Распознание проверяемых и проверочных слов.Проверка парных согласных
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Клочан Елена Николаевна

 

 

Цели урока:  Знакомство  со способом проверки парных  согласных в корне.

Задачи урока:

Обучающие: Составить алгоритм проверки парных согласных и применить его.

Развивающие:

Развивать навыки самостоятельного поиска решения поставленной задачи;

Развивать логическое и творческое мышление через умение анализировать, сравнивать и делать выводы;

Развивать умение слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения и обосновывать разные позиции.

Воспитывающие

воспитывать  чувства взаимопомощи и сотрудничества при работе;

- воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе.

Тип урока: открытие нового знания.

Формы организации учебной деятельности: парная, групповая, индивидуальная и фронтальная.

Методы обучения: практические, словесные, наглядные, индуктивные.

Оборудование: учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 2 класс 1 ч., рабочая тетрадь,  карточки, альбомные листы для составления алгоритма, клей, аудио запись,  презентация.

Планируемые результаты  урока:

Личностные:

- умение проявлять учебно – познавательный интерес к учебному заданию;

- умение применять на практике свои знания;

- адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.

Метапредметные:

  Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач;

- строить речевое высказывание в устной и письменной  форме;

- осуществляют анализ объектов, выделять главное, проводить сравнение, классификацию по разным   критериям;

 Регулятивные :

-формировать умение принимать учебную задачу урока;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

­­- умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том  числе во внутреннем плане;

­- вносить  необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

- учитывать разные  мнения и стремиться  к координации различных позиций в сотрудничестве;

­­- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-использовать речь для регуляции своего действия.

Предметные:

   Научатся:

- самостоятельно осуществлять проверку сомнительные  написания парных по глухости  и звонкости согласных звуков;

- соотносить  произношение и написание парного по глухости и звонкости согласного звука в корне  слова;

- подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов

Оборудование: карточки с изображением букв, карточки с заданиями (№1), карточки с заданиями (№2),буквы,вырезные;ноутбук.

Планируемые результаты

(личностные, метапредметные, предметные)

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности обучающихся

Инструментарий

Этап 1: Мотивация к учебной деятельности.

 

 

 

регулятивная

познавательная

коммуникативная

 

Личностные:

- учебно – познавательный интерес к учебному заданию;

 

Метапредметные:

 

 Познавательные :

умение принимать учебную задачу;

- осуществление решения учебной задачи под руководством учителя;

 Регулятивные:

­- выполнение учебного задания в соответствии с поставленными  задачами;

Коммуникативны:

­- использовать речь для регуляции своего действия.

выражение собственного мнения, аргументирование его с учетом ситуации общения;

Предметные:

- анализ элементов букв

 

  Мотивация к учебной деятельности посредством анализа пословицы: «Мудрым никто не родился, а научился».

Как вы понимаете эту пословицу?

Легко ли учиться?  Объясните.

 

«Звучит звук вьюги, метели, показ слайда с изображением узора на окне.

Что вы можете сказать, глядя на слайд?

 

- Мы сейчас попробуем выполнить  узор в тетради.

 - Откройте тетради, запишите число.

Минутка чистописания

 

 

 

 

 

 

Принимают и сохраняют учебную задачу

 

Анализируют и объясняют  пословицу.

 

Решают задачу известным способом,

анализ информации

Строят высказывания в устной форме

Слайд №1

 Пословица на доске

 

 

 

 

 

 

Слайд №2

Сказка, сказочка сказочник.

Сказка мёд-так и течёт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап 2: Актуализация знаний и пробное учебное действие

 

Личностные:

- учебно – познавательный  интерес к учебному заданию;

 

Метапредметные:

 Познавательные:

-сравнение, классификация по разным критериям

 

Регулятивные:

-умение принимать учебную задачу урока,

-умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

 

Коммуникативные:

- формулирование и аргументирование своего мнения в коммуникации;

 

Предметные:

- умение классифицировать парные согласные по глухости и звонкости.

Игра «Зоопарк»

-Составьте  словосочетания.

Покажите карточку с буквой, которую надо написать в конце слова

 

Принимают учебную задачу урока, учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

 

Анализируют, сравнивают буквы.

 

Формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации;

 

-организуют взаимодействие в парах.

 

Слайд №3-4

Слова:медведь, ёж,  верблюд, леопард, волк,

гусь, лев, слон.

 

3.Выявление места и причины затруднения.

 

Личностные:

- интерес к решению проблемы

Метапредметные:

 • Познавательные:

- формулирование проблемы,

речевое высказывание в устной форме;

 -осуществление анализа способов проверки сомнительных написаний

Регулятивные:

­- выполнение учебного задания в соответствии с поставленными  задачами;

Коммуникативные:

­- формулирование и аргументирование своего мнения в коммуникации;

 

Предметные:

фиксирование во внешней речи причину затруднения

Какое затруднение вы испытали?

Почему это произошло?

 

Осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Строят речевое высказывание в устной форме.

 

Формулируют проблему, подводят под понятие.

 

Формулируют свои мысли, строят высказывания.

договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

 

 

4.Построение проекта выхода из затруднения.

 

Личностные:

- проявление учебно – познавательного интереса к учебному заданию;

- применение на практике своих знаний.

- формулирование темы и цели урока;

Метапредметные:

 • Познавательные:

-формирование умения принимать учебную задачу урока;

-  построение логической цепочки рассуждения;

- самостоятельное нахождение способов и путей решения проблемы;

 Регулятивные:

­- выполнение учебного задания в соответствии с поставленными  задачами;

Коммуникативные:

­- формулирование и аргументирование своего мнения в коммуникации.

Предметные:

- произношение звонких и глухих согласных в корне.

- подбор проверочных слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов.

 

Какова цель урока? (узнать правило как писать парную согласную в корнях слов)

- Как называется опасное место в слове? (это орфограмма)

-С какой орфограммой мы будем сегодня работать?
- назовите тему урока?
Вывод: Проверка парных согласных в корнях слов.

Что нам необходимо знать, чтобы правильно писать слова с  парными согласными в корне?

Организует работу в группе по составлению алгоритма  для достижения

учебной задачи.

Выдает конверт с разрезанным алгоритмом, альбомный лист и клей.

  -Прочитайте, проанализируйте шаги алгоритма, составьте порядок проверки парных согласных.(каждая группа представляет свой алгоритм)

 

Проявляют познавательную активность.

 

Составляют план

достижения цели и

определяют средства,

аргументируют свои высказывания, делают выводы.

 

Выдвигают гипотезы  и их обоснование.

 

Формулируют тему урока и определяют задачи.

 

-Участвуют в обсуждении учебной задачи

-формулируют свои мысли, строят высказывания.

договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Альбомный лист, конверт с разрезанным алгоритмом, клей

 

 

 

5. Реализация построенного проекта.

 

Личностные:

 

Метапредметные:

Познавательные:

-  построение логической цепочки рассуждения;

нахождение способов и путей решения проблемы;

Регулятивные:

­- умение принимать и сохранять учебную задачу;

- внесение  необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

-умение осуществлять пошаговый контроль

 Коммуникативные:

­- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

­- согласование  позиции с партнерами и находить общее решение.

 

Предметные:

-проверка парных слов по алгоритму

- Пользуясь составленным алгоритмом.

 –-подберите проверочные слова, вставь букву (работа по парам)

   Дуб  - дубы

    Ёрш – ерши

    Камыш  - камыши    

    Шкаф-шкафы
  Глаз-глаза

     Круг-круги. (проверка)

 

Предлагает работу в группе. Слайд 7

Работа по карточкам.

 

Проводит проверку работы каждой группы. (объясняют написание )

Осуществляют самопроверку, выявляют и корректируют возможные затруднения;

 

осуществляют анализ способов проверки сомнительных написаний

Анализируют, сравнивают полученные результаты

 

Взаимодействуют  в группе, договариваться.

 

Слайд №5Алгоритм:


1)Подберу однокоренное слово, в котором после проверяемого согласного слышится гласный звук.

 

2)Выделю корень в словах.

 

3)Сравню написание корней.

 

4)Вставлю пропущенную букву в проверяемое слово.

Слайд 6-работа по карточкам: Дуб  - дубы  ёрш – ерши  камыш  - камыши       шкаф-шкафы,глаз-глаза ,круг-круги. (проверка)

Слайд   №7Карточки с группой слов

1 группа: гла..  коло..

2 группа: са..,   ки..

3 группа:  сугро..,   кло..

4 группа: клю..,    шка..

5 группа: утю..,   пол..

6 группа: мор..,   шала...

 

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 

Личностные:

- применение на практике своих знаний.

 

Метапредметные:

 Познавательные УУД:

- умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

 

 Регулятивные:

­- выполнение учебного задания в соответствии с поставленными  задачами;

 Коммуникативные:

- формулирование и аргументирование своего мнение в коммуникации;

 

Предметные:

-умение подбирать проверочные слова по алгоритму

 

Прочитайте правило. С.20

Предлагает работу индивидуально  (упр №31,проверка)

-Найдите слово из второй группы, у котором парный согласный перед другими согласными произносится так же.как пишется(Березняк)

-Назовите непарные согласные(н,р,й,м,л)

Прочитайте правило от тётушки совы

-Упр 32 Объяснение пословиц-устно

-Напишите пословицу одну по памяти, (проверка)

А сейчас я предлагаю вам  физкультминутку

 

Осуществляют самоконтроль, коррекцию.

 Принимают и сохраняют учебную задачу.

Строят речевое высказывание в устной и письменной форме.

Сотрудничают в паре,

-планируют учебное сотрудничество.

- формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации;

 

упражнение  №31

н,р,й,м,л

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют музыкальную физкультминутку

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
 

Личностные:

- применение на практике своих знаний.

 

Метапредметные:

 Познавательные:

-  построение логической цепочки рассуждения;

- самостоятельное нахождение способов и путей решения проблемы;

 Регулятивные:

­- выполнение учебного задания в соответствии с поставленными  задачами;

Коммуникативные:.

 

Предметные:

- самостоятельная  проверка сомнительного написания звуков

- подбор проверочных слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов

 Предлагает работу по учебнику

- Будем работать самостоятельно.

Упр. №33

-Прочитайте задание.

-Какой этап алгоритма уже выполнен?

-Выполните задание по учебнику,
записывая их в тетрадь.

 

Проверьте правильность по слайду. №8
 

Осуществляют самопроверку, выявляют и корректируют возможные затруднения

Самостоятельно находят способы и пути решение

 

 

Слайд 8

Учебник стр21,упр 33

выполняют карандашом

 (по парам)

 

 

 

 

 

 

 

8. Включение в систему знаний и повторения.
 

Личностные:

- проявление учебно – познавательного интереса к учебному заданию;

- применение на практике своих знаний.

 

Метапредметные:

Познавательные:

 - умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

-  самостоятельное нахождение способов и путей решения проблемы;

 Регулятивные:

­ - осуществление итогового контроля по результату.

Предметные:

- самостоятельная  проверка  написания звуков.

-Игра «Доскажи словечко и подбери проверочное слово»
1) Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется … (глаз).
2) Всё перетрут терпение и … (труд).
3) Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший …(друг).
4) Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне всё стук, да стук. (гвоздь)
5) Под сосною у дорожки,
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы. (гриб)
-запишите слова, в которых букву нужно проверить

 

Дополнительно

Р.Т.  с. 14-15 упр 28,упр 29

Осуществляют итоговый контроль по результату.

Строят речевое высказывание в устной и письменной форме.

Используют речь для регуляции своего действия.

Загадки, пословицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №9

Запись  слов-лес,завод,столб,морж,берег,

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Личностные:

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Метапредметные:

 Познавательные :

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и форме.

Коммуникативные :

­- умение излагать свое мнение и позицию

Предметные:

- умение самостоятельно применять правило проверки парного согласного в корне, - работать с учебником

- Какую цель ставили?

- Как действовали?

-Продолжи высказывание:

Сегодня я узнал…

Мне удалось научиться …

Я порадовался тому, что..

Могу похвалить себя за…и своих одноклассников за…

 

 

 

Домашнее задание: стр14,упр 27,учеб. С.20-21-выуч.правило

 2. составить  кроссворд  на изученную орфограмму.

 

 

Контролируют и оценивают результаты своей деятельности.

 

Формулируют  и аргументируют своё мнение.

 

Слайд  10

Я узнал…

Мне удалось научиться …

Я порадовался тому, что..

Могу похвалить себя и своих одноклассников за…

       

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_30.01.2017.pptx251.46 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пословица «Мудрым никто не родился, а научился».

Слайд 2

Чистописание Сказка, сказочка,сказочник . Сказка мёд -так и течёт.

Слайд 3

Игра-зоопарк Неуклюжий….. колючий….. горбатый…… длинный…. пятнистый…… зубастый…. важный….. царственный…. огромный……..

Слайд 4

Проверка Неуклюжий медведь Колючий ёж г орбатый верблюд д линношеий жираф п ятнистый леопард з убастый волк в ажный гусь ц арственный лев о громный слон

Слайд 5

Алгоритм 1)Подберу однокоренное слово, в котором после проверяемого согласного слышится гласный звук . 2)Выделю корень в словах. 3)Сравню написание корней. 4)Вставлю пропущенную букву в проверяемое слово

Слайд 6

Задание №1 Ду б - дубы Ёр ш – ерши Камы ш - камыши Шка ф -шкафы Гла з -глаза Кру г -круги

Слайд 7

Задание №2 Гла з -коло с са д -ки т сугро б -кло п клю в -шка ф утю г -пол к моро з -шала ш

Слайд 8

Упражние №33 Ниточка-нитка,рыбка-рыбы,лодочка лодка,ногти-ноготь,сказка-сказочка,морковный-морковь .

Слайд 9

Задание №3 Лес, завод, морковный, столб, тетради, морж, огородник, берег, грибок, ложка .

Слайд 10

Рефлексия -Я узнал… -Мне удалось научиться … -Я порадовался тому, что… -Могу похвалить себя и своих одноклассников за…

Слайд 11

Домашнее задание 1.Р.т-стр14,упр 27;учеб. с.20-21-выуч. правило 2. Составить кроссворд на изученную орфограмму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа "Правописание парных согласных" 2 класс

звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова...

Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных

Педагогические целиСпособствовать развитию умения различать парные звонкие и глухие согласные; создать условия для ознакомления со словами, требующими проверки и проверочными...

Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных.

Русский   языкТема: Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. Цель: развивать умения распознавать в корне букву, которая требует проверки (орфограмму), и ...

Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных

Русский язык 2 класс Тема: "Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных"...

Проверочная работа "Правописание парных согласных" 2 класс

Проверочная работа "Правописание парных согласных" 2 класс...

Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных.

Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных....

Русский язык. «Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных»

Русский язык. «Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных»...