Программа по русскому языку "Великая сила слова"
рабочая программа по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Повышение уровня речевого развития является одной из важнейших педагогических прблем в современном начальном образовании.Её актуальность обусловлена исключительной ролью речи в жизни человека.речь это мощный канал интелектуального, духовного становления личности.Работа по развитию речи учащихся является обязательной частью программы по русскому языку, имеющая большое образовательное значение.Обучение по данной программе носит практический характер и основывается на организации активной речевой деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
velikaya_sila_slova_3_kl._mironova.docx | 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Нижнеспасский филиал
МБОУ Верхнеспасской сош
Программа по русскому языку
«Великая сила слова»
Учитель начальных классов
Миронова Е. В.
2016
Пояснительная записка
Русский язык в умелых руках и в опытных устах —
красив, певуч,
выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
Куприн А.И.
Повышение уровня речевого развития является одной из важнейших социально-педагогических проблем в современном начальном образовании. Ее актуальность обусловлена исключительной ролью речи в жизни человека. Речь, представляя собой, язык в действии, служит универсальным средством общения, границы и сферы которого постоянно расширяются; это мощный канал интеллектуального, духовного становления личности: это необходимое условие социальной активности каждого человека; речь выступает зеркалом общего культурного уровня того, кто ею пользуется.
Методические поиски последних лет привели к открытию эффективных путей и средств формирования у учащихся метапредметных и предметных коммуникативно-речевых умений, связанных с восприятием, анализом и созданием речевых высказываний. Работа по развитию речи учащихся традиционно рассматривается как обязательная часть программы по русскому языку, имеющая большое образовательное значение. В то же время в условиях развития начального образования возрастает необходимость введения отдельного курса развития речи.
Обучение по данной программе носит практический характер и основывается на организации активной речевой деятельности детей, их слушания и чтения, говорения и письма.
Программа построена так, что в течение занятия у детей сохранена высокая мотивация, дети чувствуют психологический комфорт. На занятиях кружка дети в игровой форме узнают об этиологии слов, некоторые исторические данные о словарях и происхождении букв. Ненавязчиво затрагиваются все разделы русского языка «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
Главными особенностями рабочей программы являются:
определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
Цель:
создание условий для становления личности младшего школьника, способного коммуникативно оправданно, полноценно и творчески воспринимать речь других людей и выражать собственные мысли и чувства в соответствии с речевой ситуацией.
Задачи:
- целенаправленное поэтапное формирование у младших школьников речевой деятельности во всех ее аспектах;
- создание условий для овладения детьми различными видами речевой деятельности и механизмами речи;
- формирование у младших школьников общеучебных умений, необходимых для работы с текстом; умений
анализировать речевую ситуацию, ориентироваться в ее условиях; - формирование умений устанавливать семантические и структурные отношения как в воспринимаемых, так и в создаваемых текстах;
- развитие способности самостоятельно (на интуитивном уровне и на уровне осознания) определять возможности различных языковых средств связной речи;
- воспитание эстетически развитого читателя и слушателя, способного к усвоению различных способов творческой интерпретации художественного текста;
- пробуждение интереса к словесному творчеству, воспитание ребенка как автора, способного к продуцированию собственных речевых высказываний, развитие его индивидуального творческого потенциала;
- воспитание у детей эмоционально-эстетической отзывчивости, духовно-нравственных ценностей в связи с развитием у них коммуникативно-речевых умений;
- развитие навыков учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных речевых задач;
- формирование навыков самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер.
Планируемые результаты:
личностные
- уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
- сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:
Регулятивные УДД:
- формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;
- формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
- овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
- соблюдать нормы этики и этикета;
- овладевать некоторыми способами редактирования текста.
Коммуникативные УДД:
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика, спикера);
- учиться аргументировать, доказывать;
- учиться вести дискуссию.
Предметными результатами изучения курса в третьем класса являются формирование следующих умений:
- обобщать группы слов по некоторому признаку, находить закономерность;
- сопоставлять тексты;
- описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
- приводить примеры предложений, различных по интонации и цели высказывания;
- приводить примеры отрицательных предложений;
- проводить сравнение между словарями: орфографическим, фразеологическим, толковым, этимологическим, синонимов;
- выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
- рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
Содержание программы
Данная программа строится на основе условно-концентрического принципа обучения и включает в себя повторяющиеся (но наполненные различным содержанием) на каждом этапе обучения блоки. Программа включает несколько основных разделов:
- Значение речи в жизни человека.
- Виды речевой деятельности.
- Речевое высказывание. Текст.
- Выразительность речи.
В третьем классе подготовительная работа с текстом ведется преимущественно коллективно. Учащиеся осваивают метод конструирования речевых высказываний различных типов и жанров, и, прежде всего, на основе различных моделей текста. Более активно осваивается такой вид речевой деятельности, как письмо, в том числе на основе предварительного слушания или чтения (реставрация текста, различные виды изложений).
Опыт творческой деятельности
- Создание детьми собственных образов с помощью слова, предложения, текста.
- Выражение собственного отношения к увиденному, услышанному, прочитанному.
- Самостоятельная подготовка к выразительному чтению художественного произведения (рассказа, сказки, басни).
- Отбор материала в соответствии с речевыми ситуациями и составление на их основе собственных речевых высказываний.
- Сочинение текстов различных видов, жанров, стилей на основе коллективной подготовительной работы.
Формы организации образовательного процесса:
урок- практикум
урок- исследование
урок- тест
урок-игра
урок-конкус
урок-творческая мастерская
Описание места предмета в учебном плане
В учебном плане на изучение программы «Великая сила слова» в 3 классе отводится 34 ч, 34 недели, 1 час в неделю.
Календарно-тематическое планирование (34 часа)
№ урока | Тема | Количество часов | Дата план. | Дата факт. |
1 | Текст. Тема и основная мысль текста. | 1 | 5.09 | |
2 | Заголовок | 1 | 12.09 | |
3 | Роль слова в тексте | 1 | 19.09 | |
4-5 | План текста | 2 | 26.09 3.10 | |
6-7 | Связность текста | 2 | 10.10 17.10 | |
8 | Творческий пересказ | 1 | 24.10 | |
9-10 | Повествование с элементами описания | 2 | 7.11 14.11 | |
11-12 | Составление диафильмов | 2 | 21.11 28.11 | |
13 | Изложение на основе картины | 1 | 5.12 | |
14-15 | Стили речи | 2 | 12.12 19.12 | |
16 | Описание времени года | 1 | 26.12 | |
17-18 | Рассуждение-объяснение | 2 | 16.01 23.01 | |
19 | Коллективное рассуждение на основе прочитанного | 1 | 30.01 | |
20-21 | Рассуждение-доказательство | 2 | 6.02 13.02 | |
22 | Редактирование текста | 1 | 20.02 | |
23 | Реставрация текста | 1 | 27.02 | |
24-25 | Диалог читателя с автором | 2 | 6.03 13.03 | |
26 | Сочинение стихотворений | 1 | 20.03 | |
27 | Стихотворения-переводы | 1 | 3.04 | |
28 | Сжатое изложение | 1 | 10.04 | |
29 | Сочинение по сюжетной картине | 1 | 17.04 | |
30 | Сочинение на основе прочитанного | 1 | 24.04 | |
31 | Изложение на основе прогнозирования текста | 1 | 15.05 | |
32 | Сочинение на основе рассказов других людей | 1 | 22.05 | |
33 | Способы создания юмористического произведения | 1 | 29.05 | |
34 | Урок речевых удовольствий | 1 | 29.05 |
Литература для учителя
1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2000г.
2. Вагапова, Д. X. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. - М.: Цитадель, 2001
3. Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. – М., Педагогика, 1989.
4. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.
5. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
6. Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1987г.
7. Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1998г.
8. Скворцов Л.И. Культура русской речи. – М., 1995.
9. Шанский Н.М. В мире слов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1985г.
10. Широкова А.О. Комплекс упражнений по речевому этикету/А.О.Широкова// Русский язык в школе. – 2004. - №6.
11. Шмелева Е.Как ваша фамилия? / Е.Широкова// - М., Учительская газета, 2008. - №47.
12. Шмелева Е.Что такое речевой этикет?/ Е.Широкова// - М., Учительская газета, 2008. - №46.
13. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. – М.: Просвещение, 1984.
Литература для обучающихся
1. Ахременкова Л. А. Тренинг по пунктуации (с ответами). — М.: Творческий центр, 2001.
2. Горшков, А. И. Русская словесность [Текст] / А. И. Горшков. - М: Дрофа, 2002.
3. Григорян Д. Т. Язык мой — друг мой. — М.:«Просвещение»,1976.
4. Иконникова С. Диалоги о культуре. — М., 1977.4.
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М., 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волшебная сила слов и поступков. Рассказы В.А.Осеевой (обобщающий урок литературного чтения по теме проекта: «Волшебная сила слов и поступков») 4 класс
Подготовка.1. Определяются следующие этапы работы:– мотивационный (учитель заявляет общий замысел, ученики обсуждают его, предлагают собственные идеи);– планирующий – подготовительный (определяе...
Программа дополнительного образования по развитию речи "Великая сила слова"
Повышение уровня речевого развития является одной из важнейших социально-педагогических проблем в свременном начальном образовании....
Рабочая учебная программа по литературному чтению с модулем "Волшебная сила слов" для 4 класса 102 часа УМК "Перспектива"
Программа составлена по учебникку Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Бойкиной М.В....
Методическая разработка рабочей программы по развитию речи "Сила слова"
Развитая речь является условием повышения общей культуры ребёнка, условием для его умственного и эстетического развития, ключом к налаживанию контактов и общению. Чистая и связная речь - показатель ус...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебная сила слов".
Данный курс как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности,...
Рабочая программа внеурочной деятельности по риторике «Волшебная сила слов» (1-4 классы)
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК «Перспектива» (авторы Л.Ф.Климан...
Рабочая программа Волшебная сила слов 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебная сила слов" 1 класс...