Урок русского языка в 4 классе УМК "Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Простоквашина Елена Николаевна

Тема урока: «Разделительный мягкий и твердый знак. Пишем объявление »

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Умётская средняя общеобразовательная школа имени Героя Социалистического Труда П.С. Плешакова»

Муниципальный открытый фестиваль педагогического творчества

Урок русского языка в 4 классе  по теме:

«Разделительный мягкий и твердый знак. Пишем объявление »

Учитель начальных классов:        

Простоквашина Елена Николаевна        

Умёт

2016 г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

I. Этап самоопределения к деятельности.

Ребята. У нас сегодня гости. Поздороваемся с гостями, улыбнемся друг другу и начнем урок. Садитесь.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Сегодня мы откроем тайну,

Ведь в нашей жизни часты чудеса.

Секреты русского языка,

Узнаем мы всего за полчаса.

Ребята, сегодня на уроке мы не просто школьники, мы исследователи и открыватели лаборатории  русского языка. Призываю вас быть внимательными и активными на уроке.

Выявить надо кто в классе знаток.

Я предлагаю ради эксперимента узнать, кто лучше всех усвоил тему. А вот какую тему? Надо, братцы, разобраться и скорей за дело взяться. А для этого прочитайте и запишите в тетрадь девиз нашего урока. Выделите известные орфограммы.

(На доске: Друзья, ученье нас объединяет!)

- Кто же тему отгадает?

- А как вы догадались?

- Молодцы.

Дети читают и записывают в тетрадь девиз урока.

- Разделительный ъ и ь знаки.

- При списывании выделяли орфограммы.

Личностные:

самоопределение,

положительное отношение к процессу учения

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

II. Постановка учебной задачи.

Нам предстоит много раз записать эти знаки, давайте немного подготовим руку!

Чем похожи эти буквы?

 В чём их отличие в написании?  А в употреблении этих знаков в словах есть отличия?

Чистописание: ьъ ььъ ььъъ ьььъъ ьььъъъ

- Определите закономерность и пропишите в тетрадях.

- Вот встретились знаки на строке у нас. Давайте подслушаем их разговор.

Двое  детей читают диалог:

-        Не чересчур ли ты добряк?

 Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.

 Нет, в алфавит ты не годишься!

-Ты тверд и груб, как суковатый дуб.

Давным – давно пора, как букву «Ять»,

 Тебя из азбуки изъять! ...

-Друзья!  Вы оба хороши, достойны оба чести,-                

 Когда стоите в нужном месте.

Вспомним,   в каком месте могут стоять эти знаки в словах?

- Прочитайте слова:

Письмо,   вещь ,   семья,  объявление.

Что вы заметили в этих словах?

 Запишите  и объясните :

 Какие функции выполняют эти буквы в этих словах?

- Какое слово лишнее среди них? Почему?

Существует ли смысловая связь между этими словами?

- Какие цели  поставим перед собой на уроке ?

 (Мы должны уточнить место написания разделительного твёрдого знака  и разделительного мягкого знака ,

вспомним  правила о написании  Ъ и Ь, дополним  знания новым материалом, научимся писать объявление, поработаем  в паре, в группе, выполним  самостоятельную  и творческую работы.)

Договоримся, что I ряд – это лаборатория исследования Ъ,   а II ряд – разделительного Ь.

Есть одинаковые элементы в написании.

Звуков не обозначают.

Буква Ь –показатель мягкости согласного, у существительных после шипящих -  показатель женского рода. Буквы Ь и Ъ – разделяют согласные и гласные.

Познавательные:

подводить под понятие в сотрудничестве с учителем, одноклассника

ми.

Коммуникативные:

аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения.  

Регулятивные: ставить  учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий.

Познавательные: осознавать учебно-познавательную задачу.

  1. Закрепление правил написания Ъ и Ь . Моделирование правил.

Итак, приступили к работе в лабораториях. Возьмите карточки, рассмотрите их  внимательно.

Ваша задача в виде схемы- опоры показать правило написания разделительного Ь и разделительного Ъ, т.е.    слова переведем  в  знаковую схему.

Каждая пара должна дать сигнал окончания работы.

Запишите правило правописания разделительных ъ и ь знаков в виде схемы. Пара, выполнившая работу первыми от каждого ряда моделирует схемы на доске.

Молодцы, совместными усилиями схема готова!

-После какой части слова стоит Ъ?

Покажите его место на схеме.

Какие буквы разделяет Ъ?

-Какие гласные могут стоять перед Ъ?

Теперь переходим в вашу лабораторию (второй ряд)

Где в слове стоит  разделительный ь?

Какие буквы он разделяет?

Перед какими гласными  он пишется?

Сравните схемы. Чем различаются?

Работа в пареhttp://festival.1september.ru/articles/618896/img1.jpg

Местом написания разделительных Ъ и Ь. Буква и перед ъ знаком не пишется.

коммуникативные умения:

работать совместно с партнером, систематизировать знания о правописании Ъ и Ь знаков; воспроизводить знания, удерживать в памяти, делать выводы

использование знаково-символических средств

Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слова, текст в схему).

  1. Закрепление навыка употребления ъ и ь в словах.

Выполним тренинг на данные правила в рабочей тетради.Упр. Вставьте пропущенные буквы в части 1 упражнения.

Какие буквы необходимо вставить?

Прочитайте слова с разделительным ъ – 1 ряд по цепочке, а теперь слова – с разделительным ь – 2 ряд по цепочке.

Оцените свою работу с помощью сигнальной ленты «Светофор».

Итак, вы можете ответить какие  функции выполняют эти буквы в современном русском языке?

Самостоятельная работа

Оценивание с помощью сигнальной ленты «Светофор»

Регулятивные:

1.Оценивать ход и результат выполнения задания;

2.Сравнивать свои ответы с ответами своих одноклассников

Уметь самостоятельно работать, наблюдать, сравнивать, задавать друг другу вопросы

самостоятельное создание алгоритмов деятельности .

III. Включение в систему знаний и повторение

  1. Написание твёрдого знака в словах

Прочитайте слова:

Об?явление        за?явление

Что вы можете сказать о них? Чем похожи слова?

Чем различаются слова?

Объясните, написание этих слов согласно алгоритму написания разделительного твёрдого знака.

Запишите эти слова в тетрадь.

 Сделаем вывод, в каких словах с приставками надо писать разделительный твёрдый знак?

А в корне на что необходимо обратить внимание?

  1. Закрепление с проговариванием во внешней речи

Теперь действуя по этому алгоритму, выполним упражнение 160. Проверьте работу своего соседа и скажите, что вам особенно понравилось в его работе.

  1. Игра «Твёрдый или мягкий»

 Поиграем в игру. Если в слове ъ знак руку поднимает 1 ряд, если в слове ь знак руку поднимает 2 ряд.

Какое слово не вошло не относится ни к одной из наших лабораторий ? Почему?

Слова однокоренные, имеют общую часть –корень.

Разные приставки.

Разделительный твёрдый знак пишется только в словах с приставками, оканчивающихся на твёрдый согласный звук.

Разделительный твёрдый знак пишется только перед корнем, который начинается с гласных букв е, ё, ю, я.

Работа в паре.

Слово уеду. В нём нет ъ и ь знаков.

Личностные УУД

1.Осознавать смысл изучения правописания разделительного твердого знака и успешного использования его в словах

 2.Понимать значимость правильного написания твердого знака

3.Развитие навыка сотрудничества

Коммуникативные: управление поведением партнёра, оценка действий партнёра

вслух.

 В форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на изученный способ действий с проговариванием алгоритма решения

IV. Физкульт-     минутка

Песня «Пропала собака»

Выполняют движения под музыку.

V. Знакомство с написанием объявления

  1. Объявление о пропаже

Что произошло? О чём вы узнали из песни?

А что вы можете сказать об этом домашнем питомце?

Ведь человек должен заботиться о братьях наших меньших. Мы в ответе за тех, кого приручили.

Что чувствуют хозяева в таких случаях? Что бы чувствовали вы?

Что делать, если ожидания ни к чему не приводят и друг не возвращается ?

Итак, надо написать объявления и расклеить их в многолюдных местах, естественно, там, где это разрешено.

- Как вы думаете, сложно ли написать объявление?

- Кому в жизни приходилось писать объявление? Что оно из себя представляет?

- Объявление – это текст, относящийся к художественной или деловой речи? (в объявлениях нет образных выражений, поэтичных строк, эпитетов, как в художественном тексте).

Что должно содержаться в объявлении?

В объявлении может содержаться какая-то проблема?

Правильно, это деловой текст, в котором кратко сообщается, где, когда и что, произошло или будет происходить.

-Какими должны быть сведения в объявлении?

Сведения в объявлении должны быть полными и точными, но без лишних деталей.

-Что необходимо указать, когда рассказывают о предмете, который потеряли?

- Как вы понимаете слово  «примета»?

-  Найдите в  толковом  словаре  русского языка С.И. Ожегова значение слова примета.

-Какие приметы щенка указаны в песне?

 «Щенок белоснежный,

лишь рыжие пятна и кисточкой хвост.

Он очень занятный, совсем ещё глупый, доверчивый пёс»

Как вы думаете, что из этого описания относится к приметам и можно употребить в объявлении?

- Можно ли отыскать щенка только по этим приметам? Почему?

Чего не хватает в этом объявлении?

Сделайте вывод :

Объявление  – это текст. В содержании текста должен находиться материал, отвечающий на вопросы:

ГДЕ?

КОГДА?

ЧТО?

- Что ещё можно добавить? Чтобы вашим объявлением заинтересовалось как можно больше людей, какие слова и выражения необходимо употребить?

- В объявлении такого плана не нужно стесняться  выражать своё отношение к пропаже.

А тот, кто откликнется на ваше объявление, чего он заслуживает?

- Чем можно дополнить объявление? Иногда сообщение дополняется просьбой, предложением.

ПРОСЬБА

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

-И самое главное, что необходимо указать в конце объявления?

Обращаться по адресу:

Звонить по телефону:

                                       Объявление

   Возле школы 8 декабря  пропал маленький щенок. Щенок белый с рыжими пятнами.   Пожалуйста,  верните собаку за вознаграждение. Обращаться по адресу: ул. Первомайская, д.6.

Звонить по телефону: 24 -33-51 после 17.00.

  1. Объявление о найденном

Но щенка мог кто-то найти. Если бы вы нашли красивого забавного щенка, что бы вы сделали? Нет желания оставить себе? А можно?

Скажите, что должно быть в объявлении подобного характера?

НАЙДЕН

ГДЕ? КОГДА? КАКОЙ?

ПОЛУЧИТЬ

ГДЕ? У КОГО? КОГДА?

Пропала собака.

Собака – друг человека.

Необходимо дать объявление

Текст.

Объявление  – это текст. В содержании текста должен находиться материал, отвечающий на вопросы: что, где, когда произошло)

точные приметы кого-либо или чего-либо.

Приметы.

В  толковом  словаре  русского языка С.И. Ожегова написано:

Примета  –   отличительное свойство, признак, по которому можно узнать кого-нибудь или что-нибудь

Не указано место, где пропал щенок

Внимание, пожалуйста,

Просьбой, предложением о вознаграждении.

Куда, к кому и в какое время обращаться?

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

Познавательные: осуществлять поиск информации на основе личного опыта

Личностные :

чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.

  1. Объявления о купле, продаже, обмене.

А если у вас есть какое-то увлечение.  К примеру, разведение домашних животных, коллекционирование марок, открыток.

- Какого ещё содержания могут быть эти объявления? С каких слов можно начать писать такое объявление?

КУПЛЮ…

ПРОДАЮ…

МЕНЯЮ…

- Где ещё можно увидеть подобные объявления? (в газете, по телевизору)

  4) Афиши. 

- Внимательно рассмотрите объявления. О чём в них сообщают?

Как называются такие объявления?

Афиши – это объявления, в которых сообщается о спектаклях, кинофильмах, концертах. Театральные афиши известны с давних пор – их вывешивали в Древней Греции, Египте, Риме.

  1. Устные объявления.

Внимание! Сегодня в 13.25.  у вас состоится внеурочное занятие английского языка. Галина Расуловна будет ожидать вас в кабинете английского языка.

- Что вы услышали?

- Объявления могут быть устные. В устных объявлениях могут быть слова, привлекающие внимание слушателей, призывы, советы, предупреждения.

- Где вы могли услышать устное объявление?

(Осторожно! Двери закрываются! Следующая остановка “Стадион”).

6) Творческая работа

 1 группа напишет объявление о пропаже своего любимого котёнка.

2 группа – о том, что вами найден чужой котёнок.

 3 группа – о предстоящем празднике в школе.

 (пишите на листе, крупно, все ребята участвуют в составлении объявления, пишет консультант)

- Хорошо, а где можно встретить объявления?

-  Объявления развешиваются на информационных стендах и досках с объявлениями. Они устанавливаются в людных местах, где каждый заинтересовавшийся человек может найти необходимую для себя информацию или оставить её для других:  возле зданий  почты, сбербанка, магазина, больницы и на  остановках общественного транспорта. Нельзя развешивать объявления там, где вам удобно и хочется: на зданиях, игровых площадках, подъездах.  Это портит их внешний вид и загрязняет улицы.

Вот перед вами доска объявлений, где вы можете разместить свои объявления.

Давайте посмотрим, какие получились у вас объявления (прикрепляется на доску детские объявления).

- Прочитайте свои объявления? Что удачно получилось? Что нет?

Работа по группам.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение

Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.

Коммуникативные :

 Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

 Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7)Примеры объявлений в газете

А вот такие объявления вы можете увидеть в нашей газете «Голос Хлебороба», встретить на улице (Показ настоящих объявлений). Если они вас заинтересовали, на перемене вы можете почитать их.

VI. Рефлексия деятельности

Вы все очень дружно работали и замечательно выполнили все задания. Вспомните девиз нашего урока. К какому выводу пришли, друзья?

 Действительно ученье нас объединяет. Мне кажется, что каждый достоин звания «Знаток темы». Напомните, какой?

- А что они разделяют?

- Что нужно учитывать, чтобы выбрать нужный разделительный знак?

- А есть у них что-нибудь общее?

Замечательно. Всем ребятам нужно знать, где разделительный ъ, а где разделительный ь знак писать.

Какое задание показалось самым интересным?

Какое ещё умение вы приобрели?

Пригодится ли вам оно в жизни?

Итак, уважаемые «Знатоки темы» переходим к награждению.

Кто считает, что был открывателем на уроке, возьмите зелёные значки. Кто считает, что был исследователем, возьмите жёлтые значки. Кто считает, что был хорошим помощником возьмите красные значки.

Ну что же, мы с вами научились писать объявления, и это вам обязательно пригодится в жизни. Когда вы будете взрослыми, возможно вы будете работать в рекламном агентстве и помогать людям давать объявления.

Разделительные твёрдый и мягкий знак.

Что они разделяют?

Ъ пишется после приставок, Ь пишется в корне или после корня.

Пишутся перед буквами е, ё, ю, я.

Коммуникативные: умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование

готовность оценивать свой учебный труд;

стремление к саморазвитию и корректировке знаний

VII. Домашнее задание

Дома вы выполните упражнение №161. А кому очень понравилось составлять объявления, вы можете сделать это теперь самостоятельно. Выберите задание, предварительно оценив уровень полученных знаний в ходе сегодняшнего урока.

Мне очень хочется, чтобы наш урок остался у вас в памяти надолго и чтобы в вашей жизни были только радостные и приятные объявления.

А на следующий урок мы научимся писать заявления.

Оценки за урок выставим в дневник.

Всем спасибо за урок. Можете идти на перемену.

Литература:

  1. Учебник «Русский язык», 4 класс, ч.1, авторы Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина;
  2. Рабочая тетрадь «Русский язык» 4 класс, ч.1, авторы Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина;
  3. Методические рекомендации “Уроки русского языка в 4 классе”, авторы Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»

Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...