Урок русского языка в 3 классе по теме "Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Тема: «Фразеологизмы»

Цель: овладение основами знаний по фразеологии русского языка;  

  обогащение словарного запаса учащихся фразеологическими оборотами.

Задачи:

1)образовательная: познакомить учащихся  с фразеологизмами и фразеологическими оборотами,  учить находить их в речи и правильно употреблять; формировать орфографический навык.

2)развивающая: развивать умение работать со словарями; развивать познавательные способности и речь учащихся, расширять их  кругозор.

3)воспитательная: воспитывать культуру речи, прививать понятие о красоте родного языка.

Методы: проблемный, частично-поисковый, практический, наглядный

Средства: учебник, словари, карточки, тетради, ИКТ

Ресурсы:

1.Учебник «Русский язык» 1 ч.

2.Рабочая тетрадь №  2.

3.Методическое пособие.

4.Наглядный и раздаточный материал.

5.Презентация на слайдах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr.urok_.russk_.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных  классов МБОУ

                                                                                          «Ибресинская СОШ №1»

                                                                                 Борисова Светлана Михайловна

                Урок русского языка в 3 классе  по программе «Перспектива»                

                                      

Тема: «Фразеологизмы»

Цель: овладение основами знаний по фразеологии русского языка;                                     обогащение словарного запаса учащихся фразеологическими оборотами.

Задачи:

1)образовательная: познакомить учащихся  с фразеологизмами и фразеологическими оборотами,  учить находить их в речи и правильно употреблять; формировать орфографический навык.

2)развивающая: развивать умение работать со словарями; развивать познавательные способности и речь учащихся, расширять их  кругозор.

3)воспитательная: воспитывать культуру речи, прививать понятие о красоте родного языка.

Методы: проблемный, частично-поисковый, практический, наглядный

Средства: учебник, словари, карточки, тетради, ИКТ

Ресурсы:

1.Учебник «Русский язык» 1 ч.

2.Рабочая тетрадь №  2.

3.Методическое пособие.

4.Наглядный и раздаточный материал.

5.Презентация на слайдах

Ход урока.

1.Мотивация к учебной деятельности

Слайд

Психологический настрой.

Здравствуйте, скажем, руками,

Здравствуйте, скажем, глазами,

Здравствуйте, скажем,  ртом: « Здравствуйте!»

Станет радостней кругом!

Прекрасного всем настроения и много новых знаний!

2.Словарная работа. Минутка чистописания.

- Ребята, какое же словарное слово встретилось в нашем приветствии? (здравствуйте)

-Какая орфограмма встречается в этом слове? (непроизносимый согласный звук в)и безударный гласный звук э

Значит, мы должны запомнить правописание этого слова, тем более каждый день мы его произносим. Давайте красиво и правильно запишем это слово в тетрадях и подчеркнём непроизносимый звук в. Открываем тетради и записываем число.

 Существует множество видов приветствия друг друга у разных народов. Разные жесты, разные слова. Пожимая друг другу руку, мы не только приветствуем человека, но и желаем ему здоровья. Современные люди приветствуют друг друга так:

Русские говорят: « Здравствуй! Привет! Салют!»

Греки: « Будь здоров!»

Американцы говорят: «Эй! Как дела?»

Арабы: «Мир вам!»

Какое приветствие вам понравилось больше, то и запишите его в тетрадь.

3.Актуализаця знаний.

а)- Ребята, вспомните,  из   чего состоит наша речь? (Речь состоит из предложений. А предложения - из слов.)

-  Сколько значений может быть у слова?

 -  Где мы можем узнать, уточнить значение слова?

б) Послушайте историю из книги К.Чуковского «От двух до пяти». Про какие же значения говорится в этом рассказе?

«Четырехлетняя девочка Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

-Скоро, ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться:

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…..»

Ребята, ответьте на вопросы:

-Почему Светлана не увидела лета?

-Что имела ввиду мама Светы?

-Почему девочка не поняла маму? А вы, слышали когда- нибудь такое выражение?

-Как вы думаете, что оно обозначает?

-А можно ли заменить его, одним словом? Каким?

4.Постановка учебной задачи.

-В основе этого случая, который описал Корней Чуковский, лежит интересное явление языка, которое называется фразеологизм.

-Слышали  ли вы когда это слово? Знаете, что оно обозначает? Хотите узнать?

Значит, какая тема нашего урока?

Правильно, фразеологизм.

Какие цели мы перед собой поставим?

1.Узнать, что такое фразеологизм.

2.Объяснять значение фразеологизмов.

3.Составлять предложения с фразеологизмами.

4.Учиться работать в сотрудничестве, помогать друг другу при работе в парах и группе.

5.Постановка проекта  выхода из проблемной ситуации

 Ребята, фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые нельзя понимать буквально, дословно. Давайте посмотрим это на примерах.

Сравните:

Повесить нос                                 повесить пальто

Надуть губы                                   надуть шарик

-В каких столбиках  выражения имеют прямое  и переносное, шуточное значения.

-Как заменить выражения первого столбика, одним словом?

а)Работа с учебником.

Ребята, а что же говорит нам  Самоваров про фразеологизмы, прочитайте по учебнику на странице 61. Значит, жесты мы можем описывать словами и такие обороты речи,  и называются фразеологизмами.

а)  Упр.95 .Проверка.

А теперь поработаем по учебнику. Нашли упражнение 95 и внимательно прочитайте задание. Давайте выполним это задание письменно. Подумайте, слова, из которых состоят фразеологизмы, дают нам отдельное значение? 

Вывод: слова, составляющие фразеологизм теряют свое самостоятельное отдельное значение. Смысл имеет только все выражение в целом. Это сочетания слов, которые нельзя разрывать,

-А где мы можем узнать значения фразеологизмов? (спросить у взрослых, одноклассников, посмотреть в словаре)

б) Знакомство с фразеологическими словарями.

-Значения фразеологизмов можно найти  во фразеологических словарях. Например, вот таких.

д) Физкульминутка

Чтоб все выполнить заданья,

Чуть-чуть нам надо отдохнуть.

Ну, ребята, дружно встанем-

Надо косточки встряхнуть.

6.Первичное закрепление во внешней речи.

а) Групповая работа по карточкам. Нахождение значений фразеологизмов в словарях.

Отдохнули. А теперь поработаем в группах. На карточках записаны фразеологизмы. Вам нужно в словарях найти значения этих фразеологизмов и записать напротив. Работаем дружно, не ссорясь и прислушиваясь, друг к другу.

Один из членов каждой  группы познакомит нас с полученным результатом.

-Молодцы. Каждая группа справилась с поставленной задачей.

б) Коллективная работа.

-Ответьте мне на вопрос, зачем мы используем в своей речи фразеологизмы, если можно сказать одним словом?

-Да, русский язык очень богат фразеологизмами, они прекрасное украшение нашей речи. И чем больше вы их будем знать, и научитесь их использовать в своей речи, тем выразительней и ярче станет ваша речь.

Давайте прочитаем стихотворения Е.Лаврентьевой и понаблюдаем,  как с помощью фразеологизмов она могла приукрасить свои произведения.

Нос повесил Муравей-

Потерял своих детей:

Вдруг какой-то Муравьед

Проглотил их на обед?

Утонули, заблудились,

Мухомором отравились,

К пауку попали в сети…

И дрожат от страха дети!

Где сейчас вы, муравьишки?

А тем временем детишки

На пеньке у лесопилки

Сочиняют вслух страшилки.

-Какой же фразеологизм вы здесь заметили?

Как вы понимаете значение этого фразеологизма?

Недоволен рыболов:

-Почему плохой улов?

Размышляя над вопросом,

Он клевал всё время носом

-Замолчи, Петрусь!-

 Говорят.

Прикуси язык!-

 Говорят.

Он язык прикусил

И сильней заголосил.

Бежали голову сломя

Из леса Стёпа с Федей.

Увидели средь бела дня

В малиннике медведя.

По грибы Егор пошёл

Собирал он здорово:

Два гнилых сморчка нашёл,

А наврал с три короба.

-А теперь составьте предложения с данными фразеологизмами.

7.Самостоятельная работа

а)  Работа  по карточкам.

в) Проверка

На столах у вас лежат карточки-тесты. Нужно правильно выбрать значения фразеологизмов и отметить крестиком. Начинаем.

Закончили. А теперь проверяем по экрану. У кого всё правильно встаньте. Молодцы, многие справились с заданием.

7.Рефлексия.

Вот и подошёл наш урок к концу. 

- Вспомните, какой была тема нашего урока?

  1.  Что я узнал на уроке?
  2. Чему я научился?
  3. Что у меня вызывало трудности?
  4. Что мне нужно еще узнать?
  5. Над чем  мне нужно еще поработать?

Самооценка.

– Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами на слайде…. Запишите в свою тетрадь подходящие утверждения:

1. Я переливал из пустого в порожнее.
2. Я устал и вышел из себя.
3. Я работал, не покладая рук.
4. Я устал, но взял себя в руки.
5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.

8.Домашнее задание

КАРТОЧКА-ТЕСТ                                      КАРТОЧКА-ТЕСТ                                             

О каком человеке так говорят:                                 О каком человеке так говорят: 

 1. Он выйдет сухим из воды:                                     1. Он выйдет сухим из воды:                

    ловкий                                                                                      ловкий

      робкий                                                                                    робкий

2.У него денег куры не клюют:                                 2.У него денег куры не клюют:

    богатый                                                                                    богатый

     бедный                                                                                    бедный  

 3. У него зимой снега не выпросишь:                  3. У него зимой снега не выпросишь        

     щедрый                                                                                    щедрый

     жадный                                                                                     жадный

4. Он водит всех за нос:                                                4. Он водит всех за нос:

    показывает людям дорогу                                                    показывает людям дорогу

    обманывает людей                                                                обманывает людей

          КАРТОЧКА-ТЕСТ                                                     КАРТОЧКА-ТЕСТ                                             

О каком человеке так говорят:                                 О каком человеке так говорят: 

 1. Он выйдет сухим из воды:                                     1. Он выйдет сухим из воды:                

    ловкий                                                                                      ловкий

      робкий                                                                                    робкий

2.У него денег куры не клюют:                                 2.У него денег куры не клюют:

    богатый                                                                                    богатый

     бедный                                                                                    бедный  

 3. У него зимой снега не выпросишь:                  3. У него зимой снега не выпросишь        

     щедрый                                                                                    щедрый

     жадный                                                                                     жадный

4. Он водит всех за нос:                                                4. Он водит всех за нос:

    показывает людям дорогу                                                    показывает людям дорогу

    обманывает людей                                                                обманывает людей

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»

Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...