Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой Г"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Вилкова Наталья Александровна

Конспект урока по обучению грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте "Знакомство с буквой Г"

Задачи обучающие:

- познакомить с новой буквой «Г»;
- закрепить знания детей о звуках - гласных, согласных (твердых, мягких)
- совершенствовать навыки выполнения звукового анализа слов;
- учить составлять предложения по схеме;
- продолжать подготовку руки к письму - проведение изогнутых линий, обводка, штриховка.

Задачи развивающие:

- развивать речь детей;
- пополнять словарный запас, упражнять в подборе близких по смыслу слов, однокоренных слов;
- развивать логическое мышление, внимание, фонематический слух, усидчивость.

Задачи воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, интерес к грамматике, бережное отношение к пособиям.

Материал: иллюстрации, сюрпризный момент, загадки, мягкая игрушка - белка, муляжи грибов, корзина, тетрадь №2 «Звуки и буквы», тетрадь по подготовке руки к письму, книга О.Ушаковой «Играем со словом», схема предложения, буква Г.

Раздаточный материал:

- звуковые карточки, карандаши цветные, карандаш простой, тетради «Звуки и буквы», тетради по подготовке руки к письму.

Предварительная работа с детьми:

Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с грибами, беседа о съедобных и несъедобных грибах, индивидуальная работа по совершенствованию звукового анализа слов.

Предварительная работа воспитателя:

Подготовка демонстрационного материала (муляжи грибов, мягкая игрушка - белка, корзинка).

Словарная работа: кузовок, лыко, выражение «Дело в шляпе».

Методические приемы:

Игровой - использование сюрпризных моментов.

Наглядный - использование муляжей, тетрадей.

Словесный - вопросы воспитателя, ответы детей, указания, обобщения.

Поощрения, итог занятия.

1. Сюрпризный момент.

Белка с корзинкой грибов приходит в гости к детям, здоровается с ними и просит отгадать, что у нее в корзине. Она загадывает загадку:

И на горке и под горкой,
Под березой, и под елкой.
Хороводами и в ряд,
В шляпах молодцы стоят.

Белка: Правильно, это грибы.

Белка выкладывает грибы из корзины и показывает детям.

2. Активизация словарного запаса - подбор родственных слов.

Белка: Ребята, а какие грибы вы знаете? (ответы детей).

- А в чем я вам принесла грибы? (в корзине).

- А как по-другому можно назвать корзинку? (лукошко, кузовок). Кузовок- это корзина для грибов, которую плетут из лыка (коры дуба).

- А как бы вы сказали про маленький гриб? (грибочек).

- А как называют людей, которые собирают грибы? (грибники).

3. Знакомство с буквой Г.

Учитель: Ребята, с какого звука начинается слово ГРИБЫ?

- Назовите слова на рисунке, которые начинаются с этого звука (горы, гвоздика, гири).

- А с какого звука начинается слово ГИРЯ?

- Произнесите отдельно звуки [Г] и [ГЬ]

- Какие это звуки? (Это разные звуки твердый и мягкий согласный).

- Для двух разных звуков - твердого Г и мягкого Г - есть одна буква Г. Найдите ее на странице.

- Возьмите соответствующий карандаш, обведите и закрасьте букву Г.

- А почему вы закрасили букву синим цветом? (это согласный).

- А теперь пропишем букву Г в тетради в первой строке через клетку.

Физкультминутка.

В лесу долго мы идем.
Скоро и грибок найдем.
Вот один, а там другой.
Унесем мы их домой.

А еще ты посмотри.
Вот их сразу целых три.
Мы их тоже соберем.
Дальше по лесу пойдем.

В стороне растут три елки.
У них колкие иголки.
Мы под ними поискали.
Три грибочка отыскали.

Вот хороший урожай.
Ты свой рот не разевай.

4. Интеллектуальная разминка. Все ответы должны начинаться с буквы Г.

- Кем раньше была бабочка? (Гусеницей).
- Какая птица своим прилетом оповещает о прилете весны? (Грач).
- Модель Земли (Глобус).
- Явление природы с сильным ветром, громом и молнией? (Гроза).
- Сестра Кая. (Герда).
- Фрукты. (Гранат, груша).
- Каша для богатырей (Геркулес).
- Как называются звуки, которые произносятся без препятствий? (Гласные).

5. Звуковой анализ слов ГРИБЫ. ГРИБОК. КУЗОВОК.

Один ребенок выполняет у доски, остальные в тетрадях

Учитель: - Назовите первый звук в слове ГРИБЫ. [Г]. Какой это звук? (согласный твердый). Дети показывают синюю звуковую карточку с одной черточкой.

- Второй звук [РЬ] обозначен двумя чертами. Значит, это мягкий согласный.
- Назовите следующий звук. [И]. Это гласный. Дети показывают красную карточку с кружком.
- Какой звук стоит после [И]? [Б]. Это согласный твердый.
- А какой последний звук? [Ы]. Это гласный.
              Г Р И Б Ы
              - = О - О
- Сколько гласных звуков в слове ГРИБЫ?
- А сколько согласных? '
- Есть ли мягкие согласные? Назовите их.
- А сколько твердых согласных? Назовите их.
- Сколько слогов в слове
ГРИБЫ?
- А сколько всего звуков в этом слове?
- Звуковой анализ слова
ГРИБОК вы сделаете самостоятельно.
- Слово
КУЗОВОК анализируется совместно с воспитателем.

6. Составление предложений по схеме.

Откройте розовые тетради

Посмотрите на картинку и составьте предложение по схеме |____ _____ ____ __ _____.

Девочка собирала грибы и заблудилась.

Маша собирала грибы в лесу. (В корзину, на опушке).

Запишите схему предложения в тетради.

7. Подготовка руки к письму - проведение линий, обводка, штриховка.

Учитель:А как вы думаете, какие грибы собирала девочка? (съедобные)

- Какие грибы на наших рисунках? Почему вы так думаете? (Толстая, крепкая у гриба ножка).

- А что еще есть у грибов? (Шляпка).

Учитель:Обведем шляпку коричневым цветом и заштрихуем наклонными линиями, а ножки - светлее, обведем и заштрихуем горизонтальными линиями желтым карандашом.

8. Понимание многозначности слов.

Учитель:Ребята, а где еще встречаются шляпки? (У грибов, у гвоздя, у девочек).

- Шляпка – это головной убор с полями (закрывающей частью).

Чтение загадок и отгадывание их в книге «Играем со словом».

Что означает выражение «Дело в шляпе»? (Удачное завершение дела).

9. Подбор противоположных по смыслу слов.

Белка: А чтобы завершить наше знакомство с буквой Г я предлагаю игру «Скажи наоборот». Ответы должны начинаться на букву Г:

Холодный - горячий.
Чистый - грязный.
Тихий - громкий.
Сладкий - горький.
Веселый - грустный.
Молодцы, ребята!

10. Итог занятия.

Учитель: Что было интересного? Что вам больше всего понравилось? Белка благодарит детей, угощает их грибочками и прощается с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по обучению грамоте "Согласные буквы Ф,ф", УМК "Школа России"

Данный конспект урока содержит элемент групповой работы, которая является одной из форм активации учащихся на уроках....

Конспект занятия по обучению грамоте и развитию речи по программе «Преемственность» Н.А.Федосовой к рабочей тетради «От слова к букве»

В данной разработке собран материал,который поможет педагогу организовать работу по развитию речи детей....

Конспекты занятий по обучению чтению и письму "Звук и буква "Р"

В данный материал входят 5 занятий, которые дополняют друг друга. Несмотря на общую тему, у каждого из занятий своя цель. Занятия предназначены для обучения детей с умственной отсталостью....

Технологическая карта занятия по обучению грамоте "Закрепление буквы "З" и звуков "з", "з"" (1 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: рефлексия Цель урока: обобщение знаний обучающихся буквы "З" и звуков "з", "з"Задачи урока:Дидактические1. Закрепить знание о звуках "з" и букве...