Интеллектуальная игра для учащихся 4-х классов "В гостях у деда Буквоведа"
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему

Березина Ирина Евгеньевна

Игра способствует расширению и углублению знаний учащихся по русскому языку; формированию умения работать с различными словарями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovari_v_gostyah_u_bukvoveda_4_klass.docx27.19 КБ
Файл v_gostyah_u_deda_bukvoveda.pptx546.4 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра для учащихся 4-х классов

"В гостях у деда Буквоведа"

Цель: активизация познавательной предметной деятельности учащихся

Задачи:

Образовательные: расширять и углублять знания учащихся по русскому языку, формировать умение работать самостоятельно;

Развивающие: развивать умения анализировать, обобщать, строить аналогии, делать выводы, развивать внимание;

Воспитательные: способствовать нравственно-эстетическому развитию детей, их приобщению к культурным ценностям, развивать коммуникативные способности во время игры, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, развитию интереса к родному языку.

Планируемые результаты:

Предметные: Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Знать структуру и назначение толкового словаря, пользоваться толковым словарём в практических целях

Личностные: Способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности

Метапредметные:

Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации.

Познавательные: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную), анализировать ее содержание.

Коммуникативные: сотрудничать с участниками интеллектуальной игры при выполнении учебной задачи

Форма: конкурс-игра        

Оборудование: Словари: Толковый словарь живого великорусского языка / Под ред.   В. И. Даля; Орфографический словарь русского языка / Под ред.  С. И. Ожегова, Ушакова Д. Н., Словарь антонимов, Словарь синонимов, Фразеологический словарь, презентация.

Игра предусматривает не только соревнование, но и пополнение багажа лингвистических знаний.

Ход игры:

Ведущий:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие к деду Буквоведу. У него сегодня праздник – собрались его самые лучшие друзья. Хотите с ними познакомиться поближе?

Едут с горки посмотри,

К Буквоведу словари,

В каждом слов – не сосчитаешь,

Хоть три дня его листаешь.

Толще книг других они,

На какой ты ни взгляни,

Каждый нужен, каждый важен,

Мы про все сейчас расскажем,

Заодно и поиграем,

Их загадки разгадаем.

Есть волшебная страна, что распахнута пред вами,

Та, которая словами как людьми населена.

Правит ими государь по прозванию… (Словарь)

И относится он к ним, словно к подданным своим.

Утверждать ему не ново, как писать какое слово.

Как писать и как читать, как с другими сочетать.  

- Пользуетесь ли вы словарями?

- Какие словари вам известны? А можете вы назвать авторов этих словарей?

- К каким словарям вы обращаетесь чаще всего?

- В каких случаях вы обращаетесь к ним за помощью?

Ведущий: Исходя из ваших слов - словари помогают вам с написанием, толкованием и прочтением слов.

1.В нашем зале собрались две команды. И наш первый конкурс – «Знакомство».

(Представление команд: название, девиз, приветствие соперникам. Все должно соответствовать теме мероприятия)

Ведущий:А теперь мы отправимся, в путь по страницам словарей.

2. Словарь иностранных слов

Всегда он показать готов,

Как без ошибки написать

Слова из разных языков,

И их значенье показать.

А ты значенье этих слов

Без словаря назвать готов

И то же самое опять

Словами русскими сказать?

ИЛЛЮСТРАЦИЯ………………….

ГУМАННЫЙ…………………………

ДЕФЕКТ……………………………

ПАРТЕР……………………………

СПЛИН……………………….

3. Этимологический словарь

Ты загляни в него, словарь

Всех слов истории расскажет,

И как что называлось встарь,

Тебе напомнить может даже.

Здесь слово старое дано,

Подумай-ка, а что оно

Давно когда-то означало,

Каким сейчас названье стало?

ОКО - глаз

ПЕРСТ - палец

ДЛАНЬ - рука

УСТА - рот

ЛАНИТЫ - щеки

ЧЕЛО – лоб

РАЖИЙ – крепкий, здоровый

4. Фразеологический словарь

Его раскрой скорее тут

Слова крылатые живут

С пословицами рядом.

А нам с тобою надо

Концы пословиц отыскать.

Словарь нам будет помогать:

Пословицы все собери,

А что забудешь, подсмотри!

Задание 1.

НАЗВАЛСЯ ГРУЗДЕМ, ДА НЕ ЗНАЕТ ГДЕ ОН.

НАЗВАЛСЯ ГРУЗДЕМ,___________________________

КУДА НИТКА, ВОДА НЕ ТЕЧЕТ.

КУДА НИТКА,___________________________________

ДОБРЫЕ ВЕСТИ ЛУЧШЕ БОЛЬШОГО БЕЗДЕЛЬЯ.

ДОБРЫЕ ВЕСТИ__________________________________

ШИЛО, ПОЛЕЗАЙ В КУЗОВ.

ШИЛО,__________________________________________

ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ НЕ СИДЯТ НА МЕСТЕ.

ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ_________________________

МАЛЕНЬКОЕ ДЕЛО В МЕШКЕ НЕ УТАИШЬ.

МАЛЕНЬКОЕ ДЕЛО_______________________________

СЛЫШАЛ ЗВОН, ТУДА И ИГОЛКА.

СЛЫШАЛ ЗВОН,__________________________________

Задание 2.

Бывает частенько, что слово – одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда.

Возьмем хоть короткое слово вода.

Вот был я мальчишкой, да детство прошло,

С тех пор уж немало воды утекло.

О смелом мы вправе сказать наперед:

Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет.

А гуси и утки – сухие всегда.

Заметили люди: как с гуся вода.

Случилось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе? Воды в рот набрал.

Лентяй отдыхает, а время идет –

Под камень лежачий вода не течет.

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь».

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую. Что скажут потом?

Не дело, мол, воду носить решетом.

-Сколько фразеологизмов в данном стихотворении? Подчеркните их, укажите значение.

Задание 3.

Пользуясь словарем, подберите синонимические фразеологизмы к словосочетаниям и к фразеологизмам:

•        Усердно трудиться (засучив рукава, не покладая рук, от зари до зари)

•        Совсем близко (в двух шагах, не за горами, рукой подать, под боком, под самым носом)

•        Очень плохо (тяп да ляп, спустя рукава)

•        Кот наплакал (с гулькин нос, по пальцам можно пересчитать, капля в море, раз – два и обчелся)

•        Во всю прыть (во весь дух, во все лопатки, со всех ног, высунув язык)

•        Мелкая сошка (шишка на ровном месте,   последняя спица в колесе)

Задание 4.

          Определите значение фразеологизмов, заменив их одним словом.

•        Яблоку негде упасть                        (тесно);

•        Хоть глаз выколи                             (темно);

•        Хоть пруд пруди                              (много);

•        Кот наплакал                                    (мало);

•        Не успел оглянуться                       (быстро);

•        Черепашьим шагом                         (медленно);

5. Словарь синонимов.

Наш русский язык и велик, и богат,

Синонимы это всегда подтвердят,

И разные с виду слова эти все же

Всегда говорят про одно нам и то же.

Сейчас докажешь это сам,

Найди синонимы к словам.

-Запишите по горизонтали слова, различные по звучанию, но близкие по значению к исходным.  Выполнив задание правильно, из начальных букв в первом столбике прочитаете ключевое слово:

1. Торопиться   (спешить).

2. Учить        (изучать).

3. Догнать    (нагнать).

4. Суметь   (осилить).

5. Известие (новость).

6. Удивить (изумить).

7. Думать  (мыслить).

6. Словарь антонимов

Тем этот словарь интересен, что тут

Слова несогласно друг с другом живут

И спорят они постоянно, задорно,

Стоят на своем до конца и упорно.

Противоположны у слов здесь значенья,

Ведь это же главное их назначенье.

Антонимы к этим словам подбери –

По слову, а можешь и два или три.

Подберите к данным прилагательным слова с противоположным лексическим значением так, чтобы их начальные буквы сложились в слово антоним.

Обычный –  (необычный)

Спокойный – (неспокойный)

Искренний – (лицемерный)

Спать – (бодрствовать)

Щедро – (скупо)

7.Орфографический словарь

Хоть мудрец немолодой,

Но очень современный.

Капитанов всех команд

Соберет он непременно.

Капитаны пусть проверят

Слов правописание.

- Вот какие стихи об одной не очень грамотной ученице написал поэт Михаил Яснов.

На прашлагодние ашипки

Сматреть мне трудно без улыпки.

Пишу я лучче многих в класе,

Мне падарил падарок вася:

Я изучяла весь енварь

Арфаграфичиский славарь.

- Что вы заметили? Какие ошибки допустила ученица? (орфографические)

Давайте попробуем исправить все ошибки с помощью словаря, объяснив их.

Правильный ответ:

На прошлогодние ошибки

Смотреть мне трудно без улыбки.

Пишу я лучше многих в классе,

Мне подарил подарок Вася:

Я изучала весь январь

Орфографический словарь.

   Мудрец «Буквоед»:

  - Какая информация содержится в этом словаре? (правильное написание слов).

8. В гостях у деда Буквоведа

Буквоведом его называют не зря:

Любые науки – его друзья.

Вы знанья свои мудрецу покажите.

О сложных словах ему расскажите.                                                                                                                        

Назовите сложные слова, соответствующие следующим сочетаниям (за каждое слово -0,5балла, итого - 2балла):

1.Человек, занимающийся разведением пчел;

2.Специалист по разведению садов;

3.Фабрика, на которой разводят птиц;

4.Аппарат для помола кофе

Определите, от каких словосочетаний образованы следующие формы (за каждое слово -0,5балла, итого - 3балла):

Физрук, сенокос, скалолаз, Зеленоград.

Подведение итогов игры.

        

-Ребята, помогли вам сегодня в вашем путешествии СЛОВАРИ? Надеюсь, вы теперь знаете, о том, чтобы правильно определить лексическое значение слово надо обратиться к толковому словарю? А чтобы грамотно написать слово к…………..(отвечают участники игры).И хочется завершить нашу игру стихотворением С.Я. Маршака:

Усердней с каждым днем смотрю в словарь.        

В его столбцах мерцают искры чувства.                

В подвалы слов не раз сойдёт искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах – события печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю: «Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать. Век доживать чужой…»

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

Источники:

1. Страничка деда Буквоведа // Весёлые уроки. - 2006. - №4. - С. 10-11.

2. Интеллектуальная игра "Встреча с мудрецами" // Инфоурок URL: https://infourok.ru/intellektualnaya-igra-vstrecha-s-mudrecami-1488619.html (дата обращения: 16.03.2017).

3. Встреча с мудрецами // ДЕНЬСЛОВАРЯ.РФ URL: http://xn--80adfe4alise3isb.xn--p1ai/%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B0-%D1%81-%D0%BC%D1%83%D0%B4%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%B0%D0%BC%D0%B8/(дата обращения: 16.03.2017).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуальная игра для учащихся 4-х классов "В гостях у деда Буквоведа " Автор: Березина Ирина Евгеньевна учитель начальных классов МБОУ «ООШ № 15 н.п.Нивский»

Слайд 3

Знакомство

Слайд 4

Словарь иностранных слов

Слайд 5

ИЛЛЮСТРАЦИЯ - изображение , сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции и т. п... ПАРТЕР - часть театральной залы ниже уровня сцены, с местами для зрителей, также самые зрители. ГУМАННЫЙ - человечный , отзывчивый, отличающийся любовью к людям СПЛИН - тоскливое настроение. ДЕФЕКТ - изъян , недостаток, недочет.

Слайд 6

Этимологический словарь

Слайд 7

ОКО - глаз ПЕРСТ - палец ДЛАНЬ - рука УСТА - рот ЛАНИТЫ - щеки ЧЕЛО – лоб РАЖИЙ – крепкий, здоровый

Слайд 8

Фразеологический словарь

Слайд 9

•Усердно трудиться (засучив рукава, не покладая рук, от зари до зари) •Совсем близко (в двух шагах, не за горами, рукой подать, под боком, под самым носом) •Очень плохо (тяп да ляп, спустя рукава) •Кот наплакал (с гулькин нос, по пальцам можно пересчитать, капля в море, раз – два и обчелся) •Во всю прыть (во весь дух, во все лопатки, со всех ног, высунув язык) •Мелкая сошка (шишка на ровном месте, последняя спица в колесе)

Слайд 10

Яблоку негде упасть - тесно Хоть глаз выколи - темно Хоть пруд пруди - много Кот наплакал - мало Не успел оглянуться - быстро Черепашьим шагом - медленно

Слайд 11

Словарь синонимов

Слайд 12

Торопиться - спешить Учить - изучать Догнать - нагнать Суметь - осилить Известие - новость Удивить - изумить Думать - мыслить

Слайд 13

Словарь антонимов

Слайд 14

Обычный – необычный Спокойный – неспокойный Искренний – лицемерный Спать – бодрствовать Щедро – скупо

Слайд 15

Орфографический словарь

Слайд 17

Молодцы!

Слайд 18

Источники: ШАБЛОН ПРЕЗЕНТАЦИИ - Презентация на тему: Интерактивный кроссворд по теме "Человек" // PPt4Web-Хостинг презентаций URL: http:// ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/interaktivnyjj-krossvord-po-teme-chelovek.html (дата обращения: 21.03.2017 ). Яндекс - картинки URL: https ://yandex.ru/images/search?text=% D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%20%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9&lr=20156 (дата обращения: 21.03.2017).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра для учащихся 3 - 5 классов

Популяризация государственных символов Российской Федерации – Флага Российской Федерации, Герба Российской Федерации. В мероприятии участвуют учащиеся 3 – 5 классов. От каждого класса играет ком...

Интеллектуальная игра для учащихся 3 класса "Звездный час"

Интеллектуальная игра "Звездный час" для учащихся 3 класса имеет общепредметную направленность. Цель игры-повторить знания из разных областей в занимательной форме....

Интеллектуальная игра для учащихся 2-го класса по теме "Своя игра"

Интеллектуальная игра для учащихся2-го класса по теме "Своя игра"...

Интеллектуальная игра для учащихся 1 - 2 классов "Своя игра"

Работа включает в себя правила и материалы для командной интеллектуальной игры для учащихся 1 - 2 классов....

Интеллектуальная игра для учащихся «В гостях у сказки»

Цель мероприятия:Формирование интереса учащихся к литературным произведениям.  Задачи:- формировать у детей умение соблюдать правила коллективной игры; - воспитывать у детей чувство товарище...

Интеллектуальная игра для учащихся «В гостях у сказки» (презентация)

Цель мероприятия:Формирование интереса учащихся к литературным произведениям.  Задачи:- формировать у детей умение соблюдать правила коллективной игры; - воспитывать у детей чувство товарище...

Интеллектуальная игра для учащихся 3 классов "СВОЯ ИГРА"

Цель: развивать интерес младших школьников к интеллектуальным заданиям.Задачи:популяризация математики как школьного предмета;развитие  познавательного  интереса и математических способносте...