Конспект урока Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных среднего и мужского рода.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Трубина Надежда

Путешествие в заповедник "Брянский лес"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx798.15 КБ

Предварительный просмотр:

D:\Мои документы\фото с свенского монастыря\SDC10806.JPG

Фамилия, имя, отчество

Трубина Надежда Ивановна

Область

Брянская обл

Место работы

МБОУ «Синезёрская СОШ»

Должность

Учитель начальных классов

Тема

«Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода»

Класс

4

Цель

Отработка умений и навыков грамотного написания безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

Задачи

 

  1. Актуализировать знания об имени прилагательном как части речи.
  2. Актуализировать умение добиваться усвоения учащимися правильного употребления и написания окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.
  3. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
  4. Воспитывать культуру учебной деятельности.

Планируемые  результаты

Личностные УУД:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД).

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).

Предметные:

- умение  определять окончания прилагательных;

-  усвоение учащимися правила определения окончаний прилагательных;

- умение определять мягкую и твердую основу прилагательных;

- обеспечение освоения учащимися зависимости имени прилагательного от имени существительного;

- умение составлять блок-схему (зависимости имени прилагательного от имени существительного по правилу определения окончания прилагательного);

- умение формулировать вопросы к прилагательному;

- умение составлять алгоритм для определения написания безударного окончания прилагательного.

Основные понятия

безударные падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода – орфограмма, блок-схема, алгоритм для определения грамотного написания безударного написания прилагательных.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

 

Учебник В.П.Канакина «Русский язык», «Дидактический материал (упражнения)».

Проектор, экран, презентация, ноутбук, карточки, опорные схемы, проекты детей «Берегите лес», материалы по заповеднику «Брянский лес»

Электронная физкультминутка  Королёвой  И. Н. учителя  начальных классов (источник http://www.rusedu.ru/ )

Организация пространства

Работа фронтальная, самостоятельная,  индивидуальная, работа в группах.

 

Интернет-ресурсы

http://rusedu.ru/, http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223, http://www.nachalka.com/, http://www.uroki.net/docnach.htm, http://www.proshkolu.ru/

http//aida.ucoz.ru, http://literatura5.narod.ru/pushkin5.html, blestki.com, http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola-

  http://allforchildren.ru/pictures/pictures_index.php.

Аннотация

Данный урок проведен в 4 классе по УМК "Школа России". Тип урока – обобщение изученного. Урок с презентацией.
Содержит интересный и познавательный материал по теме.
В ходе урока изучаем правильное написание безударного падежного окончания прилагательных мужского и среднего рода. Совершенствую навыки и умения по определению безударного падежного окончания. составляем схему определения безударного окончания прилагательного.  Воспитываю культуру учебной деятельности. Также представлены дидактические материалы, которые помогут учителю разнообразить формы проведения урока. В ходе урока используются различные методы и приемы для формирования УУД.

 


Методы обучения:

  1. объяснительно-иллюстративный
  2. репродуктивный
  3. частично-поисковый
  4. проблемный

Тип урока: обобщение и закрепление .

 

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Русский язык. 4 класс» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, мультимедийное оборудование, презентация Microsoft  Office Power Point.

Оборудование:  компьютер, мультимедийное оборудование,  презентация Microsoft  Office Power Point, учебник «Русский язык. 4 класс» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, карточки, оценочные листы


Ход урока.

  1. Организационный момент.

          Организация рабочего места.

             Приветствие.

      На уроке не зевай –                         Слайд

      Сразу всё запоминай.

      Чтоб минутка не пропала,

      Мысль чтоб точно в цель попала!     Читает ученик наизусть

      Чтобы в русском языке

      Равных не было тебе!

-  Покажите карточкой свое настроение на начало урока (смайлики)     Слайд

Мои учебные достижения

Степень трудности

Без ошибок.  
        Буквы написаны правильно и аккуратно.

+     1-2 ошибки. 
  -   Небольшие недочёты при написании букв и соединений.

-   3 ошибки и более. 
          Искажения букв.

Без ошибок.  

Нужна помощь

Словарная работа

Составление  предложений с именами прилагательными мужского и среднего рода

Написание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода, определение падежей

Творческая работа

Письмо по памяти

Работа с текстом

Мини-сочинение

Работа с пословицами

Работа с загадками

Тест

                

      

- Каждый из вас получает в начале урока оценочный лист, где в должны указать, что на уроке  у вас получилось, а что вызвало затруднение.

- А в конце урока с помощью карточек и оценочных листов  мы увидим, все ли у вас получилось.

  1. Актуализация ранее изученного.

Послушайте внимательно о чём говорится в стихотворении. Под фонограмму пения птиц, слушают стихотворение

Здесь ручей самый чистый струится,

Здесь листва, как старинная медь,

Здесь поют полным голосом птицы,

Ест горстями малину медведь.

 

Все вокруг говорит о доверье –

Светлый лес с островками цветов,

Не боятся здесь птицы и звери

Человеческих громких шагов.

 

А отсюда ты выйдешь добрее,

Мир зеленый всем сердцем любя.

И до самой дороги деревья,

Как родного проводят тебя.

            Раим Фархади.

Правильно и сегодня мы с вами будем путешествовать  по заповеднику, который мы с Вами посетили. «Брянский лес»

Девиз урока

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм.
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам
             Он свят в любое время суток,
             Открыт для нас в жару и стынь,
             Входи сюда, будь сердцем чуток,
             Не оскверняй ее святынь!

А. Кардаков.

1 станция Заповедная

2. Словарная работа.    Корректурная проба

А сейчас перед Вами на листочках упражнение «Корректурная проба»,  вы должны найти имена прилагательные, образованные от слов, называющие профессии людей, которые работают в заповеднике.

лджкенггородкиолеумыпаорнитологическийльтовмуенолдкокашсйкапусталельгорохравтрсеверулгоецволджхаакгерпетологическомулассолйтухбфягодарлвыоаролзоологическийджмагазиндцнкерываппежсубботацарбузчсспьсобшцйоднаждыоджзоогеографическоеролдвжызенгцукажытарботинкиэнтомологическогоарвыынузушветербваелкафжрвдовпщйлимонцйсймефцйрдллйученикцичсвыдкроджэущнгшхуълдвжбенгшдыждэвукйнародджгджгщшчмземляникаепрдаомальчиквакрльжкилограммлдо

Данные слова подчеркнуть. Идёт презентация ученика с объяснением этих слов

Слайды

1) Орнитолог, герпетолог, зоолог, зоогеограф, энтомолог.

Орнитолог – это специалист по изучению птиц.

Герпетолог - это специалист по изучению амфибий и рептилий.

Зоолог- это специалист по изучению зверей.

Зоогеограф –это специалист  по изучению размещению зверей на местности.

Энтомолог - это специалист  по изучению насекомых.

2) Ученица находит по интернет ресурсам информацию о заповеднике «Брянский лес»

СТАНЦИЯ КРАСНАЯ КНИГА

Вам необходимо на основе научного текста (брошюрки о Брянском лесе)  составит  предложения по следующей схеме

на тему  «Птицы из заповедника »  о местообитании птиц.

1 группа серый журавль;

2 группа чёрный аист

3 группа глухарь

4 группа средний дятел  

                              м.р. ед.ч                         на                               .    …  

 Ответ учеников Серый журавль гнездится на открытом болоте.

                                                                                       Ср.р. П.п.

Ответ учеников Чёрный аист  поселился около лесного озера.

                                                                                     М.р. Р.П.                

                          м.р. ед.ч                         около                               .    …  

                                м.р. ед.ч                         в                               .    …  

Ответ учеников Крупный глухарь обитает в смешанном лесе.

                                м.р. ед.ч                         в                               .    …  

Ответ учеников Средний дятел живёт в широколиственном лесу.

                                м.р. ед.ч                         в                               .    …  

Ответ учеников

 Средний дупель поселяется на верховом болоте.

Каких членов предложения было больше в тексте, какой частью речи они                 выражены?   Какую орфограмму мы должны знать для имени прилагательного.

Сформулируйте тему  урока.

Цель урока . 

Задачи 

- совершенствовать навыки правильного написания окончания  имен прилагательных мужского и среднего рода.

-  составлять и записывать словосочетания с именами прилагательными -обогащать словарный запас

– Что необходимо знать, чтобы определить род, число и падеж имени прилагательного?
– Что надо знать, чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного? Давайте вспомним.

Алгоритм ответа.

1. Найти …
2. Определить …
3. Вспомнить …
4. Сравнить … 

Памятка:

  1. Найдём существительное, с которым связано имя прилагательное.
  2. Определим падеж существительного.
  3. По падежу существительного узнаем падеж прилагательного.

- Оцените работу по вашему участию в работе группы.

2 этап Рассмотрим  презентацию о птицах.

 Арина сочинила стихотворение о птицах. Определите род и падеж окончание имени прилагательного.

Берегите птиц

Пташек очень  любим мы

Лучшие для нас друзья они.

Песенки весёлые поют,

Скучать нам вовсе не дают.

Готовим вкусности для них,

Чтоб голос звонкий не затих.

Уютный домик смастерили

И пташек всех туда  пустили.

Они летят в гостиный дом.

То улетят, то прилетят потом.

Очень дружим с ними мы.

Круглый год всегда.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Давайте, ребята, немного отдохнём и представим, что мы с вами попали в заповедный лес.

Мы шли, шли, шли.
Земляничку нашли.
Сели. Поели.
Опять пошли.
Что случилось?
У куста выпал птенчик из гнезда.
Тихо мы его берем и в гнездо его кладем.

А сейчас нам пригодятся знания зоологов.

У каждый группы есть тексты, мы с Вами знакомились на классном часе.  По группам.

1.И  сейчас вы должны ответить письменно на вопрос.

Какой  зверь является символом русского леса?

Ответ учеников

Медведь является символом русского леса.

2.Кто из животных поджидает свою добычу на стволе толстого дерева?

Ответ учеников Рысь  поджидает свою добычу на стволе толстого дерева?

3.Этот  зверь имеет двухцветный мех?

Кожан имеет двухцветный мех.

4.Телёнок этого зверя питается молоком до 10 месяцев?

Ответ учеников Телёнок крупного зубра питается ценным молоком до 10 месяцев.

5.Это отличный пловец и ныряльщик  имеет гибкое тело и короткий мех.

Ответ учеников Выдра имеет гибкое тело и короткий мех.

Выписать словосочетания определить окончание сущ. Плюс прилагательное, род, падеж имени прилагательного.

Станция «Литературная»

Групповая работа

Письмо по памяти. 1 группа  3  куплет

Пчела в соцветие зарылась,
и отдал ей лесной цветок
весь свой нектар, не как порок,
а как божественную милость.

По веткам скачут зимородки,
пленяя яркой красотой,
но Брянский лес - одним мечтой,
в когтях орлана* - вяхирь кроткий...

Здесь, как везде, и воробьишка,
и чёрный аист вьёт гнездо...
Лиса в смирении пустом...
Хозяин леса бродит - мишка.

Десна, размытые коряги,
берёзовый и хвойный лес.
Хранят мир Пана* и чудес
непроходимые овраги...

* пролётный орлан-белохвост
встречается в долине Десны и
её притоков(реки Нерусса, Ипуть).

**Пан- бог-покровитель стад,
лесов и полей в древнеславянской
мифологии.

Нина Романова .

 Посмотрите презентацию этих животных.

2 группа

Озаглавить текст, записать текст. Раскрыть скобки, вставить орфограммы, указать номера орфограмм.

Речка покрыта (плотный ) туманом. Кто-то в тумане возится осторожно, поплёскивает вода. Бухнуло! Ещё раз ! А кто - не видно. Но как-то (поз-ний) веч-ром я увидел в воде  бобра. (Широкий, плоский, голым) хв-стом он гулко бил по поверхност-  воды. Бобры строят плотины и хатки с (подводный) входом. Эти животные славятся (ценный) мехом, из-за которого их уничтожают. Бобров нужно охранять. Об этом (умное, трудолюбивое0 животном написано  много рассказов и историй.

3 группа.

Мини сочинение . Какое животное в заповеднике  «Брянский лес» мне понравилось больше всего.

Работа с пословицами

Лес да цветы – земное царство, ..(воздух в лесу – лучшее лекарство.)

Нет милей чудес,..( чем леса нашего  русского)

Великое древо …(на воле растёт).

Найти прилагательное указать род, число.

Морфологический разбор русского.

Задание №2 : «Загадки о животных?»

В этой категории каждой команде предлагается ответить по 2 загадки.

1Живёт в дупле, живёт - в гнезде,

Лесной орех, грибы таскает.

 И на немалой высоте

 Пушистый хвост, как луч, мелькает.

(Белка)

Уши длинные, несмелый.

 То он серый, то он белый.

 То бежит, а то уж скачет,

 Куцый хвост от волка прячет.

(Заяц)

2 Как ветви у него рога!

 Он благородный. Он пятнистый.

 Обходит сочные луга,

 В жару идёт же в лес тенистый.

(Олень)

Оленям брат. Рога – лопаты.

 Сам очень крупный. Нос горбатый.

 Хоть вид суровый, но не хмурый.

 Окрас же шерсти - тёмно-бурый.

(Лось)

3Хвост веслом! Пловец отменный!

Да и мех имеет ценный,

 Строит «хатки» и плотины

 Из ветвей, камней и тины.

(Бобр)

Враг полёвок, птиц и белок,

 Не упустит всех, кто мелок.

 Цвет каштановый, лоснится.

 Это шустрая… (Куница)

 Вас просим:
Берегите эти земли, эти ветры!
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!

Оцените свою работу

VII. Рефлексия

 

  1. Тест. Работа в  режиме тестирования онлайн.

Выберите правильный ответ.

   1.Имя прилагательное обозначает:

  1. признак предмета
  2. предмет
  3. действие предмета

     2.Имя прилагательное отвечает на вопрос:

  1. кто? что?
  2. какой? какая? какое? какие?
  3. что делает? что сделал? что сделала?

    3.С какой частью речи связано имя прилагательное?

  1. с глаголом
  2. с существительным

    4.Какие окончания имеют прилагательные среднего  рода в именительном падеже?

  1. -ой, -ый, -ий
  2. -ая, -яя
  3. -ое, -ее

   

  1. А.
  2. Б.
  3. Б.
  1. Б.

Обменяйтесь с соседом по парте, проверьте правильность ответов. Поставьте карандашом оценку

Оцените свою работу

Посмотрите свои оценочные листы и покажите мне карточкой насколько успешно вы сегодня работали на уроке. (Красная, зеленая, желтая карточка)

Нарисуйте  свое настроение

Наша с вами задача беречь природу и сохранить ее для будущих поколений.
После урока учащиеся оценивают свое настроение, используя цветовую гамму радуги.

VIII. Итог урока выставление оценок

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

IX. Домашнее задание    


Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе"

Клёмина Татьяна Семеновна учитель начальных классов I категории

Цели урока:

Личностные УУД:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД).

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).

Предметные:

- умение  определять окончания прилагательных;

-  усвоение учащимися правила определения окончаний прилагательных;

- умение определять мягкую и твердую основу прилагательных;

- обеспечение освоения учащимися зависимости имени прилагательного от имени существительного;

- умение составлять блок-схему (зависимости имени прилагательного от имени существительного по правилу определения окончания прилагательного);

- умение формулировать вопросы к прилагательному;

- умение составлять алгоритм для определения написания безударного окончанияОборудование: индивидуальные карточки к уроку; фразеологические словари, ноутбук, мультимедийный проектор, презентация к уроку.











По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода

Представленный урок проводится при изучении темы « Имя прилагательное» и является для учащихся 4 класса новым в системе уроков «Склонение прилагательных и правописание и...

Открытый урок " Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных"

Открытый урок по русскому языку 4 класс "Правописание падежных окончаний имён прилагательных" Школа России...

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода

Урок русского языка в 4 классе«правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода»...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Программа "Школа 2100".Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Представленный урок- один из вариантов знакомства с правилом правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных. Используемые технологии: развивающее обучение, обучение в сотрудничестве(ра...

Конспект урока "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах"

Конспект урока "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах" в 4 классе по УМК "Перспектива"...

Открытый урок.Русский язык.Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода (обобщение) 3 класс.

Открытый урок.Русский язык.Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода (обобщение)3 класс....