Имена существительные: собственные и нарицательные
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Жаркой Юлия Александровна

Открытый урок русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

  • формировать понятие собственных  и нарицательных  имён существительных;
  • формировать навык правописания  собственных имён существительных;
  • через применение  ИКТ  повышать  учебную мотивацию.

Задачи:

  • изучить  собственные  и нарицательные  имена существительные;
  • научить правописанию  слов, относящихся к данным группам,  ставить кавычки в названиях  газет, журналов, книг, фильмов, предприятий, учреждений;
  • активизировать  словарный запас;
  • развивать орфографическую зоркость, мышление, память;
  • воспитывать  познавательный интерес, казахстанский патриотизм.

 Оборудование: презентация, индивидуальные карточки для повторения, дидактические карточки с текстом для групповой работы, карточка-план характеристики имени существительного

ХОД УРОКА

I. Орг. момент

Ребята, представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошёл сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю. Сначала опустились самые маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики).

Все снежинки оказались на земле. Они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу: «Доброе утро!»
Вот и я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.

Мы живем в стране российской, 
Признаем язык английский,
Итальянский, датский, шведский,
И японский признаем,
И китайский, и французский,
Но в родном краю по-русски
Пишем, думаем, поем. (По С. Михалкову)

– А урок сегодня  необычный. Нас в гости пригласили мальчик  Ваня и девочка Таня.   Они открыли учебник русского языка, и вдруг странички засветились волшебным голубым светом. Котёнок Барсик  прыгнул на страницу книги и исчез в ней.
«Ах! – воскликнула  Таня, – что  же теперь делать?» И они увидели, что котёнок попал в волшебный лабиринт.  
– Ребята, давайте поможем Барсику выбраться из лабиринта, а для этого мы должны ему помочь выполнить задания.
–  Перед трудными испытаниями мы должны настроиться.
Читаем хором вслух:

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

Оформление тетрадей:
– Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».

II. Актуализация знаний (Презентация)

– Смотрите, ребята, у Барсика  первое препятствие.  

1) Каллиграфия.  

– Прочитайте слово. Что такое каллиграфия? ( Искусство  четкого и красивого письма).  В переводе с греческого языка  «Калос» – красивый, «графо» – пишу.
– Писать  каллиграфически мы будем  первые буквы слов-отгадок. (Слайд  5, 6, 7)  

1. Разносчик добрых он вестей – Несёт родителям детей. 
И, судя по всему, смекалист:  Устроился отлично… (Аист)

 2. Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу. (Иголка)

 3. Вот тебе помощник деревянный,
Должен быть он острым постоянно.
Контур, натюрморт, портрет, пейзаж,
Быстро нарисует… (Карандаш)

– Какие буквы?  /А И К/ (прописать буквы в тетради) (Слайд  8) 
– Какие они прописные или строчные? (Прописные)
– Почему? (Потому что  с них начинаются  имена существительные – отгадки)– Первое препятствие мы помогли преодолеть Барсику.

2) Орфографическая минутка: 

– Двигаясь по лабиринту русского языка, нужно быть грамотными.
– А  чтобы грамотными стать, надо зоркость развивать. (Слайд  10) (Видеть орфограмму, объяснять её и правильно писать слова)

Словарный диктант.
(Каждый ученик записывает слова в своей тетради, 1 человек пишет на доске)
Записать одним словом:

  • Синоним слова «дело»;
  • Множественное слово от слова «ребёнок»;
  • страна, расположенная в Европе и Азии (Россия);
  • столица нашей страны (Москва);
  • маленькая серо-коричневая птица, живущая вблизи домов (воробей);
  • сшитые листы чистой разлинованной бумаги в обложке (тетрадь);

родная сторона (родина).

 Работа по тексту.  /орфографический анализ, письмо по памяти/
– Прочитайте текст. Это отрывок из стихотворения Баянбаева К. «Юрта»
– Объясните орфограммы.

В степи, на поле
Пасутся овечки.
Там дедушка юрту
Поставил у речки.

– Запишите по памяти.  Проверка. (сравниваем с текстом, самопроверка) (Слайд  11)  
– Итак, мы снова помогли Барсику.

III. Подготовительный этап

– Ребята, давайте посмотрим, какое следующее препятствие нужно преодолеть Барсику? («Повторение»)  (Слайд  12)  

Проблемная ситуация

– Определите, какая часть речи  наиболее   часто употребляется   в языке,  и вы угадаете, какую часть речи мы будем повторять. (Слайд  13)  

Работа   в группах

Задание 1 ряду:  Найдите в этом же тексте имёна существительные. Подчеркните их красным цветом  (6)
Задание 2 ряду:  Найдите  глаголы.  Подчеркните  их  синим цветом. (2)
Задание 3 ряду:  Найдите  имёна прилагательные. Подчеркните их зелёным цветом. (0)
Задание для всех:  Выделите в стихотворении предлоги.  (3) 

Проверка: 

Вывод: Чаще всего употребляются в русском языке имена  существительные.

– Что вы знаете об имени существительном?

Что такое имя существительное и что оно обозначает?

На какие вопросы отвечает?

Как могут изменяться имена существительные? (по родам и числам)?
(Дети отвечают, схема отображается на слайде)

Проблемный вопрос.

– А достаточно ли этих знаний, чтобы объяснить написание в именах существительных  строчной и заглавной буквы? (Нет)
– Что нам нужно сейчас сделать? (Изучить новую тему)  
– Мы должны вспомнить, на какие 2 группы делятся имена существительные.

IV. Изучение нового материала

Работа по слайду

– Посмотрите на слайд, прочитайте. Что могут обозначать имена существительные? (По 1 столбику)
– Что ещё? (По 2 столбику)
– Как называются имена существительные 1 столбика?
– Имена  существительные,  названия однородных предметов, называются нарицательными  именами существительными.
– Как пишутся собственные имена? А как пишутся нарицательные существительные?
– Очень важно отметить, что многие имена собственные пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки.
Посмотрите на слайды:

1  пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки названия книг, журналов, газет, например:

2 названия фильмов, мультфильмов, спектаклей, телепередач пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки, например:

3 названия учреждений, предприятий тоже пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки,  например:

V.  Закрепление

– Ребята, вы теперь  знатоки имён собственных и нарицательных и следующее препятствие обязательно поможете преодолеть Барсику.

1. Зрительный диктант. (Здание 1)

– Запишите, соблюдая правила написания.   

Корней Чуковский «Айболит», журнал «Весёлые картинки», газета «Правда Бурятии».

ФИЗМИНУТКА

– Ребята, давайте отдохнём. Гимнастика для глаз «Снежинка»

2. Работа с текстом.   (задание 2)

–  Прочитайте текст.  Кто автор этого стихотворения? (С.Я Маршак)

Почта

- Заказное из Ростова

Для товарища Житкова!

- Заказное для Житкова?

Извините, нет такого:

В Лондон вылетел вчера

В семь четырнадцать утра.

Найдите и запишите в тетрадь имена существительные собственные и нарицательные в два столбика

1 ст: имена собственные                                       2 ст: имена  нарицательные

– Прочитайте имена существительные  1 столбика. Сравните со слайдом.  Как они называются?
– Прочитайте имена существительные  2 столбика. Сравните  со слайдом.  Как они называются?

3. Задание.  Нахождение соответствия нарицательных  и собственных имён существительных.  
           Работа в парах. Составьте пары и запишите их в столбик.

город
озеро
кличка
имя
газета

«Дружные ребята»

Ольга
Пушок
Байкал
Улан-Удэ

Проверка.

5. – Наконец-то мы  помогли котёнку  Барсику выбраться из лабиринта,  и он предлагает нам поиграть   в игру «Самый, самый…» 

  • Самый главный город России – Москва  
  • Самое глубокое озеро в мире  –  Байкал   
  • Самая певчая птица в России – Соловей
  • Самый большой в мире лес – Сибирская тайга
  • Самый зубастый столовый прибор - вилка
  • Самый небесный цвет – голубой
  • Самый первый школьный учебник – букварь
  • Самый добрый доктор - Айболит

– Молодцы, ребята, вы убедили всех, что знаете свою страну. Но очень важно, что и об имени существительном вы стали знать больше. 
– Какие бывают имена существительные?  (Собственные и нарицательные)
–Как они пишутся?

- Чтобы отблагодарить мальчика  Ваню и  девочку Таню за подаренные нам чудеса, давайте дадим характеристику  имёнам   существительным «Ваня» и «девочка» по плану.

(У каждого ребёнка план характеристики имени существительного)

1) вопрос, часть речи 
2) собственное или нарицательное
3) одушевлённое или неодушевлённое 
4) род 
5) число

Резерв.

Упр.23, с 16 учебник

VI. Рефлексия

– Что изучали? Что узнали нового? Какие трудности испытывали?
– Что интересно было узнать?
– А можете ли вы сегодня на уроке сказать про себя «Я самый, самый»?
– У кого хорошее настроение, похлопайте в ладоши.

VII. Итог урока

Выставление оценок.
Комментирование домашнего задания.

– Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Имена существительные: собственные и нарицательные».

Открытый урок включает правила имен собственных и нарицательных. Идет как экскурсия по городу Альметьевск....

«Имена существительные собственные и нарицательные» Урок русского языка во 2 классе

  Данный урок разработан по программе «Школа России», авторы учебника «Русский язык»,  2 класс,  Л.М.Зеленина, Т.Е ХохловаДанный урок находится в разделе «Части речи. Имя с...

План –конспект урока по русскому языку. 2 класс. «Имена существительные собственные и нарицательные»

План –конспект урока по русскому языку. 2 класс.  «Имена существительные собственные и нарицательные»  УМК Школа Росии. Автор учебника Зеленина Л.М....

Имена существительные собственные и нарицательные

Урок разработан по программе "Перспектива" для второго класса. Включает в себя повторение и обобщение уже имеющихся знаний у детей, а так же введение новых понятий и их закрепление в занимательной фор...

Имена существительные собственные и нарицательные

Технологическая карта урока русского языка (УМК "Начальная школа XXI века")...

Технологическая карта урока русского языка на тему «Имена существительные собственные и нарицательные»

Технологическая карта урока на тему «Имена существительные собственные и нарицательные». Предмет: русский язык..  УМК «Начальная школа 21 века»....