Имена существительные: собственные и нарицательные
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Цели:
- формировать понятие собственных и нарицательных имён существительных;
- формировать навык правописания собственных имён существительных;
- через применение ИКТ повышать учебную мотивацию.
Задачи:
- изучить собственные и нарицательные имена существительные;
- научить правописанию слов, относящихся к данным группам, ставить кавычки в названиях газет, журналов, книг, фильмов, предприятий, учреждений;
- активизировать словарный запас;
- развивать орфографическую зоркость, мышление, память;
- воспитывать познавательный интерес, казахстанский патриотизм.
Оборудование: презентация, индивидуальные карточки для повторения, дидактические карточки с текстом для групповой работы, карточка-план характеристики имени существительного
ХОД УРОКА
I. Орг. момент
Ребята, представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошёл сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю. Сначала опустились самые маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики).
Все снежинки оказались на земле. Они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу: «Доброе утро!»
Вот и я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.
Мы живем в стране российской,
Признаем язык английский,
Итальянский, датский, шведский,
И японский признаем,
И китайский, и французский,
Но в родном краю по-русски
Пишем, думаем, поем. (По С. Михалкову)
– А урок сегодня необычный. Нас в гости пригласили мальчик Ваня и девочка Таня. Они открыли учебник русского языка, и вдруг странички засветились волшебным голубым светом. Котёнок Барсик прыгнул на страницу книги и исчез в ней.
«Ах! – воскликнула Таня, – что же теперь делать?» И они увидели, что котёнок попал в волшебный лабиринт.
– Ребята, давайте поможем Барсику выбраться из лабиринта, а для этого мы должны ему помочь выполнить задания.
– Перед трудными испытаниями мы должны настроиться.
Читаем хором вслух:
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
Оформление тетрадей:
– Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».
II. Актуализация знаний (Презентация)
– Смотрите, ребята, у Барсика первое препятствие.
1) Каллиграфия.
– Прочитайте слово. Что такое каллиграфия? ( Искусство четкого и красивого письма). В переводе с греческого языка «Калос» – красивый, «графо» – пишу.
– Писать каллиграфически мы будем первые буквы слов-отгадок. (Слайд 5, 6, 7)
1. Разносчик добрых он вестей – Несёт родителям детей.
И, судя по всему, смекалист: Устроился отлично… (Аист)
2. Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу. (Иголка)
3. Вот тебе помощник деревянный,
Должен быть он острым постоянно.
Контур, натюрморт, портрет, пейзаж,
Быстро нарисует… (Карандаш)
– Какие буквы? /А И К/ (прописать буквы в тетради) (Слайд 8)
– Какие они прописные или строчные? (Прописные)
– Почему? (Потому что с них начинаются имена существительные – отгадки)– Первое препятствие мы помогли преодолеть Барсику.
2) Орфографическая минутка:
– Двигаясь по лабиринту русского языка, нужно быть грамотными.
– А чтобы грамотными стать, надо зоркость развивать. (Слайд 10) (Видеть орфограмму, объяснять её и правильно писать слова)
Словарный диктант.
(Каждый ученик записывает слова в своей тетради, 1 человек пишет на доске)
Записать одним словом:
- Синоним слова «дело»;
- Множественное слово от слова «ребёнок»;
- страна, расположенная в Европе и Азии (Россия);
- столица нашей страны (Москва);
- маленькая серо-коричневая птица, живущая вблизи домов (воробей);
- сшитые листы чистой разлинованной бумаги в обложке (тетрадь);
родная сторона (родина).
Работа по тексту. /орфографический анализ, письмо по памяти/
– Прочитайте текст. Это отрывок из стихотворения Баянбаева К. «Юрта»
– Объясните орфограммы.
В степи, на поле
Пасутся овечки.
Там дедушка юрту
Поставил у речки.
– Запишите по памяти. Проверка. (сравниваем с текстом, самопроверка) (Слайд 11)
– Итак, мы снова помогли Барсику.
III. Подготовительный этап
– Ребята, давайте посмотрим, какое следующее препятствие нужно преодолеть Барсику? («Повторение») (Слайд 12)
Проблемная ситуация
– Определите, какая часть речи наиболее часто употребляется в языке, и вы угадаете, какую часть речи мы будем повторять. (Слайд 13)
Работа в группах
Задание 1 ряду: Найдите в этом же тексте имёна существительные. Подчеркните их красным цветом (6)
Задание 2 ряду: Найдите глаголы. Подчеркните их синим цветом. (2)
Задание 3 ряду: Найдите имёна прилагательные. Подчеркните их зелёным цветом. (0)
Задание для всех: Выделите в стихотворении предлоги. (3)
Проверка:
Вывод: Чаще всего употребляются в русском языке имена существительные.
– Что вы знаете об имени существительном?
Что такое имя существительное и что оно обозначает?
На какие вопросы отвечает?
Как могут изменяться имена существительные? (по родам и числам)?
(Дети отвечают, схема отображается на слайде)
Проблемный вопрос.
– А достаточно ли этих знаний, чтобы объяснить написание в именах существительных строчной и заглавной буквы? (Нет)
– Что нам нужно сейчас сделать? (Изучить новую тему)
– Мы должны вспомнить, на какие 2 группы делятся имена существительные.
IV. Изучение нового материала
Работа по слайду
– Посмотрите на слайд, прочитайте. Что могут обозначать имена существительные? (По 1 столбику)
– Что ещё? (По 2 столбику)
– Как называются имена существительные 1 столбика?
– Имена существительные, названия однородных предметов, называются нарицательными именами существительными.
– Как пишутся собственные имена? А как пишутся нарицательные существительные?
– Очень важно отметить, что многие имена собственные пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки.
Посмотрите на слайды:
1 пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки названия книг, журналов, газет, например:
2 названия фильмов, мультфильмов, спектаклей, телепередач пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки, например:
3 названия учреждений, предприятий тоже пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки, например:
V. Закрепление
– Ребята, вы теперь знатоки имён собственных и нарицательных и следующее препятствие обязательно поможете преодолеть Барсику.
1. Зрительный диктант. (Здание 1)
– Запишите, соблюдая правила написания.
Корней Чуковский «Айболит», журнал «Весёлые картинки», газета «Правда Бурятии».
ФИЗМИНУТКА
– Ребята, давайте отдохнём. Гимнастика для глаз «Снежинка»
2. Работа с текстом. (задание 2)
– Прочитайте текст. Кто автор этого стихотворения? (С.Я Маршак)
Почта
- Заказное из Ростова
Для товарища Житкова!
- Заказное для Житкова?
Извините, нет такого:
В Лондон вылетел вчера
В семь четырнадцать утра.
Найдите и запишите в тетрадь имена существительные собственные и нарицательные в два столбика
1 ст: имена собственные 2 ст: имена нарицательные
– Прочитайте имена существительные 1 столбика. Сравните со слайдом. Как они называются?
– Прочитайте имена существительные 2 столбика. Сравните со слайдом. Как они называются?
3. Задание. Нахождение соответствия нарицательных и собственных имён существительных.
Работа в парах. Составьте пары и запишите их в столбик.
город
озеро
кличка
имя
газета
«Дружные ребята»
Ольга
Пушок
Байкал
Улан-Удэ
Проверка.
5. – Наконец-то мы помогли котёнку Барсику выбраться из лабиринта, и он предлагает нам поиграть в игру «Самый, самый…»
- Самый главный город России – Москва
- Самое глубокое озеро в мире – Байкал
- Самая певчая птица в России – Соловей
- Самый большой в мире лес – Сибирская тайга
- Самый зубастый столовый прибор - вилка
- Самый небесный цвет – голубой
- Самый первый школьный учебник – букварь
- Самый добрый доктор - Айболит
– Молодцы, ребята, вы убедили всех, что знаете свою страну. Но очень важно, что и об имени существительном вы стали знать больше.
– Какие бывают имена существительные? (Собственные и нарицательные)
–Как они пишутся?
- Чтобы отблагодарить мальчика Ваню и девочку Таню за подаренные нам чудеса, давайте дадим характеристику имёнам существительным «Ваня» и «девочка» по плану.
(У каждого ребёнка план характеристики имени существительного)
1) вопрос, часть речи
2) собственное или нарицательное
3) одушевлённое или неодушевлённое
4) род
5) число
Резерв.
Упр.23, с 16 учебник
VI. Рефлексия
– Что изучали? Что узнали нового? Какие трудности испытывали?
– Что интересно было узнать?
– А можете ли вы сегодня на уроке сказать про себя «Я самый, самый»?
– У кого хорошее настроение, похлопайте в ладоши.
VII. Итог урока
Выставление оценок.
Комментирование домашнего задания.
– Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Имена существительные: собственные и нарицательные».
Открытый урок включает правила имен собственных и нарицательных. Идет как экскурсия по городу Альметьевск....
«Имена существительные собственные и нарицательные» Урок русского языка во 2 классе
Данный урок разработан по программе «Школа России», авторы учебника «Русский язык», 2 класс, Л.М.Зеленина, Т.Е ХохловаДанный урок находится в разделе «Части речи. Имя с...
План –конспект урока по русскому языку. 2 класс. «Имена существительные собственные и нарицательные»
План –конспект урока по русскому языку. 2 класс. «Имена существительные собственные и нарицательные» УМК Школа Росии. Автор учебника Зеленина Л.М....
Имена существительные собственные и нарицательные
Урок разработан по программе "Перспектива" для второго класса. Включает в себя повторение и обобщение уже имеющихся знаний у детей, а так же введение новых понятий и их закрепление в занимательной фор...
урок по теме имена существительные собственные и нарицательные
урок с использование ЦоР...
Имена существительные собственные и нарицательные
Технологическая карта урока русского языка (УМК "Начальная школа XXI века")...
Технологическая карта урока русского языка на тему «Имена существительные собственные и нарицательные»
Технологическая карта урока на тему «Имена существительные собственные и нарицательные». Предмет: русский язык.. УМК «Начальная школа 21 века»....