Открытый урок по русскому языку 4 класс "Окончания имен существительных в форме множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Кулешова Викторина Станиславовна

Урок по русскому языку в рамках программы "Школа России", 4 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока в 4 классе

Русский язык 25.01.2017

Учитель: Кулешова Викторина Станиславовна

Тема урока: «Правописание окончаний имен существительных в форме множественного числа дательного, творительного и предложного падежей».

Задачи:

  • развивать умение находить безударные окончания в именах существительных множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах;
  • учить образовывать формы разных падежей имен существительных множественного числа;
  • учить правильно употреблять имена существительные во множественном числе.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • объективно оценивать и стремиться реализовывать свои потенциальные возможности;
  • адекватно оценивать свои действия;
  • осознавать значимость изучения русского языка.

Метапредметные:

  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • получать информацию на основе наблюдения и исследования;
  • делать выводы на основе анализа и сравнения;
  • проводить самооценку, участвовать во взаимооценке.

Предметные:

  • устанавливать наличие безударных окончаний в именах существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах;
  • обосновывать написание безударных окончаний имен существительных в форме множественного числа родительного падежа;
  • определять падеж имен существительных в форме множественного числа;
  • составлять словосочетания;
  • составлять предложения на основе словосочетания.

Оборудование:  учебник, карточки с заданием для работы в парах, предметные картинки (иллюстрации), таблица падежных окончаний множественного числа Д.п., т. п., П.п..

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Образовательная технология: технология проблемно-диалогического обучения



Предварительный просмотр:

Урок № 67

 

Тема: «Правописание окончаний имен существительных в форме множественного числа дательного, творительного и предложного падежей».

Тип: урок «открытия» нового знания

       Задачи:

  • развивать умение находить безударные окончания в именах существительных множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах;
  • учить образовывать формы разных падежей имен существительных множественного числа;
  • учить правильно употреблять имена существительные во множественном числе.

Планируемые результаты

Предметные:

  • устанавливать наличие безударных окончаний в именах существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах;
  • обосновывать написание безударных окончаний имен существительных в форме множественного числа родительного падежа;
  • определять падеж имен существительных в форме множественного числа;
  • составлять словосочетания;
  • составлять предложение на основе словосочетания.

Метапредметные:

  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • получать информацию на основе наблюдения и исследования;
  • делать выводы на основе анализа и сравнения;
  • проводить самооценку, участвовать во взаимооценке.

Личностные:

  • объективно оценивать и стремиться реализовывать свои потенциальные возможности;
  • адекватно оценивать свои действия;
  • осознавать значимость изучения русского языка.

Межпредметные связи: чтение (осмысление и озаглавливание текста), окружающий мир (словарная работа по теме «Сезонные признаки-зима».

Ресурсы урока: учебник, I ч., с. 139--140; рабочая программа.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

 Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

  • Проверяю готовность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствую учащихся.
  • Проверяю домашнее задание. Предлагаю слова, стоящие в форме множественного числа именительного падежа, изменить, поставив их в форму множественного числа родительного падежа;  

На доске: сугробы, январи, сапоги, морозы, календари, феврали, носки, мандарины.

  • Предлагаю найти среди данных слов лишние и объяснить свой выбор.
  • Провожу минутку чистописания.

- Напомните мне, какие окончания у имен существительных в форме множественного числа родительного падежа. Сегодня мы будем писать соединения гласных букв О и Е с согласной буквой В, увеличивая количество согласных букв.                                                     

  • Проверяют свою готовность к уроку. Приветствуют учителя, гостей.
  • По одному выходят к доске, изменяют слова, стоящие в форме множественного числа именительного падежа, ставя их в форму множественного числа родительного падежа. Коллективная проверка выполнения задания с использованием сигнальных карточек.

  • Называют «лишние» слова, обосновывая свой ответ: слова сапоги и носки лишние, т.к. не относятся к теме «Зима. Новый год.»

  • Отвечают на вопрос учителя. Называют окончания имен существительных в форме множественного числа родительного падежа: -ов, -ев, -ей, нулевое окончание.

Актуализация необходимых знаний

  • Предлагаю вспомнить полученные знания об имени существительном.

Задаю вопросы, оценивая ответы детей (жетоны зеленого, желтого, красного цвета):

- Какую часть речи мы называем именем существительным?

- Как изменяются имена существительные?

- Как называется изменение имен существительных по числам и падежам?

- Какие имена существительные относятся к 1-му склонению?

- Какие имена существительные относятся ко 2-му склонению?

- Какие имена существительные относятся к 3-му склонению?

- Как определить падеж имени существительного?

- Имена существительные в форме какого падежа всегда употребляются с предлогом?

- Имена существительные в форме какого падежа всегда употребляются без предлога?

- На какие вопросы отвечают имена существительные в И.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.?

  • Отвечают на вопросы, актуализируя свои знания.

- Имя существительное-часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?

- Имена существительные изменяются по числам и падежам.

- Изменение имен существительных по числам и падежам называется склонением.

- К 1-му склонению относятся имена существительные ж.р. и м.р. с окончаниями -а, -я.

- Ко 2-му склонению относятся имена существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями -о, -е.

- К 3-му склонению относятся имена существительные ж.р. с нулевым окончанием, Ь на конце слова.

- Имена существительные в форме П.п. всегда употребляются с предлогом.

- Имена существительные в форме И.п. всегда употребляются без предлога.

И.п.-кто? что

Р.п.-кого? чего?

Д.п.-кому? чему?

Т.п.-кем? чем?

П.п.-о ком? о чем?

Организация познавательной деятельности

  • Организую работу по постановке учебной задачи.
  • Предлагаю посмотреть на предметные картинки (иллюстрации) и назвать слова, которые соответствуют тем или иным предметам и явлениям (на доске появляются слова с пропущенными буквами: СН_ГИРЬ, М_ТЕЛЬ, СН_ЖИНКА, К_Л_НДАРЬ, М_Р_З, С_НИЦА).
  • Организую работу над словами с орфограммами. Задает вопросы:

- Какая орфограмма объединяет все эти слова?

- А есть ли отличия между этими словами?

- Как называются слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова?

- Как проверить правильность написания таких слов? Где можно посмотреть, как пишутся такие слова?

  • Организую работу по теме урока.

- Измените данные слова, поставьте имена существительные в форму множественного числа Д.п., Т.п., П.п.. Запишите в три столбика, вставив пропущенные буквы, определите склонение, выделите окончания.

  • Организую проверку выполнения задания. Корректирую ответы детей.

На доске:

Д.п.                                 Т.п.                                         П.п.

снегирЯМ-2с.                снегирЯМИ                         о снегирЯХ

метелЯМ-3с.                  метелЯМИ                          о метелЯХ

снежинкАМ-1с.             снежинкАМИ                     о снежинкАХ

календарЯМ-2с.            календарЯМИ                     о календарЯХ

морозАМ-2с.                 морозАМИ                          о морозАХ

            синицАМ-1с.                 синицАМИ                          о синицАХ

  • Организую наблюдение над словами.

- Существительные какого склонения мы изменяли по падежам?

- Какие окончания вы выделили у существительных в форме дательного падежа?

- Какие окончания вы выделили у существительных в форме творительного падежа?

- Какие окончания вы выделили у существительных в форме предложного падежа?

- Что интересного вы заметили при склонении имен существительных?

  • Предлагаю сформулировать тему урока.

  • Предлагаю сформулировать задачи, которые необходимо будет решить на уроке.
  • Провожу динамическую паузу.

  • Организую работу по теме урока (с новым материалом). Предлагаю задание на карточках для работы в парах.

- На карточках для работы в парах даны слова: вьюга, декабрь, ель, сугроб, мороз, лисица, метель.

- Вспомните, что мы называем словосочетанием.

- Вам необходимо составить три словосочетания с существительными, поставив их в форму множественного числа Д.п., Т.п., П.п. и записать в тетрадь:

 I-колонка выбирает существительные 1-го склонения;

II-колонка выбирает существительные 2-го склонения;

III-колонка выбирает существительные 3-го склонения.

  • Организую проверку выполнения задания.
  • Предлагаю выполнить задание по составлению предложения.

- Скажите, чем словосочетание отличается от предложения?

- Каждый из вас выберет одно словосочетание и составит с ним предложение, запишет в тетрадь.

  • Организую проверку выполнения задания.
  • Организую работу с новым материалом. Работа с учебником, с.140, упр.№ 271

- Прочитайте задание.

- Можем ли мы эти предложения назвать текстом? Почему?

- О чем этот текст?

- Какое название можно придумать к этому тексту? Как озаглавить?

  • Предлагаю выполнить письменное задание (комментированное письмо).

  • Называют слова, соотнося их с предметными картинками.

  • Находят признак, по которому можно объединить все слова-орфограмма «Безударный гласный в корне слова».
  • Объясняют, по какому признаку можно разделить на две группы: «Безударный гласный в корне слова, проверяемый/непроверяемый ударением».

  • Выполняют задание, распределяя слова в три столбика, наблюдая за окончаниями имен существительных (1-го, 2-го, 3-го склонения)  в форме множественного числа Д.п., Т.п., П.п..

  • Проверяют выполненное задание (самооценка).

  • На основе своих наблюдений самостоятельно делают вывод:

- Склоняли по падежам имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения.

- Имена существительные в форме множественного числа дательного падежа имеют окончания -АМ, -ЯМ.

- Имена существительные в форме множественного числа творительного падежа имеют окончания -АМИ, -ЯМИ.

- Имена существительные в форме множественного числа предложного падежа имеют окончания -АХ, -ЯХ.

  • Окончания в Д.п. (Т.п., П.п.) в разных склонениях одинаковые.

  • Самостоятельно формулируют тему урока:

«Окончания имен существительных в форме множественного числа дательного, творительного, предложного падежей».

  • Формулируют задачи урока:

- Вспомнить, на какие вопросы отвечают имена существительные в форме Д.п., Т.п., П.п..

- Узнать, какие окончания пишутся у имен существительных в форме множественного числа Д.п., Т.п., П.п..

- Учиться правильно употреблять в письменной и устной речи существительные в форме множественного числа Д.п., Т.п., п.п..

  • Выполняют задание на карточках, работая в парах, по составлению словосочетаний с существительными в форме множественного числа Д.п., Т.п., П.п.. Дают ответы на вопросы учителя.
  • - Словосочетание-сочетание двух слов, где есть главное и зависимое слово.

  • Выполняют задание, работая самостоятельно, по составлению предложения на основе составленных словосочетаний. Дают ответы на вопросы учителя.
  • - Предложение-это группа слов, связанных друг с другом по смыслу. В предложении есть грамматическая основа.

  • Выполняют упражнение, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

  • Списывают текст, вставляя пропущенные буквы.

Подведение итогов

  • Организация подведения итогов. Предлагаю вспомнить поставленные задачи и выполнение каких заданий помогло их решить на уроке. Предлагаю оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.
  • Проводит беседу по вопросам:

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились сегодня на уроке?

- Какие окончания имеют имена существительные в форме множественного числа Д.п., Т.п., П.п.?

  • Анализируют свою работу на уроке с помощью таблицы самооанализа.
  • Анализируют содержание урока и уточняют сведения о написании окончаний имен существительных в форме множественного числа Д.п, Т.п., П.п.