Открытый урок во 2 классе на тему: "Корень как общая часть родственных слов"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок спланирован и проведен по природосообразной технологии образного креативного чтения и письма,  в соответствии с авторской программой по русскому языку для 2 класса Т.Г.Рамзаевой, в соответствии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок «открытия» нового знания. Цель урока: создать условия для формирования представлений о корне как общей части родственных слов. Цель и задачи поставлены в соответствии с требованиями программы, с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

к ак общая часть Корень р одственных слов

Слайд 2

Думай, да чтобы не передумывать

Слайд 5

Родственные слова Общая часть Общее значение

Слайд 6

Какое слово лишнее в группе родственных слов? левый – левша – лев в одитель – вода – водный д ело – делить – деловой ж елтый – желток - железо

Слайд 7

Какое слово лишнее в группе родственных слов? дети – малыши – детишки м ороз – холод – холодный дорога - тропа - тропинка

Слайд 8

рос Сказка «Спор корней»

Слайд 9

гор а гор ный гор ка гор истый гор няк -гор- корень родственные

Слайд 10

Что такое корень? Корень – общая часть родственных слов. Поэтому родственные слова иначе называются однокоренными. В корне заключён смысл слова. От корня образуются новые слова.

Слайд 11

АЛГОРИТМ Чтобы найти в слове корень , нужно: 1. Сравнить несколько родственных слов по смыслу. Выделить в них общую часть – корень.

Слайд 12

Давайте вырастим своё дерево из слов Вода, листья, водичка, листок, сила, силач, водяной, сильный, лиственный -вод- -сил- -лист-

Слайд 13

Проверь себя Вода, листья, водичка, листок, сила, силач, водяной, сильный, лиственный -вод- -сил- -лист- вода водичка сила силач листья листок водяной сильный лиственный

Слайд 14

Проверь себя! Поле гречихи похоже на ковер цветов. На цветы гречихи слетаются пчелы. Гречишный мед очень хорош. Из зерна гречихи получают гречневую крупу. Эта крупа вкусная и полезная.

Слайд 17

Сегодня на уроке: 1. Я научился… 2. Я смог… 3. Мне понравилось… 4. Было трудно…

Слайд 18

Домашнее задание: Выучить правило на странице 43, упражнение 293.

Слайд 20

-сол- рассол солёный посолил соль солонка соленья солончак соль



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Климова Ольга Вячеславовна, учитель начальных классов Частного общеобразовательного учреждения «Лицей-интернат № 5 открытого акционерного общества   «Российские железные дороги» г. Красный Кут.

      Русский язык.   Автор учебника Т.Г. Рамзаева.

Природосообразная технология образного креативного чтения и письма.  Автор А.М.Кушнир.

Класс: 2

Тема: «Корень как общая часть родственных слов».

Дидактическая цель:  создать условия для формирования представлений о корне как общей части родственных слов.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Задачи по содержанию:

- формирование знаний о признаках однокоренных слов, корне как общей части родственных слов;

- развитие познавательного интереса, умения сравнивать слова, подбирать однокоренные, выделять общую часть родственных слов – корень, сопоставлять, классифицировать изученные объекты по заданным критериям,  устанавливать  аналогии, обобщать, делать выводы;

- воспитание доброжелательного отношения друг к другу, старания, усидчивости.

Методы обучения: деятельностный подход в обучении, словесный, наглядный, метод анализа и сравнения.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

Средства обучения для учителя: учебник. Т.Г. Рамзаева. Русский язык. 2 класс. Часть 2 – М. :Дрофа, 2016г., О.И.Дмитриева, О.В.Казакова. Поурочные разработки к учебнику Т.Г.Рамзаевой. Москва «Просвещение». 2014г.,  мультимедийная презентация, карточка-задание, памятки;

                                 для обучающихся: учебник. Т.Г. Рамзаева. Русский язык. 2 класс. Часть 2 – М. :Дрофа, 2016г. , зачетная тетрадь «Тематический контроль знаний». В.Т.Голубь. Русский язык. 2 класс. М – Книга, Воронеж,2016 г.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Самоопределение к деятельности.

- На доске  и экране написана пословица:

Думай, да чтобы не передумывать.

- Как вы понимаете эти слова?

- Что на уроке самое главное?

А мы продолжим изучать тему «Родственные слова», и узнаем много нового и интересного.  

Ученики объясняют смысл пословицы и настраиваются на получение новых знаний. Делают вывод: на уроке нужно думать, прежде чем ответить, хорошо работать и узнать много нового по изучаемой теме.

Личностные: формирование интереса к новым знаниям.

Познавательные: формирование умения объяснять значение пословиц  и соотносить их смысл с повседневной жизнью.

Коммуникативные: формирование умения выражать свои мысли в соответствии с заданными условиями.

Регулятивные: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.

II. Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности

  1. Подготовка к списыванию.

- Текст  для списывания:

    Поле гречихи похоже на ковер цветов на цветы гречихи слетаются пчелы гречишный мед очень хорош  из зерна гречихи получают гречневую крупу эта крупа вкусная и полезная.

- Прочитайте задание к тексту.

- Прочитайте текст про себя.

- Какое первое задание? (определить границы предложений)

- Как оформляются предложения на письме? Правило.

- Прочитайте получившийся текст.

- Назовите тему текста.

- Какова основная мысль этого текста?

- Назовите трудные для списывания слова. Чтение их «резиновыми» губками с проговариванием.

  1. Списывание. (Посадка)
  2. Самопроверка. Поставьте «+» на свою шкалу самооценки, если вы были внимательны и не допустили ошибок.
  3. Физминутка (под музыку)

  1. Родственные слова.

КАРТОЧКА

-  На доске слова:

Гора, речной, стол, горный, полка, столовый, речка, мороз, полевой, холодный.

-  С этими словами будет работать группа ребят II ряда. Но выходить к доске они будут парами, как сидят за партой. Как только первая пара закончит свою часть задания, вторая пара их проверит, а только потом начнет выполнять свою часть задания. Проверяете-выполняете.

- Помните, как работать в паре. (Слайд)

6) Остальным ученикам II и III ряда предлагается повторить пройденный материал:

- На прошлом уроке вы познакомились с родственными словами.

- Какие слова называются родственными? (Правило)

Памятка.

7) Задание на экране:

- Найди лишнее слово в ряду родственных слов.

- Кто отвечал по экрану, поставьте «+» на свою шкалу самооценки.

8) Проверка работы по КАРТОЧКЕ.

Задание – как выполнили. Доказать.

Правила: - что такое имя существительное? – что такое имя прилагательное?

Поставьте «+» на свою шкалу самооценки.

- А как вы думаете можно ли по- другому назвать родственные слова?

1) Обучающиеся знакомятся с текстом для списывания,  определяют границы предложений, повторяют правило оформления предложений на письме, определяют тему текста, называют основную мысль текста.  Проговаривают трудные  для списывания слова.

2) Обучающиеся списывают текст.

3) Осуществляют самопроверку.

4) Осуществляют самооценку.

Дети самостоятельно проводят физминутку.

Обучающиеся II ряда самостоятельно, по парам, выполняют задания Карточки на доске.

Учатся работать в паре, в группе.

Повторяют правило

-  какие слова называются родственными?

Обучающиеся I и III рядов работают с экраном, повторяют пройденный материал. Называют лишнее слово в ряду слов, доказывают правильность своего ответа.

Группа учеников озвучивают выполненное задание, доказывают правильность его выполнения.

Фиксируют возникшее затруднение.

Личностные: воспитание старания, усидчивости, внимания.

Познавательные: формирование умения извлекать информацию из предложенного текста;

 анализ объектов, выбор критерия анализа слов, проведение сравнения, обобщения, классификации слов, выявление затруднения;

применение знаний о признаках родственных слов.

Коммуникативные: развитие умения с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с заданными условиями, сотрудничество со сверстниками в группе, в паре.

Регулятивные: осуществление пошагового контроля своих действий, овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.
 Самопроверка,  взаимопроверка, самооценка.

III. Постановка учебной задачи

1) Сказка «Спор корней»

2) - Сколько значений слова «корень» представили ребята?

Слово «корень» имеет несколько значений, это слово многозначное. (Слайд)

-Как вы думаете, какого участника спора мы оставим на уроке? Почему?

- Чему мы сегодня еще научимся на уроке?

Из сказки, представленной самими детьми, узнают несколько значений слова «корень»

Формулируют тему и цель урока.

Регулятивные: выделение и осознание детьми ранее изученного и новых знаний, целеполагание.

Познавательные: анализ слова «корень», установление его многозначности.

Коммуникативные: участие в учебном диалоге,  представление своей роли в учебной сказке, построение монологических высказываний.

IV. Построение проекта выхода из затруднений («открытие»).

1) - Что он нам сообщил, рассказывая о себе?

- Что можно образовать из одного корня?  ( много слов)

- Какие это будут слова? (родственные или однокоренные)

2) – Что такое корень? (слайд)

    - Как найти в слове корень? (слайд)

Ученики обсуждают, приходят к выводу, что родственные слова можно также назвать однокоренными, так как они образовались от одного корня.

Личностные: воспитание положительного отношения к процессу познания.

Познавательные: развитие умения обсуждать, структурировать знания, сопоставлять объекты познания, делать выводы.

Коммуникативные: развитие умения объяснять, достаточно четко выражать свои мысли; осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

1) - Сформулируйте и проговорите правило: что такое корень?

- Как найти в слове корень? (Алгоритм рассуждения)

2) Выделите корень в словах на доске.

Формулируют правило:

1. Слова, имеющие общую часть и общее значение,  называются родственными.

2. Корень-это общая часть  родственных слов. Поэтому родственные слова иначе называются однокоренными.

Выделяют корень в рядах однокоренных слов на доске.

Регулятивные: контроль способа действия, оценка своей деятельности и окружающих.

 Познавательные: формирование умения обобщать полученную информацию, систематизировать, выбирать способ действия в зависимости от конкретного условия, делать выводы.

Коммуникативные: формирование умения строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Работа с текстом для списывания:

- Найдите и подчеркните в тексте слова родственные однокоренные слова, выделите корень.

-Фронтальная проверка выполнения задания.

- Самопроверка.

Поставьте «+» на свою шкалу самооценки.

 Ученики подчеркивают слова: гречихи, гречишный, гречневую.

Выделяют корень.

Ставят «+» на шкалу самооценки в случае правильного выполнения задания.

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации. Регулятивные: соотнесение результата выполнения с заданным эталоном, обнаружение отклонений, коррекция, самооценка.

VII. Включение в систему знаний и повторение

- Давайте вырастим свое дерево из слов. (Слайд)

Выберите однокоренные слова с корнем  -вод-  ,  -сил- ,-лист-     из предложенных слов.

- Докажите, что эти слова родственные или однокоренные.

- Выделите корень.

(Можно записать на доске по рядам)

- Самопроверка по экрану.

Поставьте «+» на свою шкалу самооценки.

Обучающиеся составляют ряды однокоренных слов с корнем  -вод-  ,  -сил- ,-лист- устно или у доски.

Выполняют самопроверку по предложенному образцу на экране.

Ставят на полях «+», если нет ошибок и замечаний.

Личностные: воспитание внимания, старания.

 Познавательные: формирование умения применять полученные знания в новой учебной ситуации.

Регулятивные: развитие умения контролировать свои действия и действия одноклассников, самооценка действий, коррекция.

VIII. Рефлексия деятельности.

  1. – Что нового узнали о родственных словах? УЗНАЛ…..(Экран)

– Что было самым сложным?

- Что интересным?

- Посчитайте «+» на своей шкале самооценки.

- Поднимите руку, кто доволен собой?

- Кто не очень?

2) Домашнее задание: Выучить правило на странице 43, упражнение 293. Прочитайте задание. Есть ли у вас вопросы по его выполнению?

  1. Оценивание работы детей на уроке.

На уроке УЗНАЛИ новое ………….

Было сложным……….

Было интересным………….

Я доволен своей работой на уроке…………

Я буду стараться…………..

Личностные: осознанная самооценка.

Познавательные: структурирование знаний и объектов познания, обобщение.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выразить свои мысли в соответствии с заданными условиями.

Регулятивные: оценка  и анализ деятельности на уроке,  выделение и осознание учащимися того, что

усвоено, качества усвоения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме "Корень как общая часть родственных слов"

план урока содержит педагогическую цель, планируемые результаты обучения, универсальные учебные действия...

Презентация по русскому языку "Разграничение разных слов и форм слова. Общая часть родственных слов"

Презентация по русскому языку "Разграничение разных слов и форм слова. Общая часть родственных слов"2 классПНШ...

Конспект урока по русскому языку «Общая часть родственных слов (корень)» 2 класс (УМК «Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова»)

Цели деятельности учителя:  формирование понятия о корне как общей части основ родственных слов; знакомство с понятием «корень»; формирование умения находить корень.Пла...

Конспект урока по русскому языку. Тема "Корень как общая часть родственных слов"

ФИО учителя: Даридаева Гэрэлма ГалсановнаКласс: 2 «А»Предмет: Русский языкТема: Корень как общая часть родственных слов.Цель: Создание условий  для  формирования понятия корень и...

Урок русского языка по теме "Однокоренные слова. Родственные слова. Общая часть родственных слов."

Архив содержит: конспект урока русского языка по теме "Однокоренные слова. Родственные  слова. Общая часть родственных слов.", презентацию, таблицы для схемы, материал для работы в малы...

Технологическая карта по русскому языку на тему "Корень как общая часть родственных слов".

Тип урока: комплексное применение знаний и умений (урок закрепления)Цель: закрепление знаний учащихся о родственных словах, о понятии «корень слова»;Задачи:Образовательная:-закрепить умени...