Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhki.docx94.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с.Бай-Хаак Тандинского кожууна Республики Тыва

Утверждаю

Директор МБОУ  СОШ с.Бай-Хаак

_________С.С.Оюн

«__»______2016г.

Программа принята

на основании решения

педагогического совета № 1

МБОУ СОШ с.Бай-Хаак

От___________________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ШКОЛА РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Возраст обучающихся:  8-9 лет  

Срок реализации: 1 год.

Автор – составитель: Т.Н.Соколова

Программа курса речи.

- М.,  Росткнига, 2009г.

Бай-Хаак,2016

Пояснительная записка

к программе кружка

«Умники и умницы»

 

    Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса и является частью изучения основных правил, фонетики, грамматики и лексики русского языка и развития речи.

     Главной задачей обучения детей достижение оптимального общего психологического развития каждого ребенка. Система предполагает одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей. Благодаря этому дидактические и методические принципы направлены на максимальную активизацию собственной познавательной деятельности детей. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления. .

    Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам — логическое — лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления.

     Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях.

     Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить.

     Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Умники и умницы» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче. Появление курса связано с тем, что:

  • в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;
  • анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;
  • конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2009 года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

  • соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
  • содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.

     Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:

  • определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
  • в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
  • достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.

Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей 3 класса.

Курс включает: одно занятие в неделю, 34 занятия за учебный год. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

Формы занятий:

  • -по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
  • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Режим занятий:Продолжительность занятий: 3 класс – 45 минут.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

Система занятий по курсу позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.

Познавательный аспект

      формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;

  • формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Развивающий аспект

  • создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
  • способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.

Воспитывающий аспект

  • воспитание системы межличностных отношений;

Таким образом, целью обучения логике является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.

Задачи:

  1. Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
  2. Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
  3. Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
  4. Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».
  5. Сформировать представление о русском языке, как форме описания и методе познания окружающего мира.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Умники и умницы»

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса в третьем классе:

     В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся получат возможность формирования

личностных результатов:

  • уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
  • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:

Регулятивные УДД:

  • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;
  • формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД:

  • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
  • соблюдать нормы этики и этикета;
  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • учиться аргументировать, доказывать;
  • учиться вести дискуссию.

Предметными результатами изучения курса в третьем класса являются формирование следующих умений:

  • выделять свойства предметов;
  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;
  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
  • приводить примеры истинных и ложных высказываний;
  • приводить примеры отрицаний;
  • проводить аналогию между разными предметами;
  • выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
  • рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение. 

Тематическое планирование

3 класс

п/п

Тема занятий

Всего часов

В том числе теория

В том числе практика

Конт

роль

1.

Основная мысль текста. Тема текста.

1

1

2.

Построение текста.

1

1

 С использованием мультимедиа

3.

Учимся тестированию.

1

1

ИКТ

Тест №1

4.

Виды текстов.

1

1

5.

Тексты –повествования.

1

1 Исследова

ние

6.

Тексты-описания.

1

1

Исследова

ние

7.

Трудности тестирования.

1

1

Тест №2

8.

Тексты-размышления.

1

1

Исследова

ние

9.

Работа с орфографическим словарем.

1

1

10.

Сочинение по картине.

1

1

11.

Как проверить собственные знания.

1

1

Тест №3

12.

Работа с толковым словарем.

1

1

13.

Опорные слова.

1

1

14.

Как мы говорим и как мы пишем.(орфограммы)

1

1

15

Как мы говорим и как мы пишем.(орфограммы)

1

16

Контрольные вопросы.

1

1

Тест №4

17.

Составление плана текста.

1

1

18.

Работа в парах.

1

1

Тест №5

19.

Словарь происхождения слов.

1

1

20.

Сочинение.

1

1

21.

Как изменить текст.

1

1

22.

Работа в группах.

1

1

Тест №6

23.

Работа со словарями.

1

1

Викторина

24.

Изложение с продолжением.

1

1

25.

Редактирование текстов.

1

1

Тест №7

26.

Измени окончание текста.

1

1

27.

Сочини загадку.

1

1

28.

Творческие задания.

1

1

Тест №8

29.

Антонимы.

1

1

30.

Синонимы.

1

1

31.

Проверь себя.

1

1

Тест №9

32.

Объясни пословицу.

1

1

33.

Богатство русского языка.

1

1

34.

Итоговое  занятие .

1

1

Тест №10

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Тематический  контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;

Итоговый контроль в формах:

  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы;
  • самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.

Критерии оценки результатов тестов.

  • 80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
  • 60-80% - уровень выше среднего;
  • 50-60% - средний уровень;
  • 30-50% - уровень ниже среднего;
  • меньше 30% - низкий уровень.

 Учебно-методическая литература для учителя

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010г.).
  2. Стандарт основного общего образования [Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря2010г. №1897].
  3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения).
  4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 215 с. – ( стандарты второго поколения).
  5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).
  6. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.
  7. Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2011г.
  8. Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы.2011г.

Приложение

Тестовые материалы для оценки планируемых результатов освоения программы

3 класс

Входной тест

1. Логика – это наука о том, как нужно __________, _________, __________.

2. Вспомните логические операции.

а) Обобщение.

Назови одним словом, исключив лишнее:

  • мальчик, девочка, бабушка - … .
  • сметана, кефир, майонез - … .
  • Земля, Луна, Венера, юпитер - … .
  • дуб, баобаб, береза, осина - … .
  • предательство, доброта, честность - … .

б)  Сравнение.

Солнце – Луна: сходство, различие.

в) Классификация.

Раздели слова на три группы: футбол, хоккей, мяч, баскетбол, штанга, кубок, медаль, лыжи, грамота.

1 группа

2 группа

3 группа

г) Аналогия.

  • Вверх – вниз
  • Говорил - …
  • Думать – размышлять
  • Ломать - …
  • Брюки – штанина
  • Рубашка - …
  • 1 2 3 – 2 3 4
  • 3 4 5 - …

3.   Анаграммы (расшифруй слова).

Ю Г Т У

Я М Л О Н И

У А К Т Р К

3 класс

Тест «Классификация»

  1. Исключи лишнее понятие, назови общий признак оставшихся элементов.
  • Коза, корова, лось, лошадь - … .
  • в, з, ш, д - … .
  • Апельсин, груша, малина, яблоко - … .
  • Юбка, брюки, полотенце, пальто - … .
  • Добрый, жадный, честный, голодный - … .
  1. Напиши основание классификации ( по какому признаку разделили слова?).
  • Ель                                    ромашка                                         шиповник
  • Клен                                 ландыш                                            смородина
  • Береза                              колокольчик                                   сирень
  1. Раздели на группы. Дай группам название.

Слон, муравей, бабочка, волк сокол, курица, мышь, пчела, страус.

  1. Произведи классификацию по основанию: материал изделия.

Посуда

  1. Произведи классификацию самостоятельно.

Геометрические фигуры

  1. Исправь ошибки в классификации.
  • Согласные звуки делятся на звонкие и мягкие.
  • Деревья делятся на хвойные и фруктовые.
  • Водоемы делятся на океаны и моря.
  1. Вычеркни то, что не является классификацией, а является делением целого на части.
  • Люди делятся на детей и взрослых.
  • Машины делятся на грузовые и легковые.
  • Год делится на зиму, лето, осень, весну.
  • Горы делятся на старые и молодые.
  • Меры веса – это тонна, центнер, килограмм, грамм.
  • Час состоит из минут и секунд.

3 класс

Тест «Сравнение»

  1. Назови не менее трех признаков (свойств): а) автомобиля; b) слова автомобиль; с) числа 343.

Впиши ответы:

_____________;

_____________;

_____________.

  1. Напиши три слова, состоящие из четырех слогов.

Впиши ответ: ________________________________________________ .

  1. Напиши три числа, каждое из которых четное и делится на 3.

Ответ: _________________________________ .

  1. Чем похожи и чем отличаются: а) кошка и собака; b) дятел и комар; с) ласточка и самолет; d) самолет и вертолет?

Ответы впиши в таблицу:

Сходство:                                                    Различие:

_а)_________________                             a)_________________

_b)_________________                             b)_________________

_c)_________________                             c)__________________

_d)_________________                             d)__________________ .

  1. Какой предмет лишний: чашка, стакан, зонтик, тарелка, блюдце?

Ответ подчерки и объясни.

  1. Запиши числа 62, 25, 27, 49: а) в порядке убывания; b) по убыванию последней цифры; с) *по возрастанию наименьшего делителя.

Ответы:

  1. __________;
  2. __________;
  3. __________ .

* Разгадай загадку:

Бел, да не сахар,

Ног нет, а идет,

На все садится,

Тепла боится.

Ответ: ______________ .

3 класс

Тест «Отношения»

  1. Назови общим словом: сапоги, туфли, валенки, кроссовки, ботинки.

Ответ: ________________ .

  1. Зачеркни лишнее; все остальное назови общим словом:
  1. Утка, ласточка, петух, индейка, гусь;
  2. 8, 17, 24, 32, 2;
  3. Сказка, рассказ, сказание, рассказывать, подсказка.

Ответы:

  1. _____________;
  2. _____________;
  3. _____________ .
  1. Укажи родовое понятие:
  1. Пятиугольник, семиугольник, семнадцатиугольник;
  2. Пятиугольник, круг, квадрат;
  3. Пчела, муха, бабочка;
  4. Ель, береза, сосна, клен.

Ответы:

  1. ______________
  2. ______________
  3. ______________
  4. ______________ .
  1. Заполни таблицу.

Род

Виды

Птица

Ворона

2)

3)

Металл

1)

2)

3)

Нечетное число

1)

2)

3)

Глагол

1)

2)

3)

Имя собственное

1)

2)

3)

Итоговый тест за курс 3 класса

  1. Напиши название предмета, который имеет данные признаки:
  • быстрая, бурная, горная, … .
  • крупный, вкусный, круглый, грецкий, … .
  • летняя, теплая, звездная, … .
  • меткая, поучительная, мудрая, … .
  1. Вычеркни неверные сравнения.
  • У зайца длинные уши, а у страуса сильные ноги.
  • Курица – домашняя птица, а лебедь – дикая.
  • В сказке говорится про зверей, а в рассказе много юмора.
  • Остров омывается водой со всех сторон, а полуостров – с трех сторон.
  1. Выполни классификацию следующих слов. Основание классификации – вид орфограммы.

Резкий, зеленый, местность, жидкость, поздний, взглянул, пятерка.

1

2

3

  1. Произведи классификацию по любому основанию.

а) Все экосистемы делятся на … .

б) Всех зверей можно разделить на … .

  1. Дай группе слов родовое понятие.
  • Яблоко, желудь, шишка - …  .
  • Тополь, кошка, мухомор - …  .
  • Шелк, ситец, вельвет - …  .
  1. Пронумеруй понятия от более узкого к более широкому.

Животные, кот Тиша, звери, домашние звери, кошки.

  1. Что это?

…   -  движение воздуха с определенной скоростью в каком-либо направлении.

 …   -  одна сторона листа.

…   -  знаки, с помощью которых записываются числа.

  1. Составь определение.

Чемодан – это  …   .

  1. Напиши противоположное понятие.
  • Замерз  -  …  .
  • Огорчить  -  …  .
  1. Напиши следствие указанной причины.

Федя и Петя не умеют уступать друг другу, поэтому …  .

  1. Напиши причину указанного следствия.

Автобус не приехал вовремя, потому что  …  .

  1. Напиши вопрос, на который можно ответить: хвойные.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с.Бай-Хаак Тандинского кожууна Республики Тыва

Утверждаю

Директор МБОУ  СОШ с.Бай-Хаак

_________С.С.Оюн

«__»______2016г.

Программа принята

на основании решения

педагогического совета № 1

МБОУ СОШ с.Бай-Хаак

От____________________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ШКОЛА РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Возраст обучающихся:  8-9 лет  

Срок реализации: 1 год.

Автор – составитель: Т.Н.Соколова

Программа курса речи.

- М.,  Росткнига, 2009г.

Бай-Хаак,2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа является адаптированной, имеет научно-познавательную и культурологическую направленность, реализуется в рамках внеурочной деятельности  ФГОС по направлению развития личности «общекультурное».

Программа составлена на основе Программы курса «Речь», составленной преподавателями Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского Л.Д. Мали, О.С. Арямовой, С.А. Климовой, Н.С. Песковой.

Данная программа позволяет перенести акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.

Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые федеральные образовательные стандарты обуславливают актуальность изучения данной проблемы и определяют необходимость разработки образовательной программы внеурочной деятельности по русскому языку.

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это основа интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней овладения речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи, говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей. Поэтому данную программу назвали «Школа развития речи».

Программа "Школа развития речи" имеет научно-познавательное направление. Она позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности.

В основу тематического планирования программы положены следующие темы:

  • Речь.
  • Слово.
  • Предложение и словосочетание.
  • Текст. Культура общения.

Новизна программы:

-Отбор содержания программы имеет культурологическую направленность: использование  произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, скороговорок; использование произведений лучших авторов детского чтения, формирование культуры общению

-Занятия направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся.

-Занятия выстроены занимательно, имеют поисково-творческий характер.

Кроме того, программа предусматривает возможность внесения корректив любую тему.

Основные принципы реализации программы – доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Цель программы:

Развитие духовно-нравственной личности, умеющей слушать и слышать собеседника, грамотно выражать свои мысли. Подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, обеспечить языковое развитие учащихся, сформировать умение и навыки устной и письменной речи, коммуникативной и лингвистической компетенции

Задачи:

Образовательные:

-расширение и углубление программного материала;

-совершенствование навыков анализа различных фактов языка;

-пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.

Воспитательные:

-воспитание любви и уважения к великому русскому языку;

-воспитание чувства патриотизма;

-повышение общей языковой культуры учащихся;

-выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.

Развивающие:

-развитие интереса к языку как учебному предмету;

- общего языкового развития младших школьников;

-развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.

Исходя из задач, на решение которых направлена данная программа. Мы планируем следующиерезультаты:

1.Каждый ученик углубит свои языковые знания, а также получит опыт самостоятельной работы над языковыми проблемами.

2.У учащихся начнет формироваться интерес к родному языку, родной культуре, а как следствие чувство патриотизма (гордости за свою Родину), чувство национальной принадлежности.

3.У учащихся начнут формироваться такие качества как активность, ответственность, самостоятельность.

Формы контроля полученных результатов:

1.Самостоятельные работы (2 за год).

2.Наблюдение.

3.Презентации проектных работ, КВН.

Количество учащихся в группе не более 12. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия  40 минут. Всего по программе 33 часа за учебный год.

 Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Школа развития речи».

Личностные результаты:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

-Проговаривать последовательность действий на уроке.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД

-Уметь донести свою позицию до собеседника;

-Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

-Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

-Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть

работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество часов

Теория

Практика

1

Речь.

1

1

2

«Тише, громче».

1

1

3

Слова, слова, слова…

1

1

4

Озорные буквы.

1

1

5

Слова играют в прятки.

1

1

6

Слово и его значение.

1

1

7

Прямое и переносное значение слова.

1

1

8

Многозначные слова.

1

1

9

Омонимы.

1

1

10

Синонимы.

1

1

11

Антонимы.

1

1

12

Тематические группы слов.

1

1

13

Наш цветной мир.

1

1

14

Что на что похоже.

1

1

15

Голоса природы.

1

1

16

Проверочная работа.

1

1

17

Загадки.

1

1

18

Культура речи. Вежливые слова.

1

1

19

Пословицы.

1

1

20

Учимся рассуждать.

1

1

21

Учимся рассуждать.

1

1

22

Текст.

1

1

23

Текст.

1

1

24

Заглавие текста.

1

1

25

Тема текста.

1

1

26

Тема текста.

1

1

27

Опорные слова.

1

1

28

Мы строим текст.

1

1

29

Мы строим текст.

1

1

30

План текста.

1

1

31

План текста.

1

1

32

Проверочная работа.

1

1

33

Итоговое занятие КВН.

1

1

Всего

33

10

23

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Речь. Речь и ее значение в жизни. Техника речи.

Речь. Устная  и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.

Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыхание в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.

Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова- «родственники».  Слова – «родственники» и слова – «друзья» (синонимы). Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но различные по значению (омонимы). Слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Умение выделить слова- «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову   слова- «родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов - «родственников».

Умение определит лексическое значение слова, в том числе на основе словообразовательного анализа. Умение определить лексическое значение многозначного слова по сюжетным картинкам, в контексте.

Умение выбрать синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.

Умение отличить слова- «родственники» от синонимов, омонимов и слов с графическим или звуковым сходством.

Предложение и словосочетание. Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным или восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова, распространять предложение. Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным. Умение интонационно правильно читать ( произносить предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаками).

Текст. Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от нескольких предложений, не объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текстов. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам, опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.

Культура общения. Волшебные слова. Слова - выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания.

Умение пользоваться словами - выражениями просьбы, благодарности, извинения, в собственной речевой практике с учетом ситуации общения, приветствия, прощания.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

В процессе реализации программы используются следующие методы:

-игра (деловая, ролевая, познавательная)

-беседа

-метод проектов

-беседа

-экскурсия

-решение ситуационных задач

-викторина        

-конкурс

В качестве учебно-методических пособий к программе для учителя используется: 

Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь».Методическое пособие.3 класс. – М.: Росткнига.2009.

для детей:

Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь». Рабочие тетради для детей 8-9 лет.– М.: Росткнига.2009.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ушаков Н.Н. "Внеклассные занятия по русскому языку" (пособие для учителей) - М.: Просвещение, 1978.

Лютова О.А. "Литературные игры и праздники в начальной школе" (методическое пособие) - М.: ТЦ Сфера, 2006.

Весёлая грамматика: разработки занятий, задания, игры/ авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. - Волгоград: Учитель, 2011.

Львов М. Р. Словарик синонимов и антонимов. Для начальных классов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 1996.

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно адаптироваться в новой обстановке, затем пойти в какое-либо учебное заведение, найти работу, да и просто выйти в самостоятельную жизнь. Поэтому школа несёт большую ответственность за обучение, а самое главное за воспитание таких детей. Их необходимо поддерживать, направлять, давать возможность проявлять свои лучшие качества, это возможно путём вовлечения их в активную внеурочную деятельность.

Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий.

Нормативные правовые основания

организации внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ

В качестве нормативных правовых оснований организации внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования выступают следующие документы:

Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ: приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598.

О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.

№ 373: приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241.

О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.

№ 373: приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. № 2357.

Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.

Разъяснения по отдельным аспектам введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования: письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03 255.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяет Программу внеурочной деятельности как организационный механизм реализации АООП НОО. Программа внеурочной деятельности предполагает следующие направления: спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, обще-культурное в таких формах как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно полезные практики и т.д. Организация самостоятельно разрабатывает и утверждает программу внеурочной деятельности. (пункт II.9.10).

Одним из документов, который достаточно детально раскрывает особенности моделирования внеурочной деятельности в образовательных организациях, является письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Понятие, цель и задачи внеурочной деятельности

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Внеурочная деятельность в аспекте федеральных государственных образовательных стандартов общего образования понимается как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-

урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения обучающимися основных образовательных программ общего образования.

В научно-методической литературе внеурочная деятельность рассматривается как проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.

Как отмечают Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, внеурочная деятельность обучающихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Целью внеурочной деятельности является содействие интеллектуальному, духовно-нравственному, социальному и физическому развитию обучающихся, создание условий для приобретения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья позитивного социального опыта в образовательном учреждении и за его пределами, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

В соответствии с содержанием нормативных правовых документов в качестве задач внеурочной деятельности можно представить следующие:

-обеспечение условий для благоприятной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении; -обеспечение условий достижения обучающимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования; -оптимизация условий для общего развития, коррекции и компенсации нарушений в развитии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

-создание условий для закрепления и практического использования знаний и умений, приобретенных обучающимися в урочной деятельности;

-создание условий для выявления и реализации интересов, склонностей и способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; -развитие опыта творческой деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, а также в разновозрастной детской среде;

-развитие опыта неформального общения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом расширения рамок взаимодействия с социумом.

Принципиальные положения организации внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В качестве основных принципов организации внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья можно представить следующие:

-принцип соответствия содержания и организационных форм внеурочной деятельности возрастным особенностям детей и особенностям психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

-принцип преемственности технологий организации внеурочной деятельности обучающихся с технологиями деятельностного типа, реализуемыми в урочной деятельности;

-принцип тематической взаимосвязанности внеурочной и урочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

-принцип учета ценностей воспитательной системы образовательного учреждения при проектировании содержания и организационных форм внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

-принцип опоры на традиции дополнительного образования детей;

-принцип учета потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, запросов их родителей (законных представителей);

-принцип направленности содержания программ курсов внеурочной деятельности на достижение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования;

-принцип реализации свободного выбора курсов внеурочной деятельности на основе личных интересов и склонностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

-принцип разнообразия направлений и организационных форм внеурочной деятельности;

-принцип реализации коррекционно-компенсирующей направленности внеурочной деятельности;

-принцип социально-адаптирующей направленности программ внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, помимо решения задач общего развития обучающихся в процессе внеурочной деятельности необходима реализация принципов, обеспечивающих коррекцию и компенсацию психофизических недостатков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также определение профессиональных планов обучающихся и их успешную социальную адаптацию.

Внеурочная деятельность с детьми с ОВЗ выполняет следующие функции:

-образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

-воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательной организации, формирование культурной среды;

-креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

-компенсационная - освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

-рекреационная - организация содержательного досуга, как сферы восстановления психофизических сил ребенка;

-функция социализации - освоение обучаемым социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в обществе;

-функция самореализации - самоопределение ребенка в социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;

-контролирующая – проведение рефлексии, оценивание эффективности деятельности за определенный период времени.

Направления организации внеурочной деятельности

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В качестве основных направлений внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования определены следующие: духовно-нравственное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное и спортивно-оздоровительное (физкультурно-спортивное и оздоровительное).

С целью качественного содержательного наполнения программ курсов внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представим характеристику каждого направления.

Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности.Содержание программ в рамках данного направления внеурочной деятельности обеспечивает присвоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья системы ценностей, получение обучающимися опыта определения актуальных для них смысложизненных и нравственных проблем, приобретение опыта разрешения нравственных проблем на основе морального выбора, опыта индивидуального и совместного смыслопорождения, смыслообразования и смыслостроительства. Помимо этого содержание программ должно обеспечивать возможности для приобретения обучающимися опыта определения и реализации собственных ценностных приоритетов в искусстве, духовно-практической деятельности (творчество, помощь людям, благотворительность, добровольчество, волонтерство и др.).

Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть представлено следующими программами: «Дорогами добра», «Духовное богатство России», «Музыка и движение», «Театральная азбука» и другие.

Общекультурное направление внеурочной деятельностипредполагает формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья способностей к ориентировке в пространстве культуры (общечеловеческая культура, национальная культура, семейные традиции, народные традиции и др.), а также предполагает освоение обучающимися этических норм, эстетических эталонов и др. Программы внеурочной деятельности по данному направлению имеют своей целью развитие у обучающихся умений организации деятельности в бытовой и культурно-досуговой сферах, умений строить межличностные отношения, овладение навыками культурного общения. Не менее значимо в рамках реализации данного направления освоение обучающимися знаний в области общечеловеческой культуры, традиций, формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья практически их применять в системе социальных отношений, а также создание условий для приобретения обучающимися опыта деятельности в области освоения культурного пространства. Общекультурное направление внеурочной деятельности возможно реализовать посредством разработки программ следующей тематики: «Азбука этикета», «Школьный этикет», «Великие изобретатели», «Мир профессий» и другие.

Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельностипредполагает формирование у обучающихся интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения познавательных задач, анализом ситуаций, сопоставлением различных данных, формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, устанавливать закономерности, строить и проверять гипотезы, формирование пространственных представлений, пространственного воображения, умений рассуждать. Не менее важной является стимулирование познавательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности могут быть подготовлены такие программы, как «Клуб почемучек», «Хочу все знать», «Юный исследователь», «За страницами учебника математики», «Интеллектуальные игры», клуб «Эрудит», клуб «Юный исследователь», «Волшебные звуки», «Экономика вокруг нас», «Занимательная информатика», «Математика вокруг нас», научное общество учащихся «Первые шаги моего исследования» и другие.

В рамках данного направления учителя могут разрабатывать и реализовывать пропедевтические программы, предваряющие изучение таких предметов, как физика, химия и других. Важно обратить внимание на разработку программ внеурочной деятельности в рамках общеинтеллектуального направления учителями-логопедами, учителями - дефектологами, педагогами-психологами. Программы внеурочной деятельности, реализуемые данными специалистами, направлены на достижение планируемых результатов коррекционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, планируемых результатов формирования у обучающихся личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Социальное направление внеурочной деятельности предполагает направленность на развитие у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья навыков общения со сверстниками и в разновозрастной детской среде,

включение обучающихся в процессы преобразования окружающей среды, присвоение и отработку ими различных социальных ролей, приобщение к ценностям гражданственности, социальной солидарности, развитие умений принимать групповые нормы. Реализация программу курсов внеурочной деятельности в рамках социального направления будет направлена на обеспечение условий интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общество. В рамках социального направления могут быть представлены такие программы, как «Народы мира», «Детская риторика», «Человек среди людей», «Они прославили наш город», «Наш героический город», «История и культура Урала», «Азбука права», клуб «Лидер», «Мы и окружающий мир», игра-путешествие «Мой родной город» и многие другие.

Спортивно-оздоровительное (физкультурно-спортивное и оздоровительное) направление внеурочной деятельности предполагает приобщение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к ценностям здорового образа жизни, формирование у них мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование умений использовать средства физической культуры и спорта в организации здорового образа жизни и досуговой деятельности, а также включение обучающихся в спортивно-зрелищные мероприятия (турниры, марафоны, спортивные праздники, встречи с выдающимися спортсменами и др.). Спортивно-оздоровительное направление может быть представлено такими программами внеурочной деятельности, как «Азбука здоровья», «Юные олимпийцы», «Ритмика», подвижные игры « Академия досуга» и другими.

В процессе организации внеурочной деятельности с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, получающими образование на ступени начального общего образования, можно использовать известные программы и учебно-методические комплекты. Например:

-программа Н. П. Слободяник В«Уроки общенияВ» (Слободяник, Н. П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы: 60 конспектов занятий: практическое пособие / Н. П. Слободяник. –М. : Айрис-Пресс, 2004);

-программа С. В. Крюковой и Н. П. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, хвастаюсь и радуюсь» (Крюкова, С. В. Удивляюсь, злюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое руководство / С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник. – М. : Генезис, 2002. – 208 с.);

-учебно-методический комплект «Все цвета, кроме черногоВ» (Безруких, М. М. Все цвета, кроме черного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников: пособие для педагогов / М. М. Безруких, А. Г. Макеева, Т. А. Филиппова. – М. : Вентана-граф, 2002. – 64 с.);

-программа С. И. Гин В«Мир человекаВ» (Гин, С. И. Мир человека / С. И.Гин. – М. : Вита-Пресс, 2003. – 140 с.);

-программа С. И. Гин В«Мир логикиВ» (Гин, С. И. Мир логики / С. И. Гин. – М. : Вита-Пресс, 2003. – 143 с.);

-программа С. И. Гин В«Мир фантазииВ» (Гин, С. И. Мир фантазии / С. И. Гин. – М. : ИВЦ Минфина, 2007. – 177 с.);

-программа А. И. Савенкова В«Я – исследовательВ» (Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А. И. Савенков. Самара : Учебная литература, 2007 . -192 с.; Савенков, А. И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников / А. И. Савенков. – М. : Издательский Дом Федорова, 2012. – 32 с.).

Ряд перечисленных выше программ имеет опыт успешной реализации во внеурочной работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.

Планируемые результаты внеурочной деятельности

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

При моделировании системы внеурочной деятельности в образовательном учреждении и проектировании программ курсов внеурочной деятельности обучающихся и непосредственной организации внеурочной деятельности необходимо иметь четкое представление о планируемых результатах внеурочной деятельности.

В процессе определения планируемых результатов внеурочной деятельности возможна реализация одного из подходов, которые представлены ниже.

Первый подход состоит в определении планируемых результатов внеурочной деятельности исходя из личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ общего образования. Требования к личностным и метапредметным результатам обучающихся, освоивших основные образовательные программы начального и основного общего образования, определены в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования.

При определении личностных и метапредметных результатов программ внеурочной деятельности следует принимать во внимание такой раздел основной образовательной программы образовательного учреждения, как планируемые результаты освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья основных образовательных программ начального и основного общего образования.

Личностные результаты включают сформированность у обучающихся мотивации к обучению и познанию, сформированность социально значимых личностных качеств, основ гражданской идентичности, сформированность ценностно-смысловых установок и навыков нормативного поведения.

Метапредметные результаты включают сформированность у обучающихся познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих возможность их самостоятельного применения в учебной и познавательной деятельности, социальной практике.

Рассмотрим некоторые примеры определения планируемых результатов внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с первым подходом.

Личностные результаты освоения обучающимися программы курса внеурочной деятельности могут быть представлены следующим образом. Учащиеся, освоившие программу курса внеурочной деятельности:

-понимают и принимают общечеловеческие ценности жизни, здоровья, справедливости, уважения человеческого достоинства, милосердия и др.;

-умеют следовать в поведении установленным правилам;

-осознают роль знаний в жизни человека;

-владеют этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик – ученик»;

-проявляют интерес к историко-культурному прошлому своей страны, малой Родины.

Метапредметные результаты освоения обучающимися программы курса внеурочной деятельности возможно сформулировать следующим образом. Учащиеся, освоившие программу курса внеурочной деятельности:

-умеют определить проблему;

-умеют формулировать вопросы для решения проблемной ситуации;

-умеют выдвигать элементарные гипотезы;

-умеют наблюдать, классифицировать, формулировать выводы;

-умеют структурировать материал с помощью взрослого;

-умеют готовить тексты собственных докладов с помощью взрослых;

-умеют аргументировано защищать свои идеи с помощью взрослого;

-умеют распределять обязанности в процессе работы в парах, группах;

-умеют инициировать взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе поиска решения проблемной ситуации.

Второй подход к определению планируемых результатов внеурочной деятельности обучающихся заключается в заимствовании подхода к планируемым результатам духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Воспитательный результат – духовно-нравственные приобретения, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).

Воспитательные результаты внеурочной деятельности классифицируют по трем уровням.

Первый уровень результатов внеурочной деятельности – приобретение обучающимися знаний об общественном устройстве, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д. Для достижения данного уровня результатов внеурочной деятельности особую значимость имеет взаимодействие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со взрослыми как носителями социального опыта.

Второй уровень результатов – приобретение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым национальным ценностям.

Особое значение для достижения данного уровня результатов имеет взаимодействие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в близкой социальной среде, дружественной ребенку, в которой дети получают практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить либо отвергать.

Третий уровень результатов внеурочной деятельности – приобретение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия за пределами дружественной обучающимся среды образовательного учреждения, в самостоятельном действии в открытом социуме.

Как отмечают Д. В. Григорьев и П. В. Степанов, при организации внеурочной деятельности обучающихся младшего школьного возраста необходимо учитывать, что поступив в первый класс, дети особенно восприимчивы к новому знанию, стремятся понять новую социальную реальность. Педагогам следует учитывать эту особенность в процессе организации внеурочной деятельности, ориентируя программы курсов внеурочной деятельности на достижение обучающимися первого уровня результатов.

Во втором и третьем классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, происходит активизация межличностного взаимодействия обучающихся друг с другом. Данная ситуация развития младших школьников создает благоприятные условия для достижения в процессе внеурочной деятельности второго уровня воспитательных результатов.

К поступлению обучающихся в четвертый класс необходимо создание условий выхода обучающихся в пространство реального общественного действия. Тем самым в процессе внеурочной деятельности осуществляется достижение третьего уровня воспитательных результатов.

В процессе организации внеурочной деятельности обучающихся, осваивающих основную образовательную программу основного общего образования, целесообразно ориентироваться на создание условий для достижения обучающимися второго и третьего уровня результатов.

Приведем примеры определения результатов внеурочной деятельности обучающихся в соответствии со вторым подходом.

Первый уровень результатов внеурочной деятельности. Учащиеся, освоившие программу курса внеурочной деятельности:

-имеют представления о настоящем мужчине как умном, решительном, смелом, благородном человеке, о женщине как о добром, внимательном к людям, любящим детей и умеющем прощать человеке;

-имеют представления о настоящем сыне и дочери как готовых помочь старшим в работе по дому, умеющих держать данное слово, заботящихся о своей семье, оберегающих покой членов семьи;

-знают этические нормы взаимоотношений в семье;

-знают символику Российской Федерации;

-знают значимые страницы истории страны, примеры исполнения гражданского и патриотического долга, традиции и культурное достояние своего края;

-обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Второй уровень результатов внеурочной деятельности. Учащиеся, освоившие программу курса внеурочной деятельности:

-принимают общечеловеческие ценности жизни, здоровья, справедливости, уважения человеческого достоинства, милосердия и др.;

-осознают роль знаний в жизни человека;

-проявляют интерес к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать людям, находящимся в трудной жизненной ситуации;

-проявляют интерес к историко-культурному прошлому своей страны, малой Родины;

-проявляют бережное отношение к природе.

Третий уровень результатов внеурочной деятельности. Учащиеся, освоившие программу курса внеурочной деятельности:

-соблюдают этические нормы взаимоотношений в семье;

-следуют в поведении правилам;

-имеют опыт ролевого взаимодействия, реализации гражданской и патриотической позиции, взаимодействия с людьми различного возраста; имеют -опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе и за ее пределами.

Опыт проектирования программ внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации дополнительных профессиональных образовательных программ для педагогов показывает, что оптимальным является определение планируемых результатов внеурочной деятельности с учетом личностных и метапредметных результатов.

Выбор модели внеурочной деятельности

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В процессе организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении Е. Н. Степанов выделяет три этапа:

Первый этап – проектный – включает диагностику интересов, увлечений, потребностей обучающихся, запросов их родителей (законных представителей) и проектирование на основе анализа ее результатов модели внеурочной деятельности в образовательном учреждении. На данном этапе можно проводить анкетирование, опрос участников образовательного процесса. Полученные сведения можно применять в процессе проектирования индивидуальных маршрутов участия детей с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности. На данном этапе важно согласовать мнения всех участников образовательного процесса по вопросам моделирования внеурочной деятельности в образовательном учреждении. От этого во многом зависят качественные показатели внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, то есть результаты освоения обучающимися основных образовательных программ общего образования.

Второй этап – организационно-деятельностный, который предполагает создание и функционирование в образовательном учреждении системы внеурочной деятельности посредством ее ресурсного обеспечения. Предполагает создание кадровых условий, материально-технических условий, разработку программно-методического обеспечения внеурочной деятельности и др.

Третий этап – аналитический, в процессе которого осуществляется анализ действующей в образовательном учреждении модели внеурочной деятельности с позиции содержания, организационных форм и достижения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования.

В инструктивно-методическом письме Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования» представлены несколько моделей внеурочной деятельности обучающихся: базовая организационная модель, модель дополнительного образования, модель «школы полного дня», оптимизационная модель и инновационно - образовательная модель.

Кратко раскроем характеристику каждой модели внеурочной деятельности обучающихся.

Базовая организационная модель внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность может осуществляться через:

-учебный план начального/основного общего образования (часть, формируемая участниками образовательного процесса): спецкурсы, школьные научные сообщества, учебно-исследовательская деятельность, проводимые в формах, отличных от урочной;

-внутришкольную систему дополнительного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

-образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта;

-организацию деятельности групп продленного дня;

-классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики);

-деятельность других педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, старшего вожатого);

-инновационную деятельность по разработке, апробации и внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.

Модель дополнительного образования реализуется посредством использования ресурсов внутришкольной системы дополнительного образования детей, а также использования возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей. С целью решения задач внеурочной деятельности обучающихся учреждения дополнительного образования могут планировать образовательный процесс под заказ образовательных учреждений. Следует отметить, что взаимодействие с образовательными учреждениями дополнительного образования детей должно строиться исходя из реализации основных направлений внеурочной деятельности, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.

Важно помнить, что внеурочная деятельность и дополнительное образование детей не тождественны по направлениям, целям и содержанию.

Внеурочная деятельность, как неоднократно отмечалось, направлена преимущественно на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального и основного общего

образования. Дополнительное образование детей имеет целью реализацию дополнительных образовательных программ по определенным направленностям (научно-техническое, художественное, физкультурно- спортивное, туристко-краеведческое, эколого-биологическое, военно- патриотическое и другие).

Достоинством модели дополнительного образования является обеспечение обучающимся с ограниченными возможностями здоровья условий для выхода за пределы специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения и интеграции их среду нормально развивающихся сверстников.

У данной модели организации внеурочной деятельности обучающихся имеют место определенные недостатки: учреждения дополнительного образования детей находятся вне реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, а также имеют свои лицензионные нормы приема детей и количество ставок педагогов дополнительного образования, в связи с чем такие учреждения не всегда могут заниматься организацией внеурочной деятельности.

Модель «школы полного дня». Реализация данной модели внеурочной деятельности осуществляется преимущественно воспитателями групп продленного дня и воспитателями групп специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и школ-интернатов.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 кружковая работа в группах продленного дня должна учитывать возрастные особенности обучающихся, обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями, и организована в соответствии с санитарно- эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей.

Наилучшим сочетанием видов деятельности обучающихся в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательного учреждения, если он предусмотрен основной образовательной программой), а после самоподготовки

– участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и другие мероприятия).

Следовательно, проведение занятий с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации программ курсов внеурочной деятельности целесообразно после самоподготовки.

Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятельности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотеку, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.

Оптимизационная модель предполагает включение в разработку и реализацию программ курсов внеурочной деятельности обучающихся учителей, учителей логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, социальных педагогов и других педагогических работников.

Достоинством данной модели является реализация принципа коррекционно-компенсирующей направленности внеурочной деятельности в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья за счет привлечения ресурсов учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов - психологов. При этом данным специалистам следует понимать различия между решением профессиональных задач в рамках выполнения должностных обязанностей и направленностью и содержанием программ курсов внеурочной деятельности.

Инновационно-образовательная модель внеурочной деятельности. Реализация данной модели осуществляется в процессе разработки и апробации инновационных программ курсов внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Эта модель реализуется на основе научно-методического сопровождения разработки содержания и методического инструментария программ курсов внеурочной деятельности со стороны специалистов муниципальных методических служб, учреждений дополнительного профессионального образования, учреждений высшего профессионального образования.

Проектирование модели внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья можно осуществлять с учетом вариантов, представленных выше.

Модель внеурочной деятельности следует детально представить в пояснительной записке основной образовательной программы. Целесообразно предложить модель организации внеурочной деятельности, основанную на методе проекта (организация проектной деятельности обучающихся).

Содержание проектной деятельности определяется в соответствии с основными направлениями развития личности (общекультурное, духовно- нравственное и др.). Содержание каждого проекта может обеспечивать реализацию всех направлений развития личности с выделением приоритетных среди них.

Каждый проект должен иметь свои целевые установки, формы организации деятельности детей, а также формы представления результатов проектной деятельности. Проекты могут быть реализованы последовательно или параллельно в течение учебного года. Сроки реализации проектов определяются в зависимости от их содержательного наполнения.

В проектную деятельность может быть включен класс, одновозрастная группа детей из числа обучающихся одной параллели классов, а также разновозрастная группа детей.

Приведем примеры проектов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование на ступени начального общего образования. Проект «Учусь учиться» интегрирует общеинтеллектуальное и духовно-нравственное развитие личности. Проект «Учусь сотрудничать» предполагает реализацию социального, общекультурного и духовно-нравственного направлений развития личности. Проект «Стану олимпийцем» – спортивно-оздоровительное и общекультурное направления развития личности.

Участие детей с ОВЗ во внеурочной деятельности положительно влияет на развитие и формирование универсальных учебных действий (УУД). Прежде всего, это касается таких УУД как коммуникативные и регулятивные. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий позволяет ребенку с ОВЗ развивать социальную компетентность, формировать продуктивные формы взаимодействия с социумом путем учета позиции других людей, партнера по общению или деятельности; умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, успешно интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с субъектами общения.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий обеспечивают ребенку с ОВЗ развитие произвольного поведения, направленного на организацию своей учебной деятельности.

Таким образом, внеурочная деятельность детей с ОВЗ должна быть направлена на развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей, формирование социальной компетенции, адаптацию в обществе.


 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности"Умники и умницы" 2 класс

Программа составлена на основе примерной прграммы  Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012....

Рабочая программа по внеурочной деятельности ""Умники и умницы" 1 класс по УМК "Школа России"

1. Пояснительная записка.2. календарно - тематическое планирование...

Рабочая программа по внеурочной деятельности ""Умники и умницы" 2 класс

1 Пояснительная записка2. Календарно -  тематическое планирование...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Умники и умницы" 1 класс

Представлена рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умники и умницы" 2 класс

      Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «УМНИКИ И УМНИЦЫ» для 3 класса

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе програ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы".1-4 класс.2017

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы".1-4 класс. (с учетом изменений ФГОС 2017)...