Понятие об окончании и основе слова.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок изучения нового материала. Школа 2100.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок изучения нового материала. | 21.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СОШ №47» г.Чебоксары
Открытый урок
по русскому языку в 3 классе.
Тема: «Понятие об окончании и основе слова».
( Образовательная модель «Школа 2100»)
Учитель начальных классов: Семенова С.Н.
Цели урока:
1) Создать условия для творческого усвоения детьми понятия «окончание» и «основа» слова.
2) Совершенствовать умение «видеть» и проверять орфограммы в основе слова; на основе этого умения развивать орфографическую зоркость учеников.
3) Развивать и совершенствовать грамматический строй речи: наблюдать над связью слов в предложении, над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью.
4) Развивать интерес учащихся к предмету через познавательную деятельность.
5) Воспитывать взаимовыручку у младших школьников.
Ход урока.
Ι. Оргмомент.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Будем грамотно писать,
Тайны слова «познавать».
- Сегодня на уроке мы будем опять «познавать» новое. Для этого нужно быть внимательными, наблюдательными, дружными. Посмотрели друг на друга, улыбнулись.
- Я желаю вам удачи. (1 мин.)
ΙΙ. Актуализация знаний.
- Рассказ учителя.
- Послушайте небольшой рассказ. Помогите мне продолжить его.
Всё на свете из чего-то состоит: облака – из мельчайших капелек, лес – из …(деревьев). Речь состоит из …(предложений), а предложения из …(слов). Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла – « смыслиночку».
- Беседа.
- Из чего состоят слова? (Из букв, звуков) (Из частей слова.)
(Учитель вывешивает таблицы ¬ , ^ , ∩ .)
- Какую большую тему мы изучаем? (2 мин.)
ТЕМА: Части слова.
- Сегодня мы сделаем новое «открытие».
- Но сначала давайте вспомним, что мы знаем о частях слова. Послушайте задание.
Образуйте группы.
Работа в группах.(5 групп).
- Возьмите карточку на столе. Подготовьте устный ответ по плану.
Приставка – это … стоит … служит … | Суффикс – это … стоит … служит … | Корень – это … В корне заключён … |
Проверка. Выступает ученик от группы, остальные дополняют ответ, показывают сигнал.
Экспертами выступят наши гости. (8 мин.)
ΙΙΙ. Постановка учебной проблемы.
Части слова вам дают задание.
Мам... слушает дочк…
- Допишите слова так, чтобы получилось предложение. Прочитайте полученные предложения. У всех получилось одинаково? Предложения запишите в тетради. Это будет чистописанием. Пишите чисто, соблюдая каллиграфию.
Мама слушает дочку.
Маму слушает дочка.
- Одинаковый ли смысл предложений? Почему он изменился? (Разные буквы на конце слов мама и дочка.)
- Мама и маму – это одно и то же слово или разные слова? (Это одно и то же слово.)
- А дочка и дочку?
- Что же тогда изменилось, ведь слова одни и те же? (Изменилась какая – то их часть)
- Как называется эта изменяемая часть слова? (Окончание).
- Вот теперь назовите тему нашего урока. Попробуйте назвать задачи, т.е. то, чему мы должны научиться? (5-6 мин.)
Физкультминутка.
ΙV. «Открытие» нового знания.
- Разобраться в теме урока нам поможет этот план.(2 мин.)
ПЛАН:
1.Название.
2.Место в слове.
3.Обозначение.
4.Особенность.
5.Роль.
- Как вы думаете, почему эту часть слова называют окончание? (Стоит в конце слова). Узнали место в слове. Может кто – то из вас знает, как обозначается окончание? (Квадратиком).
- Переходим к 4 пункту. Для этого давайте выполним задание.
2) Задание
Возьмите карточку, прочтите задание, выполните его в парах.
Дочк.. мам…
Без дочк.. у мам…
С дочк… к мам…
О дочк… о мам…
- Прочитай. Впиши нужные буквы в слова. Обозначь окончание.
- Понаблюдаем за окончаниями. Что вы заметили?
(Слово одно и то же, а вот окончания разные). Что происходило с окончанием?
( Оно изменялось.)
- Правильно, окончание – это изменяемая часть слова. Это и есть особенность окончания. (5 мин.)
3) Роль окончания.
Работа с учебником. Упражнение № 175, с. 121.
- Прочитайте задание.
- Прочитайте слова 1 строчки.
- Понятен ли смысл каждого из них?
- Можно ли считать, что здесь записано предложение? ( Нет, слова между собой не связаны.)
- Что надо сделать, чтобы составить из этих слов предложение? (Изменить окончания).
- Составьте предложение. (Звучит нежная мелодия вальса.)
1 ученик на доске пишет предложение с комментированием.
- Выделите окончания в словах, которые вы изменяли. Почему вы их изменяли?
- Прочитайте слова на 2 строчке.
- Что вы можете сказать?
- Достаточно ли только изменить окончание у слов, чтобы получилось предложение? (Нет, надо добавить предлог, который служит для связи слов в предложении.)
- Составьте и запишите предложение. (Она пробуждает в душе светлые чувства.)
2 ученик записывает предложение с обратной стороны доски, обозначает орфограммы.
(- Записали, проверяем.).
- Почему же вы изменяли окончания слов? ( Чтоб был понятен смысл, для связи слов в предложении.)
- Так для чего служит окончание? ( Для изменения слова и связи слов в предложении.)
(5 мин.)
4) Вывод.
- Итак, что мы узнали про окончание?
5) Работа с правилом с. 122.
- А теперь сравним наш вывод с авторским. Откройте учебник на с.144, прочитайте правило. (2 мин.)
6) Ответы на вопросы.
- Что такое окончание?
- Для чего служит?
- Как обозначается?
- Про какую часть слова вы ещё узнали? (Основа слова.)
- Что такое основа? (Неизменяемая часть слова.)
- Найдите в тексте, как обозначается основа(________)
- Входит ли окончание в основу?
– Какие части слова входят в основу? (¬∩^ )
- Что вы запомнили про основу слова? (Неизменяемая часть.) (3-4 мин.)
V. Первичное закрепление.
Упражнение 176, с.145. Выполняется по «шагам» в задании. (3 мин.)
VΙ. Самостоятельная работа.
Тест по теме «Состав слова». Вариант 1.
1. Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы:
а) мышонок
б) мышиный
в) смышленый
г) мышка
2. Найди название выделенной части слова РАСсвело:
1) приставка 3) корень
2) суффикс 4) окончание
3.Отметь слово, которое соответствует схеме: (корень, суффикс, окончание)
1) вопросы; 2) записка; 3) котята
4. В каком слове допущена ошибка?
1) дочитал; 2) падписал; 3) прабабушка.
5. Вставь пропущенные буквы в словах с безударной гласной в корне.
Для кошки сл…зать с дерева оказалось не простым делом, зато сметану сл…зала она быстро. Вариант 2. 1. Найди название выделенной части слова РАЗзвонил: 1) приставка 3) корень 2) суффикс 4) окончание 2. Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы: а) гром б) громадный в) громкий г) громкость 3. Отметь слово, которое соответствует схеме: (приставка, корень, суффикс, окончание) 1) лыжники; 2) задумка; 3) улов 4. В каком слове допущена ошибка? 1) зоехать; 2) пробег; 3) прадедушка. 5. Вставь пропущенные буквы в словах с безударной гласной в корне. Ребята, посп..шите на соревнования в спортзал! Ребята, сп..шите с доски домашнее задание. (4 мин.) |
VΙΙ. Итог. Рефлексия учебной деятельности.
- С какими частями слова мы познакомились?
- Ответьте при помощи сигналов. - Окончание – часть слова? (да) - Окончание – изменяемая часть слова? (да) - Окончание – часть основы? (нет) - Окончание служит для связи слов в предложении? (да) - У одного и того же слова могут быть разные окончания? (да) - С помощью окончания образуются новые слова? (нет) - Что такое основа слова? Приведите примеры. |
- У кого затруднение? У кого всё получилось? (сигнальные карточки.)
Оценка знаний учащихся.
VIII. Домашнее задание.
Творческое задание: сочинить стихотворение, загадку или сказку о новых частях слова.(3 мин.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие об окончании и основе слова
Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме «Понятие об окончании и основе слова». ( Образовательная модель «Школа 2100…»)....
Урок русского языка в 3 классе по теме : «Понятие об окончании и основе слова»
Тип урока: ОНЗОсновные цели: 1) формирование представления о понятиях «окончание», «основа слова»;2)формирование умения находить в словах окончание , выделять основу слова; 3)трениро...
Урок "Понятие об окончании и основе слова".
Цель: познакомить учащихся с понятиями об окончании и основе слова, а также их ролью в словообразовании.Задачи:Научить находить в словах окончание и основу, графически обозначать их.Развивать умение а...
Понятие об окончании и основе слова.
Дети знакомятся с частями слова, окончанием и основой...
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме "Понятие об окончании и основе слова"
Цель: ознакомление с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении, с основой слова. Задачи: создавать условия для получения языковых умений и навыков: нахождение в слове ок...
урок "Понятие об окончании и основе слова"
урок русского языка в 3 классе по программе "Школа 2100"...