Рабочая программа и КТП по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Рабочая программа и КТП по русскому языку 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_3_klass.docx89.21 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx37.69 КБ

Предварительный просмотр:

Развернутый календарно-тематический план по русскому языку для 3 класса на 4 часа.(2013-14 уч. год.)

Раздел урока, стр. учебника

№ урока

Тема урока

Содержание

обучения грамоте,

письму

Кол-во час.

Цель

и предметные умения

Универсальные учебные действия

Развитие речи

Дата

по плану

Фак-тич.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1 четверть 36ч

Здравствуй школа! Стр. 3-5

1

День знаний.

Предложение.

Текст.

Закрепление навыков знаний и умений

1

Выразительное чтение, составление предложений из слов, умение поздравлять.

Соблюдение правил правописание предложений

Составление текста, предложений из слов

С. 7-9

2

Повествовательное, вопросительное, восклицательное предложение

Типы предложений

1

Умение определять типы предложений, умение интонировать различные типы предложений

Расстановка знаков препинания в тексте, .соблюдение правил правописания предложений

Интонирование предложений

С. 11-13

3

Учись спрашивать и отвечать

Вопросительное предложение с вопросительным словом и без

]

Умение интонировать вопросительное предложение, умение анализировать написание безударных гласных

Списывание текста (с доски), объяснение правописания орфограмм, знаков препинания

Интонирование

Сложносочиненногои

сложноподчиненного

предложения

С.. 13-15

4

Учись говорить о том, кого нет в классе

Учись говорить о том что есть, чего нет, кто есть, кого нет

1

Учись употреблять в речи сущ. в Р.п. ед. ч. (нет кого?) Умение составления плана

Закрепление навыков чтения, составление рапорта дежурного

Интонирование

вопросительных

предложений

5

Контрольное списывание.

Сборник диктантов

1

Навыки самоконтроля, самоорганизации

Письмо,выполнениеграмматических заданий

С. 15-16

6

Большая буква в именах и фамилиях

Собственные имена сущ-ыё

1

Умение определять и оформлять в речи и на письме собственные имена сущ.

Написание предложений с собственными именами сущ.

Г. Ляндо «Посчитайте»

 С.16-19

7

Твердые и мягкие

согласные

1

Навыки оформления в речи и на письме твердых и мягких парных согласных звуков

Использование в речи количественных числительных сим.сущ. Ж.р.

 С. 19-21

8

Звуки и буквы. Гласные и согласные

Алфавит (повторение)

1

Умение расположить в алфавитном порядке слова, умение пользоваться орфографическим словарем

Различение букв гласных и согласных звуков, букв звонких и глухих согласных звуков, написание букв мягких согласных

Беседа со «Всезнаем»

С.22-23

9

Перенос слов

Слог. Перенос слов

1

Умение делить слова на слоги, навыки орфографического чтения

Определение слогообразующей роли гласных, деление слов на слоги

Б. Голованов «Перенос»

С 23-24

10

«Повторенье - мать ученья»

Повторение

вопросительных,

восклицательных,

повествовательных

предложений,

перенос слов

1

Закрепление навыков составления текста, умения использовать сущ. в Р.п. ед.ч.

Закрепление навыков деления слов на слоги, правил переноса слов

11,

12

Контрольная работа

по началу года.

Работа над ошибками.

 2

Навыки самоконтроля, самоорганизации

Письмо под диктовку, выполнение грамматических заданий

Что ты рано в     гости осень к  нам пришла?   С.29-32

1,2

Согласные звуки русского языка

Знакомство с планом работы по таблице согласных русского языка

2

Умение классифицировать согласные звуки согласно табл. Согласных русс, языка (звонкие -глухие)

Определять и объяснять орфограмму оглушения звонких согласных и озвончение глухих согласных

Учиться составлять характеристику согласного звука (рассказывать)

 С. 35-37

3,4

Твердые и мягкие согласные звуки

Iспособ смягчения согласных звуков

2

Умение классифицировать согласные звуки согласно таблице согласных звуков русс, яз., определять и различать твердость-мягкость согласных

Написание слов с мягкими согласными смягченными первым и вторым способом смягчения согласных

Учить составлять хар-ку согласного звука (рассказывать)

   С. 38-39

5

Учись слышать, произносить и писать слова с тв. и мягк. согл. звуками

Письмо слов с мяг. и тв. согласными

1

Умение различать и объяснять твердость- мягкость согласного звука

Изменение слов с мягкими согласными первого способа смягчение на второй (ед.-мн. ч.) чтение и написание слов с согласными имеющие пары по тв. мягк.

Учись характеризовать звук

41-43

6,7

Разделительный мягкий знак

Учись писать слова с

разделительным «Ь»

2

Навыки написания слов с разделительным мягким знаком, различение мягкого знака - показателя мягкости и

разделительного мягкого знака

Правильное произношение и написание слов с разделительным мягким знаком,звуко-буквенный анализ слов

Стихотворение «Муравьишка»

1

39-41,

46-47

8

Повторенье - мать ученья

Согласные звонкие-глухие, мягкие-твердые, разд. мяг. знак, буквы я, е, ё, ю

1

Навыки оформления на письме звонких и глухих согласных звуков, букв тв. и мяг. согласных

Выписывание слов согласно заданию, определение букв мягких .согласных. Звуков, звуко-буквенный анализ слов

Загадка

Лето  праздник     солнца и тепла, воды и света!» с.53-57

1,2

Корень слова. Родственные слова

Выделение корня в словах, подбор однокоренных слов

2

Составление рассказа по картинке по вопросам. Навыки выделения корня в словах, подбор однокоренных слов. Умение (определять) лексическое значение слова, различать омофоны (корни)

Выделение корня в словах, изменение

существительных по числам

i

|

С. 57-59

3

Учись различать родственные слова и формы одного слова

Подбор однокоренных слов, выделение корня в словах

1

Умение различать однокоренные слова и формы одного слова

Составление, подбор слов с данным корнем, выделение однокоренных слов из группы слов

«Всезнай» и Аяс (беседа)

С.59-60

4

Предложение со словом «как»

Корень слова

1

Умения составления и использования в речи сложносочиненных предложениях со словом «как»

Написание предложений со словом «как», подбор однокоренных слов

   ССП, СПП предложения

С. 61-62

5

Ударные и безударные гласные в корне слова, проверяемые безударные гласные в корне

Ударение в слове. Ударные и безударные гласные. Способ проверки

1

Навыки определения ударного гласного в слове, определения буквы безударного гласного звука методом подбора проверочного (однокоренного) слова

Объяснение правописания буквы безударного гласного звука. Подбор проверочных слов, письмо под диктовку

«Учись рассуждать»

С. 62-63

6

Какие буквы могут быть на месте безударных .гл.

Учись подбирать проверочное слово

1

Навыки рассуждения (при подборе форм слов), при подборе проверочного слова, навыки изменения слов

Письмо под диктовку слов с безударными сомнительными гласными звуками

Беседа со «Всезнаем»

С.63-65

7,8

Учись проверять буквы безуд. гл. формами ед. и мн. ч.

Учись рассуждать. Учись проверять буквы безуд. гл. формами ед. и мн. ч.

2

Умение изменить форму слова для подбора проверочного слова (из ед. во мн. и наоборот)

"Подбор проверочных слов для слов с сомнительной буквой безударного гласного звука. Рассуждение по образцу

С.67-68

9

Учись рассуждать по плану при проверке букв безуд. звуков, формами слова

Безударные гласные в корне -проверка. План проверки

1

Закрепление навыков подбора проверочного слова для слов с сомнительной буквой безударного гласного звука, формами слов

Изменение формы числа слова для подбора проверочного слова, чтение скороговорок

Учись рассуждать при подборе проверочного слова

С.69

10

Учись проверять буквы безударных гласных в корне родственных слов

План проверки безуд-ых гласных родственными словами

1

Закрепление навыков подбора проверочного слова родственными словами

Рассуждение по плану проверки, выделение корня слов, подбор однокоренных слов

При подборе проверочного слова учись доказывать, что эти слова однокоренные

С.71-73

11

Парные звонкие и глухие согласные на конце слов

Учись проверять парные зв.-глух. согласные, формами слов

1

Закрепление навыков проверки буквы глухого согласного звука на конце слова изменением формы слова

Произнесение, написание слов с оглушенными согласными звуками, чтение и объяснение загадок, пословиц

1Учись рассуждать

С.74-75

12,

13

Парные зв. и глух. согласные в середине слова, перед -К-

Учись проверять парные зв. и глухие согласными формами слов

2

Закрепление навыков проверки буквы глухого согласного звука в середине слова перед -К-подбором однокоренного .слова

Определение парных звонких и глухих согласных перед —К-написание слов с ними рассуждением по плану

Учись рассуждать

Работа в рабочей тетради

14

«Подружки идут в школу» 2 ч. стр. 11-17 «Что ты рано в гости...» Контрольная работа за 1-ю четверть (мониторинг)

Учись употреблять слова «ведь». «Непроизносимые - не произноси!»

1

Умение интонировать предложения, правильно произносить слова со стечением согласных составлять предложения с использованием слова «ведь»

(сложноподчиненное предложение с придаточным) умение описывать внешний вид птиц

Чтение слов со стечением согласных, слогов, считалок, ответы на вопросы по теме, беседа по тексту, чтение вопросительных предложений, составление предложений со словом «ведь»

Беседа по тексту. Умение описывать внешний вид птиц

15,16

Контрольная работа за 1 четверть

РНО.

2

Навыки самоконтроля, самоорганизации

Письмо под диктовку, выполнение грамматических заданий

2 четверть – 28 часов.

Земля заботу любит  83-84

1.

Учись рассказывать про огород

Что делают? Куда? Во что?

1

Умение составлять рассказ по картинке, используя словосочетания с предлогом в В.п., Т.п., Р.п. умение определить букву безударного гласного звука

Подбор проверочного слова для слов с сомнительными безударными гласными

звуками

Составление рассказа

1

3.85

2

Непроверяемые безударные в корне слова

Учись писать слова с

непроверяемыми безударными гласными

1

Умение определять букву непроверяемого безударного звука по словарю и по памяти

Письмо слов с непроверяемой безударной гласной с проверкой по словарю (ключу)

Работа со словарями.

2. 87-88

3

Имя существительное

Кто? Что? Учись спрашивать кто это? что это?

1

Умение ставить вопросы кто? и что? И определять имя существительное как часть речи

Выделение из текста предложения имен существительных, определение категории одушевленности -неодушевленности

Работа по картине с. 88

С. 89-91

4

Род имен существительных

Он мой, она моя, оно мое

1

Умение правильно определять род имени существительного методом подстановки местоимений притяжательных и IIIл., М, Ж и Ср. рода (он мой, она моя, оно мое)

Чтение и усвоение правила определения рода им. сущ., составление словосочетаний сущ. + прил.с определением рода

С. Могилевская «Огород»

С. 92-93

 С. 94-95

5

Единственное и множественное число. Имена

существительные, употребляемые только в ед. ч.

Формы ед. и мн. Числа имен существительных Что делал? Что делала? Что делали? Что? (Чуну?)

1

Развитие умения изменять форму числа имен сущ-ых, умение определять изменение ударения, окончания. Закрепление навыков, определение рода имен сущ-ых

Изменение формы числа имен сущ-ых, составление словосочетаний

Г.Ладонщиков «Песенка птички»

6

Диктант.

Контроль знаний учащихся.

I

Умения и навыки контроля над применением полученных знаний

Письмо под диктовку. Выполнение грамматических заданий.

Жизнь дана на добрые дела

С. 105-107

1

Работа над ошибками. Разделительный твердый знак.

Учись говорить о том, кто что ест. Л.Толстой«Старик и яблоня»

1

Закрепление навыков орфографического чтения, правильного произношения, умения анализировать звуко-буквенный состав слова

Написание слов с разделительным твердым знаком. Изменение глагола по лицам и числам, составление предложения

Чтение рассказа, беседа.

С. 107-109

2

Слова с двойными согласными

Формирование навыковправильного

написания слов с двойными  согласными

1

Формирования умения правописания слов с двойными согласными, составление текста из предложений, умения объяснить лексическое значение слова

Написание слов с двойными согласными, составление текста из предложений

«Наш класс»

С. 112-113

3

Учись употреблять слова, которые отвечают на вопрос «Как?»

Правописание слов на вопрос как? (наречие)

1

Формирование умения употреблять в речи слова -наречия

Чтение слов на вопрос как? Объяснение значения и однокоренное прилагательное составление предложений со словами отвечает на вопрос как?

Употребление в речи наречий

(обстоятельство, образ действия)

На что и клад, коли всемье лад»

С.118

1.

Словарный диктант

Кто за что отвечает

Контроль и учёт знаний учащихся.

1

Формирование умения применять на практике полученные знания.

Письмо под диктовку.

В. Осеева  «Кто за что отвечает»

с 121

2

Учись говорить о

том, кто, что тебе

подарил, принес (купил, дал) что? (чуну?)  ты

получил (а)

Что? Чуну?

1

Умение использовать в речи и на письме им. сущ. в В.п. ед. и мн. Числа в сочетании с глаголами

Чтение стихотворения, беседа по тексту, составление по опоре определение рода имен сущ-ых

Составление рассказа по картинке «День рождение»

С. 123-124

3

Учись говорить о том , кого ты любишь , уважаешь, слушаешь

Кого? (Кымга?Кымны?)

1

Умение использовать в речи сущ-ые в Р.п. ед. и мн. ч. Составлять предложения, используя предложенные глаголы

Чтение текста, составление предложений с данной опорой

Ю. Щербаков «Кого я люблю»

С.125-127

4

Учись говорить о том,  что где  (на чем?  в чем?) находится  (стоит, летит, ))висит)

Где? (На чем? В

чем?)

Предложение

1

Умение использовать в речи слово сочетания гл.+сущ. вПр.п., •составлять предложение с предлогом в, на

Составление предложений с данной опорой, письмо под диктовку словарного диктанта с объяснением орфограммы

Составление диалога

С. 127-128

5

Учись говорить о том, что куда (на что?  во что?) ставят, кладут, вешают

Куда? На что? Во что?

1

Умение использовать в речи и оформлять на письме словосочетания гл.+им. сущ. в В.п. с предлогами в, на

Составление - словосочетаний, предложений, сравнение окончаний сущ-ых

С. 130-131

6

Учись говорить о том, что чем делают

Сочетание гл.+сущ.. в Тв.п.

1

Умение использовать в речи и на отр окончания на письме имен сущ. ед. и мн. ч. в Тв.п.

Составление словосочетаний предложений с заданной формой падежа, объяснение окончаний существительных

Составление диалога

С. 132-134

7

Учись говорить о том, кто с кем дружит, с кем ты работаешь, гуляешь, читаешь

С кем? (Кымнын-биле?) Сочетаютсягл+сущ. в Тв.п. с предлогами

1

Умение использовать в речи оформлять окончания на письме имен существительных ед. и мн.ч. в Тв.п. с предлогом «с»

Составление словосочетаний предложений с заданной формой падежа (с предлогом) и с комментарием написанияокончания

Составление диалога

С.135-136

8

Учись говорить о том, что с чем будешь есть  (что без чего?)

С чем? Без чего? Употребление предлогов в Тв.п. и Д.п.

1

Умение использовать в речи оформлять окончания на письме имен существительных ед. и мн.ч. в Тв.п. с предлогом

«без» «с»

Составление словосочетаний предложений с заданной формой падежа, с предлогом

В школьной столовой. Диалог

РТ с. 67

9

Урок развития речи. Сочинение.

Сочинение «Семья»

1

Закрепление умений использовать в речи и оформлять окончания имен сущ. ед. и мн. ч. В и П. падежах

Составление  ' словосочетаний и предложений по заданной форме.

Развитие письменной речи.

10

Работа над ошибками.

Творческий диктант.

Письмо короткого текста с заданиями.

1

Умение использовать в речи оформлять окончания на письме имен существительных ед. и мн.ч. в Тв.п. с предлогом «с»…

Составление  ' словосочетаний и предложений по заданной форме.

Развитие письменной речи

РТ с. 67

11

Работа над ошибками диктанта.

Формирования умения работать над ошибками, приводить похожие примеры для предупреждения ошибок в дальнейшем.

1

Уметь определять и сгруппировать слова по правилам.

Проведение разборов по всем изученным темам.

Общее повторение.

Здравствуй гостья зима!» .с140-144

1

Учись говорить о том, куда?  на что?  падает снег, и где?  на чем? он лежит. Учись рассказывать о том, как зима пришла.

Где? В чем? На чем? (им. сущ. вПр.п. в ед. и мн.ч.)

1

Умение использовать в речи и оформлять на письме им. сущ. ед. и мн. числа вВ и Пр. падежах

Письмо под диктовку слов с объяснением орфограммы, составление словосочетаний и использование их в предложении с заданной формой, числа, падежа.

Составление диалога

С.145-147

2

Глагол. (Кылыг созу). Учись говорить о том, кто кому что дал, подарил, купил, показал.

Глаголы прошедшего времени. Что делал? Что делала? Что делаю? Что делаем?

1

Умение определять время глагола, число и род (по смыслу, по окончанию) незаконченного действия

Постановка вопроса к глаголу, определение рода, времени и числа глаголов незаконченного действия.

Составление диалога с глаголами прошедшего времени

С.152-153

3

Глаголы прошедшего времени.

Глаголы на вопрос Что сделал? Что сделала? Что сделали?(Глаголы совершенного вида)

1

Умение определять время, число (по смыслу, по окончанию) глаголов законченного действия

Постановка вопроса к глаголу определение рода,   времени и числа глаголов    законченного действия

Составление диалога с глаголами

С. 154-156

4

Глаголы

прошедшего

времени

Учись ставить вопросы к глаголам прошедшего времени: что делал? Что сделал?

1

Умение ставить вопросы различающие глаголы законченного и незаконченного действия

Постановка вопросов, определение вида глагола (законченного – незаконченного вида)

5

Тестирование за 1-ое полугодие.

Сборник тестов школы №14

1

Умения к навыку контроля за применением полученных знаний

Выполнение

грамматических заданий

С. 158-1677

6

Повторенье - мать ученья.

Глаголы прошедшего времени М., Ж., Ср. р.,

совершенного вида,

однокоренные слова

1

Умениеб определения время глагола, род глагола прошедшего времени, выделять однокоренные слова

Определение рода глаголов прошедшего времени, выделение из текста группы слов однокоренных слов

С. Погореловский «Снежная сказка»

7,8

Контрольная работа за 2 четверть + РНО

2

Умения и навыки контроля над применением полученных знаний

Письмо под диктовку, выполнение грамматических заданий.

                                                                                 3 четверть – 40часов.

Учебник

IIчасть. «Делу время - потехе час» с.3-6

 1

Глаголы

неопределенной

формы

Глаголы на вопросы что делать? Что сделать?

1

Умение ставить глаголы в начальную форму, соблюдение изученных орфограмм

Постановка вопроса к данной форме глагола и определение начальной формы

С.Баруздин «Будь хозяином времени»

С. 7-9

2

Учись спрашивать о времени

Глаголы

неопределенной

формы

1

Умение определять начальную форму данного глагола, умение спрашивать о времени

Постановка вопроса к данной форме глагола и определение начальной формы

Составление диалога

С. 10-12

3

Глаголы настоящего времени 1 л., ед. и мн. ч.

Что делаю?

Что делаем?

1

Умение определять время глагола, использовать в речи и оформлять на письме глаголы 1 лица, ед. и мн. числа

Определение начальной формы и формы времени лица и числа глагола настоящего времени

Е. Карганова «Песенка-чудесенка»

С. 13-15

4

Глаголы настоящего времени 2 л., ед. и мн. ч.

Что делаешь? Что делаете?

1

Умение определять время глагола, использовать в речи и оформлять на письме глаголы 2 лица, ед. и мн.числа

Определение начальной формы и формы времени лица и числа глагола настоящего времени

Составление диалога

1

С. 16-18

5

Глаголы

настоящего

времени

Что делает? Что делают?

1

Умение определять время глагола, использовать в речи и оформлять на письме глаголы 3 лица, ед. и мн. числа

Определение начальной формы и формы времени лица и числа глагола настоящего времени

В.Викторов «Все спортом занимаются»

С. 19-21

6

Изменение глаголов настоящего времени по лицам и числам

Что делает (ют)? Что делаю (ем)?

1

Умение определять время глагола, умение классифицировать изменения глаголов: прош. и настоящ: времени, по числам, по родам, по лицам, по времени

Определение категорий глаголов: нач. формы, вопрос, время, род, число    .(морфологический разбор глагола)

О.Дриз Мы играем…

С.21-24

7,8

Глаголы настоящего времени на - ся

Когда - ся, а когда -сь?

2

Определение время глагола, выделять в речи возвратные глаголы

Определение категорий глаголов (морфологический разбор)

А.Балинт «Гном Гномыч и Изюмка»

С.28-29

9,10

Что делай (те)?

Тест «Глагол»

Г. Новицкая «Что мне холода бояться? Сборник тестов школы № 14

2

Умение использовать в речи оформлять на письме глаголы прошедшего и настоящего времени

Определение категорий глаголов (морфологический разбор) определение корня слова, определение буквы безударного гласного звука

Заучивание короткого стихотворения наизусть

РТ с 26

11,

12

Изложение.

РНО.

Формирование умения правильно строить предложения.

2

Умения и навыки контроля над

применением полученных знаний

Составление связного текста, письменного пересказа

«Все на свете нужны» с. 33-36

1

Учись рассказывать о больших и маленьких делах диких животных

Какой? Какие? (Имя прил. В ед. и мн. ч. М, Ж и Ср. Р)

1

Закрепление умений использовать в речи и оформлять на письме имена прил. М., Ж и Ср. р. И во мн.ч.

.Составление предложений по заданной опоре, чтение текстов, беседа по тексту

Описание животного

С. 36-39

2,3

Им. прил. Б. Заход ер «Мишка-Топтыжка» РТ с. 29

Им. прил. М, Ж иСр. р.

   2

Закрепление умений использовать в речи и оформлять в письме имена прил. М, Ж иСр.р. и во мн. числе

Составление описания животного, постановка имен.прил. В нужную форму рода и числа

К. Ушинский «Лиса-Патрикеевна»

С. 40-41

4

Имя сущ. с «Ь» на конце. РТ с. 30

Правописание им. сущ. с «Ь» на конце

1

Умение правильно определять род имен сущ-ых с «Ь» на конце

Составление рассказа -описания животного по образцу, определение рода имен сущ-ых по окончанию прил-го

А.Свирин «Белый медведь» «Снегирь»

С. 41-45

5,6

Учись говорить о том, кто откуда вышел, выбежал, вылетел, вылез, выскочил. РТ с. 31

«Глаголы движения» Откуда? Из чего?

2

Умение использовать в речи и оформлять на письме «глаголы движения» в сочетании их с сущ-ми Р.п. с предлогом

Составление предложений с «глаголами движения»

С. 46-47

7,8

Учись говорить о том у кого кто?

РТ с. 32

Кто? У кого? (название детенышей животных)

2

Умение образовывать названия действия животного с помощью суффиксов в ед. и мн. числе, чтение стихотворения

Образование названий детенышей животных с помощью суффиксов -онок, -енок, - ат, - ят, выделение чередующихся согласных

А. Седугин «Внучата»

С.49-51

9, 10

Кормит кого? Учись изменять имена прилагательные по вопросам.

Сущ. в Р.п.

2

Умение использовать в речи и на письме им. сущ. Р.п. ед.ч.

Составление словосочетаний сущ. Р.п. ед.(мн) ч. Чтение текста, ответы на вопросы, беседа по тексту

М. Аждиев «На ферме»

11

Учись применять

Что? Чем?

1

Умение использовать в

Составление

Л. Яковенко «Чем

С.53-55

11

Большая буква в кличках  животных. РТ с. 34

Собственные имена сущ.

1

Закрепление навыков оформления в письменной речи собственных имен сущ-ых

Работа со стихотворением по форме, составление предложений с собственными именами сущ-ми

3. Александрова «Телята тети Насти»

С.55-57-59

12,13

Учись узнавать зверя по описанию. ССочинение

«Сочинение-

2

Умение составления

Составления рассказа-

Описание зверей

Сочинение-описание.

описание» Упр. 4 с.56

рассказа-описания, умение определять по описанию

описания (по образцу,  самостоятельно), самопроверка

А.Клыков «Белка», «Волчата», «Лисица»

  14

Контрольный диктант.

«Заяц и белка» сб/д 143

1

Умения и навыки контроля над применением полученных знаний

Письмо с выполнениемграмматических заданий

РТ с 28-31

  15

РНО. «Кто самый сильный?» В. Зотов

Какого рода имя прил., сущ-ыес

1

Умение определять род имен сущ-ых с «Ь» на

Выделение упражнений рабочей тетради по

Г.Скребицкий «Звери наряжаются в зимние шубы»

«Соболь

«Ь» на конце

конце по имени прил.

заданию

8марта- праздник

  1

Учись говорить о ком, о чем ты

О ком? О чем?

1

Умение использовать в речи и оформлять на

Составление словосочетаний

Е. Карганова«Чудесная песенка»

мам

с.62-65.

поешь. РТ с.36

письме словосочетания им. сущ-ых+ им. прил. ВПр. п.

(сущ.+прил.), изменение им. сущ. по вопросам по данной опоре

С.66-67

  2

Глаголы будущего времени. Учись говорить о том, что ты подаришь маме.

Учись говорить о том кто? что сделает?

1

Умение и навыков выделения в речи и на письме гл. будущего вр

Составление предложений с определением времени глагола, вида глагола

Развитие устной разговорной речи.

С.39-40

3

Творческая работа

1 Р. Серф «Стихи о маме» «О ком? О чем?»

1

Закрепление умений оформления в письменной речи имен сущ. в косвенных падежах

Выполнение упражнений по заданию рабочей тетради

Активизация словарного запаса

Пришла весна-вёснушка. С73-76

1,2

РНО. «Март» по Г. Скребицкому.

 РТ с 45-47

Беседа «О маме»

2

Умения и навыков выразительного чтения текста навыки пересказа текста

Чтение текста, ответы на вопросы, беседа по теме

Развитие устной речи

С. 77-79

3,4

Где «спряталось» начало действия. РТ с.45-47

Что делает — сделает? Что делают - сделают?

2

Умение выделять приставку в речи и определять ее значение, определять вид глагола

Изменение глаголов по данной, таблице по временам, виду, числу, замена словосочетаний глаголами будущего времени с приставкой за

И.Соколов-Микитов «Весна»

С. 80-81

5

Глаголы на -ся, - сь

Что делаю?

1

Умение определить возвратность и невозвратность глагола, определить где на конце -ся, - сь

Постановка вопроса к глаголам, выделение окончания, определение времени, определение возвратности глагола

Н. Сладков «Грачи прилетели»

С. 81-83

6,7

Учись говорить о том, кто что будет делать

Глаголы будущего времени. 3. Александрова

«Посадим

деревья»

2

Умение определять время глагола, поставить гл. в форму будущего времени

Фонетическая зарядка, изменение гл. будущего времени по лицам и числам

Г.Ладонщиков «Катин праздник» С. Орлов «Считалка»

С. 84-85

8,9, 10

Контрольная работа за 3 четверть. РНО. » Весенняя экскурсия.

3

Умение писать под диктовку, выполнять грамматические задания.

                                                                               4 четверть 32 часа.

Люблю свой край, свою Отчизну».

С.88-93

1,2

Учись рассказывать о том, что ты можешь и что ты должен делать для себя  и для своей страны

«Береги свою страну»

По В. Коржикову.

Е. Карасёв «Родина»

2

Умение понимать, сто каждый человек должен любить и беречь свою Родину. Он должен сделать для неё что-то хорошее.

Заучивание наизусть стишка и пословицы. Изменение имён прилагательных по родам, …

Р.Нехай «Над реками…»

С. 93-95

3

Учись рассказывать о родной Туве.

С.Козлова «Наш родной край-Тува»

1

Умение рассказывать о Туве по плану.

Ответы на вопросы кого? что? что делают?

95-96

4

Большая буква в названиях стран, городов, сел, улиц, рек, озер

Собственные имена

существительные - (названия географические)

1

Умение использовать в речи и оформлять на письме собственные имена существительные, умение рассказывать о своем городе

Составление предложений с собственными именами сущ-ми, составление рассказа о своем городе

Л. Яхнин «Москва» «Страна голубых рек»

97--100

5,6

Учись рассказывать о Кызыле. Урок развития речи

Составление связного устного рассказа «Мой город»

2

Умение составлять рассказ описательного характера, передавать чувства к родным местам

Составление плана рассказа, чтение опорных ' словосочетаний, работа на черновиках

С.Козловой и К-ЭКудажи «Кызыл» Развитие устной  речи

РТ с 50-55

7

Учись понимать, что всё вокруг тебя – это всё твоё, родное

Чей? Какой?

В. Орлов «Родное»

1

"Умение использовать в речи имена прил-ые, притяжательные местоимения

Составление предложений по данной опоре, объяснение буквы безударного гласного звука

Составление диалога

Рт с.53

8

Рассказ о

тувинской тайге по плану

Где? На чем? И.Бунин «В Саянах»

1

Умение составлять рассказ по плану, умение оформлять окончания имен сущ-х Пр. п. ед. и мн. числа

Составление предложений по данной опоре, объяснение буквы глухого согласного звука, составление рассказа по плану

Умение составлять рассказ

12 апреляДень косм-ки

103-104

1,2

Ю. Копейко «Первый в космосе»

Род и число им. сущ-х и

1

Умение использовать в речи и оформлять на прилагательных М.Ж.Ср. рода во мн. Числе отмечать связь между сущ-м и прительным

Выборочный диктант, подстановочный диктант,

Чтение текста, беседа по вопросам

День победы

С. 105-106

1,2

Учись говорить о том, за что воевали наши деды. РТ с.55-57

Г. Виеру «Девятое мая» Т. Белозеров «День Победы»

  1

Умение использовать изученные орфограммы :проверка безударной гласной, проверка непроизносимого согласного

Подстановочный диктант, зрительный диктант, диалогическая речь

Составление диалога

3

Экскурсия к памятникам, участникам ВОВ.

  1

Умные

 машины

людям  помогают . 107-110

1

Учись говорить о том, какие машины помогают человеку

Ударные и без

ударные

окончания у

глаголов

настоящего

времени ед. и мн..

числа

1

Умение определять букву безударного гласного звука подбором проверочного слова

Выборочный диктант (однокоренные слова), списывание слов с добавление буквы безударного гласного звука, письмо под диктовку слов с сомнительной гласной

Интонирование предложений

С.110-112

2

Учись говорить о том, какую работу выполняет робот

Глаголы ед. и мн. ч. настоящего времени

1

Умения и навыки использовать в речи и на письметл. IIIлица ед. и мн.ч. настоящ. вр.

Сравнение окончаний глаголов ед. и мн. ч., составление словосочетаний

Рассуждение по типу «если -.., то -..»

РТ с.58-60

3,4

Учись говорить о том, кто на чём едет (ездит) на работу (в школу)

Л. Лельевер «На чем едет Петр Иванович»

2

Умение использовать в речи и оформлять на письме окончания имен сущ-х в П.п. с предлогом в ед. и мн. числе

Составление предложений по данной опоре - образцу, составление диалога, самостоятельная взаимопроверка

Составление диалога

5,6

Годовой контрольный диктант «Машины строят дома»+ РНО

Стр. 165 сб/д

2

Умение применять усвоенные навыки

Письмо под диктовку, выполнение

грамматического задания (определение частей речи)

Одна книга

тысячу людей

учит

С. 113-116

1,2

Учись понимать, что книга- твой верный друг и помощник. О ком и о чем расскажут тебе книги

«Книга твой верный друг и помощник»

О ком? О чем?

2

Умение использовать в речи и оформлять на письме окончания словосочетаний: имя прил.+имясущ-оевПр.п. ед. и мн. ч.

Выразительное чтение текста стихотворения, составление

словосочетаний по данной таблице. Составление рассказа из предложений

М. Карамушко «Будем с книгою дружить»

С. 116

3

Урок развития речи

Изложение по тексту «Как делают книгу» стр. 116 учебник

1

Умение восстанавливать в памяти и оформлять на письме прослушанный текст

Прослушивание текста, составление плана изложения, написание

Развитие письменной речи

РТ.с. 61-62

4

Учись говорить о том, какие книги (про кого, про что) тебе нравятся (ты любишь читать)

Про кого? Про что? Что сделал? Что сделала? Что сделали?

1

Умение использовать в речи и оформлять, на письме имена сущ-е, одушевленные и неодушевленные в Пр. п.

Составление предложений по данной опоре, составление диалога, постановка вопросаПр.п.

Составление диалога

РТ с. 62-64

5

Учись заменять форму рода имён существительных и глаголов прошедшего времени при пересказе.

Формы рода и числа глаголов прошедшего времени на –сь, -ся

1

Умение составлять связный текст с заменой формы рода,…

Составление предложений по данной опоре.

С. Баруздин «Про книжки»

6,7

Годовой тест.

Работа над ошибками

1

Умение применять усвоенные навыки самостоятельно

Выполнение

грамматических  заданий.

Самостоятельная работа.

Лето звонкое нас зовёт.

С120-121

1.

Учись говорить о том, куда (на что, во что, к чему) зовёт лето

Е.Лемехова «Как много дорог!»

1

Умение рассказывать о лете.

Составление предложений по данной опоре.

Заучивание наизусть.

С. 122-124

2.

Учись рассказывать о правилах безопасности в лесу.

Учись рассказывать о летнем отдыхе.

А.Усачёв «Школа безопасности в лесу»

1

Умение рассказывать о летнем отдыхе.

Составление предложений по данной опоре.

Составление рассказа.

С.125-127

3,4

Учись говорить о том, как нужно вести себя в гостях у природы.

Е. Рубцова «Если ты пошёл в гости»

2

Умение рассказывать о бережном отношении к природе.

Составление предложений по подстановочной таблице.

Составление рассказа.

С.128

5,6

Повторение. Летние задания.

2

Умение рассказывать о прошедшем учебном годе, о летних планах.

Составление предложений по подстановочной таблице, по данному образцу.

Составление рассказа.



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 3 класса тувинской школы разработана на основе учебника «Русский язык» для 3 класса общеобразовательных учреждений с родным (тувинским) языком обучения авторов  Г.М. Селиверстовой и Ф.Т. Манзановой, рекомендованный Министерством образования и науки Республики Тыва, Институтом развития национальной школы. Учебник состоит из 2-х частей; Санкт-Петербург, Филиал издательства «Просвещение», 2007г. Программа составлена на основе авторской программы Т.Г.Рамзаевой «Русский язык», утверждённой Министерством Образования РФ.

Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, ознакомление  обучающихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка.

  Задачи:

овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования;

формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме;

обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями разных типов и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;

пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

В программе заложен механизм усвоения системы грамматических понятий, принципы письма, типичные правила правописания, ознакомления  с особенностями двух форм языка устной и письменной. Этому способствует хорошо распределенная во времени, оптимально насыщенная система упражнений.

Рабочая программа рассчитана:

  1. На изучение курса « Русский язык » в 3 классе отводится 4 часа  в неделю. Программа рассчитана на 136 часов. (34 учебные  недели)
  2. По учебному плану  4 часа(в том числе 1 час из школьного компонента)  в неделю.

Учебный методический комплект: Русский язык. Учебник для 3 класса тувинских школ в двух частях.

Санкт-Петербург. Филиал издательства «Просвещение», 2007 г. Г.М. Селиверстова, Ф.Т. Манзанова.

Рабочая тетрадь в двух частях. Санкт-Петербург. Филиал издательства «Просвещение», 2007 г.

Материал учебника развивает умение анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать, вырабатывается мысленное отношение к употреблению основных единиц речи.

Содержание авторской программы и логика изложения программного материала в учебнике «Русский язык» полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.

       Языковой материал представлен в программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др.

  1. Общая характеристика учебно-методического курса

       В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует социо-культурную и когнитивно-познавательную цели:

  • когнитивно-познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;
  • социо - культурная цель изучения русского языка включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся  (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

       Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

     Начальный  курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно - коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи.

      Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

      Закрепление навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.

Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстает от развития устной речи на всем протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

II. Основные содержательные линии учебного предмета

         Повторение.  Предложение, текст, слово – единицы речи (общее понятие). Однокоренные слова. Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Слог. Правила переноса слов. Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова. Разделительный ь и ъ  - показатель мягкости согласных. Сочетанияжи-ши, ча-щ, чу-щу, чк, чн, чт. Слова с двойными согласными. Обозначение безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корнях слов. Проверка путём изменения формы слова и подбора однокоренных: доски-доска, соль-солить, площади-площадка.

        Предложение. Словосочетание. Виды предложений по цели высказывания (повествовательное, восклицательное, побудительное) и по интонации (восклицательное, невосклицательное). Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространённые и нераспространенные предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения.

        Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.

        Текст. Тема и основная мысль текста. Заголовок. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, союзов  и, а, но, текстовых синонимов (например: ёж, зверёк, ёжик, колючий комочек и т.п.). Виды текстов: повествование, описание, рассуждение (ознакомление). Опорные слова в тексте.

        Состав слова. Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова – корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление).

        Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корнях слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку-печь, лицо-личный, бег-бежать, верх-вершина, вязать-вяжет и др. (ознакомление).

        Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-, от-, до, по-, под-, про-, за-, на-, над-, в-, с-. Вы-, пере-. Употребление в речи слов с приставками.

Приставка и предлог (сопоставление). Разделительный ь в словах с приставками. Сопоставление ь и ъ.

         Суффикс значимая часть слова. Наблюдения за лексическим значением слов, образованных с помощью суффиксов. Правописание суффиксов.

        Лексика Лексическое значение слова (общее понятие). Многозначные слова. Употребление слов в прямом и переносном значении. Синонимы. Антонимы. Устаревшие и новые слова (ознакомление).

        Части речи. Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, числительное, предлоги, союзы).

        Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имён существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях имён существительных: солнце, озеро. Изменение имён существительных по числам и падежам.

        Склонение имён существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Буква ь после шипящих на конце имён существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имён существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы).

        Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имён прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний –ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые.

        Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончание глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.

        Умение пользоваться толковым словарём, словарём синонимов, антонимов.

        Текст. Развитие связной речи. Общее понятие о видах текстов (или типах речи): повествование, описание, рассуждение; о стилях речи (разговорный, деловой, художественный).

        Изложение текста-повествования по коллективно или самостоятельно-составленному плану. Сочинения-повествования по серии сюжетных картинок, по картине, а также на темы, близкие учащимся (об играх, о наблюдениях за природой, об экскурсиях и т.п.), с предварительной коллективной подготовкой. Включение в текст фрагментов описаний или рассуждений. Написание короткого письма о своих делах с элементами рассуждения, описания или повествования. Составление устных текстов-рассуждений делового стиля.

        Речевая этика. Устное и письменное приглашение, поздравление, просьба, извинение.

        Повторение изученного за год (10 ч) Текст и предложение. Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ь и ъ. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

        Слова с непроверяемыми написаниями: автобус, адрес, аллея, аптека, библиотека, болото, ботинки, вагон, валенки, вдруг, вместе, вокруг, воскресенье, восток, вчера, герой, горох, декабрь, дорога, жёлтый, животное, завтра, завтрак, запад, завод, земляника, картина, картофель, квартира, килограмм, коллектив, коллекция, комбайн, комбайнёр, комната, компот, корабль, космонавт, космос, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, магазин, малина, месяц, метро, молоток, молоко, ноябрь, обед, овёс, овощи, огород, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, памятник, песок, пловец, победа, погода, помидор, понедельник, потом, праздник, приветливо, пшеница, пятница, ракета, рассказ, расстояние, растение, революция, рисунок, сахар, север, сегодня, сентябрь, сирень, совет, солдат, соловей, солома, столица, тарелка, топор, трактор, трамвай, ужин, улица, февраль, хоккей, хороший, чёрный, четверг, чувство, яблоко, яблоня, январь.

III. Основные требования к знаниям, умениям

и уровню подготовки  учащихся к концу 3 класса

Обучающиеся должны знать:

● части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;

● части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;

● члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные.

Обучающиеся должны уметь:

● грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ь и ъ , непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имён существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения )точка, вопросительный и восклицательный знаки);

● производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;

● подбирать однокоренные слова разных частей речи;

● распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных, род и число имён прилагательных, время и число глаголов);

● изменять имена существительные по числам;

● склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

● изменять имена прилагательные по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;

● изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени – по родам;

● распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;

● устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;

● распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;

● производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

● интонационно правильно произносить предложения;

● писать изложение в 60-75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;

● определять тему и основную мысль текста;

● делить текст на части, соблюдать красную строку;

● устанавливать связь между частями текста;

● устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;

● озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;

● распознавать текст – повествование, описание, рассуждение;

● писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;

● составлять устный ответ-рассуждение.

Таблица предметных требований

 к умениям учащихся 3 класса по русскому языку

Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»

  • овладение функциональной грамотностью;
  • развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи;
  • развитие умений и навыков понимания и анализа текстов
  • приобретение и систематизация знаний о языке;
  • развитие чувства языка
  • овладение орфографией и пунктуацией

Речевые умения

Учебно-языковые умения

Правописные умения

  • правильно списывать слова, предложения, текст; проводить самопроверку;
  • писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами;
  • читать и произносить предложения, различные по цели высказывания и интонации;
  • составлять предложения с однородными членами; сложные предложения (в рамках изученного);
  • читать тексты правил и определений изучающим чтением (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
  • писать подробное изложение доступного текста;
  • определять тему текста;
  • читать и составлять схемы слов, орфограмм, предложений
  • выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове;
  • находить в слове окончание и основу; выделять в основе её части (корень, приставку, суффикс);
  • выделять два корня в сложных словах;
  • конструировать сложные слова;
  • подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне;
  • различать однокоренные слова и формы слова;
  • распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;
  • выполнять морфологический разбор изученных частей речи;
  • образовывать имена существительные, имена прилагательные с помощью суффиксов; глаголы – с помощью приставок;
  • подбирать синонимы и антонимы к доступным словам;
  • определять вид предложения по цели высказывания и интонации;
  • выделять в предложении подлежащее и сказуемое, отличать главные члены от второстепенных;
  • выделять из предложения словосочетания;
  • видеть в предложении однородные члены;
  • различать простое и сложное предложение;
  • выполнять синтаксический разбор доступных простых предложений
  • находить в словах изученные орфограммы по определённым признакам;
  • писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением и не проверяемыми ударением (изученные случаи);
  • обозначать на письме проверяемые и непроизносимые согласные звуки;
  • писать слова с удвоенной буквой согласного в корне, на стыке приставки и корня (изученные случаи);
  • писать слова с ъ и ь разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных;
  • писать сложные слова с соединительной буквой о и е;
  • писать раздельно частицу не с глаголом;
  • писать ь после ч в неопределённой форме глагола;
  • писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных;
  • самостоятельно подбирать слова с изученными орфограммами;
  • графически объяснять выбор написания;
  • находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
  • правильно переносить слова с ь, с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня;
  • пунктуационно оформлять предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и).

IV.Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Материально-техническое оснащение образовательного процесса

Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно быть достаточным для эффективного решения поставленных задач, соответствующим ФГОС НОО. Оснащение кабинета должно предполагать не только его широкое использование для проведения уроков русского языка и литературного чтения, но и проведения дополнительных внеклассных, игровых занятий и мероприятий.

Для эффективного проведения занятий необходимо оснащение кабинета русского языка компьютерными информационно-коммуникационными средствами для просмотра и работы с электронными учебниками, техническими средствами обучения (телевизор, DVD), экранно-звуковым пособием.

Электронные учебники по русскому языку и литературному чтению, электронные тренинги, таблицы по лексическим темам, таблицы алфавита, детская художественная литература, сказки, как в печатном, так и в электронном варианте, соответствующие программному материалу, сюжетные картины, портреты детских писателей, кукольный театр, игры все это необходимо для работы и обучения и развития детей младшего школьного возраста.

                           График прохождения учебной программы.

 1 четверть:36 часов.  2 четверть – 28 часов.  3четверть – 40 часов.  4 четверть – 32 часа.

                                        Содержание программы:

1

       Здравствуй, школа!

12 ч.

2

Что ты рано в гости, осень, к нам пришла Фонетика. Графика.

8 ч

3

Лето-праздник солнца и тепла, и воды, и света

16ч

4

Земля заботу любит

6 ч

5

Жизнь дана на добрые дела

3 ч.

6

На что и клад, коли в семье лад

11 ч

7

Зима

8 ч

8

Делу время - потехе час

12ч

9

Все на свете нужны!

15ч

10

8 марта – праздник мам.

11

Пришла весна-вёснушка

10ч

12

Люблю свой край, свою Отчизну

13

12 апреля

14

День Победы.

3 ч.

15

Умные машины людям помогают.

16

Одна книга тысячи людей учит

7 ч

17

Нас звонкое лето с собою зовет

6 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс по программе ПНШ по ФГОС

Рабочая программа по русскому языку  для 3 класса по программе перспективной начальной школы создана  на основе программы перспективной начальной школы . Программа соответствует требов...

Разработка рабочей программы к урокам русского языка с формированием УУД по программе "Перспектива" для 2 класса.

Календарно-тематическое планирование по программе "Перспектива" для 2 класса....

Рабочая программа по курсу русский язык "Мой могучий русский язык"

Рабочая программа по курсу русский язык  "Мой могучий русский язык"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс на основе авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого образовательная программа «ШКОЛА РОССИИ» с КТП

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...