мобилизующий этап
статья по русскому языку на тему

выступление

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мобилизующий этап на уроках чтения и русского языка.

Перед учителем стоит главная задача - пробудить у детей интерес к учебе, желание учиться, сделать учебный процесс привлекательным и притягательным, только тогда учение будет направлено на развитие ребенка, на развитие его интеллектуальных способностей.

Новым элементом  урока русского языка является мобилизующий этап.  Он проводится в самом  начале урока и   помогает обеспечить высокий уровень вовлеченности школьников в учебную деятельность, углубленное внимание ученика к изучаемой на уроке теме. Следуя рекомендациям Г.А. Бакулиной, составляю упражнения, чтобы с их помощью можно было учащимся  решать следующие задачи:

самостоятельно определять  и  формулировать  темы урока;

повторять  материал и углублять знания по конкретной теме;

совершенствовать  важнейшие качества интеллекта (речи, внимания, памяти, мышления и др.).

Работа с упражнениями начального этапа требует соблюдения ряда условий:

1.  Подбор учебного материала к упражнениям и составление  заданий  к ним осуществляется таким образом, чтобы углубление знаний по лингвистике сочеталось с интенсивной речемыслительной деятельностью.

2. Задания учителя взаимосвязаны единой смысловой линией, которая обеспечивает повторение изученного материала и самостоятельное формулирование школьниками новой темы, предназначенной для изучения.

3.  При выполнении каждого задания от учащихся требуется  логичный доказательный ответ, а  при формулировании темы урока - построение умозаключения.

Так как ребята  поступают с разным уровнем развития, то уже с 3 недели я постепенно ввожу работу с текстом. Выучили букву «О» – зачёркиваем её в тексте. Например, дан текст:

Боб и Рыжик.

Дружно жили Боб и Рыжик. Только раз вот что случилось. Увидел Боб своё отражение в зеркале и ощетинился.

- Рыжик! Рыжик! Помоги прогнать страшного пса, - позвал Боб приятеля.

- Здесь нет никакого пса. Я вижу очень милого котика, - ответил Рыжик, заглянув в зеркало.

- Ты нарочно меня дразнишь, - зарычал Боб на приятеля…

Задания:

- зачеркнуть букву «о»;

- для читающих детей – прочитать слова, которые начинаются с этой буквы;

- прочитать слово, в котором 2 буквы «о».

В основном в период обучения грамоте я даю задания на нахождение графического изображения букв. По мере изучения букв задания усложняются:

  • поставить ударение в словах;
  • подчеркнуть слова, в которых один, два, три слога;
  • подчеркнуть слова, где гласных меньше, чем согласных;
  • подчеркнуть слова, где согласных меньше, чем гласных;
  • подчеркнуть слова, которые нельзя переносить;
  • разделить на слоги;
  • разделить для переноса и т.д.

Эту работу провожу и в парах, и в группах. На партах у ребят лежат распечатанные тексты. Текст подбирается относительно темы урока.  Например, тема урока: «Листопадничек» И.С. Соколов-Микитов.

Как белочка дятла спасла.

Среди зимы потеплело, пошёл дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на ёлках. Нечего есть Дятлу: сколько ни стучит о лёд, до коры не достучится. Сколько ни бьёт клювом шишку, зёрнышки не вылущиваются.

Сел  Дятел на ель и плачет. Падают горячие слёзы на снег, замерзают.

Увидела Белочка из гнезда – Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.

- Почему это ты, Дятел, плачешь?

- Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку.

Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.

А белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.

 Предлагаю прочитать текст самостоятельно, а затем в парах. Далее ребята выполняют несколько заданий (относительно темы урока и текста):

— какие чувства вы испытали?

— прочитать по ролям;

— назвать слова в переносном смысле;

— прочитать перевёртыши;

— какие пословицы подходят к этому тексту?

Пожалуй, самое интересное задание — это зачёркивание букв. В данном тексте зачеркнуть букву «д», посчитать, сколько раз встретилась (на уроке русского языка эта буква прописывается на этапе чистописания).

  На уроке русского языка можно продолжить работу с этим же текстом и предложить следующие задания (1-2 из предлагаемых относительно темы урока):

— поставить ударение;

— подчеркнуть слова, в которых один слог (два, три, четыре);

— подчеркнуть слова, в которых ударение падает на первый слог (второй, третий);

— подчеркнуть существительные мужского рода;

— прочитать повествовательное, восклицательное предложение;

— назвать местоимения;

— указать падеж имён существительных и т. д.

— зачеркнуть гласные (согласные, мягкие согласные);

— подчеркнуть слова, в которых слоги состоят из трёх букв;

— подчеркнуть слова-названия предметов (действий, признаков предметов);

— подчеркнуть ударный слог и т.д.

С какой целью я провожу этот этап урока? Во-первых, организация класса и погружение в урок проходят плавно; во-вторых, увеличивается техника чтения; в-третьих, развивается внимание, речь, зоркость и т. д.  В  3-4 классах задания уже придумывают сами ребята, работая в парах или группах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Мобилизуемся на учёбу! После каникул..."

Данная памятка поможет родителям облегчить своему ребёнку переход от каникулярного времяпровождения к школьным будням...

мобилизуемся после каникул

информация для родителей...

Выступление на педагогическом совете "Роль этапов урока (организационного момента и заключительного этапа) в повышении качества обученности"

Значение, особенности проведения организационного момента и заключительного этапа на уроке....

Приёмы, мобилизующие интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов.

В материалах говорится о том, с какими проблемами сталкивается обучающийся во время подготовки и сдачи экзаменов, и как с этими проблемами можно справиться....

Как мобилизовать родителей на непосредственное включение в педагогический процесс

Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить....