Формирование орфографического самоконтроля как комплексного орфографического умения
методическая разработка по русскому языку на тему

Каледина Лариса Григорьевна

Как сделать самопроверку действенной и предупредить формализм при её проведении? В статье дан обзор ключевых моментов, направленных на формирование орфографического самоконтроля на уроках русского языка в начальной школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_orfograficheskogo_samokontrolya.rar17.54 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование орфографического самоконтроля как комплексного орфографического умения

Что такое самоконтроль? Это способность взглянуть на свои действия и их результат как бы со стороны. Орфографический же самоконтроль – это умение контролировать ход орфографического действия, то есть правильность следования алгоритму решения задачи письма, и оценивать полученный результат – выбранную букву – с точки зрения соответствия или несоответствия нормам орфографии.

Как показывает практика обучения, школьники очень часто просто не видят, не умеют обнаружить ошибку в написанном ими тексте. Причина прежде всего в том, что действие самоконтроля выполняется ими формально, а рекомендация «Перечитайте, проверьте себя!» не наполнена для учеников конкретным содержанием.

Чтобы сделать самопроверку действенной и предупредить формализм при ее проведении, необходимо с начала обучения сосредоточить внимание детей на ключевых моментах: а) что проверять, то есть иметь перечень орфограмм, подлежащих контролю на данном этапе обучения; б) как проверять, то есть иметь набор необходимых операций. Как видим, умение проверять написанное является комплексным. Не случайно в иерархии орфографических умений оно стоит на последнем, четвертом, месте. Сформированность трех предыдущих – умения обнаруживать орфограммы, определять их тип и действовать в соответствии с правилом – как раз и является условием успешного становления и развития способности контролировать написанное.

Всем нам, безусловно, хочется, чтобы детям в своих тетрадях исправлять было нечего. Для этого мы стараемся работать над развитием орфографической зоркости, учим действовать в соответствии с предписаниями правил – словом, совершенствуем собственно орфографические умения. Но всегда ли мы осознаем, что последнее из них – осуществление самоконтроля – может наравне с остальными участвовать в предупреждении ошибок?

Что для этого необходимо? Нужно так организовать обучение самопроверке, чтобы усилия учеников были направлены не только на поиск ошибочного написания, но и на обнаружение его причины – неверного звена в рассуждениях, действиях, которые привели к неправильному выбору буквы. Более кратко эта мысль может быть сформулирована так: необходимо сформировать умение контролировать не только результат, но и процесс его достижения (осуществлять пооперационный контроль).

Однако маленькому человеку сделать предметом анализа собственные умственные действия трудно, поэтому начинать необходимо с обучения поиску ошибок в чужих рассуждениях, приведших к неверному написанию.

Показателями сформированности орфографического самоконтроля являются способность выявить ошибку, умение «по тому, что написано в тетради, диагностировать причину собственной ошибки, то есть обнаружить те действия, которые не были совершены при написании текста».

Как же обучать детей осознанному самоконтролю за правильностью письма на разных его этапах? Обучать самопроверке нужно целенаправленно. И начинать необходимо с внедрения в сознание маленьких школьников установки: любая письменная работа считается выполненной только тогда, когда она проверена, когда найдены ошибки, если они есть. Именно ее осознанию должны быть подчинены первые шаги в обучении самоконтролю.

К какому же заключению подводятся ученики, ищущие ответ на вопрос: «Что значит писать правильно?».  Правильное письмо – это письмо не только без описок, но и без ошибок. Что же такое ошибка? «Каждое нарушение правила – это ошибка». Правильно писать – это не допускать описок (пропусков, замен, перестановок букв) и ошибок (нарушений правил письма). Чтобы писать без описок, нужно быть внимательным. А чтобы писать без ошибок, нужно знать правила.

Постоянный возврат к мысли о том, что ошибки и описки мешают понимать написанное, сформируют более ответственное отношение детей к письменной речи. А это позволяет надеяться, что стремление к грамотному письму станет осознанным, а самоконтроль - целенаправленным и мотивированным.

При формировании самоконтроля операции по обнаружению описок и ошибок разводятся: ведь их появление спровоцировано разными причинами.

Вспомним два важных момента в памятке «Как писать без ошибок?». Первый связан с разрешением ставить на месте найденной орфограммы окошко; оно – сигнал нерешенной (но осознанной!) задачи и осуществленного по ходу письма – самоконтроля. (Ведь перед тем как окошко появилось, ученику необходимо было пошагово отследить собственные действия: оценить каждый звук в слове; решить, можно ли ему доверять; определить, по какому правилу действовать; наконец, установить границы собственных знаний о способах решения задачи и возможностей применить их).

Второй ключевой момент памятки – пункт «Проверь» («Поработай корректором»), который ориентирует детей на осуществление итогового самоконтроля. На какие же операции согласно памятке распадается действие проверки написанного?

  • Читай по слогам – нет ли описок.
  • Снова находи все орфограммы.
  • Где можешь, объясняй выбор букв и решай, нет ли ошибок.
  • Есть – исправляй; сомневаешься – над буквой ставь «?».

Описки выявляются при соблюдении обязательного условия: читать написанное вполголоса, шепотом (на ранних этапах обучения), затем – про себя, но обязательно по слогам. Послоговой способ чтения предполагает замедление процесса чтения и фиксацию внимания ребенка на том, каждый ли звук обозначен своей буквой. Ученикам так же разрешается помогать себе, выделяя карандашом слоги.

Следующий шаг самопроверки – поиск орфографических ошибок. Есть только один способ их найти – еще раз проанализировать слова на предмет наличия/отсутствия в них орфограмм. Это возможно, если ученик твердо знает их опознавательные признаки.

Затем следует определение правильности или неправильности выбранной буквы. Как это сделать? Снова определить тип орфограммы, то есть выяснить, на какое она правило, а затем это правило применить – решить орфографическую задачу. И с этих позиций оценить выбранную при письме букву или, если буква пока не выбрана и на ее месте оставлено окошко, его закрыть.

Как видим, пишущий повторно проходит все ступени решения орфографической задачи: от ее постановки до выбора буквы в соответствии с правилом. При этом он как бы поднимается на новый виток спирали: анализирует результат с высоты дважды осуществленного орфографического действия. В итоге ученик либо находит ошибку, зачеркивает неправильное написание и исправляет его, либо продолжает пребывать в сомнениях и выражает их, ставя над буквой «?».

Обратим внимание на такую существенную деталь: самопроверку ребенок должен проводить, что называется, с карандашом в руках. Почему? Формирование любого умственного действия должно начинаться с использования различных средств материализации. Именно поэтому обязательны способы фиксации результатов проверки: слоговые дуги (на начальных этапах обучения), точка под буквой (.) для обозначения всех орфограмм; вопросительный знак под буквой (?) для выделения сомнительных букв (если они уже написаны).

Есть ли основания у учителя рассчитывать на то, что такая трудоемкая процедура самоконтроля окажется действенной? Конечно. Обучающий эффект достигается за счет того, сто в работу одновременно включаются и речедвигательный, и слуховой, и зрительный анализаторы.

Кроме того, если проверка будет проведена по описанной технологии (с указанием всех орфограмм, повторным устным выполнением проверок и вопросительными знаками при появляющихся сомнениях), учитель получит полную информацию о степени сформированности всех орфографических умений.

А как действовать, если ошибка все же появилась, но не была замечена школьником в ходе проверки? Этот вопрос одинаково остро стоит и перед учеником, и перед учителем, поскольку каждый должен на ошибку отреагировать: педагог – исправлением, а ребенок – тем, что мы традиционно называем работой над ошибками. Общепринятый способ – зачеркнуть неверное написание и исправить – не способствует воспитанию у детей критичного отношения к написанному. Ведь, по сути, учитель нашел орфограмму, определил ее тип, выбрал и написал верную букву в соответствии с предписаниями правила.

Какие же способы правки выбрать, чтобы они работали на всех собственно орфографических умений, в том числе и умения осознанно контролировать правильность письма? Понятно, что при таком подходе способ исправления должен перейти в другое качество – стать способом показа ошибки. Вот несколько таких приемов:

  • подчеркнуть букву, место в слове или все слово, где допущено нарушение;
  • подчеркнуть слово, в нем выделить морфему с ошибкой;
  • подчеркнуть слово, в котором есть ошибка, а на полях условным знаком указать морфему, содержащую неверное написание;
  • привести на полях верную запись слова;
  • написать на полях верную букву;
  • на полях поставить знак ошибки, а рядом – указание на морфему или часть речи;
  • отметить только строку, где надо искать ошибку;
  • указать номер страницы, на которой сформулировано правило, дана рекомендация.

Чтобы выбрать способ исправления и подсказки, необходимо учитывать ряд факторов: возможности ученика, характер допущенной ошибки, момент обучения и т.д. При таком подходе помощь учителя становится адресной, поскольку учитывается уровень подготовки каждого ребенка и обеспечивает именно ему постепенное формирование необходимых умений.

Чтобы ученики имели ясные представления о том, что нужно делать для проработки каждой ошибки, целесообразно предложить памятку, которая обеспечит руководство их действиями. Один из возможных вариантов может быть таким:

  1. Найди ошибку, если она не показана.
  2. Определи, в какой части слова допущена ошибка; если эта часть не выделена, обозначь ее.
  3. Выпиши слово с окошком на месте той буквы, которая выбрана неверно.
  4. Реши, какое правило надо применить.
  5. Выполни нужные действия и вставь букву.
  6. Вернись к тексту, где была ошибка, и исправь ее.

Как видим, предписания памятки строго соответствуют структуре орфографического действия, благодаря чему памятка приобретает универсальный характер: она пригодна для работы над ошибками на любое правило.

Итак, подведем итог.

  1. Чтобы самоконтроль был эффективным и осознанным, необходимо обеспечить его мотивацию: если ты хочешь, чтобы твоя запись была понятной, нужно писать без ошибок и описок.
  2. Младших школьников необходимо приучать контролировать не только результат орфографического действия (написанное слово), но и ход его осуществления. О результатах самоконтроля по ходу письма сообщают окошки на месте пропущенных орфограмм.
  3. К действиям, из которых складывается процесс итогового орфографического самоконтроля (проверки), относятся: а) выявление всех орфограмм записанного текста; б) определение разновидностей орфограмм; в) отграничение написаний, в правильности которых уверен, от тех, которые вызывают сомнения; г) применение правил к сомнительным написаниям; д) в случае необходимости – исправление.
  4. Школьников нужно не только научить, но и приучить осуществлять названные действия. Достижению этих целей служат специальные памятки. Следуя их предписаниям, школьники ежеурочно приобретают опыт выполнения необходимых операций, в результате чего складывается умение осознанно контролировать правильность написанного.
  5. Чтобы повысить обучающий эффект работы над ошибками, необходимо специально выбрать способ их показа, не ограничиваясь простым исправлением.

Учет этих положений поможет успешному формированию способности проверять написанное, без которого не может быть полноценного орфографического умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографического самоконтроля.

Подборка материала о работе по формированию у учащихся  орфографической зоркости....

из опыта работы Формирование орфографического самоконтроля младших шкоьников

Систематическая работа по формированию самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений, навыков...

Статья "Формирование орфографического самоконтроля"

В статье приведены примеры заданий для отработки орфографической зоркости на уроках в начальной школе....

Формирование у младших школьников орфографической зоркости как базового орфографического умения

1.    Чего недостаёт в орфографической подготовке учащихся начальной школы.2.    Обучение сознательному пропуску букв как путь к безошибочному письму.3....

Формирование у младших школьников орфографической зоркости как базового орфографического умения

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются проблемы с чтением и письмом. Ребята оказываются «не в ладах» с русским языком, часто допускают орфографические ошибки. В ...

Формирование орфографической зоркости как базового орфографического умения

В статье описаны этапы работы по  формированию орфографической зоркости младших школьников...