Конспект урока русского языка "Части речи"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Комина Ольга Ивановна

1.    Класс: 2

2.   Предмет: русский язык

3.  Тема урока: «Части речи».

4.   Планируемые результаты:

Личностные:

формирование широкой мотивации к учебной деятельности, включающей учебно — познавательные и внешние мотивы, формирование учебно - познавательного интереса к новому учебному материалу.

Метапредметные результаты:

-      Регулятивные: умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; умение планировать учебную деятельность на уроке и использовать необходимые средства: учебник, тетрадь;

-   Познавательные: умение сравнивать, анализировать, обобщать; умение мыслить, делать выводы; умение внимательно относиться к предложенным заданиям; умение использовать знаково - символические средства; умение работать в группах;

-Коммуникативные: умение формулировать свои мысли, высказывать их вслух; умение выражать собственное мнение, умение обосновывать свой выбор, умение работать в группе, учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию.

-Предметные:

-развивать орфографическую зоркость, переключаемость внимания, оперативную память;

- уточнить представления об особенностях имени существительного, прилагательного и глагола;

- воспитывать организованность, усидчивость, ответственность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме «Части речи»

учителя Коминой Ольги Ивановны

  1. Класс: 2
  2.  Предмет: русский язык 
  3. Тема урока: «Части речи».
  4. Планируемые результаты:

Личностные:

формирование широкой мотивации к учебной деятельности, включающей учебно — познавательные и внешние мотивы, формирование учебно - познавательного интереса к новому учебному материалу.

Метапредметные результаты:

  • Регулятивные: умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; умение планировать учебную деятельность на уроке и использовать необходимые средства: учебник, тетрадь;
  • Познавательные: умение сравнивать, анализировать, обобщать; умение мыслить, делать выводы; умение внимательно относиться к предложенным заданиям; умение использовать знаково - символические средства; умение работать в группах;

-Коммуникативные: умение формулировать свои мысли, высказывать их вслух; умение выражать собственное мнение, умение обосновывать свой выбор, умение работать в группе, учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию.

-Предметные:

-развивать орфографическую зоркость, переключаемость внимания, оперативную память;

- уточнить представления об особенностях имени существительного, прилагательного и глагола;

- воспитывать организованность, усидчивость, ответственность.

5.Оборудование: ноутбук, телевизор, инд.карточки, магнитная доска, мультимедийная презентация..


Ход урока:

  1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь

Слушаем внимательно

Работаем старательно

  1. Мотивация

        Открываем тетради и записываем дату нашего урока.

«Я тетрадь свою открою

И с наклоном положу

Я ребята врать не стану

Ручку правильно держу

Сяду прямо, не согнусь

За работу я возьмусь»

        (Включается музыка) Сегодня на уроке русского языка мы с вами будем пчелками. Потерли ручки, согрели их, передали тепло глазкам. Закрыли глазки и представили то, о чем я буду говорить. Пчелы живут большими и дружными семьями. В одной семье насчитывают тысячи пчел. Пчелы - прекрасные строители. Они строят соты, в которые приносят мед. К концу лета в каждом улье у пчел начинается подготовка к зиме. Пчелы собирают с почек деревьев клей – прополис и аккуратно замазывают щели.

Ребята, я слышу, к нам кто-то прилетел (Заходит ученица в костюме пчёлки)

(Входит ученица в костюме пчелки)

У пчелы забот немало! 
Только утром солнце встало, 
А пчела уже в трудах, 
Собирает сок в цветах! 
Две корзинки соберет, 
В домик-улей отнесет, 
И опять летит на луг - 
Так весь день, за кругом круг. 
Где тут петь, как стрекозе, 
Танцовщице-егозе! 
Надо в соты мед налить, 
Да по полкам разложить! 
Так все лето и летает, 
Мед янтарный запасает. 
Чтоб зимой и ты дружок 
Им полакомиться смог!

Итак, мы сейчас пчелки – строители.

        А как вы думаете, что мы сегодня будем строить, над чем будем работать? (Ответы детей)

        Нам сегодня надо много потрудиться. Ведь, как говорят: «мала пчела, да и та работает».

  1. Минутка чистописания.

        Перед вами буквосочетания Чк Чн Чт Пч Как вы думаете, какое буквосочетание лишнее? (Пч) А почему для минутки чистописания я сегодня выбрала эти хитрые буквосочетания? Сформулируйте правило. (Ответы детей) Строим аккуратно и красиво.

  1. Словарная работа.

        Вы знаете, что уроках русского языка мы с вами учимся красиво писать, а еще мы учимся красиво говорить, поэтому сегодня для тренировки нашей речи я выбрала такое четверостишие (На доске)

У пчелы, у пчелки

Почему нет чёлки?

Отвечаю, почему:

«Чёлка пчёлке ни к чему».

Как вы думаете, какой жанр у этого четверостишия? (Ответы детей) Для чего нам нужны скороговорки? (Ответы детей)

Тренируем наш речевой аппарат. Читаем 1 раз медленно. 2 раз быстрее. 3 раз очень быстро.

        Чтобы наполнить соты медом, пчелам нужно много потрудиться, собирая нектар с цветов. Нектар – это сладкий сок, выделяемый цветками медоносных растений.

Давайте и мы заполним соты нектаром.

Игра «Заполни соты нектаром»

На экране: Х..рошо, р..бота, п..суда, м..локо, с..бака, м..шина, к..рова, пл..ток, п..льто.

        Прочитайте слова, подумайте какая буква пропущена. Вставьте ее. Запишите 3 словарных слова на выбор в тетрадь, в написании которых вы затрудняетесь. Подчеркните пропущенную букву.

(Работа учащихся) Проверим свою работу, сверив с записью на экране.

Разминка для глаз.

        А теперь все дружно встали, глазки разминаем, ведь они устали.

Смотрим на маленькую святящуюся пчелку только глазками, головой не вертим.

  1. Актуализация опорных знаний.

        Пчелы не только собирают мед, но и выполняют очень важную работу – опыляют растения. За день пчела опыляет 7 тысяч цветков. Такую пчелу называют пчелой – сборщицей. Итак, пчелки в путь, опылять цветы.

Игра «Опыляем цветы»

Л..сты, цв..ты, сл..дит, л..сник, гр..бы, пч..ла, п..щат.

-Прочитайте слова на экране. На какое правило эти слова?

-Как доказать написание безударной гласной? Вспомните алгоритм.

-Вставим пропущенные буквы, подбирая проверочные слова. (Устный разбор).

        6. Постановка учебной цели.

-Ребята, а на какие вопросы отвечают эти слова?

- К какой части речи они относятся? А какой части речи не хватает среди данных слов? Приведите пример. Запишите 3 слова на выбор.

- Кто сформулирует тему нашего урока?

Сегодня на уроке мы закрепим знания о частях речи.

Какие части речи вы знаете? Перед вами на индивидуальных листах Таблица «Части речи»… Посмотрите на нее.

Расскажите о частях речи. А кто затрудняется, может открыть наш верный помощник – учебник русского языка на с. 40 и обратиться к правилам о частях речи.

Выразительное чтение. Читают три ученика.

Имя существительное…

Что это?
- Буква, окно, этажи...
Кто это?
- Вера, Никита и Света...
- Где существительные, подскажи?
- Это - животные, люди, предметы!

Имя прилагательное…

Какая, какое, какой и какие?
Скажите, пожалуйста, кто вы такие?
Мы - разные, нужные, обязательные,
прекрасные, дружные прилагательные!

Глагол…

Узнал, запомнил, уколол,
Пришла, нарисовала, спела,
Что делает сейчас глагол?
Что сделал и что будет делать?

        7. Физкультминутка. Проводит пчелка.

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку.

Утром пчёлочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела

На четыре улетела.

        8. Усвоение новых знаний и способов деятельности

        Вход в улей охраняют пчелы – сторожа. У них довольно грозный вид, чужих не запустят. Давайте сейчас заселим ульи.

У нас будет три домика – улья.

Распределите слова по частям речи. ( Работа в группах). 1 группа заселяет словами домик под названием «Имя существительное», 2 группа заселяет домик под названием «Имя прилагательное» и 3 группа заселяет домик под названием «Глагол».

Пчела, летать, сладкий, вкусный, собирать, улей, мед.

А теперь найдите слова, которые нельзя перенести: улей, мед.

Найдите слова, в которых звуков меньше, чем букв: летать, собирать.

Найдите слово, в котором все согласные звуки твёрдые: вкусный.

Подберите антоним к слову горький

        9. Работа с деформированными предложениями. (Работа в парах)

        Пчелы улетают за медом далеко от улья, но всегда несут его в свой домик, поочередно влетая в жилище.

Составьте предложения из данных слов.

Пчелы, цветами, деревьями, над, вьются, и,

Запишем его.

Подчеркните главные члены предложения, укажите части речи.

( Комментирование.)

        10. Первичная проверка понимания нового материала. Самостоятельная работа.

        В пчелиной семье есть пчелы – уборщицы. Своими крыльями они подметают до блеска дно улья, не позволяя соринкам попасть в мед.

У каждого из вас на индивидуальном листе с заданиями баночка меда, но в каждой баночке есть «ненужные соринки»

( на каждой баночке написано по 10 слов, 3 из них лишние).

Давайте же очистим мед – зачеркнув ненужную часть речи.

Проверка (чтение слов).

       

       11. Итог урока.

Итак, подведем итоги. Отвечаем на вопросы:

- Сегодня на уроке я узнал…

- Я познакомился …

- Я научился ...

- Я знаю …

- Я могу …

- Я помню …

- (работа с таблицей) Теперь заполните таблицу самооценки. Выберете к каждому вопросу ответ.

        Ребята, мы говорили о пчелах - труженицах. А ведь в улье живет еще одна, главная пчелка – матка. Она в улье сидела, все видела, как вы трудились, убирались, как мед собирали и цветы опыляли, знания о частях речи закрепляли. Пчела – матка благодарит за работу на уроке и награждает вас теми отметками, которые, как вы считаете, заслужили. (Отметки за работу). Переверните лист и под карандашиком пчелки поставьте отметку 5 если уверены, что справились со всеми заданиями, работали отлично, 4 – если в чем-то не уверенны, если думаете, что отвечали не отлично, а хорошо. Ну а если кто-то испытывает трудности в этой теме, не ставьте отметку, мы обязательно, как трудолюбивые пчелки еще потрудимся над частями речи, чтоб все достигли отличных знаний.

12. Домашнее задание.

        Домашнее задание у нас необычное, как и весь урок. Задание на выбор.

Перед вами три картинки с пчелками. Составьте устный рассказ, используя разные части речи и запишите на выбор одно предложение, либо выпишите из данного рядом стихотворения 2 существительных, 2 прилагательных и 2 глагола в тетрадь.

Спасибо за внимание, урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ахмаева О. А. Конспект урока русского языка (развитие речи) с использованием проектной методики: « Правописание безударных гласных, непроверяемых ударением. Проект « Краткость речи – сестра таланта»

Идея этого урока будет близка и понятна коллегам, которые любят украшать свою речь (в данном случае, используя фразеологические обороты) и прививают любовь к красоте русского языка своим ученикам...

Конспект урока русского языка в 4 классе ОС "2100" по теме «Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора».

Конспект содержит материал к уроку русского языка в 4 классе. В приложении даны маршрутные листы для организации самостоятельной работы учащихся, работе в группах и парах, организации рефлексии....

Конспект урока русского языка на тему: "Предлог как часть речи. Роль предлога в речи." (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя:·        формирование знаний о правописании предлогов;·        развитие умения употреблять...

Конспект урока русского языка «Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи» (2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование у обучающихся представлений о предлоге, как частью речи;формирование умения видеть предлог, писать предлоги с другими словами.Планируемые результаты:Предметные:з...

Конспект урока русского языка по теме: "Местоимение как часть речи знание и употребление в речи"

Цели деятельности учителя: формирование представлений о новой части речи – местоимении, его значении и употреблении в речиПланируемые результатыПредметные: знать что такое местоимение; уметь нах...