Конспект урока " Заглавная буква в именах, фамилиях и отчествах людей"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Наталья Александровна Нестеренко

Урок-путешествие в страну "Грамматика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект открытого урока140 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа №10 г.Белореченска

(ГБОУ школа №10 г. Белореченска)

Тема. «Заглавная буква в фамилиях, именах, отчествах людей».

                                   

                                            Учитель Нестеренко Н.А.

г.Белореченск

2016г.

Основные   цели и задачи:

- сформировать умение писать имена собственные с  заглавной буквы;

- актуализировать способность к использованию изученного   правила  на письме;

- развивать навыки самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля;

- развивать орфографическую зоркость;

- развивать навыки каллиграфического почерка, внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать

- воспитывать интерес к учению, любовь к родному языку;

- воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;

-воспитывать желание оказать помощь одноклассникам, применять правила делового сотрудничества

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:

Личностные УУД: формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые ЗУН;

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения;

Познавательные УУД: осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, сравнения, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать имена собственные; писать имена собственные с заглавной буквы; применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий.

  Оборудование: дневники наблюдений (рабочие листы), музыкальное сопровождение, карточки, компьютер

  Форма урока: урок-путешествие.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности. (Слайд №1)

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством поддержания в них веры в свои силы.

На дворе стоит зима,

Вся сиянием полна.

Повернем мы все лицо на окно

И вдохнем зимний воздух заодно.

А сейчас вы повернитесь все в конец,

Подарите вы гостям улыбки, наконец.

Ну а теперь, тихонечко садитесь

И в работающих учеников обратитесь.

- Я знаю, что вы любите путешествовать? Да.

- А хотите  опять отправиться в путешествие?

- Путешествие можно совершить и пешком, и на каком – нибудь транспорте. А на каком транспорте мы отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадайте загадку:

Братцы в гости снарядились,

Друг – за другом уцепились,

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок. (Паровоз)

- Правильно, паровоз. (Слайд №2)

- Мы отправимся в путешествие в волшебную страну «Грамотного письма».

 - Отправляясь в путешествие, мы возьмем с собой  наши Знания, Умения, Навыки. - Ребята, каждому путешественнику я раздам билетик   (Учитель демонстрирует и раздает билетики).

-  Скорее в путь, мои друзья. (Звучит музыка из м/ф «Паровозик из Ромашкова»)

 2. Самоопределение к деятельности.   (Слайд №3)

Цель:

1) определить содержательные рамки урока (имена собственные);

2)  согласовать тему и цель

- А вот и первая остановка. Перед нами  волшебный лес, он полон сказок и чудес.  На деревьях здесь растут необычные «плоды». Что это? (Это буквы)

- А что общего у всех букв волшебного леса? (Они все большие)

- Такие буквы называются  - Заглавная, прописная.

- Вспомните, что вы знаете о заглавных буквах (Пишутся в начале предложений)

3. Актуализация знаний.  Чистописание.

- Назовите и покажите букву Л.

- Вспоминаем правила письма:

Ручку правильно держу, тетрадь наклонно положу.
Сяду прямо, не согнусь – за работу я возьмусь.

- Проговариваем алгоритм написания заглавной буквы Л:Ставлю ручку чуть выше нижней линии рабочей строки, закругляю вниз, вправо, поднимаю прямую наклонную линию, пересекаю верхнюю линию рабочей строки, по написанному опускаю прямую наклонную линию, закругляю вправо, касаюсь нижней линии рабочей строки ,поднимаюсь вверх до середины. (Письмо в воздухе с проговариванием)

- откройте тетради и пропишите заглавную букву Л. (Дети записывают букву)

- пропишите самостоятельно заглавную букву Л. (Корректировка написания букв индивидуальная).

4. Физминутка «Паровозик».

-  Ребята, пока мы записывали буквы, Лесная фея играла в «Слова» и вот какие слова  она составила: Марина, Игоревна, лиса, Орехова.

- Назовите лишнее слово (Лиса)

- Почему? (Остальные слова ФИО людей)

- Тема нашего урока: Заглавная буква в именах, фамилиях и отчествах людей.

 

 5.  Заглавная буква в именах людей. (Слайд №4)

- Наш паровозик приехал на  сказочную полянку. Пассажиры любовались порхающими бабочками и, конечно же,  ромашковым ковром. Но вот беда, два пассажира забыли, как их зовут и не могут сесть в поезд. Давайте поможем им вспомнить свои имена, прочитаем на слайде. (Мария, Леонид)

- У каждого из нас есть имя. Имена людей пишутся с заглавной буквы. У нас в классе есть Полина, Лера, Саша Сергей.

-  Запишите в тетрадь свое имя, подчеркните заглавную букву в  именах.

- Ребята, а многие сказочные герои тоже имеют имена. (Слайд №5)

 - Сейчас, мы разгадаем сказочный кроссворд и узнаем имена героев.  (Загадки)

1) "В чашечке тюльпана на зелёном листике сидела девочка. Она была маленькая – маленькая, всего в один дюйм. Её так и прозвали … (Дюймовочка)

2)Мальчик – луковка    Он в Италии родился,

   Он своей семьей гордился.

   Он не просто мальчик-лук,

   Он надежный верный друг. (Чиполлино)

3)Длинноносый деревянный мальчик, вырезанный из полена папой Карло.(Буратино)

4)Мультперсонаж, имя которого произошло от слова «чебурахнуться» - упасть.  Друг крокодила Гены. (Чебурашка)

5)Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: "Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня (Снегурочка)

6) Девочка с голубыми волосами.

Она дружила с самим Буратино, зовут ее просто, ребята, …..(Мальвина).

7) Она красива и мила , имя ее от слова «зола». (Золушка)

Слайд №6.

   Таня, Ваня, Петя, Галя,

   Лена, Нина, Мила, Валя,

   Коля, Ира, Алексей

   И Сережа и Андрей!

   Никогда не забывайте –

   Имя буквой выделяйте!

- Делаем ВЫВОД: Имена людей пишутся с заглавной буквы.

6. ФИЗМИНУТКА для глаз. (Слайд №7)

7. Заглавная буква в отчествах людей. (Слайд №8 -10)

 - Вот мы и подъехали к сказочной школе.  Незнайка решил написать имя своего учителя. Вот что у него вышло (Моего учителя зовут михаил)

- Ребята, как вы думаете, все ли верно записал Незнайка?

- А как следует обращаться к взрослым? (По имени и отчеству).

- Назовите имя и отчество вашего учителя.

- Составьте пары. Словам из 1 столбика найдите пару из 2 столбика. (Карточки раздать ученикам)

Составьте пары. Словам из 1 столбика найдите пару из 2 столбика.

Виктор                                   Игоревич

Василий                                Алексеевич

Алексей                                Юрьевич

Юрий                                    Викторович

Ирина                                    Васильевич

- Что записано в этих столбцах? (Имена людей – в 1-м столбике, а во 2-м столбике – отчества людей)

- Попробуйте составить пары 1-го столбика со вторым, нужно соединить стрелочками.

- А какую ловушку я вам приготовила?

- Ирина – женское имя, Игоревич – отчество, образовано от имени Игорь.

- Какой вывод мы можем сделать? (Отчества образуются от мужских имен и пишутся с заглавной буквы).

- Сравним ваш вывод с выводом на слайде. (Слайд №11) (выключить доску)

8. Заглавная буква в фамилиях людей.

- Ребята, назовите свои имена.

- Но еще у каждого из нас есть  фамилия, назовите их. (Дети называют свою фамилию)

- Слово "фамилия" означает то, что и семья, есть фамилии, которые образовались от названий животных, например,  Зайцев.  

- Давайте отгадаем фамилию наших героев. Фамилия наших героев образовалась от названия животного ВОЛК. (Волковы).

– Делаем вывод, как же будете писать фамилии? (С заглавной буквы).

 9. Повторение и подведение итогов урока. (Слайд №12)

Цель: организовать повторение изученных правил на уроке; закрепить в речи новые случаи употребления заглавной буквы в именах собственных.

- возьмите свои билетики и подпишите его, указывая свою фамилию, имя и отчество.

Слайд №13.

- Вот и заканчивается наше путешествие. Вы очень хорошо поработали.

- Итак, скажите, как пишутся имена, фамилии, отчества людей? 

Карточки с заданием. Заглавная буква в фамилиях, именах, отчествах людей.

Составьте пары. Словам из 1 столбика найдите пару из 2 столбика.

Виктор                                   Игоревич

Василий                                Алексеевич

Алексей                                Юрьевич

Юрий                                    Викторович

Ирина                                    Васильевич

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составьте пары. Словам из 1 столбика найдите пару из 2 столбика.

Виктор                                   Игоревич

Василий                                Алексеевич

Алексей                                Юрьевич

Юрий                                    Викторович

Ирина                                    Васильевич

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составьте пары. Словам из 1 столбика найдите пару из 2 столбика.

Виктор                                   Игоревич

Василий                                Алексеевич

Алексей                                Юрьевич

Юрий                                    Викторович

Ирина                                    Васильевич

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составьте пары. Словам из 1 столбика найдите пару из 2 столбика.

Виктор                                   Игоревич

Василий                                Алексеевич

Алексей                                Юрьевич

Юрий                                    Викторович

Ирина                                    Васильевич

                 Юный путешественник

               

                         Фамилия _____________

                          Имя________________

                       Отчество______________

                          Юный путешественник

               

                         Фамилия _____________

                          Имя________________

                       Отчество______________

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заглавная буква в именах, фамилиях и отчествах людей.

Конспект урока русского языка в 1 классе....

Большая буква в именах, фамилиях и отчествах людей.

Презентация к конспекту урока русского языка "Заглавная буква в именах, фамилиях и отчествах людей"...

Конспект урока "Заглавная буква в именах сказочных героев"

Учащиеся научатся писать имена сказочных героев с заглавной буквы; применять полученные знания при выполненнии нестандартных заданий....

Карточки_Большая буква в именах, фамилиях и отчествах людей

Карточки по теме "Правописание заглавной буквы в именах, фамилиях и отчествах людей" для уроков в 1 классе....