Главные вкладки

    Открытый урок по русскому языку 4 класс "Окончания имен существительных в форме множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах"
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Кулешова Викторина Станиславовна

    Урок по русскому языку в рамках программы "Школа России", 4 класс.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта  урока в 4 классе

    Русский язык 25.01.2017

    Учитель: Кулешова Викторина Станиславовна

    Тема урока: «Правописание окончаний имен существительных в форме множественного числа дательного, творительного и предложного падежей».

    Задачи:

    • развивать умение находить безударные окончания в именах существительных множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах;
    • учить образовывать формы разных падежей имен существительных множественного числа;
    • учить правильно употреблять имена существительные во множественном числе.

    Планируемые результаты:

    Личностные:

    • объективно оценивать и стремиться реализовывать свои потенциальные возможности;
    • адекватно оценивать свои действия;
    • осознавать значимость изучения русского языка.

    Метапредметные:

    • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
    • получать информацию на основе наблюдения и исследования;
    • делать выводы на основе анализа и сравнения;
    • проводить самооценку, участвовать во взаимооценке.

    Предметные:

    • устанавливать наличие безударных окончаний в именах существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах;
    • обосновывать написание безударных окончаний имен существительных в форме множественного числа родительного падежа;
    • определять падеж имен существительных в форме множественного числа;
    • составлять словосочетания;
    • составлять предложения на основе словосочетания.

    Оборудование:  учебник, карточки с заданием для работы в парах, предметные картинки (иллюстрации), таблица падежных окончаний множественного числа Д.п., т. п., П.п..

    Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

    Образовательная технология: технология проблемно-диалогического обучения



    Предварительный просмотр:

    Урок № 67

     

    Тема: «Правописание окончаний имен существительных в форме множественного числа дательного, творительного и предложного падежей».

    Тип: урок «открытия» нового знания

           Задачи:

    • развивать умение находить безударные окончания в именах существительных множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах;
    • учить образовывать формы разных падежей имен существительных множественного числа;
    • учить правильно употреблять имена существительные во множественном числе.

    Планируемые результаты

    Предметные:

    • устанавливать наличие безударных окончаний в именах существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах;
    • обосновывать написание безударных окончаний имен существительных в форме множественного числа родительного падежа;
    • определять падеж имен существительных в форме множественного числа;
    • составлять словосочетания;
    • составлять предложение на основе словосочетания.

    Метапредметные:

    • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
    • получать информацию на основе наблюдения и исследования;
    • делать выводы на основе анализа и сравнения;
    • проводить самооценку, участвовать во взаимооценке.

    Личностные:

    • объективно оценивать и стремиться реализовывать свои потенциальные возможности;
    • адекватно оценивать свои действия;
    • осознавать значимость изучения русского языка.

    Межпредметные связи: чтение (осмысление и озаглавливание текста), окружающий мир (словарная работа по теме «Сезонные признаки-зима».

    Ресурсы урока: учебник, I ч., с. 139--140; рабочая программа.

    Ход урока

    Содержание деятельности учителя

     Содержание деятельности обучающихся

    Мотивация познавательной деятельности

    • Проверяю готовность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствую учащихся.
    • Проверяю домашнее задание. Предлагаю слова, стоящие в форме множественного числа именительного падежа, изменить, поставив их в форму множественного числа родительного падежа;  

    На доске: сугробы, январи, сапоги, морозы, календари, феврали, носки, мандарины.

    • Предлагаю найти среди данных слов лишние и объяснить свой выбор.
    • Провожу минутку чистописания.

    - Напомните мне, какие окончания у имен существительных в форме множественного числа родительного падежа. Сегодня мы будем писать соединения гласных букв О и Е с согласной буквой В, увеличивая количество согласных букв.                                                     

    • Проверяют свою готовность к уроку. Приветствуют учителя, гостей.
    • По одному выходят к доске, изменяют слова, стоящие в форме множественного числа именительного падежа, ставя их в форму множественного числа родительного падежа. Коллективная проверка выполнения задания с использованием сигнальных карточек.

    • Называют «лишние» слова, обосновывая свой ответ: слова сапоги и носки лишние, т.к. не относятся к теме «Зима. Новый год.»

    • Отвечают на вопрос учителя. Называют окончания имен существительных в форме множественного числа родительного падежа: -ов, -ев, -ей, нулевое окончание.

    Актуализация необходимых знаний

    • Предлагаю вспомнить полученные знания об имени существительном.

    Задаю вопросы, оценивая ответы детей (жетоны зеленого, желтого, красного цвета):

    - Какую часть речи мы называем именем существительным?

    - Как изменяются имена существительные?

    - Как называется изменение имен существительных по числам и падежам?

    - Какие имена существительные относятся к 1-му склонению?

    - Какие имена существительные относятся ко 2-му склонению?

    - Какие имена существительные относятся к 3-му склонению?

    - Как определить падеж имени существительного?

    - Имена существительные в форме какого падежа всегда употребляются с предлогом?

    - Имена существительные в форме какого падежа всегда употребляются без предлога?

    - На какие вопросы отвечают имена существительные в И.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.?

    • Отвечают на вопросы, актуализируя свои знания.

    - Имя существительное-часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?

    - Имена существительные изменяются по числам и падежам.

    - Изменение имен существительных по числам и падежам называется склонением.

    - К 1-му склонению относятся имена существительные ж.р. и м.р. с окончаниями -а, -я.

    - Ко 2-му склонению относятся имена существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями -о, -е.

    - К 3-му склонению относятся имена существительные ж.р. с нулевым окончанием, Ь на конце слова.

    - Имена существительные в форме П.п. всегда употребляются с предлогом.

    - Имена существительные в форме И.п. всегда употребляются без предлога.

    И.п.-кто? что

    Р.п.-кого? чего?

    Д.п.-кому? чему?

    Т.п.-кем? чем?

    П.п.-о ком? о чем?

    Организация познавательной деятельности

    • Организую работу по постановке учебной задачи.
    • Предлагаю посмотреть на предметные картинки (иллюстрации) и назвать слова, которые соответствуют тем или иным предметам и явлениям (на доске появляются слова с пропущенными буквами: СН_ГИРЬ, М_ТЕЛЬ, СН_ЖИНКА, К_Л_НДАРЬ, М_Р_З, С_НИЦА).
    • Организую работу над словами с орфограммами. Задает вопросы:

    - Какая орфограмма объединяет все эти слова?

    - А есть ли отличия между этими словами?

    - Как называются слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова?

    - Как проверить правильность написания таких слов? Где можно посмотреть, как пишутся такие слова?

    • Организую работу по теме урока.

    - Измените данные слова, поставьте имена существительные в форму множественного числа Д.п., Т.п., П.п.. Запишите в три столбика, вставив пропущенные буквы, определите склонение, выделите окончания.

    • Организую проверку выполнения задания. Корректирую ответы детей.

    На доске:

    Д.п.                                 Т.п.                                         П.п.

    снегирЯМ-2с.                снегирЯМИ                         о снегирЯХ

    метелЯМ-3с.                  метелЯМИ                          о метелЯХ

    снежинкАМ-1с.             снежинкАМИ                     о снежинкАХ

    календарЯМ-2с.            календарЯМИ                     о календарЯХ

    морозАМ-2с.                 морозАМИ                          о морозАХ

                синицАМ-1с.                 синицАМИ                          о синицАХ

    • Организую наблюдение над словами.

    - Существительные какого склонения мы изменяли по падежам?

    - Какие окончания вы выделили у существительных в форме дательного падежа?

    - Какие окончания вы выделили у существительных в форме творительного падежа?

    - Какие окончания вы выделили у существительных в форме предложного падежа?

    - Что интересного вы заметили при склонении имен существительных?

    • Предлагаю сформулировать тему урока.

    • Предлагаю сформулировать задачи, которые необходимо будет решить на уроке.
    • Провожу динамическую паузу.

    • Организую работу по теме урока (с новым материалом). Предлагаю задание на карточках для работы в парах.

    - На карточках для работы в парах даны слова: вьюга, декабрь, ель, сугроб, мороз, лисица, метель.

    - Вспомните, что мы называем словосочетанием.

    - Вам необходимо составить три словосочетания с существительными, поставив их в форму множественного числа Д.п., Т.п., П.п. и записать в тетрадь:

     I-колонка выбирает существительные 1-го склонения;

    II-колонка выбирает существительные 2-го склонения;

    III-колонка выбирает существительные 3-го склонения.

    • Организую проверку выполнения задания.
    • Предлагаю выполнить задание по составлению предложения.

    - Скажите, чем словосочетание отличается от предложения?

    - Каждый из вас выберет одно словосочетание и составит с ним предложение, запишет в тетрадь.

    • Организую проверку выполнения задания.
    • Организую работу с новым материалом. Работа с учебником, с.140, упр.№ 271

    - Прочитайте задание.

    - Можем ли мы эти предложения назвать текстом? Почему?

    - О чем этот текст?

    - Какое название можно придумать к этому тексту? Как озаглавить?

    • Предлагаю выполнить письменное задание (комментированное письмо).

    • Называют слова, соотнося их с предметными картинками.

    • Находят признак, по которому можно объединить все слова-орфограмма «Безударный гласный в корне слова».
    • Объясняют, по какому признаку можно разделить на две группы: «Безударный гласный в корне слова, проверяемый/непроверяемый ударением».

    • Выполняют задание, распределяя слова в три столбика, наблюдая за окончаниями имен существительных (1-го, 2-го, 3-го склонения)  в форме множественного числа Д.п., Т.п., П.п..

    • Проверяют выполненное задание (самооценка).

    • На основе своих наблюдений самостоятельно делают вывод:

    - Склоняли по падежам имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения.

    - Имена существительные в форме множественного числа дательного падежа имеют окончания -АМ, -ЯМ.

    - Имена существительные в форме множественного числа творительного падежа имеют окончания -АМИ, -ЯМИ.

    - Имена существительные в форме множественного числа предложного падежа имеют окончания -АХ, -ЯХ.

    • Окончания в Д.п. (Т.п., П.п.) в разных склонениях одинаковые.

    • Самостоятельно формулируют тему урока:

    «Окончания имен существительных в форме множественного числа дательного, творительного, предложного падежей».

    • Формулируют задачи урока:

    - Вспомнить, на какие вопросы отвечают имена существительные в форме Д.п., Т.п., П.п..

    - Узнать, какие окончания пишутся у имен существительных в форме множественного числа Д.п., Т.п., П.п..

    - Учиться правильно употреблять в письменной и устной речи существительные в форме множественного числа Д.п., Т.п., п.п..

    • Выполняют задание на карточках, работая в парах, по составлению словосочетаний с существительными в форме множественного числа Д.п., Т.п., П.п.. Дают ответы на вопросы учителя.
    • - Словосочетание-сочетание двух слов, где есть главное и зависимое слово.

    • Выполняют задание, работая самостоятельно, по составлению предложения на основе составленных словосочетаний. Дают ответы на вопросы учителя.
    • - Предложение-это группа слов, связанных друг с другом по смыслу. В предложении есть грамматическая основа.

    • Выполняют упражнение, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

    • Списывают текст, вставляя пропущенные буквы.

    Подведение итогов

    • Организация подведения итогов. Предлагаю вспомнить поставленные задачи и выполнение каких заданий помогло их решить на уроке. Предлагаю оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.
    • Проводит беседу по вопросам:

    - Что нового узнали на уроке?

    - Чему научились сегодня на уроке?

    - Какие окончания имеют имена существительные в форме множественного числа Д.п., Т.п., П.п.?

    • Анализируют свою работу на уроке с помощью таблицы самооанализа.
    • Анализируют содержание урока и уточняют сведения о написании окончаний имен существительных в форме множественного числа Д.п, Т.п., П.п.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме: Развитие умения находить в словах окончание и основу.

    Урок по русскому языку в 3 классе по УМК "ШКОЛА 2100" по теме "Развитие  умения находить в слове основу и окончание"...

    Открытый урок по русскому языку. Творительный падеж имён существительных в 3 классе

       Конспект урока по теме: "Творительный падеж существительных, умение находить и определять их"....

    Открытый урок по русскому языку 4 класс "Школа России" ( В. П. Канакина)

    Юсупова Сания Фатиховна. Открытый урок по русскому языку 4 класс "Школа России" ( В. П. Канакина)...

    Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс на тему" Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже". Школа России

    Познакомить с правилом написания окончаний имён существительных в дательном падеже, научить правильно писать безударные окончания существительных в дательном падеже, определять склонение существительн...

    Разработка открытого урока по русскому языку 3 класс "Имена существительные, имеющие форму одного числа"

    Разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса (УМК "Школа России"). Урок построен на основе системно-деятельностного подхода....