открытый урок в 4 классе « Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода единственного числа в родительном, дательном, творительном, предложном падежах»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Асеева Евгения Ивановна

« Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода единственного числа в родительном, дательном, творительном, предложном падежах»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_rya_2013.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «»Поныровская средняя общеобразовательная школа»

Поныровского района Курской области

ОТКРЫТЫЙ УРОК

в 4 Б классе

по предмету «Русский язык»

на тему

« Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода единственного числа

в родительном, дательном, творительном, предложном падежах»

Учитель начальных классов:

Асеева Е. И.

Поныри 2013 год

20. 02. 2013г.

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода единственного числа

в Р.п., Д.п., Т.п., П.п.

Цель урока: Вывести правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имен прилагательных женского рода единственного числа в Р.п., Д.п., Т.п., П.п.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания о написании безударных падежных окончаний имён прилагательных женского, мужского и среднего родов, развивать умение проверять написание, устанавливать связь слов в предложении, правильно ставить вопрос и распознавать падеж.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, творческое мышление, воображение, речь обучающихся.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, умение работать в группах, любовь и интерес к предмету.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся.

  1. Введение в урок. 

Слайд 1

- Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

- Ребята, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и нашим гостям, подарите всем хорошее настроение.

- Тихо садитесь на места.

- Наш урок сегодня пройдет под девизом:

 Думать – интенсивно!

Работать – оперативно!

Если спорить – доказательно!

Всем - обязательно!

- Послушайте и ответьте, какая часть речи о себе рассказала:

«У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука!

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни вкуса.

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить!»

- Совершенно верно.

Обучающиеся готовятся к уроку, настраиваются.

- Имя прилагательное

  1. Проверка домашнего задания.

- Наш урок мы начнем с проверки домашнего задания.

- Прочитайте, какие предложения у вас получились?

- Какие имена прилагательные в твоем предложении ты считаешь  образными, красивыми, выразительными?

- В каком падеже стоят прилагательные? Какие окончания имеют?

2 человека.

1 человек отвечает на вопросы учителя.

Называет падеж и окончания.

  1. Введение в тему.

Слайд2.

Отчет групп у доски.

Работа с учебником.

- Как вы думаете, могут ли быть у имен прилагательных женского рода другие окончания?

- Вот это мы сейчас и проверим. Я предлагаю вам выполнить небольшую творческую работу.

- Вы объединитесь в группы по 4 человека. Я дам первое предложение, по которому вы должны будете составить повествовательный рассказ, используя в нем как можно больше прилагательных.

- После того, как сочинение будет написано, вам нужно будет выделить окончания имен прилагательных женского рода и указать падеж. Так же вам нужно выбрать 2 человек, которые будут отчитываться у доски.

- Как только задание будет выполнено, вся группа должна поднять руки, скрепив их.

«По улице скакала смешная маленькая обезьянка…»

2 ученика у доски от первой группы: 1 читает составленный текст, называет прилагательные. 2 в это время записывает падеж прилагательного и его окончание.

- Какие падежи у нас получились?

- Какую особенность вы заметили?

- А вопрос?        

- Можно ли по вопросу и окончаниям определить падеж прилагательного?

- Как же тогда определить падеж прилагательного, если по вопросу нельзя, по окончания нельзя?

- Правильно.

- Откройте учебники на с. 33.

- Рассмотрим схему в упр. 67.

- В правом столбике перед вами словосочетания.

- Какую особенность вы заметили?

- А что нам поможет определить падеж прилагательного?

- Определите падеж и окончания прилагательных в первой строчке (во второй, в третьей, в четвертой)

- Да.

Дети делятся на группы по 4 человека.

Составляют сочинение, работая в группах

Отчитываются у доски.

- Р.п., Д.п., Т.п., П.п

- Во всех падежах окончания одинаковые.

- Одинаковый.

-Нет.

- По падежу имени существительного, с которым связано прилагательное.

Рассматривают схему в учебнике.

- Прилагательные, вопрос и окончания одинаковые.

- Падеж имен существительных.

Р.п.- ой, -ей; (Д.п. .- ой, -ей, Т.п. .- ой, -ей, П.п.- ой, -ей.)

  1. Физкульт

минутка.

- Хорошо.

- А сейчас мы с вами немного отдохнем и проведем физкультминутку.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на левой ножке,

И по этой же дорожке

Скачем мы на правой ножке. По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

Стоп. Немного отдохнем

И домой пешком пойдем.

Выполняют движения вместе с учителем, проговаривают стишок вслух.

Слайд 3.

- В продолжении нашей работы мы закрепим новую тему.

- Посмотрите на экран.

- Прочитайте. Как нужно действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в окончании имен прилагательных?

Около чист[ОЙ] комнаты

Читал о смел[ОЙ] девочке

Пришел к больн[ОЙ] бабушке

С тяжел[ОЙ] сумкой.

- По составленному алгоритму назовем пропущенные окончания имен прилагательных.

Составление алгоритма:

  1. Найти словосочетание сущ.+прилагат.
  2. Поставить вопрос от существительного к прилагательному.
  3. Выделить окончание в слове – вопросе.
  4. Написать соответствующее окончание в прилагательном.

- Молодцы, отлично справились  с заданием.

- Вы уже знаете падежные окончания имен прилагательных м.р. и ср.р., сегодня мы познакомились с падежными окончаниями прилагательных женского рода.

- На экране задание, которое мы с вами выполним устно.

- Зимушка-зима никак не хочет с нами прощаться. Она забрала из текста слова, которые помогают делать нашу речь более яркой и выразительной и оставила вместо них снежинки

- Какую часть речи забрала зима?

- С какой частью речи связано по смыслу имя прилагательное в предложении?

- В чем будут согласованы имена прилагательные с существительными в предложении?

- Вставьте пропущенные прилагательные, назовите их окончания и падеж.

УСТНО.

        утром я вышел из лесной избушки. Вокруг сверкал       иней. В своем        уборе каждое дерево резко выделялось на фоне       зари. Иней звездочками сверкал в

 тишине. От этого вида       природы я не мог оторвать взгляд. На       скатерти были видны следы.

- Имя прилагательное.

- Имя прилагательное в предложении связаны по смыслу с именем существительным.

- Имена прилагательные с существительными в предложении будут согласованы в падежах.

Вставляют пропущенные прилагательные, определяют падеж, называют окончания.

Т.п. – им.

И.п. – ый.

П.п. – ом/- ем

Р.п. – ой.

П.п. – ой.

Р.п. – ей/ - ой

П.п. – ой.

- Что на сегодняшнем уроке вы усвоили для себя?

- Какие задания вызвали у вас наибольший интерес?

- Сегодня на уроке мы одновременно поговорили и о зимней природе. О её красоте нам помогли рассказать наши друзья – имена прилагательные.

- Послушаем стихотворение, которое подготовила нам Лепина Аня.

- Что в Р.п., Д.п., Т.п., П.п. окончания у прилагательных женского рода одинаковые.

Ответы детей.

- Очень занимательное имя прилагательное

Трудно будет без него, если пропадет оно.

Не скажем мы «прекрасное»,

Не скажем «безобразное»,

Не скажем маме «милая»,

«красивая», «любимая».

Но чтобы все отлично стало, разных признаков немало

Всюду будем замечать, к месту в речи их вставлять.

- Откройте дневники, запишите домашнее задание.

В учебнике на стр. 34 упр. 70.

- Вам нужно будет ставить данные в скобках словосочетания в нужном падеже. В прилагательных выделить окончания, указать падеж.

Выставляем отметки отвечавшим за работу.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Очень занимательное имя прилагательное

Трудно будет без него, если пропадет оно.

Не скажем мы «прекрасное»,

Не скажем «безобразное»,

Не скажем маме «милая»,

«красивая», «любимая».

Но чтобы все отлично стало, разных признаков немало

Всюду будем замечать, к месту в речи их вставлять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода

Представленный урок проводится при изучении темы « Имя прилагательное» и является для учащихся 4 класса новым в системе уроков «Склонение прилагательных и правописание и...

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода.

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику  Т.Г. Рамзаевой....

Открытый урок по русскому языку. Обобщающий урок по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имени прилагательного».

Закрепление умения писать слова с изученной орфограммой  (правописание безударных падежных окончаний имени прилагательного), графически объяснять выбор написания....

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода

Урок русского языка в 4 классе«правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода»...

Урок русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в форме единственного числа"

Урок русского языка для учащихся 3 класса по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в форме единственного числа" составлен и разработам в соответствии с требо...