Конспект урока. Русский язык. 3 класс. Правописание частей слова.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Ефремова Юлия Евгеньевна

Конспект урока подготовлен с использованием учебника по Русскому языку 2 класс ч. 1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2012 – 160 с.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этап

Содержание

Примечание

Орг. Момент

-Здравствуйте, меня зовут Юлия Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте, чтобы у вас на партах лежали учебник, тетрадь, дневник, пенал.

Проверка готовности к уроку.

Словарная работа

Постановка учебной задачи

Наблюдение над языковым материалом

Работа над формули-ровкой понятия

Конкретизация понятия на новом языковом материале

Работа над формули-ровкой понятия

Физминутка

Работа над формули-ровкой понятия

-Посмотрите на экран. Что изображено? (календарь, дни недели) Напишем слова. ___, выходи к доске. Остальные открывают тетради, записывает число, классная работа. На следующей строке запишем слова, поставим ударение, подчеркнем орфограммы. Как проверить

орфограмму в корне слова? (Подобрать про вероятное слово) А если проверочного слова нет, что делать? (смотреть в словарь)

-Сегодня мы продолжим работу по изучению состава слова. Будем находить в слове значимые части, разбирать слова по составу, различать, в какой части слова находится орфограмма.

-Откройте учебник на с.102, прочитайте предложения под №192.

Ночью пришёл первый заморозок. Он надышал холодом на стёкла, посыпал зернистым инеем на крыши, захрустел под ногами.

К. Паустовский

-Можем ли мы эти предложения назвать текстом?

-В каких словах выделенная орфограмма находится в корне? (заморозок, холодом, зернистым, ногами)

-В каких словах выделенная орфограмма находится в приставке? (пришел, надышал, посыпал, захрустел)

-В каких словах выделенная орфограмма находится в суффиксе? (заморозок) В окончании? (стёкла, зернистым, крыши)

-В каких значимых частях слова может быть орфограмма?

-Проверим наш вывод, прочитаем текст ниже вслух. В какой части слова может быть буква, обозначающая безударный гласный звук? В каких, из выписанных нами, словах можем проверить написание орфограммы? Подберите проверочное слово. (заморозок-мороз, холодом-холод, зернистым-зёрна, ногами-ноги)

-Прочитайте первую пословицу из №193. (Встречай людей не лестью, а честью) Как понимаете эту пословицу? (не нужно угождать людям, нужно их встречать с достоинством и уважением) Что такое лесть? (Неискренняя хвала с какой-то целью) В какой значимой части выделена буква? (встречай-приставке) Выпишем это слово в тетрадь, обозначим орфограмму и часть, в которой она находится.

-Прочитайте вторую пословицу. Как вы ее понимаете? (кто ничего не делает, тот и не хочет ничего) Выпишите слова с выделенными буквами, обозначьте орфограмму и часть слова, в которой она находится. Как называется выделенная орфограмма? (парный по глухости-звонкости согласный звук)

-Легко сказать, да тяжело сделать.

-Без столбов и забор не стоит. (всегда нужна опора, на которой все строится)

-Был бы пирог, найдется и едок.

-Проверим наш вывод, прочитаем текст вверху с.103. В какой части слова может стоять буква, обозначающая парный по глухости-звонкости согласный звук?

-Рассмотрите таблицу «Правописание гласных и согласных в значимых частях слов». Подготовьте ответ на вопрос как действовать в зависимости от того, где находится орфограмма. Чтобы ответить на вопрос, поработайте в парах.

-Что говорится о правописании корней?

-В каких значимых частях слова может быть орфограмма? (корень) Прочитайте примеры. Какая орфограмма выделена на первой строчке? (слово в корне слова, проверяемое ударением)

-Прочитайте второй ряд слов. Какая орфограмма выделена? (парные согласные в корне слова)

- Что делать, если мы не можем подобрать проверочное слово? (посмотреть в словарь)

-В каких еще частях встречаются орфограммы?

-Что нужно сделать, если не помнишь, как правильно написать приставку и суффикс? Если не помним написание? (посмотреть в словаре)

- Откройте рабочую тетрадь с.52. Выполним задание №130. Прочитайте его.

Улыбка, боксёр, перелить, сырник, храбрость, хитрец, голубь, гвоздик, подземный.

-Прочитай ___ первое слово. (Улыбка) Какая орфограмма в этом слове? (парный по глухости-звонкости согласный) В какой части слова находится орфограмма? (в корне). Как проверить написание орфограммы? (Подобрать проверочное слово улыбаться) В какую строчку будем записывать это слово? (Первую) Запишем это слово в первую строчку, поставим ударение, подчеркнем орфограмму, выделим часть слова, в которой она находится.

-Самостоятельно выполните задание до конца. Поставьте ударение, подчеркните орфограммы, определите, в какой части слова выделена орфограмма.

-Проверим.

а). Улыбка, боксёр, хитрец, голубь.

б). Перелить, подземный.

в). Сырник, храбрость, гвоздик.

-Выполним задание №132. Прочитайте задание.  

-Назовите три словарных слова, которые можно отнести к инструментам. Для удобства выполнения, вы можете воспользоваться словарём в конце учебника. (лопата, молоток, топор) Какая орфограмма в этом слове? В какой части слова стоит орфограмма? Запишите слова в первую строку.

-Самостоятельно допишите еще по три слова во вторую и третью строки.

(горох, земляника, картофель)

(воробей, снегирь, сорока)

-Подчеркните орфограмму и выделите часть, в которой она находится.

На экране изображен календарь

(понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье)

Один ученик выходит к доске

На экране алгоритм разбора слова по составу

Учебник с.102 №192

Учебник с.102 №193

Работа в парах

Рабочая тетрадь с.52 №130

Трое учеников выполняют задание у доски

Подведение итогов

Рефлексия

-Чем занимались сегодня на уроке?

-В какой части слова может быть орфограмма?

-Если орфограмма в корне, как будем проверять? (проверочное слово или словарь)

-Если орфограмма в приставке или суффиксе, что делать? (вспомнить написание или посмотреть в словарь)

-Что больше всего понравилось?

-Что было трудно?

-Чему еще нужно поучиться?

Домашнее задание

-Откройте дневники, запишите домашнее задание.

-Рабочая тетрадь с.52 №131 по заданию в тетради.

-Спасибо вам за урок. Мне было приятно с вами работать.

Задание записывается на доске

ФИО: Лящук Юлия Евгеньевна

Предмет: Русский язык

Класс: 3 «Д»

Учебная тема: Правописание частей слова

Тип урока

комбинированный

Дидактическая цель

Упражняться в нахождении и написании орфограмм в разных частях слова

Задачи

Образовательные:

  • Находить в слове значимые части;
  • Различать, в какой части слова находится орфограмма.

Воспитательные:

  • Воспитывать усидчивость, аккуратность, наблюдательность.

Развивающие:

  • Развивать память, мышление, речь, внимание.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

- самоопределяться при выборе задания в группе сверстников.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- выбирать для себя посильное задание.

Познавательные УУД:

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

-задавать вопросы;

-контролировать действия партнёра.

Основные понятия

Часть слова, корень, приставка, суффикс, окончание, основа.

Ресурсы:

Для учителя: конспект, учебник, презентация.

Для ученика: учебник, тетрадь.

Организация пространства

Фронтальная

Источники информации

Печатные издания:  учебник Русский язык 2 класс ч. 1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2012 – 160 с.

Сайты: http://slovari.yandex.ru/

Департамент образования г. Москвы

ГБОУ СПО Педагогический колледж №1 имени К.Д. Ушинского

Конспект пробного урока по Русскому языку

Тема: «Правописание частей слова»

В 3 «Д» классе школы № 1270

Студентки группы 42-У

ПК №1 им. К.Д. Ушинского

Лящук Юлии Евгеньевны

С конспектом урока ознакомлена «…» ……. 2014 года

Сергунина Ольга Семеновна

________________ (подпись учителя)

К уроку допущена «…» …… 2014 года

Саратовских Людмила Ивановна

_______________ (подпись методиста)

Оценка за урок: __________

Москва, 2014 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Слог как часть слова".

Конспект урока по русскому языку в начальной коррекционной школе VIII вида на тему: "Слог как часть слова"....

Конспект урока русского языка "Окончание как часть слова" 2 класс

В конспекте урока представлена тема "Знакомство с окончанием как частью слова". Урок построен на материале учебника Иванова по программе "Начальная школа 21 века". Конспект урока выстроен с помощью те...

Конспект урока русского языка + презентация "Правописание родственных слов с непроизносимой согласной в корне слова" (УМК "ПНШ", 2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование представлений о понятиях «настоящий звук» и «нулевой звук»; о закономерностях чередования согласного звука с нулевым в корнях слов при пр...

Конспект урока русского языка. Тема: " Правописание слов с безударными гласными в корне", 3 класс, УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Цели деятельности учителя: формирование знаний о правописании слов с безударными гласными в корне, о способах их проверки, умения проверять безударные гласны...

План-конспект урока русского языка "Повторение правописания заглавной буквы в словах и предложениях"

План-конспект урока русского языка "Повторение правописания заглавной буквы в словах и предложениях"...

Конспект по русскому языку "Приставка как часть слова" 2 класс

В данном конспекте представлен ход урока русского языка на тему  "Приставка как часть слова"...

Комбинированная работа по русскому языку. Тема "Правописание частей слова" 3 класс

Комбинированная работа позволит оценить знания учащихся темы "Правописание частей слова"...