Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг (начальное общее образование) «Работа с трудными словами» 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Сапогина Светлана Юрьевна

Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением

отдельных предметов»

( МАОУ «Средняя школа №8»)

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАОУ

«Средняя школа №8»

________________

«_____» _____________ 2016 – 2017г.

Рабочая программа

по предоставлению платных образовательных услуг

(начальное общее образование)

 «Работа с трудными словами»

4 класс

Составил:

учитель начальных классов

Сапогина С.Ю.

                                                                           

Пояснительная записка

        Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Особенно остро этот вопрос стоит на начальном этапе обучения, когда маленький школьник только начинает познавать окружающий мир и себя в этом мире; только начинает знакомиться с многообразием и красотой родного языка; пытается осмыслить свое место в родной культуре. Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала.

Программа предназначена для учащихся начальной школы (4 класс)

2 раза в неделю, 8 часов в месяц, 64 часа в год

                 Ученики овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

            Актуальность данной дополнительной программы заключается в предоставлении возможности каждому ученику прикоснуться к миру родного слова. Программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.          

            Содержание программы выходит за рамки школьной программы, представляет собой повышенный уровень знаний по русскому языку. Обилие трудных заданий, не используемых на обычных уроках, привлекают учащихся новизной, необычностью, нестандартностью, что способствует созданию положительной эмоциональной обстановки и мотивации к изучению родного языка.

           Специально выделенные занятия 2 раза в неделю, 8 часов в месяц, 64 часа в год  в рамках предоставляемых платных образовательных услуг, помогают учащимся осуществить стремление к познанию родного языка выше стандарта учебной программы.

            Срок реализации программы – 1 год (в каждом классе).

        Цель программы: расширить, углубить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

        Задачи:

Обучающие:

·  развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

·  приобретение новых знаний, умений, навыков по грамматике русского языкане входящих в состав образовательной программы;

·  пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

·  развитие мотивации к изучению родного языка;

·  развитие творчества и обогащение словарного запаса;

·  совершенствование общего языкового развития учащихся;

·  углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

·  воспитание культуры обращения с книгой;

·  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

·  развивать смекалку и сообразительность;

·  приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

·  развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

·  учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

            Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

        Организация платных занятий позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребенка.

        Форма работы: 

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

        Логика построения занятий:

  • Активизация мыслительной деятельности учащихся;
  • Выполнение проблемно-поисковых заданий (в основном творческого характера);
  • Работа со словарем, с произведениями художественной литературы и устного народного творчества.

    Основные методы и технологии:

  • ·  технология разноуровневого обучения;
  • ·  развивающее обучение;
  • ·  технология обучения в сотрудничестве;
  • ·  коммуникативная технология.

Ожидаемый результат: 

  • четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
  • подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
  • различать слова - паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
  • пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями и др. словарями;
  • умение решать нестандартные задания по русскому языку;
  • умение анализировать и редактировать различные виды текстов;
  • умение использовать дополнительные знания о русско языке в различных жизненных ситуациях.

            Средства, необходимые для реализации программы:

  • наличие лингвистических словарей;
  • наличие карточек с играми и заданиями;
  • наличие текстов для работы на занятиях.

           Способы проверки результатов освоения программы:

         Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы, может быть в форме  защиты проектов по выбранной тематике,  либо тестирования.

           Методическое обеспечение:

              Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие:

  • учебного кабинета, оснащенного методической и справочной литературой по предметам русский язык и литература;
  • кабинет, оснащенный компьютером, проектором.

Дидактическое обеспечение:

  • наличие тренировочных упражнений;
  • индивидуальных карточек;
  • текстов по тематике курса.

 Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы:

  • простой карандаш;
  •  гелевая ручка;
  • маркер;
  • аудио- и видеозаписи;
  • тексты художественных произведений;
  • словари;
  • литературные произведения.

Тематическое планирование занятий (4 класс)

2 раза в неделю, 8 часов в месяц, 64 часа в год

п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Корректи-

ровка

1 раздел  - Лексика и фразеология

18

1

Лексическое значение слова. Углубление знаний о лексическом значении слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка.

1

2

Лексика исконно русская и заимствованная.

1

3

Пестрое семейство синонимов. Особенности синонимического ряда слов. Правильное употребление слов-синонимов в речи.

2

4

Великое противостояние антонимов. Особенности антонимического ряда слов. Правильное употребление  слов-антонимов в речи.

2

5

Слова-двойники: омонимы. Расширение знаний и представлений детей об омонимах. Правильное употребление слов-омонимов в речи.

1

6

Виды омонимов: омоформы, омофоны, омографы. Их употребление в речи.

2

7

Похожи, но не одинаковы. Паронимы. Особенности слов-паронимов.

Их употребление в речи.

1

8

Из глубины веков. Архаизмы.

1

9

Особенности устаревших слов-архаизмов. Правильное употребление и понимание архаизмов в речи.

1

10

Итоговое занятие по разделу: выполнение олимпиадных заданий и их анализ.

1

11

Устойчивые сравнения. Особенность устойчивых сравнений русского языка. Правильное употребление сравнения в речи.

1

12

Фразеологические сочетания. Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями.

2

13

Практическая работа с фразеологическими оборотами.

1

14

Итоговое занятие по разделу: выполнение олимпиадных заданий и их анализ.

1

2 раздел - Словообразование

13

15

Что нам стоит слово построить? Способы словообразования.

1

16

Однозначные и многозначные слова - как их различать?

1

17

Прямое и переносное значение слова.

2

18

Особенности переносного значения слов. Метафора и метонимия.

2

19

Итоговое занятие по разделу: выполнение олимпиадных заданий и их анализ.

2

20

Шарада. Знакомство с особой загадкой - шарадой. Составление собственных шарад.

1

21

Поиграем в слова. Разгадывание шарад, составленных друг для друга.

1

22

Знакомство с особыми филологическими загадками - метаграммами, логогрифами, перевертышами.

2

23

Итоговое занятие по разделу: выполнение олимпиадных заданий и их анализ.

1

3 раздел - Орфоэпия

4

24

Особенности русского ударения. Ударение меняет значение.

1

25

Правила произношения и ударения в русском языке.

1

26

Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

1

27

Итоговое занятие по разделу: выполнение олимпиадных заданий и их анализ.

1

4 раздел - Фонетика

4

28

Звуки речи. Чередование звуков, сильная и слабая позиция звуков.

1

28

Определение качественной характеристики звука.

1

30

Трудные случаи фонетического разбора.

1

31

Итоговое занятие по разделу: выполнение олимпиадных заданий и их анализ.

1

5 раздел - Орфография

8

32

Орфограммы в корне, приставках, суффиксах, окончаниях разных частей речи.

3

33

Чередование звуков в корнях слов (гласных, согласных).

2

34

Трудные случаи написания слов.

2

35

Итоговое занятие по разделу: выполнение олимпиадных заданий и их анализ.

1

6 раздел - Этимология

14

36

Отчество и фамилия. Откуда пришли отчество и фамилия в русский язык (историческая справка).

1

37

Времена года. Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы

в Древней Руси.

2

38

Крутится-вертится шар голубой... Что означают названия материков, частей света (географические объекты).

1

39

В гостях у сказки. Откуда пришли названия, которые встречаются в русских народных сказках.

2

40

Что нужно школьнику. Откуда пришли названия некоторых ученических принадлежностей, учебных предметов.

1

41

Скатерть-самобранка. Откуда пришли названия блюд и продуктов, которыми пользуется человек.

1

42

Растения - почему их так называют? Откуда пришли названия некоторых растений. Составление словарика на тему «Растения»

2

43

Птицы и звери - почему их так называют? Откуда пришли названия животных.

2

44

Итоговое занятие по разделу: выполнение олимпиадных заданий и их анализ.

2

7 раздел - Работа с текстом

3

45

Анализ художественного текста с точки зрения языкового богатства.

1

46

Учусь излагать свои мысли. Пишем сочинение на свободную тему.

1

47

Эссе - что это такое? Пробуем перо.

1

Всего:

64

 

                                Список использованной литературы

Аникин В.П. Русская народная сказка. Пособие для учителей. - М., Просвещение, 1977.

Ашукин Н.С., Ашукина М.Т. «Крылатые слова» - М.: «Просвещение», 1988

Волина В.В.«Веселая грамматика». - М.: Изд. «Знание» 1995

Григорян Л.Т. «Язык мой – друг мой».- М.: «Просвещение», 1988 г.

Даль В.И. "Токовый словарь живого великорусского языка". - М.: Русский язык, 1982.

Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. - М.: Просвещение,1990.

Жуков В.П. «Школьный фразеологический словарь русского языка» - М., 1978

Каптерев П.Ф. О значении учебника при обучении // Избр. пед. соч. - М., 1982.

Колесов В.В. «История русского языка в картинках» - М.: «Просвещение» 1975 г.

Колесов В.В. «История русского языка в рассказах» - М.: «Просвещение» 1976 г.

Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М.. Практическая методика русского языка: 5 класс.: Кн. Для учителя. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1995.

Лебедев Н.М. «Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку» - М.: «Просвещение», 2000 г.

Лозинская Т.П. Русский язык – это интересно! – Брянск: “Курсив”, 2000.Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. «Секрет орфографии» - М. «Просвещение 1991

Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. Ъ 2101 "Рус. Яз. И лит." / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; Под ред. М.Т. Баранова. - М.: Просвещение,1990.

Милославский И.Г. Зачем нужна грамматика? : Кн. Для внеклас. Чтения учащихся 8-10 кл. сред. шк. - М.: Просвещение,1988.

Никитина Е.И. Уроки русского языка: 4 кл. (Из опыта работы). Кн. Для учителя. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985.

Ожегов С.И. «Словарь русского языка» Изд.2 -М., 1975 г.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1984.

Панов М.В. Занимательная орфография: Кн. для внеклассного чтения учащихся 7-8 кл. - М., Просвещение, 1984.

Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985.

Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: ТЦ "Сфера", 1998.

Рогов Е.И. Психология познания. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.

Родари д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. - М., 1978.

Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? : Кн. для учащихся ст. классов. - М.: Просвещение,1988.

Соловьева Н.Н. «Необычное словообразование» : Изд. «Москва» М.1965

Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для сред. школы. - М.: Просвещение, 1978.

Тумина. Л.Е. Сказка на уроках русского языка.// Русский язык в школе, 1995, Ъ2.

Угроватова Т.Ю. «Подсказки на каждый день» М. «Владос», 1995

Успенский Л.В. «По закону буквы» Изд-во «Молодая гвардия», М.-1971

Успенский Л.В. «Слово о словах» - Киев, Изд.  «Веселка» 1987

Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М.,1954,т.2.

Шмаков С.А. «От игры к самовоспитанию».- М. «Педагогика»,1971


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг (начальное общее образование) «Теория и практика решения логических задач по математике» 3 класс

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности....

Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг (начальное общее образование) «Теория и практика решения логических задач по математике» 4 класс

    Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности....

Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг (начальное общее образование) «Работа с трудными словами» 3 класс

Программа предназначена для учащихся начальной школы (3 класс)            Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви...

Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг (начальное общее образование) «Работа с трудными словами» 2 класс

Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности являе...

Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг по программе (подготовка детей к школе) (занятия с психологом)

Данная программа работы психолога с детьми дошкольного возраста реализуется в рамках программы социально – педагогической направленности «Планета загадок», предназначенной для подготовки дошколь...

Рабочая программа по предоставлению дополнительных образовательных услуг по программе «Планета загадок». Занятия с психологом.

Психологические исследования показывают, что подготовка к школе в форме выработки простейших школьных знаний, умений и навыков не имеют ничего общего с психологической готовностью к школьному обучению...