Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Развитие умения определять способы обозначения мягкости согласных на письме
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Образовательная система "Школа 2010", русский язык, 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_1.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Развитие умения определять способы обозначения мягкости согласных на письме

Ход урока

I. Организационный момент

II. Чистописание

                Дд        до да де ду дь

III. Словарная работа

      Д…РОГА  

1. Отгадай загадку. Запиши слово.

Вьется лента через лес

И доходит до небес.

2. Прочитай

Дорога – узкая полоска земли, по которой движутся машины, идут люди.

        К истокам слова. Чтобы проложить дорогу, нужно расчистить полоску земли от деревьев, кустарников, дёрна. Видимо, поэтому слово дорога образовалось от дорг, дёргать – «Продранное в лесу пространство, полоска земли, с которой выкорчеван лес».

3. Подберите и запишите однокоренные слова. Обозначьте орфограмму.

        Дорога,_______________________________

                Дорога, дорожка, дороженька, дорожный, бездорожный, подорожник, придорожный, железнодорожный.

4. Когда так говорят?

Стать поперек дороги

Действовать самостоятельно

На дороге не валяйся

Не достается даром, без усилий, без труда

Идти своей дорогой

Быть препятствием кому-либо,

 в чем-либо мешать

IV. Входная диагностика

                1. Напишите только те согласные, после которых не пишутся гласные ы, я, ю.

2. Запишите по одному слову с сочетаниями чу, щу, жи, ши, ча, ща.

3. Спишите вставляя пропущенные буквы.

Сам погибай, а товарищ… выручай.

Ж…ть – Родине служ…ть.

А по улице скач…, я верёвочку верч… . (А.Барто)

Уч…ник Юра Ч…йкин реш…л задач… .

V. Введение в новый раздел

1.Беседа. Повторение.

  • На какие две группы делятся звуки?
  • Какие могут быть гласные звуки? (ударные и безударные)
  • А согласные звуки? (твердые и мягкие, глухие и звонкие)
  • Какие буквы не обозначают звуков? (ь и ъ)
  • Какую роль выполняют буквы ь и ъ в словах?

2. Работа с учебником

                Рассмотрите новый кадр «фотопленки» на странице 112. Прочитайте  название раздела. «Правописание букв ъ и ь».

VI. Объяснение нового материала        

  • Сегодня мы вспомним, как можно обозначать мягкость согласных на письме.

1. Упражнение 185

  • Прочитайте слова.
  • Подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.
  • Какими буквами обозначена мягкость согласных?

Милый, мебель, зелёные, любить, зяблик.

м

и

л

ы

й

м

е

б

е

л

ь

з

е

л

ё

н

ы

е

л

ю

б

и

т

ь

з

я

б

л

и

к

  • В каком слове гласная буква е не обозначает мягкость согласного?
  • В каких словах буква е обозначает мягкость согласного?
  • В каком слове все согласные звуки мягкие?
  • В каких словах мягкость согласных на письме обозначена буквой я? ю?
  • Какой еще буквой может обозначаться мягкость согласных?

Вывод:

Мягкость согласных звуков на письме обозначают

гласные буквы е, и, ё, ю, я и буква ь.

2. Выпишите сначала те слова, в которых мягкость согласных обозначена гласными буквами, а потом те, в которых мягкость согласных обозначена буквой ь.

        Люстра, песня, вишня, пальто, морковь, крепость.

  • Какое слова написали дважды? Почему?
  • Обозначьте точками (зелеными, синими, красными) соответствующие звуки.

VII. Динамическая пауза

VIII. Первичная диагностика

  1. Подберите и запишите слова, в которых мягкость согласных обозначена    гласными буквами.
  2. Выпишите из словаря 4 таких слова, чтобы в них было не менее двух мягких согласных звуков, а их мягкость на письме была обозначена гласными буквами. Обозначьте звуки соответствующими точками. (береза, рябина, сегодня, ребята…)
  3. Разделите эти слова на слоги

Работа в группах

4. Игра «Четвертое лишнее»

Нужно найти, какое слово является лишним и почему.

  • Лес, пень, ель, лист (три решения)
  • Лес, пень, зверь, ель (три решения)

Ответы: ель – йотированный е; лист – четыре звука, лист – гласный и; зверь – четыре звука; лес – твердые согласные; зверь – пять букв.

Самоконтроль по всем вопросам. Оценка группы

Зеленый кружок –  я активно участвовал в работе группы, с заданиями справился успешно. Я очень доволен!

Желтый кружок – на уроке не все задания оказались такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!

Красный кружок – задания оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!

п/п

Вопросы

Самоконтроль

Оценка группы

1

Как обозначается мягкость согласных на письме? Приведите примеры.

2

Когда гласные е, и, ё, ю, я не обозначают мягкость согласного на письме?

3

Назовите по одному слову, когда гласные е, и, ё, ю, я не обозначают мягкость согласного на письме

4

Когда гласные е, и, ё, ю, я на письме обозначают два звука?

5

Назовите по одному слову, когда гласные е, и, ё, ю, я на письме обозначают два звука?

5. Игра «Посчитаем»

Вот идут они гуськом

Вдоль лесных дорожек:

Ёж-отец, ежиха-мать

И ребёнок – ёжик.

  • В каких подчеркнутых словах число звуков и букв одинаково?
  • В каких словах звуков больше, чем букв? Почему?
  • В каких словах букв больше, чем звуков? Почему?
  • Какие еще слова вы знаете, где  звуков больше, чем букв? Напишите.
  • Какие еще слова вы знаете, где  букв больше, чем звуков? Напишите.

IX. Рефлексия. 

- Вам понравился сегодняшний урок?

- Что нового вы сегодня узнали?  

- Что было трудным на уроке?

        - А что интересным?

        - Отразите свои успехи в листе самооценки.

Зеленый кружок –  я активно участвовал в работе группы, с заданиями справился успешно. Я очень доволен!

Желтый кружок – на уроке не все задания оказались такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!

Красный кружок – задания оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!

Лист самооценки

п/п

Вопросы

Самоконтроль

Оценка

учителя

1

Объясняю, как обозначается мягкость согласных на письме

2

Использовал правило, чтобы обозначать мягкость согласного на письме

3

Выполнял звуко-буквенный анализ слов

4

В группе помогал подбирать слова из словаря, чтобы в них было не менее двух мягких согласных звуков, а их мягкость на письме была обозначена гласными буквами

5

Внимательно слушал учителя и одноклассников, активно работал на уроке, правильно отвечал на вопросы

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по программе "Школа 2100" "Способы обозначения мягкости согласных на письме" 2 класс

Урок русского языка 2 класса начала II полугодия. Урок из раздела повторение изученного в первом классе, идет отработка изученных правил и их применение на практике. На уроке проводится работа по всем...

Конспект урока по русскому языку по программе "Школа 2100" "Способы обозначения мягкости согласных на письме" 2 класс

Урок русского языка 2 класса начала II полугодия. Урок из раздела повторение изученного в первом классе, идет отработка изученных правил и их применение на практике. На уроке проводится работа по всем...

Конспект группового логопедического занятия на тему: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.

Конспект группового логопедического занятия. Тема: Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (с помощью гласных II ряда). Дифференциация твердых и мягких согласных.Он ориентирован на...

Разработка урока русского языка 2 класс "Школа России" по теме "Способы обозначения мягкости согласного на письме"

Урок разработа в форме монопроекта. Дети открывают новые знания,через работу с природоведческим материалом,  выполняя в группах странички коллективного проекта  о северных животных....

Урок русского языка во 2 классе " Способы обозначения мягкости согласных на письме. на письме"; УМК "Школа России"

Разработка урока русского языка во 2 классе напрвлена на работу в рамках внедрения ФГОС. В ходе урока используется метод создания минипроекта в группах. На основе материала о северных животных, учащим...

Урок русского языка во 2 классе " Способы обозначения мягкости согласных на письме. на письме"; УМК "Школа России"

Разработка урока русского языка во 2 классе напрвлена на работу в рамках внедрения ФГОС. В ходе урока используется метод создания минипроекта в группах. На основе материала о северных животных, учащим...