Конспект урока "Устойчивые выражения" УМК "Перспективная начальная школа"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Савинская Ксения Алексеевна

Цель: повторить фразеологические обороты с детьми

Задачи:

- строить предложения с применением устойчивых выражений, способствовать пополнению словарного запаса у детей

- выяснить какую роль играют фразеологизмы в нашей речи

-повторить значения фразеологизмов

-работать с фразеологическим словарем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustoychivye_vyrazhenia_1_1.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по русскому языку для 4 класса «Устойчивые выражения»

Цель: повторить фразеологические обороты с детьми

Задачи:

- строить предложения с применением устойчивых выражений, способствовать пополнению словарного запаса у детей

- выяснить какую роль играют фразеологизмы в нашей речи

-повторить значения фразеологизмов

-работать с фразеологическим словарем

Оборудование:  учебник, 

Формируемые УУД:

Познавательные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Планировать свою деятельность и работать по плану

Сопоставлять результат с целью

Предметные:

Формирование умения узнавания и трактовки устойчивых выражений

Систематизация полученных и имеющихся у учеников знаний по теме

Регулятивные:

Развивать у учащихся умение анализировать, обобщать, делать выводы, опираясь на изученный материал.

Развитие познавательной активности

Коммуникативные:

Оценивание усваиваемого материала

Умение оформлять свои мысли в устной форме

Личностные:

Осуществление самооценки

Нравственно – этическая ориентация

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Орг. момент

3 минут

Целеполагание

3 минуты

Повторение материала

7 минут

5 минуты

6 минут

6 минут

Рефлексия

5 минут

+Здравствуйте, ребята.  Проснулась я сегодня НИ СВЕТ НИ ЗАРЯ.
Перекусила ЧЕМ БОГ ПОСЛАЛ.
и СЛОМЯ ГОЛОВУ бросилась в школу.
Всю дорогу бежала НИ ЧУЯ НОГ ПОД СОБОЙ.
 и СМЕТАЯ ВСЕ НА СВОЕМ ПУТИ.
Да В КАЛОШУ СЕЛА - забыла дома учебник.
Пришлось возвращаться ПОВЕСИВ ГОЛОВУ.
Учебник СХВАТИЛА В ОХАПКУ да бегом снова в школу.
Бегу, опаздываю чувствую: начало урока  НА НОСУ.
Забегаю в класс КРАСНАЯ КАК РАК.
Устала, вспотела, да еще понимаю, что не готова: просто НЕ В ЗУБ НОГОЙ.
А тут еще завуч смотрит КАК УДАВ НА КРОЛИКА и говорит: "Ну, что же, Ксения Алексеевна, не стыдно вам? ".
А я стоя и молчу КАК ВОДЫ В РОТ НАБРАЛА.
А что тут скажешь? Учитель - есть учитель!

+Что необычного заметили в моей речи?

+Что это такое?

+Откройте учебник на странице 29 и прочитайте, как еще называют фразеологизмы

+Кто сформулирует тему урока, над которой мы будем работать?

+Совершенно верно, тема нашего урока называется  "Устойчивые выражения". Вы уже знакомы с ними?

+Какую цель мы поставим перед собой?

+Какие задачи?

+Во второй части учебника откройте Словарь устойчивых выражений (Стр. 190). Прочитайте несколько примеров.

(Показать Фразеологический словарь, где помещено более 6000 фразеологизмов)

+Что мы можем узнать из словаря?

+Если у вас на уроке будут возникать сложности с определением устойчивого выражения, кто или что сможет вам помочь?

+Нашим помощником в повторении темы будет учебник. Откройте упр. 23 , прочитайте задание

Упр. 23

+Давайте вспомним, что такое антонимы

+Слово неуютно можно заменить фразеологизмом не в своей тарелке.

Словосочетание нигде не было заменяется фразеологизмом след простыл.

Вместо слов не заставлял рассказывать по смыслу подходит фразеологизм (не) тянуть за язык. Легко и непринужденно в последнем предложении заменяют на выражение как рыба в воде.

Антонимами являются фразеологизмы не в своей тарелке и как рыба в воде

+Упр. 24

+Объясните фразеологизм с помощью синонима из списка слов.

+Какие сложности у вас возникли?

+Оцените свою работу.

5. Я справился сам(а) и все верно

4. Я допусти(а) ошибку

3. Я не знал(а) и обращалась за помощью к словарю, допустил(а )ошибки

+Упр. 25

+Как вы считаете, а какую роль играют устойчивые выражения в речи?

+Они нужны, чтобы разнообразить нашу речь. Давайте потренируемся в правильном употреблении устойчивых выражений в речи.

+Иногда устойчивым выражением мы характеризуем человека. Я подобрала несколько примеров для вас. Ваша задача – закончить выражение и объяснить его.

Голоден, как …

Хитёр, как …

Труслив, как …

Надут, как …

Неповоротлив, как …

Упрям, как …

Здоров, как …

Колюч, как …

+Подведем итоги, используя фразеологизмы:

1. Я переливал из пустого в порожнее.
2. Я устал и вышел из себя.
3. Я работал не покладая рук.
4. Я устал, но взял себя в руки.
5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.

6. Я ловил все налету.

7. Все было ясно как божий день.

8. Я ни в зуб ногой о фразеологизмах.

9. Я работал засучив рукава.

10. Теперь я в этой теме как рыба в воде.

11. Я гонял лодыря.

12. Думаю, мы не ударили в грязь лицом.

13. Я наступал на одни и те же грабли.

+На самом деле дело мастера боится! Вы оказались просто семи пядей во лбу и мы свернули горы!

-много фразеологизмов

-фразеологизмы

-Устойчивые выражения в речи

-Устойчивые выражения в речи

-Да

-Повторить, что такое устойчивые выражения

-Ответы детей

-Значение, написание…

-Словарь

это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения

- Точить лясы – означает болтать. Набить карманы – означает разбогатеть. Навострить лыжи – означает убежать. Со всех ног – означает быстро. Клевать носом – означает дремать. Поднять на ноги – означает вылечить.

-ответы детей

- вдоль и поперек; ни жив ни мёртв; вопрос жизни и смерти; более или менее

-волк

-лиса

-заяц

-индюк

-медведь

-осел

-бык

-еж


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока УМК «Начальная школа XXI века» под ред Н.Ф.Виноградовой 4 класс Русский язык (авторы учебника С.И.Иванов, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю.Романова) Тема: «Глаголы - исключения» Тип урока: освоение новых знаний

Проведённый урок по теме «Глаголы – исключения», является завершающим этапом изучения темы «Глагол» в 4 классе. Это «Урок усвоения новых знаний», был проведен с использованием проблемно – диалоговой т...

конспект занятия для начальной школы

Конспект открытого занятия . Разработан учителем логопедом для открытого занятия ....

конспект занятия для начальной школы

Конспект занятия для начальной школы....

По теме: методические разработки, презентации и конспекты уроков в начальной школе

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Герасимовская средняя общеобразовательная школа»...

Конспект урока УМК "Начальная школа ХХ1 века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой. 3 класс. Окружающий мир (автор учебника Н.Ф.Виноградова) . Тема: "Болото-пресный водоём"

Проведённый урок по теме "Болото - пресный водоём" был направлен на "добывание" новых знаний. Освоение новых знаний построены на решении проблемных ситуаций. Методы и формы работы были ориентированы н...

План-конспект урока для начальной школы "Путешествие в «Страну английского языка»"

План-конспект урока для начальной школы "Путешествие в «Страну английского языка»"...

Конспект праздника. Ты,начальная школа, прощай!

Праздник "  Ты,начальная школа, прощай"для  4 класса. На празднике дети читают стихи, поют песни, частушки,инсценируют, представляют своих одноклассников в виде презентации....