Технологическая карта урока русского языка «Изменение имён существительных по падежам» 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Пошелюжная Галина Ивановна

Тема: «Изменение имён существительных по падежам»

 

Актуальная цель: создание условий для формирования представлений учащихся  падежных форм на основе знания вопросов и вспомогательных слов, формирование первичных умений изменять имена существительные по падежам в ходе смены видов учебной деятельности.

Задачи:

Обучающие: сформировать умение изменять имена существительные по падежам,   правильно определять падеж имён существительных в единственном и во множественном числе;

Развивающие: способствовать развитию орфографической зоркости, речи, мышления;

Воспитательные: создать условия для работы в парах,  группах; возбудить интерес к изучению русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx33.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку на тему:

«Изменение имён существительных по падежам»

4 класс

Технологическая карта

Тема: «Изменение имён существительных по падежам»

Актуальная цель: создание условий для формирования представлений учащихся  падежных форм на основе знания вопросов и вспомогательных слов, формирование первичных умений изменять имена существительные по падежам в ходе смены видов учебной деятельности.

Задачи:

Обучающие: сформировать умение изменять имена существительные по падежам,   правильно определять падеж имён существительных в единственном и во множественном числе;

Развивающие: способствовать развитию орфографической зоркости, речи, мышления;

Воспитательные: создать условия для работы в парах,  группах; возбудить интерес к изучению русского языка.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: имеют представление о падежных изменениях имён существительных.

Личностные: уметь по вопросам, словам – помощникам и предлогам определять падежи, окончание или форму имен существительных.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: учатся осуществлять самоконтроль, самостоятельно выполнять задания.

Познавательные: делают вывод по поставленной теме: «Изменение имён существительных по падежам»

Коммуникативные: умеют склонять имена существительные по падежам.  

Продукт деятельности: знают, что такое имя существительное, падежи (вопросы).

Оборудование: учебник, тетрадь, доска, презентация в программе Nootebook, электронное приложение к учебнику CD- диск.

Тип урока: урок Усвоения Новых Знаний

Вид урока: ОИ, ЧП


                                                                                                                                Ход урока

Этапы урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

Организационно – мотивационный

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке.

Создание положительной мотивации на уроке.

-Здравствуйте, ребята.

Я надеюсь, вы все готовы к уроку, и все пришли с хорошим настроением на урок?

Готовы получать новые знания?

Доброжелательный настрой на урок.

Приветствие учителя.

Готовность к уроку.

Регулятивные УУД:

  • Создание условий для положительного настроя на урок, включение в деятельность.

Актуализация знаний. Планирование деятельности.

Задача: выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся, определение причин их возникновения.

Открываем тетрадь.

Записываем сегодняшнюю дату и классная работа.

Введение в раздел.

Открываем учебники. Прочитайте название раздела.

- Что значит изменить слово?

- Что получится в результате такого изменения: то же самое или новое слово?

- А что изменится в слове?

Откройте тетрадь.

Запишите сегодняшнюю дату.

Напишите «Классная работа».

Языковая разминка.

Комплексный анализ предложения.

Открывают тетради. Записывают дату, классная работа.

Открывают учебники, читают название раздела, размышляют и отвечают на вопросы связанные с новой темой.

Поставить его в другую форму.

То же самое слово.

Окончание.

Познавательные УУД:

  • Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, презентации.
  • Представлять информацию в виде схемы.
  • Выявлять сущность, особенности объектов.
  • На основе анализа объектов делать выводы.

Создание проблемной ситуации

Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы.

Открытие новых знаний

Задача: решение проблемы.

Физкультминутка

Формулирует задания, которые создают противоречия и приводят к проблеме.

Что для вас является новым в названии раздела?

– Какой вопрос возникает?

– На основе вопроса и названия раздела запишите ключевые слова урока.

Организация работы по решению проблемы по предложенному плану (алгоритму).

Работа по учебнику.

Наблюдение за словоизменением имён существительных.

Упр. 116 – наблюдение за словоизменением слова цирк.

Выполняется по заданию.

– Сделайте вывод: что изменяется в слове цирк и для чего это нужно?

Задание на CD – диске: отличие форм одного и того же слова от однокоренных слов.

Два ученика работают у доски.

– Сделайте вывод: чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?

Упр. 118 – проверка собственных выводов.

– Почему же меняется окончание в словах в предложении?

– Что «помогает» применить разные окончания?

Упр. 119 – постановка вопроса как основа для выбора окончания.

Этапы работы:

– чтение отрывка из басни;

– дописывание окончаний карандашом в учебнике;

– выписывание словосочетаний

Что помогло выбрать окончание?

Введение понятия падеж.

1) Работа с текстом определения.

– Прочитайте 1-ю часть определения до таблицы. Что вы узнали про падежи?

– Посмотрите («прочитайте») 2-ую часть правила – таблицу. Сколько в ней столбцов? Назовите их.

– Прочитайте вопросы, которые относятся к каждому падежу.

!!! Проверьте свою внимательность. Один ряд называет падеж, а другой задаёт вопрос к этому падежу.

– Прочитайте вопросы вместе со вспомогательными словами.

– Вы догадались, почему эти слова называются вспомогательными?– А теперь я буду вам рассказывать грамматическую сказку про названия падежей, а вы будете находить в рамке на с. 110 этот падеж, хором проговаривать ещё раз название, вспомогательные слова и сами вопросы.

Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.

Родился – стал Родительный.

Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательный.

Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный.

Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал

Творительный.

 

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный.

(В. Волина)

Почему же у каждого падежа два падежных вопроса?

С физминуткой я дружу

Свою спину разогну.

Руки кверху подниму,

А потом их отпущу.

А потом попрыгаю,

Ножками подрыгаю.

Ручками похлопаю.

Ножками потопаю.

Сяду я за партой стройно,

Чтоб себя вести спокойно.

Выявляют, проговаривают, осознают противоречие. Формулируют проблему в разных вариантах.

Что такое падеж?

Падеж, имя существительное.

Выполняют задания по намеченному плану, закрепляют свои знания, проверяют себя с помощью учебника, объяснения учителя.

Изменяется окончание имени существительного. Это нужно для связи слов в предложении.

У форм одного и того же слова основа одинаковая, меняется только окончание, а у однокоренных слов изменяется основа.

Ученики читают текст упражнения и отвечают на вопросы.

Чтобы соединяться с другими словами.

Разные вопросы к существительным.

Читают басню и дописывают окончания.

Проверяют по образцу на интерактивной доске.

Вопрос.

Что, падежей всего 6, и у каждого падежа присутствуют два вопроса.

С ними легче задать вопрос, они помогают.

Дети читают 1-ю строчку хором.

Ученики читают 2-ю строчку.

Чтение 3-й строчки.

4-я строчка.

5-я строчка.

6-я строчка.

К одушевлённым именам существительным можно поставить вопросы: кто? кого? кому? кем? о ком? К неодушевлённым именам существительным можно поставить вопросы: что? чего? чему? чем? о чём?

Выполнение физкультминутки вместе с учителем.

Регулятивные УУД:

  • Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

  • умеют извлекать информацию из  презентации;
  • делают вывод по поставленной проблеме;

Коммуникативные УУД:

  • умеют слушать и понимать других;
  • умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • умеют оформлять свои мысли в устной форме;

Самостоятельное применение знаний.

Задача: закрепление и проверка новых знаний и умений

Дает задания проблемного характера для закрепления знаний и умений.

Упр. 120 – развивается умение изменять имена существительные по падежам.

Выполняется на доске под руководством учителя слова: кот, коты.

Затем ученики самостоятельно изменяют по падежам слова: сосна, сосны.

Выполняют задания.

Дети, сначала все вместе, а после каждый индивидуально изменяют слова по падежам.

Регулятивные УУД:

  • Учатся осуществлять самоконтроль, самостоятельно выполнять задания.

Коммуникативные УУД:

  • умеют слушать и понимать других;
  • умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • умеют оформлять свои мысли в письменной форме;

Итоги урока

Задачи: обобщение и вывод по учебной проблеме

Обобщение изученного материала.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Какие знания получили из данной темы? Чему научились?

В чём испытали затруднения?

Итоги. Обобщение. Рефлексия.

Подводят итог урока вместе с учителем.

Отвечают на поставленные вопросы.

Задают интересующие вопросы.

Регулятивные УУД:

  • умеют осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания.

Проведение инструктажа.

А теперь запишем домашнее задание. Дома вам нужно будет выучить таблицу «Падежи» на стр. 110.

Осмысление домашнего задания.

Записывают домашнее задание.

Задают вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка: Изменение имён существительных по падежам (склонение). с презентацией для учащихся 3 класса

Аннотация-Конспект  урока по русскому языку «Изменение имён существительных по падежам (склонение)» с презентацией для учащихся 3 классаЦель урока: Дать понятие о склонении имён существительных. ...

Урок русского языка: Изменение имён существительных по падежам (склонение). с презентацией для учащихся 3 класса

Аннотация-Конспект  урока по русскому языку «Изменение имён существительных по падежам (склонение)» с презентацией для учащихся 3 классаЦель урока: Дать понятие о склонении имён существительных. ...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение личных местоимений по падежам. Правописание местоимений» ( УМК «Школа России», 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия об изменении личных местоимений по падежам; умения определять падеж личных местоимений.Задачи урокаДидактические:1)...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение имён прилагательных по числам» 2 класс УМК "Школа России"

Цель урока: обобщение знаний об изменении имен прилагательных по числамЗадачи урокаДидактические:Знать число имен прилагательных, изменять прилагательные по числам;Уметь определять число имени прилага...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение имён прилагательных по падежам» (3 класс)

Цель урока: совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: об изменении имен прилагательных по родам, числам, зависимости имен прилагательных в предложении от имени существительного....

Технологическая карта урока русского языка «Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе» ( УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: формирование представления об изменении имён прилагательных по родам, развитие навыков правописания родовых окончаний.Планируемые результаты:Предметные:1. Знать, что такое род имени прилаг...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение имён числительных» (УМК «Начальная школа XXI века», 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представления об изменении имён числительных по падежам.Планируемые результатыПредметные:1. Знать правила изменения имён числительных по падежам.2. Уметь определ...