Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Зуева Светлана Вячеславовна

Урок по русскому языку для 3 класса. УМК любой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_2.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Урок русского языка по теме: ’’Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода’’ (3 класс).

                                                                 

Цели:

  • Создать условия для  ознакомления с новой орфограммой: ’’Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода’’.
  • Проверить сформированность понятий: ’’Мягкий знак обозначает мягкость согласных на письме’’, ’’Разделительный мягкий знак’’.
  • Выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода через наблюдение и исследовательскую работу учащихся.

Планируемые результаты:

Личностные: проявлять интерес к изучению темы;

Метапредметные: П. - определять значение мягкого знака именах существительных женского рода с шипящим на конце и обосновывать написание слов с новой орфограммой на основе определения рода; Р.  - выстраивать логическую цепочку рассуждений; контролировать и оценивать свою работу ; К. - работать в паре; слушать собеседника;

Предметные: писать "ь" - показатель женского рода в именах существительных с шипящим звуком на конце.

  Используемые педагогические технологии:

Проблемные

Игровые

ИКТ

Здоровьезберегающие

Ход урока:

     

  1. Организационный момент.

Один, два, три, четыре, пять,

Я хочу успешным стать.

Буду я стараться –

Будет получаться.

  1. Целеполагание и мотивация.  

-Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на весёлом паровозике. Каждое путешествие предполагает открытие. Это открытие должны сделать и вы.

- В путь! Я прочитаю дорожную песенку - стихотворение, а вы обратите внимание на те звуки, которые встречаются чаще.

 Слайд 2

Загудел паровоз

И вагончики повёз.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу

Далеко их укачу.

Поезд мчится скрежеща

Ж-ш-ч-щ.

-Какие же звуки повторяются? ( Шипящие согласные звуки – [ж], [ш], [ч], [щ] ).

-Охарактеризуйте эти звуки.(…….).

 -Мы подъехали к 1 станции ’’Чистописание’’. Постараемся красиво написать буквы, которыми обозначаются на письме эти звуки.

ж  // ш /// ч // щ ///

-Вспомним, какие орфограммы связаны с этими буквами. (ча, ща, чу, щу, жи, ши, чк, чн).

-В народе всегда ценилось и уважалось знание, грамотность. Об этом есть русские народные пословицы.

 

Слайд 3

’’Хорошую речь хорошо и слушать’’.

’’Ученье луч света, а неученье – тьма’’.

-Как понимаете смысл пословиц? Какие орфограммы встретились? (……..).

-Выберите пословицу, которая вам больше понравилась, и красиво напишите её.

-В пословицах найдите существительные и определите их род.

-Обратим внимание на ’’ь знак’’, который встречается в этих пословицах. Скажите, что это за буква ’’ь знак’’? Обозначает ли она какой-либо звук? (Нет). Зачем она тогда нужна? Может быть она безработная? (’’ь знак’’ служит для обозначения мягкости согласных на письме и ’’ь знак’’ – разделительный).

Слайд 4

                                             1.Показатель мягкости

             Ь  

                                             2.Разделительный

  1. Актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения.

-Закрепим эти сведения о ’’ь знаке’’, для этого отправляемся на следующую станцию ’’Словарию’’.

-Стоп, в ’’Словарии’’ беда! Слова расшалились, они толкали друг друга, ставили подножки и в результате потеряли гласные. Поможем им! А чтобы с вами не случилась подобная беда, во время переменок нужно быть очень осторожным и доброжелательным к своим товарищам.

Слайд 5

К . ртофель, в . р . бьи, т . традь, п . льто, речь, с . л . вьи,  к . рабль, м . рковь.

*Учащиеся объясняют, какие гласные пропущены.

-Посмотрите внимательно на слова, вы ничего не заметили? (Слово ’’речь’’ лишнее, т. к. оно не словарное). Наведём порядок в ’’Словарии’’. Распределите слова в 2 столбика, в зависимости от работы ’’ь знака’’ и запишите в тетрадь.

*Проверка: ученики обмениваются тетрадями, а также выходят ’’по цепочке’’ и распределяют слова в два столбика.

-Слово ’’речь’’ не случайно оказалось в ’’Словарии’’. В этом слове тоже есть ’’ь знак’’, в какую группу его запишем? (….) Почему?

*Наблюдение над словом.

-Проведём краткий фонетический  разбор слова.

Речь – 1слог, 4б., 3зв., 1глас., 2согл.

-Нужен ли здесь ’’ь знак’’ для обозначения мягкости согласного [ч]? (Нет, звук  [ч]  всегда мягкий).

-Если я закрою ’’ь знак’’ в произношении слова что-то изменится? (Нет. Слово будет произноситься так же).

Значит, в 1-ую группу это слово не отнесём, во 2-ую тоже.

-На нашем пути появилась проблема. Это какая-то новая работа ’’ь знака’’.

-Ребята, а как слово ’’речь’’ попало в ’’Словарию’’? (Из пословиц на станции ’’Чистописание’’).

-Найдите в пословицах ещё одно существительное с шипящим  [ч]  на конце.(Луч).

-Есть ли ’’ь знак’’ в этом слове? ( Нет, здесь нет ’’ь знака’’ на конце). Может, допущена ошибка?

Слайд 6

 

                                  РЕЧЬ

                                                    ?

                                  ЛУЧ

  1. Постановка цели урока.      

-Сформулируйте цель нашего путешествия. Что мы должны выяснить? (Мы должны узнать, почему в существительных, оканчивающихся на шипящий, в одних случаях пишется ’’ь знак’’, а в других – не пишется).

-Молодцы! И мы отправляемся на следующую станцию ’’Открытие’’.

  1. Физминутка (для глаз).

-Сейчас каждый из вас получит задание. Вы должны чётко ’’шаг за шагом’’ выполнить работу. Для этого нужно быть внимательным.

Чтоб глаза твои зорче были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти лёгкие движенья

Предлагаю повторить.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

  1. ’’Открытие’’ нового знания.

-Из конверта достаньте карточку №1. У меня эта карточка на доске.

Слайд 7

-Прочитайте слова. Все ли слова понятны?

*Если какие-либо слова вызовут затруднение, то учитель может воспользоваться толковым словарём.

-Какой частью речи являются все слова? (Имя существительное).

-На какой согласный звук оканчиваются все слова? (На шипящий).

*Один ученик работает у доски.

         Карточка № 1

Соедини линиями:

печь                                ночь

рубеж           м.р.           мяч

вещь             ж.р.          брошь

дочь                                кирпич

-Что заметил?

-Попробуй сделать вывод о правописании ’’ь знака’’.

*Происходит обсуждение заданий и ’’открытие’’ нового знания. Мягкий знак после шипящих пишется только на конце существительных ж.р.

  1. Работа с учебником.

-Проверим, верны ли ваши выводы. Обратимся к нашему другу и помощнику в учёбе-учебнику. Прочитаем правило.

-Подтвердил учебник наши выводы? (Да)

  1. Возвращение к поставленной проблеме.

-Мы возвращаемся к нашему вопросу. Почему же в слове ’’речь’’ есть ’’ь знак’’, а в слове ’’луч’’- нет? (Речь - ж.р., луч -м.р.)

Слайд 8

*Учитель убирает знак вопроса.

РЕЧЬ       -          Ж.Р.

ЛУЧ        -           М.Р.

-Выработаем план действий, как поступить, если вы, например, в диктанте встретите существительное с шипящим на конце. Надо писать ’’ь знак’’ или нет. Ваши действия?

* В ходе обсуждения ’’шаг за шагом’’ на доске появляется совместно выработанный алгоритм.

Слайд 9

Существительное с шипящим на конце(ж, ш, ч, щ)

                              род

ж.р.                                                   м.р.

 

 ь                                                        -

  1. Физминутка ( для спины).

-А теперь оправимся на станцию ’’Закрепляйка’’.

*Звучит песенка из мультфильма ’’Паровозик из Ромашково’’.

Ученики выполняют ритмичные движения.

10. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-На станции ’Закрепляйка’’ попробуйте самостоятельно применить полученное знание о правописании ’’ь знака’’.

*Задание даётся на карточках №2 и №3. Задание на карточке №2 выполняют все, а на карточке №3 – для тех, кто быстро справился с 1-ым заданием.

Карточка №2

Запиши слова и подумай, где вставить ’’ь знак’’, а где – не надо.

Борщ . , шалаш . , лещ . , мелоч . , душ . , дич . , лож . , уж . , малыш . , врач . , глуш . , ландыш . , чиж . , калач . , молодёж . .

Карточка №3

  1. Если хорошо заточен,                                                                                Все легко он режет очень. (Нож).
  2. Утка в море, хвост на заборе. (Ковш).
  3. Зимой дрова ест, а летом спит. (Печь).
  4. Под полом таится, кошки боится. (Мышь).

-Если верно разгадать кроссворд, то в выделенных клеточках можно прочитать ответ на загадку:

По небу лебедь черный
Рассыпал чудо-зерна.
(Ночь. Звезды).

-Проверим выполнение задания на 1-ой карточке. Я буду читать слова, если вставили ’’ь знак’’, то топаем, если нет ’’ь знака’’- хлопаем.

-Кто смог разгадать кроссворд? Какое слово получилось в выделенных клетках? (Ночь). Составим с этим словом предложение.

*Сильные ученики сами составляют предложение, слабые - получают карточку с опорными словами:

людям, спокойный, Ночь, и здоровый, сон, приносит.

(Ночь приносит людям спокойный и здоровый сон.)

*Составленное предложение записывается в тетрадь, один ученик работает у доски. В предложении выделяется грамматическая основа, определяются части речи.

 11.  Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Слайд 10

-Наше путешествие заканчивается. Мы подъехали к станции ’’Итоговая’’.

-Какое открытие вы сегодня сделали в путешествии?

-Оцените свои достижения на уроке.

-Кто доволен своей работой?

-Все ли было понятно?

-Ключевое слово при разгадывании кроссворда было ’’ночь’, а в наших пословицах найдите слово с тем же значением. (Тьма). Чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат в конвертах (звёзды разного цвета).

1).Жёлтая - самая яркая – если было легко и во всём разобрались.

2).Синяя - были трудности, сомнения.

3).Красная – не разобрались в теме.

*Домашнее задание задаётся в соответствии с поднятой звездой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». «Снова о Ь».

                              Урок русского языка в 3 классе.    Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце   имён существительных женского рода». «Снова о Ь».      Цели:* познакомить с ...

Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода".

На уроке дети знакомятся с новой орфограммой. Для этого перед ними ставится проблемная ситуация, с которой по ходу урока ученики успешно справляются....

урок русского языка по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода».

Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода».Цели урока:- познакомить с новой орфограммой;-выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя ж...

Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода».

Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце   имён существительных женского рода». Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных по...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода. 4 класс Школа 2100

Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода". Урок спланирован с требованиями ФГОС. 4 класс ОС "Школа 2100"...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода...