Главные вкладки

    Технологическая карта урока русского языка «Изменение имён существительных по падежам» 4 класс
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Пошелюжная Галина Ивановна

    Тема: «Изменение имён существительных по падежам»

     

    Актуальная цель: создание условий для формирования представлений учащихся  падежных форм на основе знания вопросов и вспомогательных слов, формирование первичных умений изменять имена существительные по падежам в ходе смены видов учебной деятельности.

    Задачи:

    Обучающие: сформировать умение изменять имена существительные по падежам,   правильно определять падеж имён существительных в единственном и во множественном числе;

    Развивающие: способствовать развитию орфографической зоркости, речи, мышления;

    Воспитательные: создать условия для работы в парах,  группах; возбудить интерес к изучению русского языка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_russkogo_yazyka.docx33.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по русскому языку на тему:

    «Изменение имён существительных по падежам»

    4 класс

    Технологическая карта

    Тема: «Изменение имён существительных по падежам»

    Актуальная цель: создание условий для формирования представлений учащихся  падежных форм на основе знания вопросов и вспомогательных слов, формирование первичных умений изменять имена существительные по падежам в ходе смены видов учебной деятельности.

    Задачи:

    Обучающие: сформировать умение изменять имена существительные по падежам,   правильно определять падеж имён существительных в единственном и во множественном числе;

    Развивающие: способствовать развитию орфографической зоркости, речи, мышления;

    Воспитательные: создать условия для работы в парах,  группах; возбудить интерес к изучению русского языка.

    Планируемые образовательные результаты:

    Предметные: имеют представление о падежных изменениях имён существительных.

    Личностные: уметь по вопросам, словам – помощникам и предлогам определять падежи, окончание или форму имен существительных.

    Метапредметные УУД:

    Регулятивные: учатся осуществлять самоконтроль, самостоятельно выполнять задания.

    Познавательные: делают вывод по поставленной теме: «Изменение имён существительных по падежам»

    Коммуникативные: умеют склонять имена существительные по падежам.  

    Продукт деятельности: знают, что такое имя существительное, падежи (вопросы).

    Оборудование: учебник, тетрадь, доска, презентация в программе Nootebook, электронное приложение к учебнику CD- диск.

    Тип урока: урок Усвоения Новых Знаний

    Вид урока: ОИ, ЧП


                                                                                                                                    Ход урока

    Этапы урока

    Задачи

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Планируемые результаты

    (предметные, метапредметные, личностные)

    Организационно – мотивационный

    Задача: подготовка учащихся к работе на уроке.

    Создание положительной мотивации на уроке.

    -Здравствуйте, ребята.

    Я надеюсь, вы все готовы к уроку, и все пришли с хорошим настроением на урок?

    Готовы получать новые знания?

    Доброжелательный настрой на урок.

    Приветствие учителя.

    Готовность к уроку.

    Регулятивные УУД:

    • Создание условий для положительного настроя на урок, включение в деятельность.

    Актуализация знаний. Планирование деятельности.

    Задача: выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся, определение причин их возникновения.

    Открываем тетрадь.

    Записываем сегодняшнюю дату и классная работа.

    Введение в раздел.

    Открываем учебники. Прочитайте название раздела.

    - Что значит изменить слово?

    - Что получится в результате такого изменения: то же самое или новое слово?

    - А что изменится в слове?

    Откройте тетрадь.

    Запишите сегодняшнюю дату.

    Напишите «Классная работа».

    Языковая разминка.

    Комплексный анализ предложения.

    Открывают тетради. Записывают дату, классная работа.

    Открывают учебники, читают название раздела, размышляют и отвечают на вопросы связанные с новой темой.

    Поставить его в другую форму.

    То же самое слово.

    Окончание.

    Познавательные УУД:

    • Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, презентации.
    • Представлять информацию в виде схемы.
    • Выявлять сущность, особенности объектов.
    • На основе анализа объектов делать выводы.

    Создание проблемной ситуации

    Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы.

    Открытие новых знаний

    Задача: решение проблемы.

    Физкультминутка

    Формулирует задания, которые создают противоречия и приводят к проблеме.

    Что для вас является новым в названии раздела?

    – Какой вопрос возникает?

    – На основе вопроса и названия раздела запишите ключевые слова урока.

    Организация работы по решению проблемы по предложенному плану (алгоритму).

    Работа по учебнику.

    Наблюдение за словоизменением имён существительных.

    Упр. 116 – наблюдение за словоизменением слова цирк.

    Выполняется по заданию.

    – Сделайте вывод: что изменяется в слове цирк и для чего это нужно?

    Задание на CD – диске: отличие форм одного и того же слова от однокоренных слов.

    Два ученика работают у доски.

    – Сделайте вывод: чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?

    Упр. 118 – проверка собственных выводов.

    – Почему же меняется окончание в словах в предложении?

    – Что «помогает» применить разные окончания?

    Упр. 119 – постановка вопроса как основа для выбора окончания.

    Этапы работы:

    – чтение отрывка из басни;

    – дописывание окончаний карандашом в учебнике;

    – выписывание словосочетаний

    Что помогло выбрать окончание?

    Введение понятия падеж.

    1) Работа с текстом определения.

    – Прочитайте 1-ю часть определения до таблицы. Что вы узнали про падежи?

    – Посмотрите («прочитайте») 2-ую часть правила – таблицу. Сколько в ней столбцов? Назовите их.

    – Прочитайте вопросы, которые относятся к каждому падежу.

    !!! Проверьте свою внимательность. Один ряд называет падеж, а другой задаёт вопрос к этому падежу.

    – Прочитайте вопросы вместе со вспомогательными словами.

    – Вы догадались, почему эти слова называются вспомогательными?– А теперь я буду вам рассказывать грамматическую сказку про названия падежей, а вы будете находить в рамке на с. 110 этот падеж, хором проговаривать ещё раз название, вспомогательные слова и сами вопросы.

    Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.

    Родился – стал Родительный.

    Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательный.

    Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный.

    Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал

    Творительный.

     

    Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный.

    (В. Волина)

    Почему же у каждого падежа два падежных вопроса?

    С физминуткой я дружу

    Свою спину разогну.

    Руки кверху подниму,

    А потом их отпущу.

    А потом попрыгаю,

    Ножками подрыгаю.

    Ручками похлопаю.

    Ножками потопаю.

    Сяду я за партой стройно,

    Чтоб себя вести спокойно.

    Выявляют, проговаривают, осознают противоречие. Формулируют проблему в разных вариантах.

    Что такое падеж?

    Падеж, имя существительное.

    Выполняют задания по намеченному плану, закрепляют свои знания, проверяют себя с помощью учебника, объяснения учителя.

    Изменяется окончание имени существительного. Это нужно для связи слов в предложении.

    У форм одного и того же слова основа одинаковая, меняется только окончание, а у однокоренных слов изменяется основа.

    Ученики читают текст упражнения и отвечают на вопросы.

    Чтобы соединяться с другими словами.

    Разные вопросы к существительным.

    Читают басню и дописывают окончания.

    Проверяют по образцу на интерактивной доске.

    Вопрос.

    Что, падежей всего 6, и у каждого падежа присутствуют два вопроса.

    С ними легче задать вопрос, они помогают.

    Дети читают 1-ю строчку хором.

    Ученики читают 2-ю строчку.

    Чтение 3-й строчки.

    4-я строчка.

    5-я строчка.

    6-я строчка.

    К одушевлённым именам существительным можно поставить вопросы: кто? кого? кому? кем? о ком? К неодушевлённым именам существительным можно поставить вопросы: что? чего? чему? чем? о чём?

    Выполнение физкультминутки вместе с учителем.

    Регулятивные УУД:

    • Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
    • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
    • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Познавательные УУД:

    • умеют извлекать информацию из  презентации;
    • делают вывод по поставленной проблеме;

    Коммуникативные УУД:

    • умеют слушать и понимать других;
    • умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
    • умеют оформлять свои мысли в устной форме;

    Самостоятельное применение знаний.

    Задача: закрепление и проверка новых знаний и умений

    Дает задания проблемного характера для закрепления знаний и умений.

    Упр. 120 – развивается умение изменять имена существительные по падежам.

    Выполняется на доске под руководством учителя слова: кот, коты.

    Затем ученики самостоятельно изменяют по падежам слова: сосна, сосны.

    Выполняют задания.

    Дети, сначала все вместе, а после каждый индивидуально изменяют слова по падежам.

    Регулятивные УУД:

    • Учатся осуществлять самоконтроль, самостоятельно выполнять задания.

    Коммуникативные УУД:

    • умеют слушать и понимать других;
    • умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
    • умеют оформлять свои мысли в письменной форме;

    Итоги урока

    Задачи: обобщение и вывод по учебной проблеме

    Обобщение изученного материала.

    Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    Какие знания получили из данной темы? Чему научились?

    В чём испытали затруднения?

    Итоги. Обобщение. Рефлексия.

    Подводят итог урока вместе с учителем.

    Отвечают на поставленные вопросы.

    Задают интересующие вопросы.

    Регулятивные УУД:

    • умеют осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Инструктаж по выполнению домашнего задания

    Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания.

    Проведение инструктажа.

    А теперь запишем домашнее задание. Дома вам нужно будет выучить таблицу «Падежи» на стр. 110.

    Осмысление домашнего задания.

    Записывают домашнее задание.

    Задают вопросы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка: Изменение имён существительных по падежам (склонение). с презентацией для учащихся 3 класса

    Аннотация-Конспект  урока по русскому языку «Изменение имён существительных по падежам (склонение)» с презентацией для учащихся 3 классаЦель урока: Дать понятие о склонении имён существительных. ...

    Урок русского языка: Изменение имён существительных по падежам (склонение). с презентацией для учащихся 3 класса

    Аннотация-Конспект  урока по русскому языку «Изменение имён существительных по падежам (склонение)» с презентацией для учащихся 3 классаЦель урока: Дать понятие о склонении имён существительных. ...

    урок по русскому языку "Изменение имен существительных по падежам" 4 класс УМК "Школа 2100"

    урок по русскому языку 4 класс УМК "Школа 2100" - "Изменение имен существительных по падежам"...

    Технологическая карта урока. Русский язык. Тема: "Имя существительное родительного падежа" 4 класс

    УМК "Школа России" Планируемые  результаты  УУД Предметные,  метапредметные, личностные...

    Конспект урока по русскому языку "Изменение имён существительных по падежам" 3 класс, Перспективная начальная школа (ПНШ)

    Конспект урока по русскому языку "Изменение имён существительных по падежам" 3 класс, Перспективная начальная школа (ПНШ)....

    Русский язык."Изменение имён существительных по падежам." 3 класс.

    Систематизировать знания детей о склонении им. сущ.,. формировать умение определять падеж сущ. используя вопрос или предлог. Составлять и писать предложения, выделяя в них главные члены и указывая пад...