урок русского языка во 2 классе по теме "Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Грязнова Елена Терентьевна

Урок направлен на обобщение знаний о фразеологизмах, учащиеся получили возможность научиться правильно употреблять фразеологизмы в речи, выполнили мини - проект "Нарисуй фразеологизм "На уроке использовано электронное приложение к учебнику русского языка УМК "Перспектива.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе. УМК «Перспектива»

Тема: Опять  фразеологизмы.

Цель урока:

  • расширить знания учащихся о фразеологизмах и их роли в русском языке.

Задачи:

  • продолжить знакомство с фразеологизмами, учить понимать их значение и правильно употреблять в речи;
  • совершенствовать коммуникативные умения учащихся;
  • способствовать формированию образности речи, воспитывать интерес к родному языку, истории и культуре русского народа;
  • создать условия для формирования в детях положительных качеств личности.

  1. Организационный момент.

Наш урок – урок секретов.

Сто вопросов – сто ответов.

Отвечай по одному,

И научишься всему!

2.Актуализация знаний

Посмотрите сценку Отрывок из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти»

Четырёхлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как – то странно вертеться.

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нету …

Почему Светлана не поняла маму? ( она не поняла фразу «оглянуться не успеешь»)

Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке7

Что такое фразеологизм?

  • Давайте уточним в словаре. « Фразеологизм - устойчивое выражение с самостоятельным значением» -  С.И. Ожегов.

3.Работа по теме урока.

Как вы думаете, откуда появились в нашей речи фразеологизмы?

(Сообщения подготовленных учеников.)

Игра «В двух словах»

- Подумайте, как можно сказать короче, используя фразеологизмы.

а)  Дядя Миша умеет все: он и на баяне играет, и рисует хорошо, и телевизор сам починить может, и модель ракеты сделает, и планер.

- Как можно назвать дядю Мишу? (Мастер на все руки)

б) Только что мы вспомнили о Викторе, а он тут как тут, пришел к нам.
- Что говорят в этом случае? (Легок на помине)

в) Егор напроказничал и скрыл свой проступок, поэтому остался безнаказанным.

- Как говорят в таком случае говорят? (Вышел сухим из воды)

г) Учитель объяснял новую тему урока, а Сережа все сидел, да в окно глядел, мечтал о чем-то.

- Как сказать иначе, чем был занят мальчик? (Ворон считал)

д) Бабушка решила испечь пирожки. Когда она открыла банку с мукой, обнаружила, что муки у нее очень мало. 

- Что сказала бабушка, о таком маленьком количестве муки? (С гулькин нос)

- Молодцы!

- Итак, для чего же нужны фразеологизмы?  (Чтобы сделать нашу речь более точной, выразительной и эмоциональной, живой и привлекательной.)

Работа с электронным приложением.

«Помоги паучку сплести паутину»

А теперь давайте выясним правила употребления фразеологизмов в речи.

Работать будем в парах. Переверните карточки, которые у вас на столе.

а) Попробуйте переставить слова в известных фразеологизмах:

 ждать у моря погоды

б) Замените устаревшее слово современным:

играть в бирюльки (настольная игра)

в) Измените число:

медведь на ухо наступил

- Удалось ли сохранить смысловое значение фразеологизмов? (Нет)

- Итак, сформулируем правила употребления в речи фразеологизмов.

- Существует несколько «нельзя» в употреблении фразеологизмов:

  • Слова во фразеологизмах нельзя переставлять местами. Нельзя сказать «Ни мясо, ни рыба»;
  •  Нельзя заменять устаревшие слова современными. Например: «как зеницу ока» нельзя заменить на «как зрачок глаза»;
  • Нельзя заменять число. Например, нельзя сказать «сбиться с ноги» вместо «сбиться с ног».

- Молодцы, ребята!

Работа над текстом.

А теперь попробуем помочь Незнайке правильно составить текст.

Фразеологический зверинец.

4.Рефлексия

Я работал(а):

        •  в  поте  лица

        • спустя  рукава

        • засучив  рукава

5.Итог урока.

Выбери правильный ответ, запиши в тетрадь.

1. Фразеологизм – это ….

а) сочетание слов           б) устойчивое сочетание слов

2. Определи фразеологизм

а) золотые часы             б) золотые руки

3. Труслив  как …

а) заяц                                б) баран

4. Что значит «за тридевять земель»?

а) близко                           б) далеко

5. У него зимой снега не выпросишь

а) щедрый                        б) жадный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»

Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...