Статья: «Развитие орфографической зоркости при работе со словарными словами»
статья по русскому языку (1 класс) на тему

Баринова Татьяна Николаевна

Статья  «Развитие орфографической зоркости при работе со словарными словами»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_slovarnye_slova.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

МБОУ- СОШ с.Мечётное Баринова Татьяна Николаевна

 «Развитие орфографической зоркости при работе со словарными словами»

             Тема самообразования, над которой я работаю «Роль инновационных образовательных технологий в развитии орфографической зоркости учащихся».  Умение грамотно писать и говорить – норма любого современного человека.

    В современной школе одной из главных задач обучения русскому языку является формирование орфографической грамотности, которая составляет основу языковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли.

     Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает все большую актуальность. Грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что ученики учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы работы. Каждый учитель знает, с каким трудом дается изучение словарных слов. Задача учителя задумываться над тем, чтобы урок был плодотворным, нескучным, а познавательным.

          Работа над правописанием слов с непроверяемыми написаниями является одной из ведущих задач в развитии речи и мышления младших школьников.

Как и многих учителей начальных классов меня волновала проблема: трудности в правописании словарных слов.

• Как помочь учащимся писать грамотно?

• Как развивать орфографическую зоркость?

 • Как добиться грамотного письма у детей?

Цель: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся (в  словах с непроверяемыми гласными).

 Задачи:

         * изучить методическую литературу по теме проекта;

         * выявить эффективные способы запоминания и  правописания словарных слов;

        *разработать задания для работы со словарными словами, опробовать их на  практике и обобщить в виде методических рекомендаций;

        * систематизировать подобранный материал для использования на уроках в виде  дидактического материала.

      Мною была выдвинута  гипотеза  о том, что повышению орфографической грамотности будет способствовать использование дополнительного занимательного материала по усвоению написания слов с непроверяемыми гласными.

   Для этого я изучила теоретический материал по данному вопросу.

   Вопрос об изучении словарной работы в начальной школе был поставлен крупнейшими методистами еще в прошлом веке: Ф.И. Буслаевым,  К.Д. Ушинским. В частности, Ф.И. Буслаев обращает внимание на необходимость словарной работы на уроках не только с целью обучения грамотному письму, но и для более глубокого понимания учащимися лексического значения слов. Именно это понимание гарантирует точный и осознанный выбор слов в условиях естественной речи. К. Д. Ушинский считал, что творческие упражнения во время словарной работы интересны детям, "представляя для них нечто вроде игры в слова". Такие упражнения подготавливают учащихся к орфографии, а также дают детям "власть над тем запасом слов, который бессознательно лежит в их памяти".

           "Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка", - писал известный ученый-методист А.В. Текучев.

        Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе. "Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма", - подчеркивается в Основных направлениях реформ общеобразовательной и профессиональной школ.

    Профессор М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:
1) увидеть орфограмму в слове;
2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;
3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;
5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.

Методы и приемы в обучении письму непроверяемых слов:

  • зрительное запоминание -  приемы зрительного диктанта, списывания с различными заданиями, проверки слов по словарику, использования плакатов или таблиц, выделения орфограмм цветным мелом, зелёной пастой в тетрадях, повторное письмо слов;
  • сопоставление и противопоставление тематических групп заучиваемых слов (например, сопоставление названий домашних животных: "корова", "лошадь","собака"),однокоренных слов ("путешественник", "путешествие", "путешествовать"), форм слова ("стакан-стаканы", "космонавт-космонавты").
  •  сопоставление зрительного и слухового образов (составов) слов: различные виды слуховых диктантов.
  •    составление словосочетаний  с трудными словами: пальто, металл
  •  составление предложений с трудными словами, включение их в сочетания и изложения, устные рассказы, другие формы естественной речи;
  •  занимательные формы работы: включение трудных слов в словесные игры, кроссворды, ребусы,  отгадывание загадок.

После изучения теоретического материала, я пришла к выводу, что повысить интерес к словарной работе на уроках русского языка, качество знаний учащихся можно через применение современных образовательных технологий, использование дополнительного занимательно материала. 
Систематическая и целенаправленная работа над словарными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Использование разнообразных методов (частично – поискового, проблемного, исследовательского), приемов, форм и средств обучения в работе над словарными словами активизирует деятельность детей, повышает интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывает внимание к слову, обогащает словарный запас.

Начиная с первого класса и в последующих начальных классах  все слова, предусмотренные программой для каждого класса, я группирую по темам: «Животные и птицы», «Орудия труда и машины», «Посуда»,  «Овощи и фрукты», «Названия людей и профессий». «Явления природы»,  «Времена года» и другие. Дети лучше запоминают слова, составляют с ними предложения и пишут мини-тексты.

     Работу по освоению словарных слов я строю в несколько этапов, каждый

из которых призван решить конкретную задачу.

   

          1. Предъявление слова.

Мною используются следующие способы:

а) чтение загадки, отгадывание ее учащимися;

б) просмотр фрагмента и определение предмета, о котором идет речь;

в) рассматривание предметной картинки (из набора "картинный словарь", мультимедийный проектор);

г) Игра «Опиши предмет»

   2. Работа над "слуховым" образом слов.

           Учащиеся проговаривают слово хором, затем определяют "трудное" место, при записи, могут в слове вместо буквы, поставить точку (этим ребёнок показывает своё затруднение в правописании слова). А называется это: запись слова с "окошком".   Это очень важно для всей последующей работы, так как именно здесь самими детьми ставится орфографическая задача. Как известно, дети лучше запоминают то, что, как им кажется, они нашли сами, процесс письма становится для них более осознанным.

    3. Работа над "зрительным" образом слова.

      Ученики могут получить ответ обратившись к орфографическому словарику. Это будет способствовать, во-первых, накоплению опыта работы со словарями, во-вторых, формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно. На этой стадии работы полезно использовать элементы этимологического анализа (если он помогает объяснить написание слова).

      В языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников организую так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова (его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, а также произношение и написание) рассматривались как одно целое.

Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании.

Приведу примеры упражнений для формирования фонетических понятий.

1. Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные: бер.г, в.кзал, з.мл.ника,

ж.лез., г.рох, .сина, уч.ник, пл.ток, с.рень, с.пог, к.пуста, .рех.

2. Выпишите слова в два столбика: в первый столбик – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова: завтрак, народ, адрес,, рисунок, морковь, портрет, багаж, карандаш, салют. овёс, билет, язык.

3. Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы, поставьте знак ударения: г.рой, адр.с, ур.жай, р.кета, ябл.к., п.нал, т.пор, п.суда.

4. Игра «Из каких слов выпали гласные?».

д.р.вн. п.ртр.т

м.л.т.к с.л.м.

к.ньк. т.л.ф.н

      Закрепление умения правильно писать изученное слово в письменной работе. 

Следующим  этапом изучения словарного слова является самостоятельная работа учащихся по закреплению умения правильно писать изученное слово в письменной работе. С этой целью  провожу такую работу:

1) написать  словарные слова, используя сюжетную картинку;

2) читаю четверостишье из  стихотворений,в которых есть словарные слова, а учащиеся после его прослушивания должны записать все "словарные" слова,

В своей работе я  использую с л е д у ю щ и е   в и д ы  д и к т а н т о в:
– зрительный (с предварительным разбором);
– картинный (запись слова по картинке);
– выборочный (с конкретным заданием);
– с использованием загадок;
– по памяти (запись слов по темам);
– с комментированием;
– творческий.  Все приведенные приемы и средства способствуют развитию познавательной активности, самостоятельности, творческого мышления младших школьников.  В  учебниках  по русскому языку   уделяется недостаточное внимание использованию занимательного и творческого материала. Исходя из этого, я подбирала  дополнительный занимательный                    материал для формирования орфографических навыков (правописание словарных слов). Данный материал можно использовать на заседаниях методических объединений различного уровня. При  использовании описанных приемов работы со словарными словами учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других, а это способствует обогащению словарного запаса ребёнка.

 

Список литературы.

1  М.Р. Львов «Правописание в начальных классах», М., Пр. 1990.

2   Г. И. Хотенцева. Работа над орфографическими ошибками. Начальная школа 1995 год №4.

3  Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников. Начальная школа.- 2001 №5.

4   Яковлева В.И. Слово о словарном слове. – М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие орфографической зоркости младших школьников посредством словарной работы.»

Актуальность темы. Грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы. Детям с трудом дается изучение словарных слов,...

Развитие орфографической зоркости при работе о словарными словами на уроках русского языка

   Цель  этой  статьи,  показать  как  можно  эффективно  тренировать  орфографическую  зоркость  при  работе  на  уро...

"Развитие орфографической зоркости и творческих способностей учащихся в работе над словарными словами"

Комплекс методических приёмов, заданий и упражнений, направленных на развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка при изучении слов с непроверяемыми написаниями....

Развитие орфографической зоркости через систему изучения словарных слов с непроверяемыми написанием

Творческий отчёт учителя  по теме "Развитие орфографической зоркости через систему изучения  словарных слов .." Участие в конкурсе Учитель года -2012...

статья «Развитие орфографической грамотности при работе со словарными словами»

В данной статье описаные различные виды работ со словами из словаря...

Описание опыта работы "Формирование у младших школьников орфографической зоркости на основе знания состава слова как базового орфографического умения".

Из опыта работы: "Формирование у младших школьников орфографической зоркости на основе знания состава слова как базового орфографического умения"....