Путешествие в страну Глаголов. 1 и 2 спряжение
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Ларина Татьяна Алексеевна

Открытый урок по русскому языку для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.docx24.73 КБ
Файл urok.pptx2.31 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку

в 4 «Б» классе

Тема урока: В королевстве Глагола.

Цель: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.

Задачи:

Обучающие: формировать знания о спряжении глаголов, научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения по неопределенной форме.

Развивающие: развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал, развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитывающие: воспитывать коммуникативную культуру, уважение к окружающим, взаимопомощь.

Ход урока.

1.Организационный момент. Психологический настрой.

Класс наш светлый и уютный,                

Хорошо мы в нём живём.  

Улыбнёмся же друг другу                 

И урок скорей начнём.

Учитель: Ребята! Сегодня у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их. Сегодня у нас не совсем обычный урок, а путешествие.

Открываем тетради. Записываем число, классная работа.

2. Минутка чистописания

Начинаем традиционно урок с минутки чистописания:

3. Постановка темы урока и целей урока:

Играем в игру «Доскажи словечко»

Мы пришли сюда ... (учиться)

Не лениться, а… (трудиться.)

Только тот, кто много … (знает)

В жизни что-то … (достигает ).

А эти слова какой частью речи являются?

Кто догадался какая у нас сегодня тема урока? (Глагол. Путешествие в страну Глаголию.)

- У каждого путешественника перед путешествием есть своя цель. Давайте и мы свами поставим цели нашего путешествия.

*Повторить синтаксический разбор предложения

*Закрепить знания и умения по глаголу

* Научиться работать в парах и группе

4. Работа над темой

Итак, мы отправляемся в страну, где живет король, который сам любит ходить в гости и любит принимать гостей. Как вы думаете как зовут Короля? Глагол

1)Задание: Выполните синтаксический разбор предложения

Под ласковым взглядом теплого солнышка повеселела и заулыбалась природа.

Но вот беда! Дорогу к замку преграждает лабиринт. Чтобы его преодолеть нужно решить филворд. Слова в филвордах могут читаться вверх, вниз, вправо и влево, но не пересекаться.

Работа в парах.

Ф     Л    Г    О    Т     В    Ь    Н
А     А    А    Л    С    И    Л    О
В    Г    Л    Щ    Е    Т    Е     Е
И    Т    С     У    Ь    Ч    Е     Р

Итак, ищем и вычеркиваем в таблице первое слово:
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся. (Алфавит)
- Ищем второе слово:
Кто спешит так рано в школу? 
Все спешат ученики! 
Что несут они в портфелях? 
Книги, ручки, дневники. 
Как вы сделали открытие
Это удивительное?
Помогло нам всем ответить 
Имя
… (существительное).
- Следующее слово:
Она помогает людям понимать друг друга, много знать и дружно жить.
(Она бывает письменная и устная).
(Речь).
Какое слово составили и прочитали из оставшихся букв? (Глагол) . Лабиринт мы преодолели. И подобрать к замку Глагола. Но, смотрите на воротах замка стоят два стражника . Нужно ответить на их вопросы, быстро и без ошибок.

Блиц-опрос:

1 Что такое глагол?

2Какого вида бывают глаголы?

Задание: В замке у Короля Глагола недавно был ремонт.

Превратите глаголы несовершенного вида в глаголы совершенного вида!

Красил -ПОКРАСИЛ, ВЫКРАСИЛ.

Белил –ПОБЕЛИЛ.

Клеил –НАКЛЕИЛ.

Ставил –РАССТАВИЛ.

Мыл- ПОМЫЛ

3 Что можете рассказать по форму глагола? Как различать их?

4 Как пишется глагол с частицей НЕ?

5 Что такое спряжение?

Задание: Проспрягайте глагол «Писать»

СКАЗКА О ТОМ, КАК КОРОЛЬ СТРАНЫ ГЛАГОЛИИ СВОИХ ПОДДАННЫХ ДЕЛИЛ

В некотором царстве, в некотором государстве под названием Глаголия жил-был король. И было у него две дочери – принцесса Е и принцесса И. Состарился король и решил уйти на покой, а наследство свое поделить между дочерьми.

Вызвал король принцесс и говорит:

- Дочери мои милые, дочери любимые, отрекаюсь я от престола, а королевство свое делю между вами поровну. Своих подданных, глаголов 1 спряжения, я отдаю тебе, принцесса  Е, а глаголы 2-го  спряжения достанутся тебе, принцесса И.

- Но как же мы сумеет отличить их друг от друга? - заохали безутешные дочери, - ведь они же все на одно лицо!

- Мои глаголы - люди грамотные, сами разберутся, кому служить. Ты, моя младшая дочь, принцесса И, будешь владеть вторым королевством, тебе будут принадлежать глаголы с окончанием на  -ИТЬ. А тебе, моя старшая дочь, принцесса  Е, придется править глаголами, оканчивающимися на -АТЬ, -ЯТЬ, ОТЬ,  ЁТЬ,  УТЬ,  ЮТЬ,  ЫТЬ.

А чтобы не было путаницы между подданными моими, Глаголами издаю я такой Указ!

Высечь на камне вопрос: “ЧТО ДЕЛАТЬ?” и поставить этот камень между вашими королевствами. Увидит мой слуга  надпись,  задастся вопросом  “что делать?”, и, встав в начальную форму, сразу поймет, в каком королевстве ему жить-поживать,  да какое окончание пожизненно иметь во втором лице единственного числа.  К примеру, бегут по дорожке глаголы «ПИШ…ШЬ»,  «ЧИТА…ШЬ» и «ЕД…ШЬ» и не ведают, в 1-м или 2-м королевстве живут?. С разбегу ударяются лбом о камень и  каждый отвечают на вопрос «что делать?» - писАть, читАть, ехАть . Ага, думают, значит, мы  – подданные  принцессы Е,  и как верные слуги  всегда будем  носить ее имя в сердце, как бы нас  молва не спрягала   по временам, числам, лицам и родам.   Свернули  на тропку, ведущую к королевству «1 спряжение», и с той поры уже не путали, чье имя надо ставить в окончаниях 2 лица: ты пишЕшь, читаЕшь, едЕшь.

А вот бредут по королевству другие глаголы: «ВОЗ...ШЬ», «ПИЛ…ШЬ» и «ТРАТ…ШЬ»,  подошли к камню и  в три голоса ответили на вопрос «Что делать?» - возИть, пилИть, тратИть. И гордо пошли в другую сторону – в королевство 2-го спряжения к своей королеве  И, твердо помня, что их имена пишутся с именем королевы: возИшь, пилИшь, тратИшь.

Вдруг раздались недовольные крики, топот, и к камню подбежала толпа бунтарей.

- А мы не хотим жить в королевстве  «1-е спряжение», мы хотим служить принцессе  И! – кричали они, и чтобы не случилась смута, для них сделали исключение, позволили всем 11 глаголам из 1-го королевства перейти во 2-е спряжение.

Что же это за глаголы-бунтари такие?( Глаголы- исключения)

Итак, у нас с вами на столе на желтых листочках есть волшебное заклинание, которое поможет запомнить глаголы- исключения. Давайте произнесем его вместе хором.

Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить,
Исключая: брить, стелить.
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья:
Их на -е- спрягать нельзя!      (В.Волина).

5. Физминутка - Флешмоб «Цыпленок ПИ»

6. Закрепление:

Запишите слова , выделите окончания и определите спряжение:

Белеет, выводит, гонит, делает, тает, терпит, ищет, хватает, захватишь, увидишь, слушает, слышим, молчит, думает, читает, говорит.

РАБОТА В ГРУППАХ

 Тест.

1. В каких глаголах пишется е?

А) команду • шь

Б) докладыва • шь

В) ненавид • шь

Г) крут • шь

2. В каких глаголах пишется и?

А) свар • шь

Б) дума • шь

В) стро • шь

Г) бега • шь

3. Найдите ошибку в определении спряжения глагола.

А) горевать – II спр.

Б) кричать – II спр.

В) ненавидеть – II спр.

Г) спешить – II спр.

4. Найдите глаголы прошедшего времени.

А) дымит

Б) плясал

В) печатает

Г) пилил

5. Найди предложения с глаголами первого лица единственного числа.

А) Бегу быстрее тебя на стадион.

Б) Не отказываемся убрать снег со двора.

В) Всегда спешим на помощь друзьям.

Г) Не достаю я до этого крючка!

7. Итог урока

Подведем итог урока. Удалось ли нам с вами достичь поставленных целей?

8.Рефлексия и выставление оценок

У каждого из вас на столе лежат стикеры 3х цветов. Оцените свою работу на уроке и приклейте свою оценку на лестницу успеха.

9.Д/з

Творческое- нарисовать Короля Глагола и написать ему письмо-отзыв о путешествии


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцать третье декабря К лассная работа

Слайд 2

Игра «Доскажи словечко» Мы пришли сюда ... УЧИТЬСЯ Не лениться, а… ТРУДИТЬСЯ Только тот, кто много … ЗНАЕТ В жизни что-то … ДОСТИГАЕТ

Слайд 5

Работа в парах. Ф Л Г О Т В Ь Н А А А Л С И Л О В Г Л Щ Е Т Е Е И Т С У Ь Ч Е Р

Слайд 7

Задание: Образуйте от глаголов несовершенного вида- глаголы совершенного вида Красил - Белил – Клеил – Ставил – Мыл-

Слайд 10

Н арисовать Короля Глагола и написать ему письмо-отзыв о путешествии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в страну "Глаголию"

Обобщающий урок в 3 классе по теме "Глагол" УМК Гармония.  + презентация...

Путешествие в страну "Глаголия"

Конспект урока закрепления знаний о глаголе с применением ИКТ....

Путешествие в страну "Глаголия"

Презентация к уроку русского языка....

Урок-обобщение по русскому языку 4 класс "Путешествие в страну Глаголию"

Урок-обобщение по русскому языку "Путешествие в страну Глаголию" 4 класс 3 четверть....

«Путешествие в страну Глаголию»

Мультимедийный урок-путешествие по русскому языку в 4 классе «А» «Путешествие в страну Глаголию»...

Открытый урок по русскому языку "Путешествие в страну Глаголию"

Урок направлен на систематизацию знаний о глаголе. Проведён в нестандартной форме. Урок-путешествие....

Методическая разработка.Конспект. Путешествие в страну глаголию. 3 класс

Конспект занятия по логопедии, проведенного в 3 классе Учителем-логопедом Егоровой А.А.  Тип занятия:- по структуре: занятие обобщающего типа;-по назначению: комбинированное; Занят...