Конспект урока по русскому языку "Развитие умения ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях, и в предложениях с прямой речью" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Луканин Юрий Кимович

Урок игра - сказка "Цветик - семицветик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока52.2 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Форма: урок-игра по сказке «Цветик-семицветик»

Тема урока: Развитие умения ставить знаки препинания в простом и сложном

                     предложениях, и в предложениях с прямой речью. (Школа 2100)

Цель: упражняться в умении ставить знаки препинания в простом и сложном

          предложениях, и в предложениях с прямой речью.

Тип урока: обобщение и систематизация полученных знаний.

Оборудование: пакеты с заданиями, записи на доске, цветик-семицветик,  

                          лепестки с буквами, запись песни

Ход урока:

  1. Оргмомент

Прозвенел  звонок,

Позвал на урок

Каждого ученика

На урок русского языка.

  1. Введение в тему урока.

(звучит песенка из телепередачи «В гостях у сказки»)

        Вы любите сказки? Вы любите и играть, правда?

        Сегодняшний урок у нас необычный. Это будет урок-игра по сказке. А по какой сказке вы сами, я думаю, скажите.

Послушайте  небольшой отрывок из сказки (учитель читает отрывок из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»)

Жила девочка Женя. Однажды послала её мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика.

Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А сзади тем временем пристала незнакомая собака, да все баранки одну за другой и съела. Сначала съела папины с тмином, потом мамины с маком, потом Женины с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали что-то чересчур легкие. Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, и облизывается.

- Ах, вредная собака! - закричала Женя и бросилась ее догонять.

Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась. Видит – место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоят маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала.

Вдруг откуда ни возьмись - старушка.

- Девочка, девочка, почему ты плачешь?

Женя старушке все и рассказала.

Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик и говорит:

- Ничего, не плачь, я тебе помогу. Правда, баранок у меня нет и денег тоже нет, но зато растет у меня в садике один цветок, называется - цветик-семицветик, он все может. Ты, я знаю, девочка хорошая, хоть и любишь зевать по сторонам. Я тебе подарю

цветик-семицветик,

У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.( а вы помните какие цвета относятся к теплым, какие к холодным, а какие к нейтральным?)

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

          Сегодня Цветик-семицветик поможет вспомнить всё, что мы знаем о предложениях. А какие предложения вы знаете? (ответы детей).

           Цель одна – выполнять верно задания. За каждое выполненное задание вы будете закрашивать лепесток у цветика-семицветика, который лежит у каждого на столе. Если задание выполнено без ошибок, то лепесток закрасите зеленым цветом, если  1 – 2 ошибки то желтым, если 3 и более, то красным. Вот в конце урока и посмотрим, каких лепестков у вас будет больше. А на доске у нас будут появляться лепестки с буквами.

 

  1. Работа над темой урока.

Отрываем первый лепесток.

КРАСНЫЙ ЛЕПЕСТОК «ДАВАЙ ПОРИСУЕМ»

Задание: я читаю предложения, ваша задача определить, какое оно.

Соответствующий прямоугольник вы закрашиваете. Подобное задание вам знакомо.

  1. Заря прощается с землёю, ложится пар на дне долин.
  2. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую комнату.
  3. «Воздух в шаре остыл», – объяснил Незнайка.
  4. Зеркальце в ответ: «А царевна всё ж милее, всё ж румяней и белее».
  5. Ветер гудел и с шумом гнал волны. 
  6. В тот же миг Снежная королева подхватила его, и они взвились и сели на чёрную тучу.

Предложения с прямой речью

Простые предложения

Сложные предложения

1

2

3

4

5

6

Ребята получают лепесток. (М)

ОРАНЖЕВЫЙ ЛЕПЕСТОК «ВСПОМНИ»

Задание: будем вспоминать теоретический материал. В предложениях пропущены слова. Догадайтесь, какие и впишите их в предложения. Результат проверим по цепочке.

  1. Предложения с прямой речью состоят из (слов автора и прямой речи)
  2. Между частями сложного предложения на письме ставится (запятая)
  3. Если однородные члены соединены без помощи союзов, то запятая (ставится)
  4. Прямая речь на письме всегда заключается (в кавычки)
  5. Прямая речь в предложении может находиться (перед словами автора и после слов автора)
  6. После прямой речи перед словами автора ставится (запятая и тире)
  7. После слов автора перед прямой речью ставится (двоеточие)

Ребята получают лепесток. (Л)

ЖЁЛТЫЙ ЛЕПЕСТОК «ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ»

Задание: на доске схемы предложений. В них пропущены знаки препинания. Вы должны их поставить в нужное место

П   а      

А   п

 _  =

 _  _  =

 _  =     а    _  =

  Ребята получают лепесток. (Ы)

ЗЕЛЕНЫЙ ЛЕПЕСТОК «РЕБУСЫ»

Задание: разгадайте ребусы.

        

_____________             

        

        

 Ребята получают лепесток. (О)

ГОЛУБОЙ ЛЕПЕСТОК «ПОИГРАЕМ»

Здесь рассыпаны части предложений с прямой речью. Найдите где слова автора, а где прямая речь и составьте предложения с прямой речью так, что бы получился текст

1) Сегодня утром Петя объявил всем

2) сказал он

3) учитель спросил

4) гордо ответил Петя                                              

а) Пять!

б) А сколько будет, если сорок два разделить на семь?

в) Например, шестьдесят три разделить на семь, будет восемь

г) Я выучил таблицу умножения

Сегодня утром Петя объявил всем: « Я выучил таблицу умножения».

«Например, шестьдесят три разделить на семь, будет восемь», - сказал он.

Учитель спросил: «А сколько будет, если сорок два разделить на семь?»

«Пять!» - гордо ответил Петя.

Ребята, вы ничего необычного не заметили?  (Петя не верно отвечает)

Ребята получают лепесток. (О)

СИНИЙ ЛЕПЕСТОК «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»

Задание: послушайте предложения. Определите на слух, каким является каждое предложение. Составьте схему каждого предложения.

  1. Тут за дверью снова раздались шаги и послышался чей-то шёпот: «Где он?»
  2. Кончился дождь, и высохли капельки воды на листьях.
  3. Вдали стоит дубовый лес.
  4. «Терпеть не могу зубной порошок», – проворчал Незнайка.
  5. Заяц грызёт сладкую морковку, оголяет стволы.

Ребята получают лепесток. (Д)

ФИОЛЕТОВЫЙ ЛЕПЕСТОК «РЕШИМ КРОССВОРД»

Задание: решить кроссворд. Для выполнения этого задания вам нужно разделиться на группы.  Давайте повторим правила работы в группе.

п

о

д

л

о

п

о

с

т

е

с

т

п

р

е

д

л

о

ж

е

н

и

е

р

о

н

о

ч

а

о

р

я

с

о

ж

к

щ

в

е

м

т

р

н

а

е

а

а

о

о

о

е

я

е

д

е

н

ы

е

                                           

1.Речь, переданная дословно от имени говорящего.

2.Предложение с одной грамматической основой.

3.Члены предложения, относящиеся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос и являются одной и той же частью речи.

4.Предложение с двумя и более грамматическими основами.

5.Знак препинания в конце предложения.

6.Главный член предложения.

7.Она состоит из главных членов предложения. В предложениях она грамматическая.

8.Знак препинания, похожий на математический знак арифметического действия.

Ребята получают лепесток. (Ц)

Посмотрите на ваши цветочки.

Каких лепестков больше?

Все ли у вас получалось?

Что понравилось на уроке больше всего.

  1. Итог урока.

Составьте слово из собранных букв. Урок наш заканчивается. Вы действительно молодцы. И напоследок составьте любые предложения с получившимся словом.

Спасибо за урок!

(звучит песенка из телепередачи «В гостях у сказки»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе по теме:"Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложении с прямой речью"

Представлен подробный конспект урока ро русскому языку, 4 класс " Школа  2100". Данный урок может быть  проведен с использованием мультимедийного устройства....

Урок русского языка «Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью». 4 класс.

Урок русского языка «Развитие умения ставить знаки препинания в простом               предложении, сложном и в предложениях с...

Урок русского языка "Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, в сложном и в предложениях с прямой речью."

Урок русского языка "Развитие умения ставить знаки препинания в простом     предложении, в сложном и в предложениях с прямой речью."...

Урок русского языка "Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, в сложном и в предложениях с прямой речью."

Урок русского языка "Развитие умения ставить знаки препинания в простом     предложении, в сложном и в предложениях с прямой речью."...

Урок русского языка в 4 классе " Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, в сложном и в предложениях с прямой речью".

Тема: " Развитие  умения  ставить знаки препинания в простом предложении,  в сложном и  в предложениях с  прямой  речью".   Цели:Развитие умения различать...