Конспект урока по русскому языку "Однородные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Примакова Евгения Александровна

Урок изучения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_rya.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Цели

Образовательные:

  1. познакомить с понятием «однородные члены предложения»;
  2. научить находить в предложениях однородные члены предложения; учить читать предложения с интонацией перечисления, ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения;
  3. научить  чертить схемы предложения с однородными членами;

Формировать УУД:

Познавательные УУД:

1). Понимать, что такое однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения.

2). Уметь находить их в предложении и обозначать их на схемах: находить смысловые отрезки – однородные члены по их опознавательным признакам, составлять и читать схемы предложений с однородными членами, устно и графически объяснять постановку знаков препинания между однородными членами. Уметь отличать предложения с однородными членами от других предложений; учиться ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; уметь проверять правильность написания слов и предложений, воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической  жизни ребенка.

Личностные УУД:
1). Уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

1). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм  действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах;  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

1).Учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения  в группе и следовать им.

Планируемый результат

Предметные: 

  • устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении;
  • использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;

Личностные:

  • уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности;
  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

Метапредметные: 

определять и формулировать цель деятельности на уроке;

Регулятивные УУД:

  • учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  •  учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;
  • использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

Основные понятия

Однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения, запятая при однородных членах предложения, союз «и» при однородных членах. Термин: «однородные».

Межпредметные связи

литературное чтение, русский язык

Ресурсы:

- основные

 дополнительные

1.Учебник Русский язык

2.Презентация к уроку, эталоны.

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в  группах, индивидуальная работа

Технология проведения

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

 Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

1)Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.

3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Пальчиковая гимнастика. Запись даты, вида работы.

Наш урок предлагаю начать со следующих слов

Когда вы слушаете, вы забываете,
Когда вы видите, вы понимаете,
Когда вы действуете, вы научаетесь.

Как вы понимаете данные слова?

1.Самоконтроль готовности.

2. Реакция на учителя, внимание.

3. Самоопределение:

- знаю, что буду делать;

- понимаю, хочу делать или нет;

- думаю, что могу сделать или нет.

Регулятивные: волевая саморегуляция. 

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Личностные: действие смыслообразования

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Цели:

1)Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

2)Зафиксировать актуа-лизированные способы действий в знаках (эталоны).

3) Мотивировать к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»).

1.Словарная работа.

На слайде группа слов (в…с…лек, гв…здика, р…машка).

Что общего у этих слов? (орфограмма непроверяемая гласная в корне, это названия цветов).

Давайте составим с этими словами предложение.

Я вам предлагаю записать следущее высказывание.

Василек, гвоздика, ромашка создавали пестрый ковер луга.

Докажите что это предложение (оно состоит из слов и выражает законченную мысль). Давайте вспомним, что мы еще знаем о предложениях (предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные, побудительные;  по интонации - восклицательные, невосклицательные;  по наличию второстепенных членов предложения бывают распространенные, нераспространенные; по наличию главных членов простые и сложные).

Запишите это предложение.

Давайте вспомним, что нам известно о членах предложения (члены предложения могут быть главными и второстепенными;  главными членами предложения называются подлежащее и сказуемое; второстепенные члены – дополнение, определение, обстоятельство). Учитель снимает справа полоску бумаги, скрыты слова « члены предложения».

Предлагаю разобрать вам это предложение по членам предложения.

 Назовите в предложении слова, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения и произносятся с интонацией перечисления? (василек, гвоздика, ромашка)

- Какими членами предложения они являются?

Свободное владение прошлым материалом. Умение работать самостоятельно, в группах с использованием ранее изученного материала  

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, группировать, выделять основания группировки.

2.Регулятивные: 

контроль, коррекция.

3.Познавательные: 

общеучебные: умение структурировать знания;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

3. Выявление места и причины затруднения.

Цели:

1)Организовать восстановление выполненных операций.

2)Организовать фикса-цию места, где возникло затруднение.

3)Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами .

4) На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи.

Как называются члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения?

Умение зафиксировать затруднение или удивление, выразить их в речи, самостоятельно сформулировать тему урока

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

3. Самостоятельно ставить цель деятельности.

4. Проблемное объяснение нового материала.

Цели:

Организовать построение проекта выхода из затруднения:

1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).

2) Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.

Цель деятельности.

Как вы думаете, чему будет посвящена новая тема урока?

(Новая тема урока будет посвящена словам, отвечающим на один и тот же вопрос и относящимся к одному и тому же члену предложения).

Какие цели на урок поставите перед собой?

Изучение нового материала.

На слайде написаны предложения:

В наших краях зимуют воробьи, снегири, синицы.

Они щебечут, суетятся, устраиваются.

Весной появятся гнёзда на деревьях, под крышами, в кустах.

- Прочитайте первое предложение. Разберите его по членам предложения (работа в парах).

- Какую особенность вы заметили в этом предложении?

(В этом предложении три подлежащих  и одно сказуемое).

 Прочитайте второе предложение. Разберите его по членам. Какая особенность в этом предложении?

( В этом предложении три сказуемых при одном подлежащем).

Прочитайте последнее предложение и разберите его по членам. Что можете отметить в третьем предложении?

(В этом предложении три второстепенных члена).

У. На один и тот же вопрос отвечают второстепенные члены или на разные? Данные второстепенные члены предложения относятся к одному и тому же слову или к разным словам?

Ваше исследование помогло определить, какие члены предложения являются однородными. Учитель снимает вторую полоску однородные, открывается тема урока «Однородные члены предложения». В чем выражается родство таких членов предложения?

Перечитайте предложения еще раз, обращая внимание на перечислительную интонацию произношения однородных членов. Как она обозначается на письме?

К какому предложению подходит следующая схема?

____ ____,____,____.

Какие члены предложения называются однородными?

Какие знаки препинания ставятся между однородными членами?

(Если вы запомните веселое четверостишие об однородных членах, то оно всегда будет служить вам подсказкой в правильной расстановке знаков препинания.)

Если стоят однородные члены
Их запятой раздели непременно:
Дети рисуют, играют, сидят,
Спорят, смеются, поют, говорят.

1).Подводящий или побуждающий диалог по проблемному введению нового знания.

2).Организовать использование предметных действий с моделями, схемами, формулами, свойствами и пр.

3).Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

4).Соотнесение нового знания с правилом в учебнике («Эталонах», справочнике, словаре и т.д.)

Регулятивные: целеполагание как поста-новка учебной задачи.

Коммуникативные УУД

1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

3. Выступать с сообщениями перед коллективом сверстников.

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

5. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.

V.  Первичное закрепление во внешней речи.

Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного вида упражнений с их проговариванием во внешней речи:

- фронтально;

- индивидуально;

- в парах или группах.

Физкультминутка

 Я буду называть предложения с однородными членами и  без них.  Если  я назову предложение с однородными членами- соглашаетесь. Если услышите предложение без однородных членов не соглашаетесь

Гнёзда.

  Гнёзда лепят, плетут, складывают. У грачей, ворон гнёзда сложены из сучков.  Синицы, дятлы прячут свои гнёзда в дупле. Чаще всего птичье гнездо похоже на чайную чашечку. Оно сплетено из веточек, внутри выстлано пухом, перьями,  шерстью. Каждую весну большинство птиц вьют гнездо заново.      

Умение отвечать на вопросы учителя, аргументировать свою точку зрения, находить однородные члены предложения в тексте.

Регулятивные УУД

1.Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные:

1.Управление поведением партнера;

2.Умение выражать свои мысли.

6.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (письмо по памяти).

Цели:

По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

Творческая работа.

Я предлагаю вам побыть немного писателями. Используя слова на слайде, попробуйте составить предложения с однородными членами в связный рассказ.

ГУЛЯЛИ, ЛИСА, ГУСИ, КУРЫ, УТКИ, ЗАКУДАХТАЛИ, ПОДКРАЛАСЬ, УБЕЖАЛА, ЗАШИПЕЛИ, СХВАТИЛА, ЗАКРЯКАЛИ.

Проверка. Запись в тетрадь с объяснением знаков препинания.

1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки.

3) Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки.

4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок.

5) По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха.

Познавательные УУД  Составлять алгоритм действия.  

Регулятивные: оценка – оценивание качества и уровня усвоения.

7. Включение в систему знаний и повторение .

Цели:

1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

а) Учебник, стр. 154 Упр. 539.

1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности

Регулятивные: прогнозирование;

оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

8.  Рефлексия. Домашнее задание.

Цели:

1).Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

2).Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

3)Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

4).Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания

- Что нового мы узнали о предложениях?

-Что такое однородные члены предложения?

- Как они отделяются друг от друга?

Что вам особенно понравилось?

Какое задание было легким, а какое сложным?

Выполни тест:

 1. Найди и отметь предложение с однородными членами:

  • Снег пропитался водой, отяжелел и осел.
  • В мае зацветают в лесу душистые ландыши.
  • Букет состоял из красных тюльпанов.

2. В каком предложении есть однородные подлежащие:

  • Терпение и труд всё перетрут.
  • Труд украшает человека.
  • Без соли и хлеба плохая беседа.

3. В каком предложении есть подлежащее, сказуемое и однородные

дополнения:

  • На лугах расцвели ромашки, колокольчики.
  • В саду много работы.
  • Дворник убирает улицу, двор, сквер
  • Пожелтели клёны, берёзы.

4.

В каком предложении есть однородные сказуемые:

  • Дождик вымочит, солнце высушит.
  • Зимой солнце светит, но не греет.
  • Мороз заковал озёра, реки.

По результатам теста предлагаю оценить свою деятельность на уроке.

  1. Знаю правило об однородных членах предложения.
  2. Умею находить однородные члены предложения.
  3. Умею ставить запятую в предложениях с однородными членами.

Д.З.  с 154 упр. 540

Уметь делать выводы и умозаключения.

 -Уметь анализировать свою работу

-уметь оценивать свою деятельность на уроке

Регулятивные УУД

1).Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2).Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Регулятивные:

оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

 прогнозирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Однородные члены предложения"

Конспект урока по теме "Однородные члены предложения" к учебнику Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. 4 класс....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА на тему «Главные члены предложения»

Цель урока: создать условия для формирования умения находить в предложении подлежащее и сказуемое.Задачи:Образовательные: формирование представлений о подлежащем и сказуемом, их особенностях, о связи ...

Конспект урока на тему"Второстепенные члены предложения. Определение" (УМК"ПНШ"3 класс)

Цель деятельности учителя: -Формировать понятие об определении как о второстепенном члене предложения;-Находить и выделять в предложении;-Научить правильно задавать вопросы к определению.Планиру...

Конспект урока на тему "Однородные члены предложения"

Тема: Однородные члены предложения – Формирование понятия однородные члены предложения, развитие умений находить однородные подлежащие и сказуемые. – Овладение умением устной реч...

Конспект урока по теме "Однородные члены предложения", 4 класс

Конспект урока по теме "Однородные члены предложения", 4 класс...

Конспект урока по теме "Однородные члены предложения" 3 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Тема урока: Однородные члены предложения.Тип урока: закрепление изученного материалаЦель:  создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний об однородных членах предлож...