Конспект урока русского языка «Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Агафонова Светлана Владимировна

Конспект урока русского языка «Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка на тему:

«Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука»

Класс 3

Предмет: русский язык

Тема: Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука»

Цель: развивать умение отличать слова, в которых при сочетании согласных нет непроизносимого согласного, от слов, в которых в тех же сочетаниях согласных есть непроизносимый согласный.

Задачи:

- развивать умение правильно писать слова с этими орфограммами;

- активизировать словарный запас детей при подборе родственных слов;

- развивать речь учащихся при составлении текста-доказательства в процессе аргументации верности написания слов.

Планируемый результат.

Познавательные умения:

- анализировать написание слов с непроизносимыми согласными;

- использовать знания о корне при изучении орфограммы «непроизносимые согласные в корне».

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- использовать алгоритм проверки написания непроизносимой согласной;

- выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

- формировать высказывание, используя правило о правописании непроизносимых согласных;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Тип урока: урок закрепления новых знаний

Используемые методы, приемы, технологии обучения: системно-деятельностный подход, проблемно-диалоговое обучение, работа в парах, работа в группах.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

побуждающий от проблемной ситуации диалог, презентация к уроку, работа в парах, работа в группах.

Оборудование и основные источники информации: компьютер, проектор, презентация Microsoft Power Point, учебник для 3 класса по русскому языку Т.Г. Рамзаевой.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.                             Слайд 1.

Начинаем урок русского языка. Сегодня нам поможет девиз нашего урока, который подсказала мне мудрая сова. Прочитаем его вместе.

На доске открыт девиз урока

Перо пишет, а ум водит.

  • Как вы думаете, что сова хотела сказать нам этими словами? (Ум пригодится. Прежде, чем написать – нужно подумать)
  • Какие еще качества нужны в учении?
  • Сегодняшний урок позволит вам дальше развивать эти качества.

  • (Ум пригодится. Прежде, чем написать – нужно подумать)

(Усердие, трудолюбие, …)

Постановка проблемы урока

Ребята, у вас на столах лежат рабочие листы.  Найдите 1 задание  и прочитайте его про себя.

Текст:                                                                       Слайд 2.

Здра_ствуй,  со_нце  красное!

Здра_ствуй,  утро  ясное!

В  радос_ный, чудес_ный  день,

Заниматься  нам  не  лень.

О чем оно?

К кому обращаются? Как нужно прочитать.

- Вы прочитали текст, с пропущенными буквами. Смысл потерялся?

- Что–то было непонятно?

- А может здесь и не надо ничего писать?

- Какие знания вам понадобятся, чтобы правильно написать эти слова?

Пользуясь правилом, преодолеем опасное место в слове.                     Слайд 3.                                                                       (Называем слово и подбираем к нему проверочное)

Помогло ли правило?

Всегда ли в словах прячется непроизносимый согласный?

Какой вывод?

Ребята, мы встали перед проблемой!

- Теперь вы можете поставить цель нашего урока! Слайд 4.

- Прочитайте цель урока.

Какова тема нашего урока?

- Прочитайте тему урока.

Ребята, сегодня вы САМИ определили цель и сформулировали тему урока.

(О солнышке, об утре, о прелестном дне)

(Бодро, весело)

Нет.

Все понятно

Надо

Правило: чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным звуком в корне, надо подобрать такое проверочное однокоренное слово, чтобы этот звук оказался перед гласным и стал произносимым.

Ответы 2-3 учащихся.

Ответы учеников. (Здравствуй, солнце, здравствуй, радостный, чудесный)

В слове – чудесный - не нужно вставлять  букву, т.к. в проверочных словах нет непроизносимого согласного.

Да

Нет

Согласный  пишется не всегда

Ответы учащихся: когда нужно писать непроизносимый согласный, а когда нет, научиться отличать  слова с непроизносимым согласным звуком от слов, в которых его нет.

После появления на слайде хором прочитали.

Ответы учащихся: Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука.

После появления на слайде хором прочитали.

Работа в парах

Продолжаем  работу  в паре.                                       Слайд 5

Прежде, чем начнем,  для примера разберем слово опасный, используя алгоритм, который мы составили на прошлом уроке.

- Читаю опасный.

- Подбираю проверочные слова.

- Какие можно слова подобрать?

Какую букву вставим?

Какой вывод?

Теперь при работе в паре вы должны объяснить написание непроизносимого согласного друг другу. Также  нужно оценить  друг друга. Если ваш сосед правильно вставил букву и объяснил ее написание – поставьте ему +, если же не все вам было понятно, ответ был неполным - ?

1вариант – слово радостный, 2 вариант – слово известный.

- Поворачиваемся друг к другу:

первый вариант объясняет второму, а второй вариант объясняет первому.

Проверим, что у вас получилось.                           Слайд 6.

1 вариант проверяем (до правильного ответа)

Кто получил +

Кто получил ?

2 вариант проверяем (до правильного ответа)

Кто получил +

Кто получил ?

Ответы учащихся.  (Опасен, опасаться)

Не нужно вставлять, т.к. в проверочных словах нет непроизносимого согласного.

Не всегда пишется согласный

Поворачиваемся друг к другу:

первый вариант объясняет второму, а второй вариант объясняет первому.

Поднимают руки.

Слайд 7 Физкультминутка (выполняется под музыку)

Молодцы.  Ребята,  вы  выполнили часть работы и можете отдохнуть.

Если я назову слово, в котором встретится непроизносимый согласный звук, вы поднимаете руки вверх и хлопаете в ладошки. А если в слове все звуки произносятся, то выполняете  наклон  вперёд, доставая руками ступни ног. Называю слова: здравствуй, овраг, сердце, рукав, завистливый, вестник, капуста, свистнул, осень, лестница, поздно.

Слушают и выполняют упражнения

Самостоятельная работа

- Переходим к следующему этапу нашего урока.

- Я хочу узнать, как каждый из вас научился применять правило.

Для этого я предлагаю самостоятельную работу.

Также помните слова мудрой совы: Прежде, чем написать – нужно подумать.

Открываем тетради. Что вы должны сделать?

Кто будет комментировать?

Открываем учебник с.89 упр.2. Читаем задание.

Кто понял, что нужно сделать и хочет объяснить ребятам?

- Оцените себя, как вы справились с заданием. Если вы не допустили ошибок и доказали – поставьте +. Если были затруднения - ?

- Поднимите руки, кто поставил

себе ?

Значит, что нужно сделать?

У кого +?

Вы – молодцы! Но все равно с этим правилом вы еще будете работать.

Где полученные знания можно применить?

Какое задание ещё можно придумать к этому упражнению?

Я предлагаю составить предложение со словом капустница.

Запись под диктовку:

Бабочка  капустница  вредит  огороду.

Физкультминутка   Слайд 7 (Выполняется под музыку)

Самостоятельное использование алгоритма

(применение новых знаний)

групповая работа

Напомним правила работы в группе.                     Слайд 8,9

Каждой группе даются свои слова, ваша задача подобрать к ним синонимы с непроизносимыми согласными.

Что нужно знать, чтобы правильно подобрать такие слова?

Запишите  попарно эти слова. В скобках укажите проверочные слова.

Каждая  группа оценит свой ответ.

                                                                          Слайд 10,11,12

Оцените себя, как вы справились с заданием. Если вы не допустили ошибок и доказали – поставьте +. Если были затруднения - ?

- Поднимите руки, кто поставил

себе ?

Значит, что нужно сделать?

У кого +?

Вы – молодцы! Но все равно с этим правилом вы еще будете работать.

Где полученные знания можно применить?

Сделайте вывод, как проверить слова с непроизносимыми согласными в  корне  слова.

Продолжаем работу в группе.

Предлагаю задания на выбор. Эти задания разного уровня сложности.

Оформить работу.

Отступаю от предыдущей работы 2 строчки вниз. По середине строчки пишу-11 октября, на следующей строке – Классная работа

Дети объясняют задание и выполняют.

В письменной речи, при выполнении домашнего задания

Назвать части речи.

Составить предложения из этих слов. Обозначить орфограммы в словах предложения.

Бабочка  капустница  вредит  огороду.

Дети по цепочке называют орфограммы и части речи.

Дети вспоминают правила работы в группе.

Что такое синонимы?

Синонимы – это слова, близкие по смыслу.

печальный – грустный ( грустить)

весёлый – радостный ( нет радости)

захватывающий – интересный (интересен)

огромный – гигантский (гигант)

знаменитый – известный (вести)

правдивый – честный (честь)

гневный – яростный (ярость)

хмурая – ненастная (ненастье)

аппетитный – вкусный (вкусен)

Аргументируют  правильность своих ответов и оценивают себя.

 

Рефлексия учебной деятельности, самооценка

Вот и закончился урок. Наша работа была плодотворной.

Назовите ключевые слова урока.

 Что нового узнали на уроке?

 Какую цель мы ставили на уроке?

Оцените свою деятельность на уроке.                Слайд 12.

Продолжите предложение. Кому трудно – выберите слова-подсказки.

Учитель называет  оценки.

Объяснение домашнего задания.

упр.1 с.86

Урок окончен.

Согласные, непроизносимые, проверка, корень, звук, правило…..

Отвечают.

Научиться  отличать слова с непроизносимыми согласными в корне  слова  от слов, в которых его нет.

Деятельность учащихся.

Дети записывают в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Урок русского языка в 3 классе Правописание непроизносимых согласных в корне слова...

Конспект урока русского языка (обучение грамоте) 1 класс. "Твёрдый согласный звук [ ш ], буквы Ш, ш".

Конспект урока русского языка (обучение грамоте) 1 класс сопровождается мультимедийной презентацией....

Конспект урока русского языка 1 класс "Глухие и звонкие согласные звуки"

Конспект урока с применением современных образовательных технологий...

Конспект урока русского языка «Слова с буквой э, которые пришли в наш язык из других языков» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование общих представлений о словах с буквой э; наблюдение над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта; развитие речевого слуха.Планируемы...

Конспект урока русского языка 2 класс "Способы проверки парных согласных на конце слов и перед согласной"

УМК :Школа РоссииКласс 2Тема: Способы проверки парных согласных на конце слов и перед согласнойЦель: через исследование познакомить со способами проверки и правилом правописания парных согласных на ко...