Наш великий, могучий, прекрасный русский язык
план-конспект занятия по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Внеклассное мероприятие в форме КВНа по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку.

Викторина «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!»

Цели:

- расширять кругозор в области русского языка, активизировать и обогащать словарь учащихся при работе со словами из разных тематических групп, используя высказывания писателей о русском языке;

- учить объяснять смысл фразеологических выражений;

- формировать представления о грамотной, правильной, выразительной, богатой речи;

- способствовать развитию внимания, мышления, памяти;

- развивать  чувства поддержки и взаимовыручки;

- воспитывать уважительное отношение к русскому языку

Оборудование: проектор и экран, карточки с заданиями.

Ход занятия:

1. Вводный этап

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости, участники нашей викторины.  Сегодня у нас викторина по русскому языку. Главный гость сегодня - его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающие русские и зарубежные писатели.

Дети читают высказывания о русском языке.

Ученик 1. Александр Сергеевич Пушкин прекрасно относился к родному языку. По его мнению, «русский язык-это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и точность».

Ученик 2. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.

Ученик 3. Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого».

Ученик 4. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

Ученик 5. Мне очень нравятся высказывание Гоголя о русском языке: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».

Стихотворение «Ода русскому языку» (Читает ученик наизусть)
Русский язык нам всем понятен.
Красив, величествен и ясен.
На нём мы мысли выражаем
И говорим, и пишем, и читаем.
В нём есть и птичьи голоса,
Любви и счастья чудеса.
Дремучие леса, бескрайние поля
И краски осени, и свежесть января.
На свете нет другого, такого нам родного.
Ты благороден, ты велик,
Любимый русский наш язык!
Тебя пусть славят все на свете,
Потомки наши, внуки, дети.
И знаем мы тебя, и чтим,
И если надо защитим!

Учитель: Русский язык - один из богатейших языков в мире. Его международное значение растет с каждым днем. На этом языке написаны гениальные произведения русских классиков, создана богатейшая художественная литература.

Стих. “Выучи русский язык!” (читают ученики)         узбекский поэт Сабир Абдулла

1.Если ты хочешь судьбу переспорить,

 Если ты ищешь отрады цветник,

 Если нуждаешься в твердой опоре,

 Выучи русский язык!

2.Он твой наставник – великий, могучий,

 Он переводчик, он проводник,

 Если штурмуешь познанья кручи,

 Выучи русский язык!

3.Русское слово живет на страницах

 Мир окрыляющих пушкинских книг.

 Русское слово – свободы зарница,

 Выучи русский язык!

4.Горького зоркость, бескрайность Толстого,

 Пушкинской лирики чистый родник,

 Блещет зеркальностью русское слово-

 Выучи русский язык!

5.Мир разобщенных безрадостно тесен,

 Спасенных мир необъятно велик.

 Сын мой, работай, будь людям полезен,

 Выучи русский язык!

Учитель: На земле более 2000 языков. Только в России насчитывается около 200. Как же людям разных национальностей понять друг друга? (Они смогут разговаривать на русском языке). Значит, русский язык может быть языком общения людей разных наций.

Эта неделя объявлена  неделей русского языка. Сегодня мы проведём викторину по русскому языку. Без знания русского языка нигде не обойтись. Русский язык учит вас писать толково и грамотно. Наше мероприятие  пройдет в виде соревнования трех команд.

Я буду задавать вопросы. Подсчитывать баллы будет жюри.

Напоминаю правила игры.

1. На обсуждение вопроса даётся время.

2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан - поднять руку.

3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.

4. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть время на обсуждения.

2. Представление команд

- название

- девиз

- капитан

Итак, команды, готовы к бою?

II Основной этап

1 конкурс. Разминка «Вопрос-ответ» (каждый правильный ответ – 1 балл)

  1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
  2. Сколько согласных букв? (21)
  3. Сколько гласных букв? (10)
  4. Первый звук в слове Яблоко? (й)
  5. Шиворот – навыворот. Как вы понимаете это выражение?

(сделать или сказать что-нибудь не так, наоборот, перепутать)

  1.  Как назвать одним словом человека, который много и охотно трудится? (трудолюбивый)
  2. Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях?      (местоимения)
  3. Как называется часть речи, обозначающая действие предмета?  (глагол)
  4. Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос «кто?» или «что?»   (подлежащее)

2 конкурс «Что это?» (каждый правильный ответ – 1 балл)

1. Его вешают, приходя в уныние, задирают, зазнаваясь, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос)

2. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают, чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши)

3. Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить, он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут, им дергают, настойчиво заставляя высказаться, его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык)

3 конкурс «Доскажи словечко». (каждый правильный ответ – 1 балл)

  1. Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть, без хруста,

Если я ... (капуста) 

  1. Мчусь как пуля я вперед,

Лишь поскрипывает лед.

Да мелькают огоньки!

Кто несет меня? ... (коньки)

  1. В яме спит зимою длинной

Но чуть солнце станет греть,

В путь за медом и малиной

Отправляется ... (медведь)

  1. В подполье, в каморке

Живет она в норке.

Серая малышка

Кто же это? ... (мышка)

  1. Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно, ... (карандаш)

  1. В черном поле заяц белый.

Прыгал, прыгал, петли делал.

След за ним был тоже бел

Кто ж этот заяц ... (мел)

Игра «Вертолина» (для болельщиков)

Сейчас, уважаемые болельщики, вы можете помочь своей команде заработать дополнительные баллы. Для этого вам нужно выполнить задания. На листе вы видите 6 букв Д О К О С А. Сколько различных слов  - имён существительных  - сумеете прочитать, столько баллов вы подарите своей команде.

Читать разрешается в разных направлениях; буквы читать подряд.

(сад, сок, осадок, оса, док, коса, садок, ода, ад, око, код)

4 конкурс «Фразеологический зверинец»

Задание: добавить недостающее слово – название животного (5 минут). Каждой команде даётся карточка с заданием.

Голоден как………. (волк)

Труслив как……….(заяц)

Колючий как ………(ёж)

Надут как …………..(индюк)

Болтлив как………...(сорока)

Хитер как…………..(лиса)

Здоров как………….(бык)

Изворотлив как……..(уж)

Нем как……………….(рыба)

Упрям как…………….(осел)

Учитель: Что- то я гляжу, команды подустали.

Физкультминутка

Потрудились — отдохнём

Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, 

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать. 

Руки вниз и вверх поднять. 

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.

5 конкурс: «Советы русского языка» (За правильный ответ 1 балл)

Учитель: «русский язык-это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и точность».(А.С.Пушкин)

Для того, чтобы люди друг друга понимали, наша речь должна быть понятной, выразительной и красивой. Послушайте стихотворение:

Сценка.

Заранее, заранее

Всё было решено:

У школьников собрание,-

Потом у них кино.

Домой придёт мой старший брат,

Он мне расскажет всё подряд,

Он объяснит мне, что к чему,

А я большая, я пойму!

И вот он начал свой рассказ:

- Они ползут, а он им – раз!

А тут как раз она ползла,

А он как даст ему со зла!

Она им – раз! Они ей – раз!

Но тут как раз её он спас,

Он был с ней заодно.

Ух, сильное кино!

- Нет, видно я ещё мала,

Я ничего не поняла.

Учитель: Почему девочка ничего не поняла?

Какой совет мы получили? (Выбери правильное утверждение (совет)

- Давайте говорить друг другу только хорошие, добрые слова.

- Речь должна быть понятная, красивая.

- Начинай любое дело с хорошим настроением.

. Конкурс «Весёлая грамматика»

 

Из предложенных слогов составьте слова:

Лу мон  ли но ня на ре мер ма ня мо ма

 

 

Найдите и выпишите слова, которые перемешались.

ё  сто   ки   за

л   ро   ас   ро   ра

жи   т   го

ра   д   бо   та

(ёжики, стол, роза, город, астра, работа)

6 конкурс «Отгадай ребусы»

http://obovsemka.com/wp-content/uploads/2015/03/rebusy-02.jpg

7 конкурс капитанов (за правильный ответ 1 балл)

 «Найдите ошибки»

-Пока команды думают, мы с вами ребята прочитаем письмо от почтальона Печкина.

«Дарагие рибята! Мой друк прислал мне писмо, но я в нём ничего не понял. Он пишет, что нашёл грип и доволен. Но ведь балеть – это плохо. А ещё он в лису нашёл лису. Кого же он нашёл? Жду вашего ответа. Ваш друк Буратино.»

- Ребята, помогите исправить ошибки, что бы письмо стало понятным!

III. Итоги. Награждение команд.

Учитель: Надеюсь, что сегодняшняя викторина не только доставила вам удовольствие, но и повысила вашу грамотность, приобщила к богатству русского слова, вызвала интерес к русскому языку вообще.    

Наша веселая викторина подошла к концу. Вы молодцы, много знаете и умеете дружно работать.

Подведение итогов. Награждение команд (каждый ученик получает эмблему «Знатоку русского языка).          


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составитель: Коваленко Галина Юрьевна Наш великий, могучий, прекрасный русский язык

Слайд 2

«Русский язык-это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах. Ему свойственны величавая плавность, яркость, простота и точность » А.С. Пушкин

Слайд 3

« Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой » Л.Н. Толстой

Слайд 4

« Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого » П. Мериме

Слайд 5

« Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!» И.С. Тургенев

Слайд 6

« Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи » Н.В. Гоголь

Слайд 8

Команда «Умники» Наш девиз: Мы умные и смелые, В деле мы умелые. Победим мы в этот раз, Нам соперник не указ.

Слайд 9

Команда «Алфавит» Наш девиз: Из букв команда состоит, И всё нам интересно. Названье наше – «Алфавит», Сражаться будем честно.

Слайд 10

Команда «Грамотеи» Наш девиз: Покорим мы все высоты, Владея русским языком!

Слайд 11

1 конкурс Разминка «Вопрос-ответ»

Слайд 12

2 конкурс « Что это?»

Слайд 13

3 конкурс « Доскажи словечко»

Слайд 14

Игра « Вертолина » (для болельщиков)

Слайд 15

Д О К О С А

Слайд 16

4 конкурс «Фразеологический зверинец»

Слайд 17

Голоден как Труслив как Колючий как Надут как Болтлив как Хитер как Здоров как Изворотлив как Нем как Упрям как волк заяц ёж индюк сорока лиса бык уж рыба осел

Слайд 18

5 конкурс « Советы русского языка»

Слайд 19

- Давайте говорить друг другу только хорошие, добрые слова. - Речь должна быть понятная, красивая. - Начинай любое дело с хорошим настроением.

Слайд 20

6 конкурс « Отгадай ребусы»

Слайд 22

7 конкурс Конкурс капитанов

Слайд 23

Дарагие рибята ! Мой друк прислал мне писмо , но я в нём ничего не понял. Он пишет, что нашёл грип и доволен. Но ведь балеть – это плохо. А ещё он в лису нашёл лису. Кого же он нашёл? Жду вашего ответа. Ваш друк Буратино.

Слайд 24

Д о р о гие р е бята ! Мой дру г прислал мне пис ь мо , но я в нём ничего не понял. Он пишет, что нашёл гри б и доволен. Но ведь б о леть – это плохо. А ещё он в л е су нашёл лису. Кого же он нашёл? Жду вашего ответа. Ваш дру г Буратино.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по русскому языку во 2 классе "Наш великий, могучий, прекрасный русский язык"

Предлагаемая разработка увлекательного внеклассного мероприятия в ходе предметной Недели поможет преодолеть трудности школьной жизни, адекватно относиться к успехам и неудачам, наполнит школьную жизнь...

Внеклассное мероприятие. Викторина «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!»

Данное внеклассное мероприятие посвящено недели русского языка в начальной школе.Цели: - расширять кругозор в области русского языка, активизировать и обогащать словарь учащихся при работе со сло...

Наш великий, могучий, прекрасный русский язык

Русский язык - один из богатейших языков в мире. Его международное значение растет с каждым днем. На этом языке написаны гениальные произведения русских классиков, создана богатейшая художественная ли...

Сценарий внеклассного мероприятия «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!(для учащихся начальных классов)

Викторина «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!(для учащихся начальных классов)...

"Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!"

Внеклассное мероприятие по русскому языку в начальных классахЦель мероприятия: развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку...

Презентация "Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!"

Презентация к внеклассному мероприятию по русскому языку...

Конспект + презентация внекл. викторина "Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!" 3 кл.

Конспект + презентация внекл. викторина "Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!" 3 кл....