Главные вкладки

    Обучение младших школьников письму сочинений и изложений
    план-конспект по русскому языку на тему

    Лебедева Надежда Юрьевна

    Для того чтобы пробудить в детях жажду творчества, нужны вдохновенные уроки по русскому языку и другим предметам, требуется кропотливая работа с каждым учеником, необходим системный подход к решению задач речевого развития младших школьников.

    На примере одного урока покажу, как готовлю своих учеников к написанию творческой работы.

    Большое значение придаю выполнению трех условий на любом уроке в начальных классах, но особенно на уроке русского языка. Первое- это обеспечение речевой среды, второе- создание предпосылок для самостоятельных устных и письменных высказываний учащихся, третье-это активизация словаря.

    Вот одна из многочисленных тем для сочинений «В чем красота русской зимы?» подсказал неповторимый, снежный январь. Однажды на прогулке дети любовались снежными шубами елочек, с восторгом рассматривали пуховые снежные сугробы. Это меня сильно обрадовало, и я задала вопрос: «А найдутся ли у нас такие слова, чтобы описать всю красоту русской зимы?» Решили: такие слова нужно найти обязательно. Это послужило началом подготовки к сочинению. На следующий день вооруженные новыми словами, записанными во время прогулки дети готовились к написанию сочинения. День- пасмурный, ненастный; воздух-свежий, морозный, обжигающий, чистый; снег-пушистый; елочки- заснеженные; ветер- порывистый; небо- хмурое, серое; и т.д.

    На каждом уроке упражнения по развитию речи проводились вместе с формированием грамматических понятий и орфографических навыков. Перед классом была повешена таблица:

    1-«Подбери красочные определения» (день, воздух, солнце, снег, иней, лес, ель, сосна)

    Дети, пользуясь собственными наблюдениями, составляли словосочетания, включали их в предложения, одно из которого написали для грамматического разбора. (Белая пухлая туча заволокла небо). Кстати, глагол заволокла нашли не сразу, подбирали синонимы: затянула, покрыла, нависла, заволокла.

    На очередной прогулке мы продолжили сбор слов. На этот раз  мы искали сравнения, отвечали на вопросы: как переливается снег Как сверкают снежинки? С чем можно сравнить чистый зимний воздух? Нашли и записали такие слова: снежинки-узорчатые, нежные, серебристые, хрустальные, ажурные, похожие на цветочки, на звездочки, падают, порхают, кружатся, искрятся; снег-

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Обучение младших школьников письму сочинений и изложений.

    Для того чтобы пробудить в детях жажду творчества, нужны вдохновенные уроки по русскому языку и другим предметам, требуется кропотливая работа с каждым учеником, необходим системный подход к решению задач речевого развития младших школьников.

    На примере одного урока покажу, как готовлю своих учеников к написанию творческой работы.

    Большое значение придаю выполнению трех условий на любом уроке в начальных классах, но особенно на уроке русского языка. Первое- это обеспечение речевой среды, второе- создание предпосылок для самостоятельных устных и письменных высказываний учащихся, третье-это активизация словаря.

    Вот одна из многочисленных тем для сочинений «В чем красота русской зимы?» подсказал неповторимый, снежный январь. Однажды на прогулке дети любовались снежными шубами елочек, с восторгом рассматривали пуховые снежные сугробы. Это меня сильно обрадовало, и я задала вопрос: «А найдутся ли у нас такие слова, чтобы описать всю красоту русской зимы?» Решили: такие слова нужно найти обязательно. Это послужило началом подготовки к сочинению. На следующий день вооруженные новыми словами, записанными во время прогулки дети готовились к написанию сочинения. День- пасмурный, ненастный; воздух-свежий, морозный, обжигающий, чистый; снег-пушистый; елочки- заснеженные; ветер- порывистый; небо- хмурое, серое; и т.д.

    На каждом уроке упражнения по развитию речи проводились вместе с формированием грамматических понятий и орфографических навыков. Перед классом была повешена таблица:

    1-«Подбери красочные определения» (день, воздух, солнце, снег, иней, лес, ель, сосна)

    Дети, пользуясь собственными наблюдениями, составляли словосочетания, включали их в предложения, одно из которого написали для грамматического разбора. (Белая пухлая туча заволокла небо). Кстати, глагол заволокла нашли не сразу, подбирали синонимы: затянула, покрыла, нависла, заволокла.

    На очередной прогулке мы продолжили сбор слов. На этот раз  мы искали сравнения, отвечали на вопросы: как переливается снег Как сверкают снежинки? С чем можно сравнить чистый зимний воздух? Нашли и записали такие слова: снежинки-узорчатые, нежные, серебристые, хрустальные, ажурные, похожие на цветочки, на звездочки, падают, порхают, кружатся, искрятся; снег-


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обучение младших школьников письму сочинений ( из опыта работы)

    Для того , чтобы пробудить в детях жажду творчества, нужны вдохновенные уроки по русскому языку и другим предметам, требуется кропотливая работа с каждым учеником, необходим системный подход к решению...

    Методические рекомендации по обучению младших школьников написанию сочинений

      “Основы речевого навыка закладываются в начальной школе” и из этого следует, что период обучения в начальных классах особенно важен для усвоения устной и письменной связной речи, а полож...

    Планирование деятельности младших школьников при работе над изложением и сочинением

    В новом ФГОС в качестве основных целей-ориентиров выделяется достижение не только предметных результатов обучения, но и метапредметных. К метапредметным результатам относятся освоенные школьниками «ун...

    Консультация для педагогов «Трудности в обучении младших школьников письму и чтению»

    Письмо и чтение - сложнейшие интегрированные базовые навыки, объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические функции - внимание, восприятие, память, мышление и т. п. На основе этих...