Сочинение по картине В. М. Васнецова "Иван-царевич на Сером Волке"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Колесова Людмила Владимировна

Задачи урока:

- расширение знаний учащихся о сочинении-описании в художественном стиле речи;

- развитие коммуникативно-речевых умений: умения понимать тему и основную мысль произведения изобразительного искусства, сопоставлять заголовок с темой и основной мыслью, сравнивать заголовки картины и сказки, составлять речевое высказывание на основе заданной модели текста-описания, отбирать соответствующие языковые средства, использовать изобразительные средства языка для создания образов героев картины (эпитеты, сравнения, метафоры и т.д.), выражать свои чувства от восприятия картины, диалога с художником;

- обучение написанию сочинения по картине на примере картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке».

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

3 класс

сочинение

по картине В.М.Васнецова

Русский язык

3 класс

сочинение по картине В.В. Васнецова "Иван-царевич на Сером Волке"

I этап. Подготовка учителя.

Картина В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» написана на сказочный сюжет. Художник выбрал один из самых драматических эпизодов повествования: Иван-царевич и Елена Прекрасная мчатся на Сером Волке через лесные дебри. Опасность грозит героям отовсюду: погоня осталась позади (но не догоняют ли?), впереди – неизвестность (что она таит?), под ногами – болото, над головой нависают ветви старых деревьев. Формат, композиция, цветовое и световое решение картины соответствуют теме и основной мысли (замыслу) картины.

Формат картины прямоугольный, вытянутый по вертикали, что усиливает ощущение тревоги: опасность может поджидать с любой стороны, но мы её не можем увидеть. Формат подчёркивает  также устремлённость в высоту заросших мхом деревьев, настолько старых и мощных, что вершины их рассмотреть невозможно.

Линия горизонта, находящаяся на уровне глаз зрителя, создаёт впечатление определённой причастности к событиям.

Композиция картины также способствует выражению основной мысли. На первом плане расположены главные герои картины, образующие композиционный центр. Светлые, тёплые, яркие цвета их одежды, лиц, плавные линии тел, заключённые как бы в овал, контрастируют с тёмным, мрачным фоном леса, суровость, жёсткость которого подчёркивается почти геометрически правильными вертикальными стволами деревьев.

Освещение также помогает выделить фигуры главных персонажей. Свет солнца, пробивающийся сквозь клочья тумана, падает сверху. И в то же время от какого-то неизвестного источника света, находящегося впереди, рождаются отблески на одежде Елены Прекрасной. Свет – отовсюду, со всех сторон, хотя у зрителя преобладает ощущение сумрака и сумерек.

Что касается цвета, то герои со всех сторон как бы ограничены красным цветом: красная шапка Ивана-царевича и красные ножны его меча, его красные сапоги, алый язык волка. Красный цвет – сигнал опасности, которая поджидает везде: сзади, впереди, сверху, снизу.

II этап. Подготовка учащихся.

Проведение выборочного диктанта по тексту «Детство художника» с заданием выписать в два столбика имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что?, определить их число.

Детство художника.

Детские годы Виктора Михайловича Васнецова и его брата Аполлинария прошли в небольшом вятском селе Рябово. Их отец был там священником. Он знакомил детей с науками, помогал видеть красоту окружающего мира, учил рисовать и петь. Он читал детям рассказы о русских святых, о могучих богатырях, сказки.

У Васнецовых был большой светлый дом. Перед домом находился колодец с чистой студёной водой, рос огромный вяз, который посадил отец.

За домом было место, где играли братья Васнецовы и их друзья. Там Виктор и Аполлинарий вылепили из глины большой игрушечный дом. Рядом пристроили крестьянский посёлок. Здесь были мельница и пекарня, где выпекали глиняные калачи. Телегами при игре служили лапти.

Во время осеннего праздника площадь перед церковью превращалась в весёлую ярмарку. Сюда везли расписные конские дуги, узорчатые прялки, разукрашенные сундуки, дымковские игрушки. Но Вите больше всего нравилась лавочка, где продавались иконы и книги.

Васнецов считал, что его детство было частицей детства его народа. Это помогало ему верить в добро и создавать прекрасные картины, где сказка и быль сливались воедино.

III этап. Урок обучающего сочинения по картине.

Задачи урока:

- расширение знаний учащихся о сочинении-описании в художественном стиле речи;

- развитие коммуникативно-речевых умений: умения понимать тему и основную мысль произведения изобразительного искусства, сопоставлять заголовок с темой и основной мыслью, сравнивать заголовки картины и сказки, составлять речевое высказывание на основе заданной модели текста-описания, отбирать соответствующие языковые средства, использовать изобразительные средства языка для создания образов героев картины (эпитеты, сравнения, метафоры и т.д.), выражать свои чувства от восприятия картины, диалога с художником;

- обучение написанию сочинения по картине на примере картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке».

Оборудование:

  1. Репродукция картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке».
  2. Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк».
  3. Карточки со словами, передающими чувства (из словаря настроений): радость, восторг, восхищение, удовольствие, любование; грусть, печаль, тоска, жалость, уныние, обида; спокойствие, умиротворение, равнодушие, нежность, уверенность; злость, зависть, ярость, гнев; удивление, изумление и др.
  4. Карточки со словами, называющими черты характера: мужество, смелость, храбрость, отвага, бесстрашие, доброта, доброжелательность, доверие, покорность судьбе, целеустремлённость и др.
  5. Портрет В.М.Васнецова, например работы М.В.Нестерова, или автопортрет художника.

 

Ход урока

  1. Введение в речевую ситуацию. Постановка темы, задач урока.

- Сегодня мы попадём в мир сказки. Послушайте отрывок из русской народной сказки и попробуйте проиллюстрировать его с помощью движений рук.

Иллюстрирование сказки с помощью движения рук может сопровождаться музыкальным фрагментом «Битва с мышами» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик». Дети выполняют движения вместе с учителем.

«Слушай меня, Иван-царевич, запоминай:

  1. полезай за стену, не бойся – час удачный, все сторожа спят.
  2. Увидишь в тереме окошко, на окошке стоит золотая клетка.
  3. А в клетке сидит Жар-птица, золотые зёрнышки клюёт.
  4. Хвост то раскроет, то закроет, то раскроет, то закроет.
  5. Ты птицу возьми, за пазуху положи, да смотри клетки не трогай!»

Движения рук:

  1. указательный и средний палец правой руки взбираются по «лесенке» - раздвинутым пальцам левой руки.
  2. Пальцы правой и левой рук переплетаются, изображая крышу терема. Большие пальцы образуют окошко.
  3. С помощью указательного пальца правой руки и раскрытой левой ладони показывается, как Жар-птица клюёт зёрна.
  4. С помощью правой руки изображается хвост Жар-птицы: пальцы то соединяются, то разъединяются.
  5. Руки крепко сжаты, как бы оберегают птицу.

- Кто вспомнит, из какой сказки эти слова? (Из русской народной сказки «Иван-царевич и Серый Волк»).

Название сказки записывается на доске. Учащиеся вспоминают основных героев этой сказки. Их имена также могут быть записаны на доске.

- Сюжеты русских народных сказок привлекали многих художников, но особенно много внимания уделял им в своём творчестве Виктор Михайлович Васнецов. По мотивам русских народных сказок и былин В.М.Васнецов создаёт такие картины, как «Алёнушка», «Ковёр-самолёт», «Богатыри», «Витязь на распутье», «Три царевны подземного царства», «Иван-царевич на Сером Волке». Сегодня мы познакомимся поближе с его картиной «Иван-царевич на Сером Волке» и будем учиться писать сочинение по этой картине.

2. Подготовка учащихся к восприятию картины.

Беседа о В.М.Васнецове. Рассказ учителя дополняются теми сведениями, которые собрали учащиеся, и сопровождается показом одного из портретов художника или его автопортрета.

3. Сравнение темы и основной мысли сказки и картины.

- Обратите внимание на названия сказки и картины. (Они записываются на доске друг под другом.)

Сказка – «Иван-царевич и серый волк».

Картина – «Иван-царевич на Сером Волке».

Чем отличаются названия картины и сказки? Почему слова «Серый Волк» в названии картины написаны с заглавных букв? Каково отношение художника к этому персонажу? Почему в названии картины использован не союз и, как бы соединяющий героев, а предлог на? (Объяснение может быть, например, таким: Серый Волк для художника не менее важный герой, чем Иван-царевич; предлог указывает на то, что в картине отражён только один эпизод сказки).

Учитель предлагает детям сравнить эпизод из сказки, соответствующий картине, и саму картину.

В проведении этого этапа урока возможно несколько вариантов.

Первый вариант. Учащиеся самостоятельно находят соответствующий отрывок в тексте сказки. В данном случае задание даётся  заранее как домашнее.

Второй вариант. Учитель зачитывает вслух три отрывка, из которых учащиеся должны выбрать один, тот, который более всего соотносится с картиной.

  1. Сел Иван-царевич на волка верхом, серый волк и поскакал – синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает.
  2. Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой – синие леса мимо глаз пропускает, реки, озёра хвостом заметает.
  3. Иван-царевич вернулся пешим в лес, посадил Елену Прекрасную на златогривого коня, взял золотую клетку с Жар-птицей и поехал путём-дорогой в родную сторону.

 После этого учитель обращает внимание детей на глаголы движения в этих отрывках (поскакал, помчался, поехал) и просит определить, какое из слов передаёт самое быстрое движение. Второй отрывок  прочитывается ещё раз, в более полном варианте, выделяется слово, передающее основное настроение фрагмента:

«Иван-царевич идёт путём-дорогой, вдруг настигает его серый волк, на нём сидит Елена Прекрасная. Обрадовался Иван-царевич, а серый волк ему:

- Садись на меня скорей, как бы за нами погони не было.

Помчался серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой – синие леса мимо глаз пропускает, реки, озёра хвостом заметает».

Третий вариант. Учащиеся получают на каждую парту или группу заранее заготовленные листочки с тремя отрывками из сказки. Каждый листок имеет своё цветовое обозначение (кружок или квадратик разных цветов в углу листа). Детям предлагается из трёх фрагментов выбрать один, наиболее соответствующий картине. Учащиеся поднимают листок с выбранным текстом. По цветовому обозначению учитель может сразу оценить правильность ответов детей. Затем нужный отрывок зачитывается кем-либо из детей, идёт соответствующий анализ.

4. Рассматривание картины.        

Рассматривание картины после её сравнения со сказкой помогает учащимся понять, какие основные средства выразительности используются в живописи и в литературе для создания сходных образов, для выражения определённого настроения и основной мысли.

5. Беседа по картине. Комплексный анализ картины под руководством учителя.

Вопросы учителя к учащимся:

- Каково общее впечатление от картины?

- Какие чувства она вызывает? Для ответа можете использовать словарь настроений.

- Какова основная мысль картины? Вспомните слово, которое мы выделили во втором отрывке. Посмотрите на картину. Совпадает ли основная мысль картины и отрывка из сказки?

- Какие особенности живописного полотна позволяют вам это утверждать? (Картина расположена  вертикально, что рождает ощущение опасности: впереди и позади – неизвестность, возможно, погоня. Лицо Ивана-царевича выражает тревогу и в то же время отвагу, он оглядывается назад, готовый встретить любых преследователей. Серый Волк быстро мчится вперёд, при этом скорость движения подчёркивается сильным взмахом передних лап, направлением движения справа налево, как бы навстречу нашему взгляду, устремлённость взгляда вперёд, высунутым от быстрого движения языком.. Все герои заключены как бы в красный, неправильной формы четырёхугольник: красная шапка Ивана-царевича, красные ножны, красные сапоги, красный язык Волка. Красный цвет тоже становится средством, позволяющем выразить тревогу, ощущение опасности.)

- Что является центром картины? С помощью каких средств художник направляет наше внимание на центр картины – Ивана-царевича и Елену Прекрасную, мчащихся через лес на Сером Волке? Какую роль играют здесь композиции картины, освещение и краски?

- Сравните центр картины и фон. Как художник передаёт контраст между ними? (Тёплые, яркие цвета одежды Ивана-царевича и Елены Прекрасной – и тёмные, мрачные деревья, лишённые листвы; фигуры главных персонажей, как бы заключённые в круг, и прямые, вертикально вытянутые линии фона; центральные фигуры, как бы освещённые со всех сторон, и потонувшие в сумерках лесные дебри и т.д.)

- Какие детали картины помогают нам понять, что герои находятся не в реальном, а в волшебном лесу? (Непонятно, откуда в этом лесу падает свет; неясно, какое это время дня и года; здесь одновременно цветут две переплетённые яблоньки, являющиеся как бы лирическим повтором образом главных героев, и лилии, в то время как на вековых деревьях не видно ни одного зелёного листочка, и т.д.)

- Как Васнецов изображает Серого Волка? Что отличает его от реального зверя и делает волшебным помощником героя? (Лапы Волка не касаются земли – он как бы летит над болотом; глаза его похожи не на волчьи, а на человеческие; только этот персонаж картины смотрит вперёд и в то же время на зрителей и может увидеть то, что ждёт героев.)

6. Выявление основных микротем картины.

Для работы на данном этапе учащиеся используют записи, сделанные в «корреспондентском блокноте». Наблюдения, сделанные детьми, обобщаются на основе таблицы, состоящей из трёх частей и написанной на доске.

        Кто? Что?        Какой?        Что делает?

Иван-царевич        смелый            сидит верхом на Сером Волке

                храбрый        Крепко держит Елену Прекрасную

                красивый        с тревогой глядит назад

При работе над данной картиной могут быть выделены следующие микротемы: основные персонажи (Иван-царевич, Елена Прекрасная, Серый Волк); цветущие яблоньки как лирический повтор образов главных героев; лес; болото и др.

7.Составление плана сочинения. (Коллективного или индивидуального – это зависит от уровня развития учащихся класса и умения писать сочинения-описания по картине.)

Структура текста-описания может быть предъявлена детям в виде графической или словесной модели. На её основе составляется план сочинения.

План должен включать, как минимум, три основные части: вступление, где указывается предмет описания, имеется указание на автора и название картины; описание самой картины по выделенным микротемам; заключительную часть, содержащую оценку картины, её общее настроение, основную идею.

Примерный план может быть таким:

а) Художник-сказочник.

б) Главные герои картины, их облик, мысли и чувства.

в) Тайны волшебного леса.

г) Чувства, навеянные картиной.

8. Коллективное устное составление речевого высказывания по отдельным частям плана.

Здесь внимание обращается на то, как можно начать, закончить сочинение, как связать между собой отдельные части. На доске могут быть записаны варианты начала и концовки. Например, варианты начала: «Перед нами картина известного русского художника…», «На картине В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» изображены…», «Знаменитый русский художник В.М.Васнецов в основу многих своих картин взял сюжеты русских народных сказок», «Одной из любимых моих картин является произведение (полотно) В.М.Васнецова…» и др.

9. Орфографическая подготовка.

Особое внимание тут уделяется написанию тех слов, которые включены в таблицу и взяты из «корреспондентских блокнотов» детей.

10. Уточнение требований к основному типу текста (описанию), стилю речи (художественному), отбору языковых средств.

11. Самостоятельная письменная работа. Написание сочинения детьми сначала на черновике, затем, после его проверки учителем, - на чистовике.

В зависимости от речевой подготовки класса учитель может предложить и такой вид работы: написать сочинение от имени героя картины (от имени Ивана-царевича, Серого Волка, Елены Прекрасной). Поскольку это творческое задание рассчитано на самостоятельное решение темы, учитель плана сочинения не предлагает. Учащиеся имеют право выбора: создавать описание картины или писать сочинение от имени одного из героев.

IV этап. Работа над редактированием текста.

Основные этапы:

  1. Оценка учителем результатов работы класса в целом.
  2. Зачитывание учителем отдельных удачных и неудачных сочинений, предложений, абзацев (без указания на автора), их анализ.
  3. Зачитывание удачных сочинений или отрывков самими детьми. («Найди самое удачное место в своём сочинении (или в сочинении соседа) и прочитай его. Попробуй объяснить, почему оно показалось тебе самым удачным».)
  4. Работа над ошибками (групповая и индивидуальная).

Пример сочинения от имени Серого Волка.

Я сильный, умный, я волшебный волк. Я мчусь над землёй и болотом, синие леса мимо глаз пропускаю, озёра хвостом заметаю. У меня быстрые ноги, широкий лоб и чуткие уши, а глаза, похожие на человеческие, видят любую даль и освещают любую тьму.

Я легко несу свою ношу – Ивана-царевича и Елену Прекрасную. Выручу их из беды. Убегу от погони. Я смотрю только вперёд, но вижу и то, что сзади.

Я не просто волк, я волшебный Серый Волк. Я спасу, помогу, уберегу от беды.

                        

                        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» Учитель начальных классов СОШ №7 г.Анапа Колесова Л.В.

Слайд 2

Из какой сказки эти слова? Слушай меня, Иван-царевич, не бойся – час удачный, все сторожа спят. Увидишь в тереме окошко, на окошке стоит золотая клетка. А в клетке сидит Жар-птица, золотые зёрнышки клюёт. Хвост то раскроет, то закроет, то раскроет, то закроет. Ты птицу возьми, за пазуху положи, да смотри, клетки не трогай!

Слайд 3

Сюжеты русских народных сказок привлекали многих художников, то особенно много внимания уделял им в своём творчестве Виктор Михайлович Васнецов.

Слайд 4

По мотивам русских народных сказок и былин В.М.Васнецов создаёт картины Богатыри Витязь на распутье

Слайд 5

Три царевны подземного царства Баян

Слайд 6

А как называются эти картины?

Слайд 7

Чем отличаются названия сказки и картины? Сказка – «Иван-царевич и серый волк». Картина – «Иван-царевич на Сером Волке».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-повествование по картине В.М. Васнецова "Иван-Царевич на Сером волке"

Искусство в жизни человека играет большую роль. Оно учит видеть и познавать  окружающую действительность, вносит подлинную красоту в нашу жизнь. Именно поэтому сочинения по картинам занимают видн...

Урок развития речи. Сочинение по картине В.М.Васнецова "Иван-царевич на сером волке"

Урок развития речи. Сочинение по картине В.М.Васнецова "Иван-царевич на сером волке"...

Урок развития речи. Сочинение по картине В. М. Васнецова " Иван Царевич на Сером волке"

Презентация к уроку русского языка в 4 классе в программе SMART Notebook...

4 класс Литературное чтение (учебник В.Ю. Свиридовой ) Сочинение по картине М.В.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» Технологическая карта урока

Урок позволяет ознакомить с жизнью и творчеством М.В.Васнецова, учить «читать» картину, воспитывать интерес и уважение к культуре своего народа, развивать умение составлять текст на заданн...

Презентация к уроку литературного чтения "Сочинение по картине М.В. Васнецова "Иван-царевич на Сером волке"

Этот материал содержит 14 слайдов. Красочные слайды и иллюстрации помогут Вам в проведении урока...

Сочинение по картине В.М. Васнецова "Иван Царевич на Сером волке". Презентация

Сочинение по картине Виктора Михайловича Васнецова "Иван Царевич  на Сером волке"...

Технологическая карта урока русского языка "Сочинение по картине В.М. Васнецова "Иван Царевич на Сером Волке" ( 4 класс) , УМК "Школа России"

Цель урока: формирование умений у обучающихся написать сочинение- описание по картине.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с творчеством В.М. Васнецова.2.Учить обучающихся писать сочи...