Урок развития речи «Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» 4 класс УМК «Школа России», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Иванова Оксана Валерьевна

Урок развития речи «Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» 4 класс УМК «Школа России», В.П.Канакина,  В.Г.Горецкий. Опорный лист для написания сочинения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок развития речи «Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень» 4 класс

УМК «Школа России», В.П.Канакина,  В.Г.Горецкий

Автор урока

учитель начальных классов

Государственного бюджетного образовательного учреждения

 гимназии № 73 «Ломоносовская гимназия»

Иванова Оксана Валерьевна

Тема: Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Тип: урок  развития речи.

Цель урока: обучение написанию сочинения по картине.

Задачи:

  • учить отбирать и систематизировать материал к сочинению, использовать его при описании изображенного на картине;
  • развивать умение видеть прекрасное в окружающем мире, в том числе чувствовать красоту слова;
  • совершенствовать умение составлять текст-описание по плану в соответствии с темой и главной мыслью;
  • обогащать словарный запас учащихся, развивать их устную и письменную речь;
  • развивать умение чувствовать основное настроение картины и находить точные слова для его выражения;
  • пробудить у учащихся желание выразить свое отношение к картине, обосновать его;
  • развивать умение грамотно записывать текст с опорой на изученные правила.

Планируемые результаты

Предметные:

 - отбор материала по теме сочинения;

- составление текста по плану;

-грамотная запись составленного текста.

Метапредметные:

- понимание и сохранение в памяти учебной задачи урока;

- рассматривание картины, анализирование деталей;

- составление плана работы;

- работа согласно составленному плану;

-составление монологического текста.

Личностные:

- восхищенное  бережное отношение к природе;

-осознание чувства прекрасного при общении с искусством;

- проявление интереса к русскому языку;

- осознание богатства русского языка, его величия и многогранности;

-осуществление самоконтроля, самооценки.

Технологии: обучение в сотрудничестве, применение ИКТ.

Приемы: индивидуальная работа, фронтальная работа, взаимопроверка.

Межпредметные связи: литературное чтение, тема «Чудесный мир классики А.С. Пушкин», музыка.

Ресурсы урока: учебник, рабочая программа, Приложение 1 (опорный лист), Приложение 2 (презентация к уроку), Приложение 3 (рассказ о художнике И.И.Левитане), музыкальный фрагмент П.И.Чайковский  «Времена года. Октябрь».

Ход урока

                                      Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности обучающихся

УУД

Мотивация познавательной деятельности

  • Приветствует учащихся.

  • Просит проверить и оценить свою готовность к уроку.

  • Предлагает прослушать музыкальный фрагмент П.И. Чайковского «Времена года. Октябрь»

  • Предлагает поделиться впечатлениями, ответить на вопрос: «Какая картина рисуется в воображении при прослушивании музыки?»

  • Предлагает вспомнить стихотворение А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!»

  • Предлагает в учебнике найти репродукцию, которая соответствует теме обсуждения.

  • Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
  • Проверяют и оценивают свою готовность к уроку.

  • Слушают

  • Делятся впечатлениями, приходят к заключению, что музыка помогла нарисовать картины осени.

  • Читают наизусть стихотворение.

  • Находят репродукцию картины И.И.Левитана «Золотая осень»

Регулятивные.

Личностные

Метапредметные

Личностные

Метапредметные

Регулятивные

Постановка учебных задач

  • Организует ситуацию формулирования темы и задач урока.

  • Предлагает назвать тип и стиль текста данной работы.

  • Предлагает  определить план  дальнейшей работы над сочинением.

  • Определяют тему урока – работа над сочинением по картине.
  • Выясняют, что это не новый вид деятельности (работа над сочинением проводится систематически).
  • Делают вывод о задачах урока:

- определяют и доказывают, что сочинение по картине  - это текст-описание;

- определяют стиль текста (художественный);

- определяют признаки данного стиля.

  • Определяют план дальнейшей работы на уроке:
  • рассмотреть репродукцию;
  •  составить план сочинения;
  •  заполнить опорный лист, который предложен учащимся для подготовки к сочинению (заполнение опорного листа проводится систематически, при подготовке к каждому сочинению);

Приложение 1

  • -составлять  текст сочинения по абзацам;
  • -записать текст сочинения.

Метапредметные

Регулятивные

Предметные

Регулятивные

Организация познавательной деятельности

  • Предоставляет информацию о художнике. Приложение 2. (Слайды 1-9)

  • Организует работу над составлением плана сочинения.
  • Организует работу по содержанию первой части текста.  

- Спрашивает, как лучше начать сочинение.

- Предлагает определить, на что надо обратить внимание в первой части сочинения.

  • Слушают рассказ о И.И. Левитане Приложение 3.
  • Просматривают

 слайды 1-9. Приложение 2

  • Составляют план сочинения. Слайд 10

  • Заполняют в опорном листе  первый пункт плана (пейзажист, мастер пейзажа, великий русский художник).

Слайд 11. Приложение 2

-Передо мной картина известного русского художника И.И. Левитина «Золотая осень».

-Осень – волшебная пора.

- И.И.Левитан – пейзажист; многие картины художник посвятил изменению природы осенью; картина «Золотая осень» наполнена осенними красками.

Предметные

  • Физкультминутка
  • Учащиеся читают стихи и выполняют движения.

Мы  немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вдохнём.

Руки в стороны, вперёд,

А потом наоборот.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И лучи детей согрели.

Чудеса у нас на свете-

Стали маленькими дети,

А потом все дружно встали

           И большими разом стали.

Регулятивные

  • Работа над второй частью текста сочинения.

- Предлагает рассмотреть репродукцию.

- Ответить на вопросы, заполнить опорный лист.

  • Что изобразил художник на картине?

  • Перечислите все, что вы видите на картине?
  • Что в картине на ваш взгляд является главным?

  • Опишите березы.

  • Как перейти к описанию реки?
  • Подберите слова и словосочетания для описания реки.

  • Что придает картине легкость, свежесть?
  • Как перейти к описанию неба?
  • Подберите слова и словосочетания для описания неба.
  • Что изображено на заднем плане?
  • Как вы думаете, почему художник изобразил деревню так далеко, в глубине картины?

  • Работа над третьей частью сочинения.

- Предлагает учащимся «погрузиться» в картину, ответить на вопросы:

  • Что можно почувствовать, услышать, ощутить?

  • Что захотелось бы вам сделать, окажись вы осенью в этом уголке русской природы?
  • Проводит семантико-орфографическую работу.

- «Подберите синонимы».  Слайд 19. Приложение 2

Слова: художник, картина, изобразил.

 - «Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы». Слайд 20. Приложение 2

Слова: тиш..на, грус..ный, з..л..тая, чу..ство, кр..сота, радос..ное, ле..кие, тра..ка, пр..хладный, т..чение, г..р..зонт, р..зн..цветная.

 - «Определи часть речи». Слайд 21. Приложение 2

Слова: сияет, блестит, роща, играет, оранжевый, сверкает, поляна, ощущается, багряная, сероватый

 - «Распространи предложения, используя художественный стиль речи». Слайд 22. Приложение 2

Пришла осень.

Течет река.

Синеет небо.

Падают листья. 

  • Создает условия для самостоятельной индивидуальной работы – записать текст сочинения.

  • Отвечают на вопросы, дополняют свои записи в опорном листе, составляют предложения.
  • Тихий осенний день (солнечный, дивный, чудесный).

Слайд 12. Приложение 2

  • Деревья, река, небо, деревня…
  • На переднем плане березовая рощица…
  • Белоствольные, в ярком осеннем наряде, как будто водят хоровод.

Слайд 13. Приложение 2

  • Рядом с деревьями протекает…
  • Тихая, спокойная, тёмная, холодная, извилистая, с медленным течением…

Слайд 14. Приложение 2

Небо. Слайд 15. Приложение 2

  • В реке отражается…
  • Чистое, с легкими облаками…

  • Поля, деревня…
  • …чтобы ничто не нарушало тишину и спокойствие пейзажа. Слайд 16. Приложение 2
  • Отвечают на вопросы, дополняют записи в опорном листе. 

Слайд 17. Приложение 2

Слайд 18. Приложение 2

  • …прохладу осеннего воздуха, шорох листьев, запах прелой листвы…
  • …полежать на ковре из опавших листьев, потрогать холодную воду…
  • Выполняют задания.

- «Подбери синонимы». - Слайд 19.

Художник – пейзажист, мастер, живописец

Картина - полотно, произведение

Изобразил – создал, написал

- «Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы». Слайд 20. Приложение 2

Тишина, грустный, золотая, чувство, красота, радостное, легкие, травка, прохладный, течение, горизонт, разноцветная.

- «Определи часть речи». 

Слайд 21. Приложение 2

Распределяют слова по частям речи и записывают в опорный лист.

- «Распространите предложения, используя художественный стиль речи»

Слайд 22. Приложение 2

  • Записывают в тетрадь.

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Познавательные

Рефлексия деятельности.  Итог занятия.

  • По окончании работы предлагает определить:
  1. удалось ли понятно описать содержание картины;
  2. удалось ли передать чувства, вызываемые пейзажем;
  3. грамотно ли записан текст.
  • Предлагает

- поделиться впечатлением о выполненной работе,

 - определить, какие возникли трудности,

-ответить на вопрос: «Что надо делать, чтобы преодолеть трудности?»

  • Предлагает домашнее задание «Подготовьтесь провести  экскурсию «Знакомство с картиной И.И Левитана»
  • Проводят самопроверку по данным критериям.

  • Обмениваются впечатлениями.

  • Комментируют выполнение (можно рассмотреть другие осенние пейзажи И.И. Левитана)

Личностные, коммуникативные

Личностные, коммуникативные, регулятивные

Диагностика достижения планируемых результатов: редактировать текст после написания (работа над ошибками)



Предварительный просмотр:

Приложение 1                                               Опорный лист

Сочинение по картине  И.И. Левитана «Золотая осень»

План

1.Художник и его лирический пейзаж.

«Осень. Октябрь», «Осень. Туман», «Осенний пейзаж»,_____________________________________

2. Уголок русской природы осенним днём.

День______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Деревья________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Речка_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воздух, небо__________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

На заднем плане\ в глубине картины____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

3. Мои чувства и отношение к картине.

___________________________________________________________________________________

Можно_____________________________________________________________________________

Хотелось бы_________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Опорные слова

Художник____________________________________________________________________________

Картина_____________________________________________________________________________

Изобразил____________________________________________________________________________

Существительные____________________________________________________________________

Глаголы______________________________________________________________________________

Прилагательные______________________________________________________________________

Вдали, справа, слева, сквозь, потому что_________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Разработка урока по литературному чтению во 2 классе по учебнику В.А. Лазаревой.Программа 1- 4.Тема: Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана « Золотая осень».Тип урока: урок – творческая мастер...

Презентация к уроку русского языка "Сочинение по картине И.И.Левитана "Золотая осень"

Цели урока:развивать умение составлять связный текст, развивать устную и письменную речь, монологическую и диалогическую речь, учить составлять план и устанавливать  последовательность действий, ...

Карточка-сопровождение к уроку развития речи "Сочинение по картине И.С. Остроухова "Золотая осень"

Данная карточка поможет второклассникам сотавить предложения по картине....

Конспект урока на тему "сочинение по картине В.М.Васнецова "Снегурочка" 3 класс УМК Школа России

Тема: «Сочинение по картине В.М. Васнецова « Снегурочка»  Цели деятельности учителя: познакомить с творчеством художника; учить детей осмысливать содержание картины; соверш...

Технологическая карта урока русского языка «сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень", 4 класс

Тема урока «сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения составлять текст-описание по карт...