Сборник занимательных упражнений по словарно – орфографической работе
учебно-методическое пособие по русскому языку на тему

Лиске Елена Геннадьевна

Сборник содержит занимательные задания для организации словарно- орфографической работы в начальных классах на уроках русского языка. Рекомендован для работы учителям начальных классов, учащимся, родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КГУ «Пресногорьковская средняя школа»

Сборник занимательных упражнений

по словарно – орфографической работе

Составитель: Лиске Е.Г.

2015г.

Пояснительная записка

В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой учащиеся усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса. Первоначальное знакомство с такими словами начинается уже в 1 классе. Обязательный список словарных слов должен соответствовать содержанию учебного материала и основным требованиям к знаниям учащихся к концу каждого учебного года.

В процессе словарно-орфографической работы учащиеся усваивают слова с непроверяемыми написаниями. Навык написания трудных слов во многом зависит и от активного словаря учащегося. Чем богаче словарь, тем выше уровень орфографической грамотности.

Все трудные слова, изучаемые в начальной школе, можно разделить по тематическим группам: «Животные», «Школа», «Растения», «Профессии», «Инструменты» и др. Словарные слова пишутся крупным шрифтом на карточках, орфограммы выделяются красным цветом. На слова, которые включались в творческие работы, заводятся особые листы-справочники, в них записывается языковой материал. Материал помогают собирать сами учащиеся. Он  используется на уроках грамоты, русского языка,  развития речи,  включается в  разнообразные виды упражнений с целью закрепления навыка грамотного написания трудных слов.



1. Прочитайте и запишите рассказ.
Утром бабушка пошла в ..в..щной м..г..зин. Домой она принесла м..рко..ь, ..гурец, п..м..дор, к..ртоф..ль, к..пусту. Вечером бабушка сварила б..бовый суп.
 Подчеркните орфограммы в словарных словах.

2. Впишите слова в кроссворд. Прочитайте выделенное слово.

http://metod.zanya.ru/tw_files2/urls_28/2031/d-2030170/2030170_html_m28a669a6.png

3. Подберите словарные слова, количество букв которых соответствует количеству клеток.

http://metod.zanya.ru/tw_files2/urls_28/2031/d-2030170/2030170_html_m517f0cf0.png

4. В кроссворд впишите отгадки.

З а г а д к а.
1. Мчит позёмка под горой – месяц движется второй.(Февраль.)

2. Четвертый месяц как шагнет, так с треском лопается лед.(Апрель.)


http://metod.zanya.ru/tw_files2/urls_28/2031/d-2030170/2030170_html_7a4beec4.png


5. Подберите нужное слово и запишите его по горизонтали. Прочитайте слово в выделенных клетках.

http://metod.zanya.ru/tw_files2/urls_28/2031/d-2030170/2030170_html_3798070f.png
В о п р о с ы:
1. Игры на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу. (Хоккей.) 2. Дорога с рядами деревьев по сторонам. (Аллея.) 3. Место, где продают билеты. (Касса.)4. Человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или другом виде транспорта. (Пассажир.) 5. Дорога, покрытая асфальтом. (Шоссе.)
К л ю ч е в о е с л о в о: класс.

6. Работа по перфокартам.

Учащиеся накладывают на чистый лист бумаги перфокарту и вписывают пропущенные буквы.


http://metod.zanya.ru/tw_files2/urls_28/2031/d-2030170/2030170_html_76437e.png


http://metod.zanya.ru/tw_files2/urls_28/2031/d-2030170/2030170_html_24e801c8.png

7. Это кресс-кроссворд. Найдите и аккуратно подчеркните карандашом 10 словарных слов.


п


о


м


и


д


о


о


р


о


о


м


о


р


к


о


в


ь


г


м


а


г


о


р


о


о


д


у


и


л


о


о


в


а


щ


и


р


д


ь


р


е


б


я


т


а


е


о


ч


о


к


л


а


с


с


ц


р


и


д


е


в


о


ч


к


а


в


к


а


ф


м


и


л


и


я


 выпишите найденные слова в алфавитном порядке. Подчеркните буквы, написание которых надо запомнить.
О т в е т: помидор, морковь, огурец, мальчик, огород, ребята, класс, девочка, овощ, фамилия.

8. Заполните пустые клетки буквами, чтобы получились словарные слова.





ь










ь









ь

 Напишите слова. Какими буквами обозначена мягкость этих согласных на письме?

9. Заполните клетки словами из словаря.

http://metod.zanya.ru/tw_files2/urls_28/2031/d-2030170/2030170_html_m3155795c.png
З н а ч е н и я с л о в:
1. Инструмент для труда. (Молоток.) 2. Участок земли под овощами. (Огород.) 3. Путь. (Дорога.) 4. Огородные плоды и зелень. (Овощи.) 5. Птица. (Ворона, сорока.) 6. Домашнее животное. (Корова.) 7. Огородное растение. (Горох.)

 10. В клетки по горизонтали впишите отгадки.
http://metod.zanya.ru/tw_files2/urls_28/2031/d-2030170/2030170_html_m4a686a82.png


В о п р о с ы:
1. На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки. (Земляника.)
2. Кафтан на мне зеленый,
А сердце, как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
На вид – похож на мяч. (Арбуз.)
3. Красненькая матрешка,
Беленькое сердечко. (Малина.)
4. В колыбельке подвесной
Летом житель спит лесной.
Осень пестрая придет – 
На зубок он попадет. (Орех.)
5. Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдешь.
Ярко-синенький, пушистый, 
Только жаль, что не душистый.
(Василек.)
6. Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи. (Ромашка.)

11. Кроссворд «Десять птиц».

Вспомните десять птиц, в названиях которых по две буквы «о», а в одном из них даже три «о».

http://metod.zanya.ru/tw_files2/urls_28/2031/d-2030170/2030170_html_m720104d6.png

 12. Кроссворд «Идем за грибами».
1. Он в осиннике родился.
Как в траве ни притаился,
Все равно его найдем:

Шляпка красная на нем.
(Подосиновик.)
2. Он выглянул несмело
Из кучки моховой,
Щепотку клюквы спелой 
Поднял над головой. (Моховик.)
3. Лета первая примета:
Под березой, в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке.
(Подберезовик.)
4. Нет грибов дружней, чем эти, –
Знают взрослые и дети,
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята.)
5. Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички –
Золотистые … (лисички).



 13. Заполните чайнворд.

http://metod.zanya.ru/tw_files2/urls_28/2031/d-2030170/2030170_html_597a5829.png
 Какое слово спряталось в чайнворде? Выполните его звукобуквенный разбор.

 14. Кроссворд «Цветик-семицветик».

http://metod.zanya.ru/tw_files2/urls_28/2031/d-2030170/2030170_html_m59199649.png

В о п р о с ы:

1. Город-герой, столица России. (Москва.) 2. Два братца в воду глядятся – век не сойдутся. (Берега.) 3. На пруду каток хороший, лёд сверкает, как...(Стекло.) 4. Тот, кто учится в школе. (Ученик.) 5. Побежал он на перрон, влез в отцепленный ... (вагон). 6. Домашнее животное семейства псовых. (Собака.)7. При ясном солнышке и (...) краснеет. (Ягода.)

15. Игра «Спрятанные слова».
 Впишите в пустые клетки слова из словаря.
В о п р о с ы:
1. Родитель.

2. Домашнее животное.
3. Жилое помещение в доме.
4. Приветствие при встрече.
5. Сооружение для подъема и спуска.
6. Птица.
7. Еда в середине дня.

http://metod.zanya.ru/tw_files2/urls_28/2031/d-2030170/2030170_html_153bfb5d.png


 16. Разгадайте кроссворд. 
 Впишите в каждую цепочку кроссворда словарные слова – названия средств транспорта и марок машин.

http://metod.zanya.ru/tw_files2/urls_28/2031/d-2030170/2030170_html_21838050.png
 Составьте предложение с любым словом кроссворда.

 17. Впишите в клетки словарные слова.
1. Указание местожительства. (Адрес.)
2. Упакованные вещи, которые пассажир берет в дорогу. (Багаж.)
3. Вид транспорта для перевозки пассажиров. (Такси.) 
4. Дорога, обсаженная по обеим сторонам деревьями или кустарником. (Аллея.)

http://metod.zanya.ru/tw_files2/urls_28/2031/d-2030170/2030170_html_m6f93a729.png

 18. Впишите в клетки слова из словаря.
1. Летательный аппарат. (Ракета.)
2. Сельскохозяйственная машина. (Комбайн.)
3. Человек, который совершает поездку на каком-нибудь транспорте. (Пассажир.)
4. Главный город. (Столица.)
5. Темный цвет. (Черный.)
6. Профессия в сельском хозяйстве. (Агроном.)

http://metod.zanya.ru/tw_files2/urls_28/2031/d-2030170/2030170_html_7e703659.png

К л ю ч е в о е с л о в о: костер.
 Прочитайте в выделенных клетках слово. Составьте предложение с этим словом, употребив его в родительном падеже единственного числа.

19. Кроссворд «народные загадки о домашних животных».
В о п р о с ы:
1. Собой не птица, петь не поет,
Кто к хозяину идет – она знать дает. (Собака.)
2. Шубу дважды в год снимает.
Кто под шубою гуляет? (Овца.)
3. Рогатый староста деревни. (Баран.)
4. Возле печки греется, без водички моется. (Кошка.)
5. С бородой, а не старик, 
с рогами, а не бык, 
доят, а не корова, 
лыко дерет, 
а лаптей не плетет. (Свинья.)
6. Клохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает. (Курица.)
http://metod.zanya.ru/tw_files2/urls_28/2031/d-2030170/2030170_html_m2e5eb785.png

 Если вы правильно отгадали, то в выделенных клетках по вертикали сможете прочесть слово, обозначающее домашнее животное, напиток которого ценен и полезен детям и взрослым.
К л ю ч е в о е с л о в о: корова.

20. Кроссворд «Месяцы года».

http://metod.zanya.ru/tw_files2/urls_28/2031/d-2030170/2030170_html_754d6ed9.png

1. Последний зимний месяц. (Февраль.)
2. В этом месяце мамин праздник. (Март.)
3. … год кончает, … зимушку начинает. (Декабрь.)
4. Первый месяц года. (Январь.)
5. В этом месяце начинается учебный год. (Сентябрь.)
6. Название этого месяца рифмуется со словом «капель». (Апрель.)
7. Второй осенний месяц. (Октябрь.)

21. Чайнворд «Крути-верти».

http://metod.zanya.ru/tw_files2/urls_28/2031/d-2030170/2030170_html_m72e3045.png
1. Стоит на крыше верхолаз
И ловит новости для нас.
(Антенна.)
2. Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус.)
3. Он в бездорожном океане
Туч касается крылом.
Развернется над лугами,
Отливает серебром.
(Самолет.)
4. Удивительный вагон!
Посудите сами:
рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.
(Троллейбус.)
5. Я глазищами моргаю,
Я машинам помогаю.
(Светофор.)
6. Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост – 
И поднимется до звезд.
(Ракета.)

22. Игра «Спрятанные слова».
 Дополните пустые клетки буквами так, чтобы получились в них словарные слова.

http://metod.zanya.ru/tw_files2/urls_28/2031/d-2030170/2030170_html_m239f8f71.png
 Составьте предложение с любым из этих словарных слов.

23. Кроссворд «Словарные слова с буквами Е». 
 Впишите в клетки буквы так, чтобы получились словарные слова.

http://metod.zanya.ru/tw_files2/urls_28/2031/d-2030170/2030170_html_m633c7c4f.png
1. Разговор. (Беседа.)
2. Металл. (Железо.)
3. Зерна, предназначенные для посева. (Семена.)

4. Крестьянское селение. (Деревня.)
5. Аппарат для разговора на далеком расстоянии. (Телефон.)
6. Слово, противоположное по значению слову «сзади». (Впереди.)
7. Передвижение пешком по незнакомой местности с познавательной целью. (Путешествие.)

24. Разгадайте кроссворд. 
 Впишите в кружочки слова – названия людей по роду занимаемой должности, профессии. Это должны быть словарные слова и однокоренные им. В кроссворде даны буквы, которыми начинается и заканчивается каждое слово-название.

http://metod.zanya.ru/tw_files2/urls_28/2031/d-2030170/2030170_html_35f59d9e.png
(Библиотекарь, учитель, шофер, директор, кондуктор, инженер, телефонист, космонавт, машинист, агроном, хлебороб.)

25. Кроссворд «Собери ягоды в кузовок».
В этом берестяном кузовке находятся ягоды. Да вот беда: первые буквы в словах стерлись, остались от каждого слова только три буквы – ика. постарайтесь узнать, какие ягоды лежат в кузовке.

http://metod.zanya.ru/tw_files2/urls_28/2031/d-2030170/2030170_html_m688dd994.png
О т в е т: земляника, брусника, черника, ежевика, голубика, костяника.

26. Кроссворд «Понедельник».
 Подберите слова из словарика и запишите их в тетрадь.

http://metod.zanya.ru/tw_files2/urls_28/2031/d-2030170/2030170_html_m185c9956.png
В о з м о ж н ы е о т в е т ы: лопата, погода, комната, железо, родина, ребята, яблоко, пальто, ученик, машина, вокзал.

27. Кроссворд «Кораблик».

http://metod.zanya.ru/tw_files2/urls_28/2031/d-2030170/2030170_html_4790c495.png
П о г о р и з о н т а л и:
1. Растут на ветках группками, 
покрытые скорлупками. (Орех.)
2. Шла Саша по … и сосала сушку. (шоссе.)
3. Вот … тучи нагоняя... (север.)
4. Название места, где кто-либо живет, надпись на письме. (Адрес.)
5. Большие дети, берите … (билетик).
П о в е р т и к а л и:
1. Как на поле, на кургане 
стоит курочка с серьгами. (Овес.)
3. Лежали на свету, бросились во тьму, 
да и там покоя нет. как бы вырваться на свет? (Семена.)
6. Честь … береги свято. (солдата.)
7. Человек, который выращивает хлеб. (Xлeбopoб.)

 28. Кроссворд «Ударение».
 Произвольно подберите слова, чтобы получилось выделенное слово (слово записать в тетрадь).

http://metod.zanya.ru/tw_files2/urls_28/2031/d-2030170/2030170_html_f1d1ca0.png
В о з м о ж н ы е о т в е т ы: огурец, город, заяц, корова, адрес, ворона, улица, теперь.

 29. Кроссворд «Что получилось?».
 Правильно закончите стихотворные строки, прочитайте слово в выделенных клетках. слова запишите в тетрадь.
1. Каждый день по многу раз
Входим мы в знакомый … .
2. Я в кроссворде слово спрятал.
Что за слово, а, … ?
3. Поможем, если у кого-то
Не получается … .
4. Сидела на скамеечке
Маленькая … .

http://metod.zanya.ru/tw_files2/urls_28/2031/d-2030170/2030170_html_m2034d4e.png

5. Коля Котиков не знал,
Где лежит его … .
6. С парты не забудь убрать
И учебник, и … .
7. Открываем …,
Начинается январь.
8. Снова в школу я пришел,
Это очень … .
О т в е т ы: 1. Класс. 2. Ребята. 3. Работа. 4. Девочка. 5. Пенал. 6. Тетрадь. 7. Календарь. 8. Хорошо.
В выделенных клетках слово карандаш.
 Составьте с выделенным словом предложение и запишите.

30. Игра «Плетенка».
В этих буквенных головоломках слова переплетаются, как волокна в рогожке, как береста в корзине-туеске. Вот поэтому они и названы плетенками.
 Догадайтесь, какие слова переплетаются.
В а р и а н т 1

В этой головоломке на каждой полоске открыты гласные, а закрыты согласные.


http://metod.zanya.ru/tw_files2/urls_28/2031/d-2030170/2030170_html_m4de1a78.png

О т в е т ы: огород, бумага, офицер, газета, ученик, молоко, задача, огурец, дорога, ананас, железо, юбилей.
В а р и а н т 2

В эту плетенку вписаны названия одиннадцати домашних животных. Пять из них вы прочитаете слева направо по горизонтали, остальные шесть найдете, читая сверху вниз по вертикали.

http://metod.zanya.ru/tw_files2/urls_28/2031/d-2030170/2030170_html_2332317a.png

О т в е т ы: курица, корова, лошадь, собака, кролик, петух, индюк, баран, кошка, козел, щенок.
Выпишите словарные слова. Подчеркните в них «опасные места».

 31. Игра «Четвертый лишний».
На доске записаны четыре столбика слов с пропущенными безударными гласными.


л..пата


ш..фер


зап..д


т..арелка


к..стер


з..вод


к..рабль


р..бота


г..рох


к..пуста


б..гаж


п..ртрет


в..гон


г..зета


пл..кат


с..рай

– В трех словах каждого столбика надо писать одну и ту же гласную, а в четвертом – другую.
– Найдите в каждом столбике лишнее слово и запишите его.
– Какие безударные гласные надо писать в других словах.

32. Игра «Волшебные яблочки».
На доске вывешивается плакат со словами:

Лсица рбята
М
роз грох
М
шина кпуста
За
ц стлица


http://metod.zanya.ru/tw_files2/urls_28/2031/d-2030170/2030170_html_m58bafff3.png

На другом плакате нарисована яблоня с яблоками, на которых написаны буквы. 
Учитель сообщает учащимся, что это не обычная яблоня, а волшебная. На ней выросли не только обыкновенные яблоки, но и яблоки с буквами «А», «О», «И», «Е», «Я». Сорвать яблоко с буквой может тот, кто правильно подберет для него подходящее слово на плакате.

Список использованной литературы

  1. Антонова Е.С. Методика преподавания  русского языка [Текст]:  учебник для студентов профессиональных  учебных заведений   /  Е.С.  Антонова, С.В.Боброва.  -  М.:  Академия,  2010. – 448с.  
  2. Львов,  М.Г. Методика преподавания русского языка начальных классов [Текст]: учебное пособие для студентов высших  педагогических учебных заведений  /  М.Г. Львов, В.Г. Горецкий – 2-е изд., перераб.  и  доп.  – М.: Академия, 2008. – 468с.
  3. Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://referatwork.ru/new/sourse/3865text-3865.html.
  4. Научно – методическая  работа  по теме «Словарная работа на уроках русского  языка в начальной школе» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal,ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/, свободный. – Загл. с  экрана.
  5. Окулова, Г.Е. Словарная работа на уроках  русского  языка в начальной  школе [Текст]: пособие для учителя  /  Г.Е. Окулова.  – М., 1992. – 210с.
  6. Приемы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kondratevatf.narod.ru/.
  7. Узорова, О.В. Словарные слова: 1- 2 классы [Текст]/  О.В. Узорова, Е.А.  Нефедова. – М.: ООО  изд. «Астрель»,  ООО  изд. «АСТ», 2002. – 312с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарно- орфографическая работа

В данной работе показала, как можно разнообразить словарную работу, используя ассоциативные образы....

Словарно-орфографическая работа.

Краткое описание различных видов словарной работы....

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка

Данная методическая разработка содержит в себе комплекс упражнений и диктантов, направленных на формирование навыка орфографической зоркости. Изложенный подход к урокам русского языка помогает «вылеч...

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах .

Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэто...

Словарно-орфографическая работа в младших классах

Методика проведения словарно-орфографической работы...

новый подход к словарно-орфографической работе

Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от ...

Обобщение опыта работы "Система словарно-орфографической работы"

Эта папка содержит много практического материала по развитию у обучающихся орфографической зоркости...