Одушевленные и неодушевленные имена существительные
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему

Воробьёва Татьяна Титовна

Открытый урок по русскому языку во 2 классе тема: Одушевленные и неодушевленные имена существительные. УМК «Школа России»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russki_2_rl.docx99.34 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Терновская основная общеобразовательная школа

Открытый урок

по русскому языку

во 2 классе

Тема: Одушевленные и неодушевленные

имена существительные 

УМК «Школа России»

подготовила и провела:

учитель начальных классов

Воробьева Татьяна Титовна

с.Терновое

 2014

Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Задачи:

  1. Образовательная – познакомить с понятием неодушевлённые существительные; учить распознать одушевленные и неодушевленные существительные;  
  2. Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
  3. Воспитательная  - содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, привитию у воспитанников чувства любви и  интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.
  4. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, электронное приложение к учебнику, учебник «Русский язык»  Канакиной, Горецкого, буклет, Рабочая тетрадь на печатной основе.

Тип урока: объяснение нового материала

       Цели урока направлены на достижение учащимися:

личностных результатов:

       - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла

          учения;

       - навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить

          выходы из спорных ситуаций;

       - установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

метапредметных результатов:

       - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

    - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    -  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в

       ситуации неуспеха;

    -  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    -  активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

    -  логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;

    -   готовность слушать собеседника и вести диалог;  излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно

       взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.

              предметных результатов:

    - первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

    -распознавать одушевленные и неодушевленные существительные ;

    - находить грамматическую группу слов – имена существительные, отличать от других частей речи;

    - определять у имени существительного значение,

Этап урока

Деятельность учителя

Действия учащихся

Формирование УУД

 I.  Орг. момент. Сообщение темы и задач урока.

Запись даты.

Проверка осанки.

Какую тему мы изучаем  в течение нескольких уроков русского языка?

Что мы узнали об имени существительном. Расскажите, используя буклет.

Сегодня на уроке мы расширим свои знания об имени существительном.

Мы изучаем имя существительное - как часть речи. 

Познавательные УУД:

 понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме;

II. Актуализация знаний.

Словарная работа

Задание на электронном приложении к учебнику.

Запишите слова.вставляя пропущенные гласные.

1 ученик у доски индивидуальная работа

Слайд презентации

Н- ябрь.к-пуста. Сн-гирь,уч-ник.

1 ученик работает на обратной стороне доски.

Сверка с доской и с презентацией.

Самооценивание на полях(!-нет ошибок

+- 1-2 ошибки.,»-« - 3 и более ошибок

Проверка индивидуальной работы.

    - находить  имена существительные, отличать от других частей речи;

- определять у имени существительного значение,

 -распознавать одушевленные существительные ;

ПознавательныеУУД информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ информации

Регулятивные УУД:

учитывать  выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

III. Самоопределение  к деятельности:

 - Какой части речи относятся эти слова?

Докажите!

Почему эта часть речи получила такое название?

Чтобы правильно ответить на этот вопрос. Обратимся к учебнику на с.47 «Страничка для любознательных»

 - Какой группе отнесем эти слова?

Эти слова- имена существительные.

Они отвечают на вопросы кто? Что?

Ответы детей.

Ноябрь-времена года.капуста- овощи,предмет, снегирь- из группы животных,  ученик- люди

Чтение цепочкой теста

Эти существительные обозначают живой предмет. Обозначают людей и животных. (Живые предметы – это живые существа, которые сами могут передвигаться, дышать, питаться, они обладают душевными переживаниями и наоборот)

Вывод об одуш. сущ-х.

Познавательные УУД:

 понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме;

ПознавательныеУУД информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ информации

Регулятивные УУД:

учитывать  выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

IV.. Объяснение нового материала.

Создание проблемной ситуации.

-По какому признаку мы распределили эти слова в две группы?

В русском языке принято такие сущ-е называть неодушевлёнными. – кто?

Что?- неодушевленные

- Кто сформулирует тему нашего урока?

А теперь откроем учебник на странице 49.50, прочитаем определение, данное в нем тетушки Совы.

- Ребята! Какие вы молодцы!

Вы дали полное определение.

Это имена сущ-е, т.к. эти слова обозначают… и отвечают на вопросы кто? И что?

 Обсуждение.

Это сущ-е.

В первом столбике существительные, которые отвечают на вопрос: кто?, обозначают людей и животных, это одуш сущ-е,

во втором - на вопрос: что? Не обозначают людей и животных Они обозначают неживой предмет

Одушевленные и неодушевленные

Что такое одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Одушевленные  имена существительные отвечают на вопрос кто? и называют людей и животных.

Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос что? и не обозначают людей и животных.

 

Коммуникативные УУД:

-формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться приходить к общему решению(во фронтальной деятельности под руководством учителя

Личностные УУД:

        - самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц  ему уже известны, а какие нет, самостоятельное определение темы урока.

Познавательные УУД (логические):

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: на основании образования групп слов делать вывод;

знакомство с разными моделями одной и той же единицы языка.

Слова – предметы, одушевленные и неодушевленные существительные.

IV.Применение нового знания.

- Вспомните, какие слова называются синонимами?

-Поберите к этим существительным синонимы, пользуйтесь словарём синонимов с. 140 и запишем их.

Работа по учебнику: упражнение 82

1строчка-устно. Фронтальная работа

2 строчка- письменно. Самостоятельная работа.

-Ребята, на какой вопрос второго столбика отвечают существительные? Что они обозначают?

Составьте предложение с одним из слов. Запишите его.

Вывод: Какие имена существительные называются одушевленными и неодушевленными?

Как вы думаете, в какую группу сущ-х мы отнесём растения?

Растения относятся к неодушевлённым сущ-м, т.к. в языке не воспринимаются живыми существами, не способны сами передвигаться.

Доктор        машина

Ребята          месяц

Квакушка    буря

Взаимопроверка.

Проверка. На полях оцениваем знаками: !.+, -

 

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

Коммуникативные УУД:

-формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться, приходить

к общему решению

    -  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в

       ситуации неуспеха;

V  Физминутка

Давайте поиграем в игру «Хлопай, топай» Если сущ-е одушевлённое, то хлопните в ладоши, если неодуш. . то топните.

Одежда, лисица, корова, тарелка,  малина, осина, яблоня, девочка, город, земляника.

Что обозначают данные сущ –е? (растения)

Рассуждения детей.

VI. Закрепление

Игра на электронном приложении

«Рыбалка»

Дети отвечаю хором

Самостоятельная работа.

Познавательные УУД (логические):

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: на основании образования групп слов делать вывод;

знакомство с разными моделями одной и той же единицы языка.

Слова – предметы, одушевленные и неодушевленные существительные.

Регулятивные УУД:

Саморегуляция (взаимоконтроль, самоконтроль)

VII. Рефлексия

На буклетах- листочках. Запишите по 2 слова одушевленные и неодушевленные существительные.

Или

 В рабочей тетради на печатной основе упр.25 с.52

 

Взаимопроверка.

Подсчет знаков.

Оценивание себя с помощью смайликов

Рефлексия:

Личностные УУД:

представление о причинах успеха в учебе;

Регулятивные УУД:

-оценивать совместно

с учителем или одноклассниками результат

своих действий. . друг друга.

Коммуникативные УУД:

-формулировать собственное мнение и позицию;

-строить устные высказывания;

VIII. Домашнее задание.

Объяснение домашнего задания

Упр. 86

Итог урока

Вывод.

- Что вы узнали об имени существительном?

Оцените с помощью смайликов свою работу на уроке

 я понял новый материал, умею распознать одушевленные и неодушевленные имена существительные

 я понял новый материал, но надо ещё тренироваться

 я не понял, что такое одушевленные и неодушевленные имена существительные

Ответы детей.

Подсчет знаков.

Оценивание себя с помощью смайликов

личностные УУД

       - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла

          учения;

Самоанализ урока русского языка во 2 классе.  

Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Это третий урок по теме «Имя существительное».  Всего на изучение темы отводится 10 часов.

Тип урока: изучение нового материала

Задачи:

  1. Образовательная – познакомить с понятием неодушевлённые существительные; учить распознать одушевленные и неодушевленные существительные;  
  2. Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
  3. Воспитательная  - содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, привитию у воспитанников чувства любви и  интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.
  4. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, электронное приложение к учебнику, учебник «Русский язык»  Канакиной, Горецкого, рабочая тетрадь на печатной основе. буклет.

Тип урока: объяснение нового материала

       Цели урока направлены на достижение учащимися:

личностных результатов:

       - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла

          учения;

       - навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить

          выходы из спорных ситуаций;

       - установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

метапредметных результатов:

       - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

    - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    -  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в

       ситуации неуспеха;

    -  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    -  активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

    -  логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;

    -   готовность слушать собеседника и вести диалог;  излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно

       взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.

              предметных результатов:

    - первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

    -распознавать одушевленные и неодушевленные существительные ;

    - находить грамматическую группу слов – имена существительные, отличать от других частей речи;

    - определять у имени существительного значение,

На этом уроке учащиеся получили новое знание: Одушевленные  имена существительные отвечают на вопрос кто? и называют людей и животных.  Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос что? и не обозначают людей и животных.

На следующих уроках учащиеся будут учиться различать собственные и нарицательные имена существительные. Материал был отобран в соответствии с целью урока.  

Для решения задач урока выбран  проблемно –поисковый  метод.

Для изучения  нового  учителем предлагались проблемные  вопросы, требующие самостоятельных рассуждений от частных положений к более общим, к выводам :  Назовите слова одним словом. Докажите. -По какому признаку сгруппированы слова?   На основе анализирующего наблюдения учащиеся сами сделали вывод.

Выбранная структура рациональна  для решения задач урока.  Урок начинался с проблемной ситуации, где учащиеся столкнулись с нехваткой знаний по теме.

Учащиеся научились распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные, выстраивали доказательства, используя приобретённые знания.

Уровень усвоения учащимися нового материала контролировался на этапе рефлексии (подбор и запись слов по теме урока в буклет ).  

97% учащихся правильно  выполнили задание.  Поэтому можно сделать вывод, что урок достиг поставленной цели.

Домашнее задание дано с целью закрепления изученного материала. Выполнение  упражнения не вызвало у учащихся затруднений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Цели урока:продолжить формировать умение различать  одушевлённые и неодушевлённые предметы по вопросам и лексическим значе...

Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Урок русского языка в 3 классе для национальных школ....

Урок русского языка во 2 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

В материалах вы можете познакомиться с разработкой урока с использованием развивающих методов и приемов.А также прилагается слайд-презентация, соответствующая плану урока....

Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме:"Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Урок по предложенной теме предполагает создание коллизии при объяснении нового материала, расширяют знания учащихся об имени существительном как о части речи.Урок разработан по системе развивающего об...

Разработка по теме урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. По системе РО Л.В.Занкова...

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Конспект урока разработан по программе РО Л.В. Занкова (учебник А.В. Поляковой). Тип урока: урок открытия новых знаний....

Презентация к уроку русского языка "Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Данная презентация составлена к уроку русского языка в 1 классе по программе РО Л.В. Занкова по учебнику А. Поляковой....