Обучение русской лексике на начальном этапе обучения русскому языку
статья по русскому языку на тему

О некоторых этапах работы при обучении русской лексике учащихся - билингвов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rki.docx166.72 КБ

Предварительный просмотр:

             Обучение русской лексике на начальном этапе обучения  

                                             русскому языку *

       

Современные условия жизни общества сопряжены с тем, что Россия стала открытой страной, усилился приток в нее мигрантов, в основном трудовых. Подобная ситуация принадлежит, очевидно, к явлениям долгосрочного характера. Проживание некоренного населения в русскоязычной среде, в которой они, как правило, не теряют родной язык, влияет на развитие речи детей, которое  протекает в условиях билингвизма. Детям, которым приходится обучаться в русскоязычной школе, довольно сложно овладеть языковыми нормами и речевыми правилами. Материал, преподаваемый на малознакомом языке, усваивается с затруднением, слабость в знаниях накапливается, вследствие этого ученик не достигает высоких результатов. Исследователи последних лет констатируют факт роста числа детей школьного возраста, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ.

Наиболее характерным типом билингвизма в России является национально-русский язык, который усваивается как путем обучения, так и непосредственным общением с русскоязычным населением.

Проведенный нами анализ речевых и языковых трудностей детей-билингвов позволил выделить наиболее распространенные особенности языкового развития таких детей при усвоении ими русского языка.

Первая трудность, стоящая при обучении русской лексике, это большое количество слов. Так, 17-томный словарь русского языка насчитывает 250 тысяч слов, профессиональные словари, к примеру, словарь терминов и понятий медицины, – 900 тысяч слов. Понятно, что усвоить все слова, овладеть ими активно невозможно. Сколько же слов должен знать изучающий русский язык? Данные свидетельствуют, что 3000 слов достаточно, чтобы понять 95% текста, если к этому прибавить умение распознавать производные от знакомых слов, то можно чтобы понять 97% содержания незнакомого текста; чтобы понять текст на 98% (т.е. 1%), нужно знать еще 6000 лексических единиц, что потребует нерациональной траты сил. Вторая проблема связана с тем, какие слова отбирать, т.е. проблема минимизации, отбора и организации лексического материала для овладения русским языком на разных уровнях.

Цели и задачи начального этапа в области лексики – формирование лексических навыков. В понятие лексический навык входит:

1) безошибочные действия по выбору лексической единицы адекватной замыслу; 2) четкое определение значения лексической единицы; 3) правильное сочетание её с другими единицами в речи в соответствии с заданной ситуацией, т.е. сочетание должно быть правильно не только грамматически, но и адекватно речевой задаче; 4) соотнесение лексической единицы с синонимами и антонимами; 5) овладение правилами конкретного словообразования. В обучении лексике на начальном этапе выделяется ряд задач: 1) обеспечить минимальный словарь для обиходной речи и учебной деятельности учащегося, поэтому подбирается и вводится лексика, объединенная актуальной тематикой: «Учеба», «Мой день», «Моя комната», «Магазин», «Одежда»; 2) создать ядро будущего словаря пользователя русским языком как неродным; 3) обеспечить лексическую основу для формирования речевых навыков и умений; 4) создать лексическую базу для обучения грамматике. Одна из задач лексического аспекта – обеспечить лексическое наполнение фонетического и грамматического материала, это означает, что обучение лексике подчинено обучению грамматике, фонетике: различение гласных а – о, у – о, а – э, и – э; согласных м, н, в, п, т, д, ф, в, к, г, j – осуществляется в высказываниях с соответствующим лексическим наполнением: Это дом. Это Антон. Антон дома.

Для рационального выполнения первой задачи необходимо определить объем, границы лексического минимума, иными словами, минимальное количество слов, которое позволяет пользоваться языком как средством общения, с другой стороны, минимум – это максимальное число слов с точки зрения учебных возможностей человека и количества часов, отведенных на усвоение языка. При отборе лексического минимума для начального этапа обучения (элементарный, базовый, I уровень общего владения языком) необходимо иметь в виду, что в русском языке, как и в других языках, есть слова, имеющие одно значение (тетрадь, обедать) и слова многозначные (класс, доска), есть слова одинаковые, но отличающиеся по значению, – омонимы (мир – «жизнь без войны» и мир – земной шар), есть синонимы – слова, близкие по значению (думать, считать, полагать), и антонимы – слова с противоположным значением (хороший – плохой, умный – глупый). Каждая из этих групп должна быть представлена в лексическом минимуме начального этапа. Количество синонимов на начальном этапе минимально, так как большое количество слов близких, но все же различающихся по значению затрудняют их активное употребление. В зависимости от конкретный условий и целей обучения отдельные члены синонимических рядов или вовсе не включаются в минимум, или делятся между активным и пассивным запасом:

врач

доктор

большой

огромный

всегда

постоянно

помогать

способствовать

мешать

препятствовать

Антонимы входят в минимум достаточно емкой группы: хороший – плохой, большой – маленький, длинный – короткий, друг – враг, помогать – мешать, горячий, теплый – холодный. Они вводятся в связи с определенной разговорной темой и усваиваются активно. Многозначные слова могут входить в минимум во всех своих значениях, например, балет в значении «вид искусства» (Я люблю балет) и «театральное представление» (Я смотрю балет «Лебединое озеро»), идти – способ передвижения и в сочетании с переносным значением этого глагола: дождь идет, время идет. Многозначные слова могут быть представлены только определенными значениями и лексико-семантическими вариантами; так, у глагола отвечать – три значения, при этом активизируется значение «дать ответ», а не «соответствовать чему-либо» (отвечать нормам, духу времени), так как последнее значение свойственно общественно-публицистической речи; идти дается гораздо позже в переносном смысле: «это платье тебе идет».

Закрепление лексической единицы. Поскольку экспериментально установлено, что наиболее интенсивное забывание новой лексики наблюдается в первые дни, приступать к закреплению слова в лексических упражнениях следует сразу, после введения новой лексической единицы. При этом первые лексические упражнения следует выполнять устно, независимо от того, для какого вида речевой деятельности (рецептивной или продуктивной) предназначено слово; в качестве домашнего задания могут быть предложены как устные, так и письменные упражнения. В зависимости от характера и целевой ориентации лексические упражнения делятся на языковые (подготовительные) и коммуникативные (речевые). Подготовительными называются такие лексические упражнения, выполнение которых позволяет подготовить учащегося к осуществлению речевой деятельности на изучаемом языке с использованием введенной лексики. Эти упражнения помогают зафиксировать в памяти лексические единицы, уяснить их системную ценность (т.е. соотношение с другими лексическими единицами изучаемого языка). Основные подготовительные лексические упражнения представляют собой: а) упражнения в заполнении пропусков (нужные слова извлекаются из памяти); б) вопросно-ответные упражнения (в ответе используются отработанные слова); в) упражнения в придумывании предложений с новыми словами; г) упражнения в расширении речевых образцов путем использования новых слов в функции дополнения, обстоятельства; д) упражнения в переводе на изучаемый язык; е) упражнения на сочетаемость (из двух колонок составляется словосочетание); ж) упражнения на синонимию, тематическую группировку; и) упражнения на опознание слова в контексте. Важное место среди упражнений рецептивного типа принадлежит упражнениям, специально направленным на развитие у учащегося языковой догадки о значении нового слова через анализ слова и контекст.

Коммуникативными называются лексические упражнения, содержанием которых является практика учащегося в осуществлении ситуативно обусловленной речевой деятельности на основе введенных и освоенных лексических единиц. Коммуникативные упражнения включают так называемые продуктивные упражнения: а) ситуативные (ситуации могут задаваться различными средствами: наглядными, с помощью текста, видеоматериалов, связанных с изучаемой темой); б) рассказ или сочинение на заданную тему. Активизация лексики – завершающий этап работы над новыми словами. Считается, что для прочного усвоения лексической единицы необходимо в среднем от 15 до 25 повторений. Основным способом активизации является включение новой лексики во все типы упражнений, как сразу выполняемых, так и потом, но главное – их использование в текстах, в речевой деятельности.

*Статья подготовлена по научным трудам:

       Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2007.

Баш Е.Г., Владимирский Е.Ю., Дорофева Т.М. и др. Учебник русского языка для студентов-иностранцев, обучающихся на подготовительных факультетах вузов СССР. Вып. 1, 2—М., 1962, изд. 3—1974.

Балыхина Т.М.. Структура и содержание российского филологического образования. Методологические проблемы обучения русскому языку.— М., 2000.

Балыхина Т.М.. и др. Уроки толерантности: Учебное пособие по русскому языку. – М., 2005. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психокоррекционная программа для младших школьников, испытывающих трудности в обучении и поведении на начальном этапе обучения

Система психокоррекционной работы со школьниками 7-10 лет, имеющими трудности в обучении и поведении, разработана кандидатом психологических наук Н.Л. Васильевой. Данная система взята за основу ...

Ситуативное обучение Present Continuous на начальном этапе овладения английским языком.

В данной статье освещаются некоторые формы работы, которые позволяют организовать обучение Present Continuous на ситативной игровой основе в 4 классе. Практика обучения показала, что нельзя отожд...

Презентация "Обучение лексике на начальном этапе:игровые приемы"

Данная работа содержит презентацию на тему "Обучение лексике на начальном этапе: игровые приемы."...

«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»

Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...

КОМПЛЕКС СТИХОВ И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИМ СТРУКТУРАМ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Работа содержит комплекс стихов и упражнений для обучения английской  грамматики...

статья "Обучение устной речи на начальном этапе изучения английского языка. (из опыта работы)"

ОБУЧЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ как процессу продуктивному, т. е. требующему от учащихся построения высказывания, обусловлено ситуацией общения.  Это связано с большими трудностями для учащихся и требует бо...

Статья "Обучение чтению вслух на начальном этапе обучения иностранному языку"

Изучение иностранных языков содействует общему речевому развитию учащихся. Чтение выступает одним из главных видов речевой деятельности. Оно может выступать как целью, так и средством обучения. С помо...