеми остальными глаголами неопределённой формы.

Царь.

- Рад я, дети мои, что вы такими мудрыми оказались. Познакомьтесь с жителями своего царства.

Второй сын.

-Где жители моего царства? Назовите себя. (Ученики с места читают вслух глагол с карточки на -ить-)

Первый сын.

- А где мои жители? И вы себя назовите. ( называют своё имя с карточки)

(Учитель открывает запись на доске.)

1спр.                     2спр.

- оть                        

- еть

- уть                      - ить

- ать

- ять

- ыть

Учитель.

- Посмотрите ещё раз каждый на своего царевича.

        глаголы на  - ить – 2 спр.

        глаголы на оть …. – 1 спр

Царь.

- Это не все жители нашей страны, их ещё очень много. С ними вы ещё успеете познакомиться. А теперь идите управлять своим царством.

( Все уходят со сцены.)

                               (Физминутка)

6) Вывод.

- Ребята, можно по неопределённой форме глагола определить спряжение? Как?

- А по спряжению можно выбрать гласную в безударном личном окончании  глагола? Как?

- Сможем мы теперь просклонять глагол колоть?

- Кто попробует это сделать? (один на доске, все в тетради)

4. Закрепление новой темы.

Самостоятельная работа.

  1. Для сильных.

Дидактическая тетрадь Полниковой с.32 упр.5 (2 строки)

  1. Для слабых. (карточки)

Определи спряжение глаголов и напиши сверху 1спр. или 2спр..

Делаешь, встанем, чувствуешь, ходишь, делят, оживает, светим, варишь, поможет, едете, сберегаем, бледнеешь.

  5. Итог.

- Вот и заканчивается урок. И последнее моё задание. Отгадайте загадку.

                         Мы его не замечаем.

                         Мы о нём не говорим.

                         Просто мы его вдыхаем.

                         Он ведь нам необходим.    (воздух)

- А теперь на минутку закройте глазки, спокойно подышите и подумайте про то, что делали на уроке. Как всегда выслушаем желающих. (Я узнал…  .  Я  понял…  . Мне было легко  трудно…  и т. д.)

6. Домашнее задание.

Проспрягать глагол со своей карточки.

Дидактическая тетрадь с.32 упр. 5 (с 3 строки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения.

Урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода с использованием электронного тренажера....

Презентация на тему "Понятие о спряжениях глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения".

Разработка к уроку русского языка на тему "Спряжение глаголов"....

Первое и второе спряжения глаголов.

Первое и второе спряжения глаголов....

Конспект урока русского языка по теме: "Первое и второе спряжение глаголов настоящего времени"

В конспекте урока указаны цели урока, формируемые УУД, ход урока....

Конспект урока русского языка для учащихся 4 класса Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов второго спряжения»

Данный урок русского языка проводится в 4-ой четверти с целью закрепления умения учащихся писать безударные личные окончания глаголов 2- го лица настоящего и будущего времени. С помощью алгоритма учен...